Вопрос 5. Классификации социальных норм (в монографии стр. 82-95).



Основания для классификации социальных норм:

1) По предмету и методу регулирования выделяют нормативные системы:

-право;

- мораль;

- обычаи и традиции;

- эстетические нормы;

- политические нормы;

- религиозные нормы.

2) По объекту регулирования выделяют:

- нормы, регулирующие отношения между людьми по поводу имущества;

- нормы, регулирующие отношения по поводу общения людей в различных ситуациях;

- нормы, регулирующие отношения между личностью и социальными группами, обществом в целом, государством и его органами.

3) по субъектам регулирования и видам санкций: административные нормы, уголовно-правовые, моральные и т.д. (Можно перечислить все виды права).

4) Наиболее продуктивной является классификация по способу регулирования:

- запрещающие нормы – очерчивают круг поступков, совершение которых влечёт за собой круг санкций. Запрещающие нормы усиливают контроль и снижают самоорганизацию общества. Чем больше запрещающих норм, тем больше тоталитарный режим.

- обязывающие нормы – указывают на требуемые от субъекта действия, неисполнения которых так же влечёт применение санкций;

- дозволяющие нормы – указывают на варианты поведения, которые не запрещены, т.е. желательны, но не обязательны. Дозволяющие нормы являются пережитком тоталитарных обществ, потому что отвращают принцип – запрещено все, что не дозволено. При демократии действует принцип – дозволено все, что не запрещено.

Ряд критериев, помогающих осознать сущность социальных норм:

 - первичность происхождения норм – под этим поднимается прослеживаемая связь нормы с фундаментальными принципами организации совместной трудовой деятельности людей (обеспечивает интеграцию).

В обществе существует две большие группы социальных норм. В первую входят нормы, которые встречаются у всех народов. Это так называемые 1) атрибутивные (первичные) нормы. Их универсальность обусловлена следующими факторами: принадлежностью людей к одному биологическому виду, что определяет сходство психофизиологических реакций людей; существованием во всех обществах одних и тех же видов деятельности (от охоты и собирательства к производству простейших орудий труда, выращиванию растений и животных) – это означает, что само содержание было одинаковое у всех. А третий момент – аналогичные витальные потребности Homosapiens. Эти основания дают формироваться атрибутивным нормам: не убей, не укради, уважай старших – все это атрибуты социальности. Атрибутивные норм не так много.

Логично предположить, что потребность совместного проживания и необходимость кооперации в труде должны вызвать аналогичные базовые нормы, предстающие как атрибут социальности. Стало быть, эти нормы распространяются только на представителей своих микро или макро общин. Нам легче совершить девиацию в отношении представителей отличных от нас рас. Семья – это самый мощный ограничитель девиации. В отношении других (особенно враждебных групп) эти нормы не действуют, т.е. теряют свою принудительную силу. Здесь важно, кого мы принимаем за «своих». Хотя эти нормы по своей сути неизменны, мера наказания за их нарушение является правовой конвенцией и может варьироваться в разные эпохи и у разных народов в пределах общественной толерантности в данное время. Вот откуда возникает иллюзия, что атрибутивные нормы исчезают.

Против выделения атрибутивные норм высказываются такие возражения:

1) Даже такая жёсткая норма, как «не убей» очень часто нарушается, и это нарушение предписывается обществом (геронтоцид, инфантицид, убийство на войне);

2) Вторичные или условные нормы. Это чисто конвенциональные нормы. Они включают в себя такие образцы поведения и деятельности, которые считаются допустимыми в данном обществе и в данном время, хотя у других народов и в другие времена они могут считаться аморальными или противоправными. Например, запрет потребления алкоголя у мусульман, но дозволение в христианстве. И запрет употребление наркотиков у христиан и дозволение в мусульманстве. Или запрет есть мясо.

