Никого не злословить, быть не сварливыми, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.



3. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий 2), жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.

Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,

Он спас нас не по делам праведности, которые мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,

Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего,

Чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

Слово это, верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.

Глупых же состязаний и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.

Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,

Зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден.

Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.

Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка.

Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.

15. Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере 3). Благодать со всеми вами. Аминь.

       г) В чем достоинство Христианина как гражданина? (III, 1-2).

       Если рабство тяготило отдельных лиц – рабов, то зависимость от языческой власти тяготила большую часть Христиан, считающих себя искупленными от рабства Христом и Его исключительно рабами. Отсюда происходили волнения, возмущения христиан, особенно из Иудеев, против властей в разных Христианских Церквах. В это время происходили сильные волнения в Иудее, направленные против Римской власти – против повиновения ей, что не могло, конечно, не отразиться на всех Иудеях и в прочих странах. Были волнения эти и на Крите. Апостол не редко в своих посланиях (Рим. 13, 1-7) разъясняет христианам, что подчинение властям есть подчинение Богу, установившему власть не для добрых, а злых. Так и здесь. Апостол вменяет в обязанность Титу и в лице его пастырям Критской церкви внушать пасомым повиноваться поставленным от Бога властям и делать добро, чтобы не бояться их.

       Глава 3.

       1-2. Св. Павел, насаждая веру Христову и уча новой – святой жизни по требованию веры всюду заводил новые порядки для этой новой духовной жизни, но нигде не восставал против заведенных уже порядков гражданской жизни. Тяжелы они были для принявших веру Христову, но он облегчал их тяжесть тем, что возводил учреждение их к Богу, поэтому повиновение властям относил к повиновению самому Богу и это ставил христианам в число их добродетелей. Тем же, которые забывали это, повелевает Титу напоминать, что их, как христиан, учили повиноваться и сердечно покоряться всякой гражданской власти – и большой – владеющим и малой – начальствующим (ср. Рим. 13, 1), чтобы все видели, что христиане готовы на всякое доброе дело, к которому приглашают их власти, но только на доброе, а не на худое. Какие это добрые дела в гражданской жизни, Св. Павел разъясняет далее: учи, говорит, чтобы христиане никого не злословили – ни о ком не говорили худо; ибо поток злых речей есть яд, разъедающий союз доброго сожительства, и не дело человека судить и осуждать другого, это дело Божие (Рим. 14, 10); чтобы христиане не были сварливыми – не заводили ссор, споров и судов и не воздавали злом за зло (Мф. 5, 39), а жили бы тихо, как будто их нет, и оказывали всякую кротость – уступчивость ко всем – Иудеям и Еллинам, к друзьям и врагам. Уступчивость представляется некоторою потерею, ущербом, но на деле она всегда выигрывает, если не в настоящем, то в будущем, не только вечном, но и временном. Потерянное возвращается с лихвою.

       В) Внушение, что затем и благодать Св. Духа, чтобы претворять нас недобрых в добрых (ст. 3-7).

       3. Христианам, говорит, никого не следует злословить, потому что они были некогда и сами худыми, а теперь, только по благодати Спаса нашего, обновившего нас, из худших сделались хорошими. Чем были люди до христианства? – Все в душе у них было в извращении – несмыслен ум, непокорна воля и заблудшее сердце; такова уже участь людей, которые живут в страстях и грехах. Именно. Ум, пораженный страстью, лишается своего света, в нем помрачаются прежние здравые понятия о Боге, мире и человеке, о цели настоящей жизни, о назначении окружающих нас вещей и о значении всего, что с нами бывает. Потеряв такие понятия, он теряет и силу управлять жизнью человека – ходит как ощупью, впадая, от одной несуразности в другую. Потом, и воля, заражаясь непокорностью, - не хочет знать ни Божеских, ни человеческих законов, ничего, кроме себя, и того, что внушает ей самоугодие к удовлетворению страстей. Наконец, и сердце, будучи во власти «прелести», считает хорошим, приятным и красивым лишь то, что льстит этой страсти, хотя по свойству своему дурно, отвратительно и безбожно. Таким образом, и оно теряет свой природный вкус. А когда поражены бывают высшие силы – высшая сторона человеческой природы, тогда, вместо законов, лежащих в них, чтобы заправлять поступками человека, выступают похоти (страсти) и сласти (от удовлетворения страстей), жизнь начинает течь по их требованиям. Высшие силы начинают на них работать: ум придумывает средства к удовлетворению их и прикрытию такого удовлетворения, которому не удобно быть видимым; воля исполнять веления ума и сердца, которое хотя не раз уже испытывало горький осадок после удовлетворения страстей, все же влечется к ним, обманчиво надеясь встретить и вкусить, наконец, и на этом пути какое-нибудь прочное благо. Тут настоящее рабство внутри человека, - тирания греха: главная сила, управляющая им – сластолюбие, которое возбуждает страсти и заставляет человека не разгибаясь работать страстям. Таков внутренний строй грешника. Внешние же его отношения определяются злобой и завистью. Он считает, что все и все должны ему служить и на него работать. Кто же не хочет подчиниться его эксплуататорским замашкам, тот уже этим самым внушил к себе неприязненные чувства. Он начинает злиться и горит желанием уничтожить своего противника – богатого лишить богатства, властного – власти, или подорвав уважение к нему. А если у него нет средств прямо нанести какой-нибудь вред, старается хотя чем-либо досадить своему противнику, не разбираясь в средствах. Понятно, что такие люди, по своим злобе и зависти, внушают к себе отвращение, как гнусные, и все такие эгоисты-сластолюбцы живут в ненависти друг к другу. Да это и понятно – эгоист он природе любит только себя. Он наперед уже ко всем холоден, а лишь только встретит в другом что-либо противное себе, тотчас эта холодность переходит у него в ненависть. Вот как жил и живет человек – не истинный христианин.

