Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.



Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны, и неспособны ни к какому доброму делу.

       2) Правила на случай распространения кем-либо неправых мыслей (ст. 10-16).

       Как везде так и на ниве Божией вместе с чистой пшеницей – чистым учением Христовым, враг людей – дьявол, засевал свои плевелы – разные лжеучения (1 Тим. 4, 1; 2 Тим. 2, 26). Так было и на Крите. Здесь появились лжеучители, главным образом из Иудействующих, непокорные Христовой истине, руководящиеся своим умом, желая им постигнуть и объяснить непостижимое. Они вносили в общество Христиан свои вымыслы, проповедуя это из корыстных целей и этим развращали целые семейства. Да и нравственность самих Критян – греков была неудовлетворительна: они были склонны ко лжи, вражде и лени. Противоборствовать этому лежало на обязанности епископов. Но так как их еще не было, а, между тем, плевелы могли заглушить пшеницу, то Св. Павел пока и возлагает эту обязанность на самого Тита, указывая как ему действовать: одним заграждать уста (ст. 11), других нещадно обличать (ст. 13), давая тем образ для пастырского руководства и будущим епископам.

       10-11. Раньше Св. Павел сказал, что епископ должен быть учителем, а теперь указывает причину этого – именно, появление на Крите многих суесловов, которых опасно оставлять без обличения. Св. Павел далее характеризует этих суесловцев такими чертами: они непокорные – самочинны и самовольны. Насаждая веру насадители ее тут же заводили и всякие порядки по духу этой веры: как о всем судить и думать, как жить и действовать и как приближаться к Богу посредством молитв и тайнодействий. Непокорные же ничего такого не считали для себя обязательным, а все делали по-своему, - тому же учили и других. Они – пустословы, говорящие всякий вздор, из стремления показаться людьми умными – сведущими. Таких много бывает во всякое время. Они умом прельщены – своим умничаньем прельщают – обманывают и себя и других, полагая, что они открыли истину. Св. Павел не указывает, о чем пустословили и чем прельщали эти сомнительные учителя. Дальнейшая черта их – особенно из обрезанных, не много уясняет предмет их пустословия: Иудейское толкование закона Моисеева, напр., о чистом и нечистом (ст. 14-15), вероятно с гностическим толкованием. Все эти учителя действовали на Христианской почве; поэтому были вхожи в христианские семейства: их там слушали как христиан и развращались целые семейства, и это для того только так делали самочинники, чтобы жить на счет своих, учеников – скверного ради прибытка. Таким-то, дает приказание Св. Павел, должно заграждать уста или силою пастырской власти, или силою обличения лжи и утверждения истины; так, чтобы они ничего не могли сказать в защиту своего лжеучения. – С другой стороны, и сами Критяне – Греки по природе склонны были ко лжи и легкомысленно ее принимали от других.

       12-13. Мало, говорит, заградить уста суесловов строгим обличением их учения, надо самих Критян убеждать твердо держаться истины и не внимать легкомысленно всякому лгуну, отвращающему их от истины. Сами Критяне – Греки, по природному своему нраву, падки на ложь, готовые верить всякой лжи. Это у них старая наклонность, которую заметил в них еще давно их же поэт (пророк Эпименид) живший почти за 700 лет до Павла). Кто-то им наболтал, что главный Бог Греков, Зевс, умер на о. Крите, и указал место, где он погребен. Критяне легко поверили этой очевидной лжи и не переставали верить и после. За это Эпименид назвал их вечно лживыми. И, кроме того, заметил, что они злы, как звери, и ленивы. Приведя это свидетельство, Св. Павел прибавляет, что оно справедливо, особенно то, что Критяне охотно слушают всякую ложь и всякие басни. «Если они склонны были ко лжи, говорит Св. Златоуст, то для них нужно сильное обличительное слово, кротостью такой человек не может быть тронут; поэтому Апостол и говорит Титу: обличай таковых нещадно. Ибо нужно не со всеми обращаться одинаковым образом, но различно и разнообразно, смотря по лицам. Ибо как укоряя человека послушного и благородного, можно убить его и погубить; так и лаская человека, имеющего нужду в сильном обличении, можно испортить его и не довести до исправления». Цель нещадных обличений – исправление веры – да здравы будут в вере, - да держатся в точности преподанного им, да хранят образ здравых словес, преподанных Апостолами (2 Тим. 1, 13; ср. 1 Тим. 6, 3-4). – Как же сохраниться здравыми в вере?

       14-15. Здравой вера сохранится, если пастыри нещадно обличали суесловов и их басни и верные не будут обращать на них внимания. Что за басни рассказывали Иудействующие и какие человеческие заповеди установляли суесловы? Апостол не указывает определенно потому, конечно, что Критяне и без того их знали. Для нас же ясно то только, что под баснями Иудейскими следует разуметь не Моисеевы постановления, но неверное толкование их Иудейскими раввинами в так называемом Талмуде, или что-либо подобное тому; а под заповедями человеческими языческие мудрования и обычаи, в которых нет истины. «Таким образом, говорит Св. Златоуст, не должно слушаться ни язычников, ни Иудеев; ибо это значит не быть здравым. Если ты содержишь веру, то для чего вводишь еще нечто другое, как будто вера не достаточна для оправдания. Для чего подчиняем и порабощаем себя закону? Или ты не надеешься на веру? Это свойственно больному и не верующему; такой человек сомневается, а душе верующей не свойственно сомнение». Чтобы показать нелепость этих Иудейских басен, Св. Павел указывает на их учение об яствах, будто они делают употребляющего их чистым или нечистым. Чистота или нечистота человека зависит не от того, чем он питается, а от сердца: кто чист сердцем, тот какую бы пищу ни употреблял, будет чист и все ему чисто, а пища не сделает его нечистым. Напротив, кто нечист сердцем, того никакая пища не сделает чистым; так что у, чистого сердцем и питание чисто, а у нечистого и питание нечисто, как тому же учил и Спаситель, что не входящее во уста сквернит человека, а то, что исходит из сердца (Мф. 15, 11-19). Чистое же сердце то, которое, отрешившись от всякого самоугодия, все направляет к славе Божией, даже дело своего питания; от того у него все чисто; а нечистое сердце – самоугодливое, делающее все для самоугодия, тем и само нечисто и что делает, делает нечистым. О таких и говорит Апостол: осквернены и ум их и совесть. Самоугодливое сердце, действуя на ум и совесть – заставляет и их оправдывать свою самоугодливость – составлять ложные понятия о благе человека, или молчать, и тем и их осквернять. Указавши на нелепость учения, Апостол показывает – каковы их учителя.

       16. Несомненная истина, что как дерево узнается по плодам, так учитель по делам – по жизни, и ни что так не отталкивает от учения, как нехорошая жизнь учителей. Св. Павел и говорит здесь: посмотрите, как живут эти учители-суесловы: они учат ради корысти (11 ст.), мало того – они говорят, будто чтут Бога, а сердцем и делами отрекаются от Него (Ис. 29, 13), делают то, что не угодно Ему, - они гнусны и неспособны ни к какому доброму делу, имея и ум свой и совесть оскверненным, и самоугодливым – не чистым сердцем.

       1) Слав.: «умом прельщения».

           2) Слав.: «скверного ради прибытка».

           3) Слав.: «пророка».

           4) Слав.: «нещадно»

           5) Слав.: «заповеди человеческие».

Глава 2.

1. Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:

2. чтобы старцы были бдительны 1), степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;

3. чтобы старицы также одевались прилично святым 2), не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру,


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!