Выделение атрибутивных и условных норм является необходимым шагом в построении классификации видов социальных норм, поскольку помогает осознать важные для жизни социума последствия их существования:

- атрибутивные нормы отражают момент социокультурного единства всех народов, а условные создают межкультурные барьеры, порождая понятия своей и чужой культуры. Спонтанно процесс выделения атрибутивных норм, распространяемых на все народы, выделяется, находит отражение в международных документах, конвенциях (особенно заметно во Всемирной декларации прав человека).

- выделение класса атрибутивных норм создаётся теоретические предпосылки для развития идей аболиционизма, т.е. декриминализации некоторых видов поступков и деятельности;

- позволяет пересматривать меры наказания за различные меры нарушения социальных норм на основе выделения главного, самого важного критерия – значимость для общества(сохранение и прогрессивное развитие), которое возможно только через интеграцию людей, иначе общества не получится.

Следующий критерий - степень официозности.Официальные и неофициальные нормы. Официальные первичные нормы отражают правовую рефлексию атрибутивных норм и составляют основу любого права, одновременно они очерчивают границы необходимого социального порядка (т.е. создают фундамент для социального порядка) и этих норм не так много, они касаются неприкосновенности личности и имущества. Все остальное – вторичные официальные нормы или условно официальные нормы – нацелены законодателем на закрепление существующей государственной идеологии и соответственно на сохранение и укрепление существующего порядка. С другой стороны на облагораживание нравов и моральных устоев граждан. В этой своей второй части право принимает на себя не свойственные ему функции, например, контроль интимных отношений – это прерогатива морали, а не права. Или в части заражения венерическими заболеваниями – СПИДа – это система здравоохранения. Право не должно иметь к этому отношения. Ещё одна несвойственная для права (пенитенциарной системы) функция – перевоспитание преступников. Это функция системы образования.

 Деление норм на официальные и неофициальны даёт теоретически предпосылки для осмысления и учета следующих аспектов:

- степени жесткости санкций, применяемых к нарушителю социальных норм;

- характеристик субъектов исполнения санкций;

- степени тоталитарных посягательств государства и других нормапорождающих органов.

Еще один критерийсоциальная адекватность норм.Понимание этого критерия связано с механизмом формирования социальных норм. Любая социальная система, раз возникнув, начинает жить по своим законам, обеспечивающим её самосохранение. Это явление называется аутопойезис или автопойезис (Н. Луман). Сохранение statusquo является для социальной системы благом, поскольку обеспечивает: 1) Могущество членов системы, их власть; 2) Способствует её устойчивости и повышению сопротивляемости к негативным воздействиям внешних факторов.

Аутопойезис – стремление к благу, т.е. к самосохранению, свойственно любой системе. Человеческий поступок - единичный акт, может быть целеориентированным или нецелеориентированным (а так же поведение – ряд поступков, направленных на решение цели; деятельность) – их объединяет стремление к рациональности)) находится в одном из следующих отношений к общественному благу: негативном, позитивном, нейтральном. Это отношение существует в двух формах: объективном (само по себе), и в наших оценках, т.е. субъективно. Отражение значимости поступка в сознании законодателя или другого нормаобразующего субъекта, вызывает формирование новой социальной нормы или изменение уже существующей. Но отображение, как и всякий познавательный акт, может быть как адекватным, так и неадекватным. В случае адекватного отображения возникают социально-адекватные нормы. В случае неадекватного – социально-неадекватные. Что касается нейтральных поступков, то они обычно не закрепляются в нормативах предписаниях. (СЮДА, плюс 3 последних предложения)

Иначе говоря, социальная адекватность – это обоснованность нормативного предписания с точки зрения общественного блага. Общественное благо – сохранение и развитие общества.

Адекватность или неадекватность норм обнаруживается на практике, то есть в социальном взаимодействии, когда люди в процессе жизнедеятельности на собственной шкуре постигают полезность или вредность той или иной нормы. Продолжительность проверки может быть разной: от нескольких дней до продолжительного количества времени. Все виды выделенных в ходе анализа социальных норм можно представить в виде классификационной схемы:


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 575; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!