       4-5. Но, несмотря на полное извращение в грехе нашей природы, Бог определил спасти нас от окончательной погибели. Явилась благодать и человеколюбие Его в воплотившемся на земле Сыне Его, Спасителе нашем, по существу Своему Боге, Который и спас нас не за добродетели наши, которых и не было у нас, а за то, что мы, - творение всеблагого, премудрого и всемогущего Бога, пали и погибали; поэтому, Он, по Своей исключительно милости, спас нас от рабства похотям и сластям, под игом которых мы стонали до принятия веры Христовой. Как спас? – «Банею паки бытия и обновления Духа Святого». Так глубоко погружены были мы во зло, что сами не могли уже очиститься: нам нужно было возрождение, его и получили мы в купели (бане) возрождения (паки бытия). «Это подлинно было… новое рождение, нового бытия получение: Он не поправил нас, а воссоздал сполна. Это означают слова и обновления Духа Святого. Он сполна сделал нас новыми. Каким образом? – Свят. Духом» (Св. Злат.).

       6-7. Бог Отец излил Его обильно на всех верующих чрез Христа Спасителя, Который умолил Отца дать Утешителя сначала Апостолам (Иоан. 14, 16) и ниспослал им Его в день Пятидесятницы. А потом сами Апостолы возложением рук своих на верующих изливали Св. Духа на них, дабы они, при помощи, даруемой им благодати, оправдались – сделались святыми – «без всякой скверны или порока». Ибо благодать отвращает человека от всего худого, воодушевляет на все доброе и дает силу поступать соответственно этому воодушевлению. Действуя согласно ее внушениям, мы изгоняем из себя все злое, а все доброе насаждаем, укореняем в себе, и делаемся, таким образом, во всем чистыми и непорочными. Конец еще, венчающий наши труды – наследие жизни вечной по упованию». «Упование наследия» есть существенная черта во внутренней жизни верующих. Спаситель сказал: где Я, там будет и слуга Мой (Иоан. 12, 26). Наследие жизни вечной закреплено за верующими; так что оно уже несомненно им принадлежит: как уповают, так и получат (Св. Злат.), только бы не ослабевая стремились быть праведными и святыми. Все сказанное Св. Павел удостоверяет: слово, это верно *) – «всякой веры достойно слово о наследии Божием и об уповании жизни вечной» (Иерон.) «Тот, кто избавит нас от такого беззакония и таких зол, без сомнения, подаст нам и будущие блага, если мы пребудем в благодати; ибо все совершается одним и тем же промыслом» (Св. Злат.).

       Г) Вот чему учи, а пустых состязаний отрицайся и еретиков прогоняй (III, 8-11).

       8-9. И вот я хочу, говорит Св. Павел Титу, чтобы ты учил, внушал и убеждал уверовавших в Бога, дабы они старались – не мимоходом, не кое-как, а всей душой, быть «прилежными» - (с греч. быть первыми) к добрым делам: «обиженным помогать не деньгами только, но и своим заступлением, и вдов, и сирот защищать, и всем вообще бедствующим доставлять спокойствие; не ожидать, чтобы нуждающиеся приходили к ним, а самим о них попечение иметь» (Св. Злат.). А все остальное можно оставить. Именно глупых состязаний, - изысканий, вопросов, - в роде напр. того, почему в каком-нибудь месте писания такая буква, а там такая, или какая тайна откроется, если сопоставить буквы так и так. Такое изыскание питает пустую пытливость, никакой пищи, не доставляя ни вере, ни добронравию (Иерон.). У Иудеев много было подобных исследований и между ними много было лиц, которые гордились этим и старались занимать других ими. Все такие изыскания Апостол называет глупыми, - бестолковыми. Так, например, Иудеи особенно тщательно занимались своими родословиями, производя свой род от славных своих предков, Авраама, Исаака и др. Глупыми и эти родословия называет Апостол, как бесполезные. В самом деле, какая польза грешащему, что он имеет праотцом Авраама? Так же велит Титу устраняться споров и распрей о законе. Значение нравственных ветхозаветных законов бесспорно; шли споры об обрядовой стороне закона, и еще более о многих прибавлениях к нему, навязанных Иудеям их позднейшими учителями в видах точнейшего будто бы исполнения того или другого предписания закона. Христиане, с своей стороны, не порицали того, что предписывалось в законе, но считали это не нужным при благодати, почему и не исполняли их. Иудеи же, защищая свое, вступили в жаркие споры. Отсюда рвения и свары, а пользы никакой. На эти споры и предметы ты не обращай, говорит, внимания, - такими пустяками – бесполезными и суетными, не занимайся, и пасомых учи тому же. А как поступать с еретиком?

