Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,



Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.

Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефес и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному

И не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры нежели Божие назидание в вере.

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры.

От чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие,

Желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,

Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,

Для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,

По славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,

13. меня, который прежде был хулитель и гонитель, и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;

Благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.

Но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,

19. имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере;

Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

Глава 1.

       1-2. Как в послании к Титу, так и здесь, передавая апостольские полномочия Тимофею над Ефесскою Церковью, Св. Павел в приветствии указывает на свою власть Апостола, по повелению Бога Отца и Иисуса Христа, надежды на спасение Христиан, и в силу этой власти он предает власть над Церковью Тимофею, истинному сыну своему по вере Христовой, моля Бога Отца и Господа нашего Христа Иисуса даровать ему благодать, чтобы она постоянно пребывала на нем, помилование, если в чем погрешит, и мир с самим собой и со внешними.

       II . Начало послания и предмет (1, 3-7).

       3-4. Уходя в Македонию по нуждам тамошних Церквей, и оставляя Тимофея, возлюбленного сына своего, в Ефесе, Святой Павел видел труды и опасности, какие должен был встретить Тимофей, оставшись в Ефесе. Почему и не повелевает ему властно: останься, но умоляет его остаться, чтобы это было делом его собственного желания, которое могло придать ему более силы к перенесению трудов и опасностей и устранить всякую возможность ропота. Он просил Тимофея не навсегда остаться одному в Ефесе, а только на некоторое время пребыть – собственно – переждать, перебыть немного без Св. Павла, который имел намерение скоро возвратиться сюда (3, 14-15). Оставивши Тимофея в Ефесе, он наказал ему, что он должен здесь сделать, именно – увещать и некоторых, конечно, известных Тимофею, чтобы они держались одного истинного Евангельского учения, а не учили иному мудрованию человеческому, которое Св. Павел называет баснями, напр., толкование обрядовых законов талмудистами, или бесконечными родословиями, о происхождении богов, ангелов, евреев от их предков. Об этих баснях и родословиях толкуют до бесконечности, потому что они запутаны, не имеют определенности, так что их трудно схватить умом. (Св. Злат.). Поэтому они раздражают только пытливых и порождают изыскания и исследования, делая их предметом веры, отчего происходят больше споры, чем назидание в вере: «ибо где есть вера, там не нужно исследование, - исследование – разоряет веру; невозможно, чтобы верил тот, кто занимается исследованием веры» (Св. Злат.). – Чем же Святой Павел советует заниматься?

       5. Ты же, говорит, поставь себе целью своих увещаний насадить в пасомых не пытливость в басне и родословиях, производящую только споры и ссоры, а любовь не плотскую – эгоистическую, а чистую – христианскую, исходящую от чистого сердца, согласную с доброю совестью и подкрепленную нелицемерной верой; потому что без веры не чем поддержать самоотвержения, к которому неизбежно влекут человека и дела, и труды любви, уклонение же от этой цели ведет к худым последствиям.

       6-7. Некоторые, говорит, не туда направляя свои учительские труды, уклонились – сбились с прямой дороги, направились в сторону – в пустословие к басням о законе и родословиях. Они вздумали учить исполнению протолкованного талмудистами закона, когда время закона уже прошло, и учить этому, значит, попусту терять время – пустословить. Они не знают, что говорят – не знают ни цели закона, ни времени, до которого ему предназначено иметь силу. Если бы они знали закон, то увидели бы, что он ведет только до Христа, а, между тем, они настойчиво утверждают, что без соблюдения закона невозможно спастись и даже при вере во Христа.

       III . Правила в руководство Тимофею, при исполнении возложенного на него Архипастырского дела.

       В основу своих правил Св. Павел кладет мысль о том: 1) чему учит всех вообще христиан; и на этом основывает правила: 2) какие порядки следует заводить и содержать среди пасомых (II-III, 13) и 3) как на них действовать и руководить (III, 14-VI, 19).

       1) Чему надо учить всех?

       А) О вере в Господа Иисуса, пришедшего в мир грешников спасти (1, 8-20).

       Св. Павел выясняет здесь, что, а) время закона уже прошло (ст. 8-10), б) настало время Евангелия, которое ему вверено (ст. 11-14), почему в) хотящий спастись должен веровать в Господа (ст. 15-17), г) об этом и завещает Тимофею учить (ст. 18-20).

       а) Время закона уже прошло (1, 8-10).

