Вопрос 4. Представления о социальных нормах в разные исторические периоды (в монографии стр. 70-82).



Анализируя подходы к пониманию социальной нормы в разные периоды, можно увидеть их взаимосвязь с типом господствующей морали и с пониманием времени.

В первобытном обществе время рассматривалось как циклическое, как круг, в котором события, освещенные традицией, повторяют друг друга.

В христианстве время линеарное – соответственно этому жизнь христианина направлена на будущее – на второе пришествие (но при этом значимость прошлого и настоящего осознаются в большей степени); вся человеческая жизнь исчисляется как «от» и «до», а не как постоянное повторение.  

период Понимание нормы
До 18 века Норма – следование традиционным и правовым предписаниям, освященным божественным одобрением. Всех нарушителей религиозных догматов называли патологическими личностями. Отклонение рассматривалось как абсолютное преступление. Преступник оценивался в качестве одержимого дьявольской силой. Человек тем быстрее искупит свою вину, чем суровее будет наказание. Отсюда средневековые пытки. Инквизиции создавалась не для обычных людей в первую очередь, а для священников. Идея была такова – очистить Веру. Но постепенно это перешло и на простой народ. Виновных подвергали страшным наказаниям вплоть до сожжения на кострах не из-за жестокости судей, а, напротив, из чувства милосердия, ибо предполагалось, что только так можно было спасти бессмертную душу человека от поразившего ее сатанинского искушения.
В эпоху Просвещения (18в.) Возникновение концепции общественного договора (Гоббс, Локк, Монтескьё, Руссо, Дидро). В соответствие с теорией общественного договора существовали традиционные, религиозные нормы, и законы. Норма (Ч. Беккария) - не только следование божественным заповедям, но и соблюдение условий общественного договора, (который должен был быть освещен церковью) благодаря которому в обществе существует единодушие в том, что можно, а чего нельзя делать. То есть: не только добродетельное поведение в соответствие с божественными заповедями, но и то поведение, которое обеспечивает стабильность и процветание общества. Нормы, считал Д. Дидро, выступают цементирующим общество началом. Они предписывают добродетельное поведение и выражают условия человеческого общежития. Недостатки подходов: 1. Как различение добра и зла, так и ориентация на добродетель жестко заданы в божественных условиях, одной доминантой религией. Существенно ограничена возможность создания интервала действия норм, отражающего меру толерантности общества к данному поведению людей (толерантность – терпимое отношение клюбого рода «инаковости», если эта «инаковость» не угрожает жизни людей, не мешает их функционированию и не разрушает сам социум). Получается, что мы берём определенную религию, где чётко разведено, что такое добро, а что такое зло и людей оценивают с этих позиций. Эти не подходит для мультикультурных обществ. Ведь может быть различие в оценке поступков в тех или иных религиях. Выходит, что большинство подавляет меньшинство. Но ведь не всегда большинство право! Но неизбежно возникают гонения меньшинства. Такой подход не годится для современного обществ. 2. Божественные заповеди, сложившиеся в одной религии, не могут охватывать все возможные виды действий людей другого вероисповедания. Это порождает неприятие социальных норм, сложившихся под влиянием других религий и/или условий в других обществах. Так, с точки зрения христианской морали хождение обнаженным или татуирование всего тела при обряде инаугурации нужно рассматривать как дьявольские происки. Однако с точки зрения жителей, например, Новой Гвинеи это совершенно нормальное явление, ненормальным будет как раз отсутствие росписи тела - прекрасного украшения мужчины-воина, или ношение одежды, сковывающей движения и неудобной в жарком климате. Доп.: Во всех религиях отражены фундаментальные общечеловеческие нормы.
19 век (особенно вторая половина) Расцвет позитивистско-натуралистисческого мировоззрения, которое повлекло за собой необходимость уточнения многих понятий. Так у Дюркгейма мы находим 3 понимания нормы: 1) Норма – предписание религии, морали и права как форм коллективного сознания. Эти предписания существуют объективно в том смысле, что каждый индивид находит их уже готовыми и должен сообразовывать с ними своё поведение. Мы родились, а эти нормы уже были. Хотим мы или не хотим, но мы должны пройти процесс социализации – процесс вдалбливания в человека этих норм. 2) Норма – характеристика тех социальных фактов, которые способствуют оптимальному функционированию общества; или иначе норма – мера общественной полезности того или иного явления. 3) Норма – нечто распростр., общепринятое, типичное для данного общества. Третье определения является парадоксальным. Ведь если преступность была во все времена и во всех обществах, значит это норма. Но ведь если это норма, тогда зачем мы наказываем?