       10-11. Еретик совсем не то, что безвредный спорщик – совопросник, учение этого только бесполезно, а того вредно. Такого нельзя пропустить без внимания, как того, но в надежде – не даст ли ему Бог покаяния к познанию истины (2 Тим. 2, 25), поспешить обратиться к нему с вразумлением, и если первое вразумление окажется безуспешным, повторить его; а если и это будет безуспешно, то придется от него отказаться, сказав ему решительно: ты не наш, отойди прочь от нас. Потому так нужно, после двукратного вразумления, поступить с еретиком, что он очевидно, «развратился» - потерял способность видеть истину, будучи полон противных убеждений и потому «грешит» - упорно остается в своем заблуждении, не смотря ни на какие вразумления. В совести своей он осужден за несогласие с истиною, но все-таки не слушает ее голоса, стыдясь унизить себя уступкою: таким образом, он приносит в жертву своему самолюбию ясно сознаваемую истину и грешит, идя против совести.

       IV . Заключение (III, 12-15).

       Здесь Св. Павел делает некоторые распоряжения (ст. 12-14), посылает приветствия и дает последнее благословение (ст. 15).

       1) Апостол дает распоряжения (ст. 12-14).

       12. Св. Павел, оставивши Тита на Крите для окончания устройства здесь Церкви Христовой, сам посещал прежде устроенные им Церкви в Малой Азии и решил провести зиму в Никополе. Сюда он вызывает Тита, чтобы узнать, как он устроил Церкви, и решить, как дальше ему действовать там. А на смену ему в Крите обещает послать или Артему, о котором ничего не известно из других мест Писания, или известного уже нам его сотрудника Тихика, который послан был им с посланием к Колоссянам, где он, вероятно, и встретится с ним.

       13. Зина, знающий хорошо законы, и Аполлос известный своим красноречием, вероятно, вместе с Тихиком трудились на Крите. Св. Павлу понадобились они для дела проповеди. Поэтому он наказывает Титу прислать их к нему прежде, чем сам отправится, снабдив их всем необходимым для дороги. Апостол указывает Титу, где взять необходимое для них.

       14. Св. Павел советует Титу, для снабжения хотя самым необходимым – т.е. пищей и одеждой (1 Тим. 6, 8) Зины и Аполлоса, привлечь к тому наших верующих во Христа, т. е. Критян, чтобы они приносили «плод благий», упражняясь в добрых делах благотворения и милосердия; ибо бесплодное дерево рубят и бросают в огонь (Мф. 7, 19; 2 Кор. 9, 6).

       2) Посылает приветствие и дает благословения (14-15).

       15. В заключение Св. Павел шлет Титу приветствие от своих сотрудников, которые были с ним и знакомы Титу. Шлет свой привет всем христианам Критским, любящим его не плотскою любовью, но по вере, - по заповеди Господа любить даже врагов (Лук. 6, 35). И, наконец, молится, чтобы пребывала со всеми ими благодать Св. Духа, ограждающая и души, и тела их. Истинно.

       1) Слав.: «начальствующим и владеющим».

           2) Слав.: «сластей».

           *) Его, поэтому, и надо отнести из ст. 8 в 7, как заключение к вышесказанному.

           3) Слав.: «по вере».

 

КРАТКИЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ПОСЛАНИЯ К ТИТУ (I-III).

       I . Надпись и приветствие (1, 1-4): (Утверждается авторитет Апостола, как учителя веры и жизни, Богом поставленного, как бы доверенного Самого Иисуса Христа, который передает свои полномочия Титу, епископу Критскому).

           II . Начало послания – указание задачи Титу – закончить дело проповеди и поставить предстоятелей во все города (5).

       II I. Правила Руководства для Тита, а в лице его и для всех устроителей церквей (I, 6-III, 11).

       I. Относительно постановления епископов (6-9):

       А) Каким должен быть епископ по своим семейным и гражданским добродетелям: без упрека сам, воздержан даже в семейной жизни, хозяин дома, у которого все в послушании (6).

       Б) Качества Епископа: положительные (8) и отрицательные (7).


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!