       8. Мы, христиане, знаем, что закон Моисеев добр, но не безусловно, а под таким только условием, если пользуются им законно – в духе самого закона. А по духу своему закон есть пестун во Христа, он – тень, тело же Христос: следуй ему, - и дойдешь до Христа, обетованного Избавителя. Вот как законно пользоваться законом. А утверждать, что закон сам по себе имеет спасительную силу, - значит не понимать закона, пользоваться им незаконно. Итак, закон законно пользующихся им приводит ко Христу под иго благодати, а незаконно пользующихся им – к осуждению.

       9-10. Кого закон приводит ко Христу, тот, получает оправдание – праведность чрез веру, в благодати Св. Духа, данной ему при крещении, находит руководственное начало для своей жизни и становится свободным от ига закона. А кто думает найти оправдание в самом законе, тот подлежит его осуждению за разные свои грехи, которые Апостол далее и перечисляет, начиная с общих и кончая частными. Таковы: беззаконники – нарушающие бесстрашно нравственный закон, непокорные – неподчиняющиеся заведенным порядкам гражданским и общежитейским, живущие по своей воле – по самозаконию; нечестивые – нарушители заповедей по отношению к Богу, не имеющие страха Божия и не чтущие ничего священного, грешники – нарушители заповедей к себе и ближним. Эти последние в отношении к другим нарушают всякую правду, чтобы удовлетворить своим похотям и чрез это оскверняют себя. Апостол и называет их поэтому – неправедными и скверными. По этим двум видам распределяются и следующие перечисления беззаконников. К неправедным относятся – отца и матери досадители – сильно бьющие своих родителей; разбойники – насильники, клеветники, лжецы, клятвопреступники. К осквернителям отнесены разного рода блудники. На таких (указанных выше), и, вообще, на всех тех лежит иго закона, которые в каком бы то ни было отношении живут противно здравому учению, или здравым правилам святой и праведной жизни. Закон затем и лежит на них, чтобы обличая, грозя и сокрушая, привести их в сознание своей болезни и опасности от нее и чрез то побудить обратиться к единому Врачу – Христу и Его врачевству.

       б) настало время евангелия (1, 11-14).

       11. Теперь настало время Евангелия – благовестия, которое возвещает новый путь спасения – верою и благодатью чрез веру, не только оправдывающей верующего, но и облекающей его духовною славой, а в будущем веке обещающей облечь его еще и видимою дивною славою. Такой славный путь ко спасению даровал блаженный Бог – всеблаженный в Себе, благоволивший создать разумные твари для участия в этом блаженстве и уклонившихся возвратить к этому проповедью славного Евангелия. Поэтому естественно, что праведнику закон уже не нужен – не лежит. Этот же дивный способ спасения и вверено возвестить Св. Павлу, как Апостолу, по призванию Божию.

       12. Что Евангельский путь спасения от Бога, Св. Павел доказывает самим собою: он был строгим ревнителем закона; но Иисус Христос не оставил его на этом пути, а призвал к вере, дал благодатные силы – уверовать в Него, как в Господа Нашего, и нашел его верным – достойным вверить ему служение Апостольское. Это он глубоко чувствует и благодарит Бога. А кто он был, когда ревновал по закону?

       13-14. Я, говорит, строгий ревнитель закона, был на самом деле хулителем Господа Иисуса – Богохульником. И не в себе только укрывал это зло, но еще преследовал тех, которые хотели жить благочестиво; бранил и поносил всячески и веру, и верующих. «За это я достоин был всякого наказания, но не наказан, потому что помилован». (Св. Злат.). А помилован потому, что делал это по неведению: я не ведал, что, преследуя Христиан, я восставал против Бога и разорял дело Его, ибо не веровал, что Иисус Христос есть Бог и евангельское домостроительство, заменившее закон, есть дело Божие. Я не только помилован, но и получил еще благодать от Господа Иисуса Христа и в призвании к христианству, и в прощении грехов, и, особенно, в призвании к Апостольству. Здесь Св. Павел указывает как бы путь роста благодати – сначала – призвание к вере, потом по вере любовь и, наконец, вера и любовь создают из его сердца как бы пространнейший сосуд для вмещения высших даров Духа. И виновником всего этого был Иисус Христос, а не закон (Св. Злат.).

       в) Почему, если хочешь спастись, веруй в Господа Иисуса (ст. 15-17).

       Иисус Христос затем и пришел, чтобы грешников спасти, и иного пути к спасению нет (ст. 15). Образцом такого помилования служит сам Св. Павел (ст. 16-17).