Первая половина 20в. Развиваются интеракционистские и структурно-функционалистские концепции, в которых под нормой понимается не только предписание должного поведения, но и ожидаемое поведение. Субъективный контекст ожидания определяется: 1. принадлежностью агентов интеракции к определённому социальному слою; 2. уровнем образования; 3. социальной зрелостью; 4. уровнем интеллектуального развития; 5. половозрастными характеристиками, психологическими особенностями и т.д., которые корректируют, уточняют сложившиеся в культуре стереотипы поведения. Этот субъективный контекст позволяет людям дифференцированно воспринимать и оценивать поступки и деятельность других людей в каждой конкретной ситуации. Именно нормального для данной ситуации поступка (с учетом всех перечисленных субъективных характеристик) и ждут от другого человека.
В современном мире В современных общественных науках под «нормой» понимается: 1. нечто распространённое, типичное для данного класса явлений; 2. соответствие поведения сложившимся в данной культуре ожиданиям, т.е. то, что мы рассматривали в интеракционализме; 3. «Норма - это мера полезного, а потому типичного». Данная формулировка не может быть принятой в качестве определения социальной нормы. Во-первых, не все типичное является полезным, как, впрочем, не все полезное является типичным, иначе, например, широко распространенное табакокурение среди подростков пришлось бы признать полезным, а ежедневные физические упражнения (полезное занятие!) назвать типичным для всех российских граждан. Во-вторых, далеко не все социальные нормы можно оценить как полезные или вредные для общества. Например, является ли полезной или вредной норма нанесения татуировок, существующая у многих народов? 4. Норма - это требование определенного поведения, соблюдение которого обеспечивается применением санкций. Такое определение скорее подходит для понятия «приказ», в лучшем случае оно соответствует лишь классу принудительных (запрещающих и/или обязывающих) норм, которые имеют правовой статус. 5. Норма как мера должного поведения. Под должным поднимется предписание дозволяющего, обязывающего и запретительного характера. Таким образом, подспудно вводится некий субъект, который эти предписания придумал и бдит за их соблюдением. Однако первоначально нормы формировались как естественная потребность в организации совместной трудовой деятельности. Без таких правил, как «не убей», «не укради», «слушайся старшего (по званию, по возрасту, по опыту)» невозможно было совместно трудиться. Эти нормы воспринимаются как объективно существующие элементы порядка. Их можно назвать нерефлексированной, принудительной конвенцией, не имеющей альтернативы. У всех социальных животных (в их числе и homosapiens) существуют правила, регулирующие их взаимодействие. Суть социальности – наличие неких правил взаимодействия. Но потом произошёл качественный скачок в связи с развитием орудий труда, речи, нормы стали осознаваться. И позже эти нормы, суть правила, осознаются, оформляются вербально и превращаются в настоящие социальные нормы – у них начинается самостоятельное существование. Это происходит именно после осознания. С этого моменты нормы приобретают самостоятельной статус всеобщих регуляторов человеческих взаимоотношений. А люди начинают воспринимать их как чьи-то субъективные предписания. Кто в детстве озвучил мне эти нормы, того мы и считаем субъектом создания норм. Развитие и усложнение социальных отношений приводит к необходимости конкретизации формулировок отдельных социальных норм, а так же к установлению интервала нормы. Кроме того, возникает необходимость нормирования наказания и создание интервала норм наказания. Таким образом, нормативное поле постоянно разрастается. Социальная норма – это спонтанно сложившаяся в обычаях и традициях и/или сознательно установленная субъектом, имеющим на то полномочия мера обязательного, дозволенного или запрещённого поведения, деятельности людей и социальных систем. Содержание понятия «норма» будет одинаковым во всех обществах, а вот объём будет отличаться. Вся путаница из-за того, что мы забываем об объёме и содержании.

Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 666; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!