       15. Верно, истинно и всякого принятия достойно – без малейшей тени сомнения и колебания, слово о том, что Христос Иисус пришел в мир от Отца (Иоан. 16, 28), чтобы призвать не праведников, а грешников к спасительному покаянию (Мф. 9, 13), как сказал Господь Спаситель. И, действительно, все покаявшиеся и уверовавшие во Христа, вследствие проповеди Апостольской об этом, спасались. И сам Св. Павел, хулитель, гонитель Иисуса Христа – богохульник злой, - первый из грешников, достойный жестокого осуждения, покаялся, уверовал в Господа Христа и был помилован и спасен Им. И это для того, чтобы быть ему образцом помилования для всех грешников.

       16. Я, говорит, столько грешен, что Господь, долго терпя меня мне, истощил на мне все Свое долготерпение. И это Он сделал не потому, чтобы нашел что-либо достойное во мне, но потому, что никто больше меня не давал возможным представить в себе больший образец помилования, дабы всякий грешник, смотря на помилование меня, не колебался, что и он будет помилован, и смело приступал веровать в Господа, в несомненной надежде, что и он получит жизнь вечную. Ибо надежда жизни вечной есть неотъемлемая принадлежность веры в Господа Спасителя. Вера в Него есть таинственный путь к восстановлению падшего, которое тотчас и начинается в нем вместе с рождением веры. Но зреет оно в нем большею частью тайно, дабы во всей красе явиться в будущей жизни. За такой способ спасения людей Св. Павел и славословит Господа.

       17. Созерцая премудрость и благость Божии в том, что, по отменении закона, Он открыл свободный путь к спасению в Господе Иисусе для всех желающих веровать в Него и спастись, Св. Павел славословит Бога: честь и слава Богу, благоволившему спасать грешников! При этом он называет Бога царем веков, нетленным, невидимым, дабы все знали, что Он, как нетленный – имеющий в Себе Самом жизнь не прекращающуюся и не истощающуюся, даст такую же и верующим; как Царь веков – даст вечную жизнь, а как невидимый – такую, подобия которой не найдем ни в чем видимом. Он называет Бога премудрым, ибо сам созерцает величайшую премудрость в устроенном им дивно-премудром домостроительстве спасения. Честь и слава – Божеское поклонение и славословие да воздастся за все это Триединому Богу!

       г) Вот о чем учит завещаю тебе (1, 18-20).

       18-19. Вот это завещание – уклоняться от всяких суесловий и учить, что спасение только в Господе Иисусе, для чего Он и в мир пришел, Св. Павел и передает духовному сыну своему Тимофею, чтобы он строго хранил его и руководился им, как епископ церкви Ефесской, избранный и поставленный согласно бывшим о нем пророчествам, известным и Св. Павлу и Тимофею. Поэтому он и должен управлять Церковью согласно с этими пророчествами: воинствовать согласно с ними, как добрый воин. Управление Церковью, охранение верных с руководством их в деле спасения Апостол сравнивает с ведением войны или завоеванием. Ибо здесь непрерывная борьба с неверием, суеверием, неприязнью, война и с людьми, и с темною силою, восстающую против истины чрез людей. Кто должным образом ведет борьбу с ними, ради спасения людей, тот добрый воин, для чего он должен иметь веру и добрую совесть, - веру в Бога Творца, Промыслителя и Спасителя, добрую совесть, обнаруживающуюся в хорошей жизни, - в любви, целомудрии и правде. Без доброй совести и сама вера колеблется и погасает. «Когда жизнь становится достойной осуждения, тогда возникает такое же учение для оправдания порочной жизни. И можно видеть многих, которые ниспали в бездну грехов, совратились в язычество. Для того, чтобы не терзаться страхом будущего суда, они стараются убедить себя в душе, что угрозы те ложны. Такие умствования производят кораблекрушение в душе, а вера есть некотором смысле надежный корабль, и уклоняющиеся от него неизбежно терпят кораблекрушение, чему Апостол указывает и пример» (Св. Злат.).

       20. Так, от не доброй совести и жизни потеряли веру в Ефесе некоторые христиане, из них особенно двое – Именей и Александр дошли даже до богохульства. – Св. Павел лично предал их во власть сатаны, отлучив от Церкви, хранимой благодатью Св. Духа, но не для того, чтобы они окончательно погибли, а, чтобы, среди мучений (напр. болезней) познали свои заблуждения и научились не богохульствовать, как было с Коринфским кровосмесником, тоже преданным сатане Св. Павлом и потом раскаявшимся, и снова принятым в Церковь (1 Кор. 5, 4; 2 Кор. 2, 6. 8).

 

Глава 2.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!