Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,



Которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по писанию,

И что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию,

5. и что явился Кифе, потом двенадцати;

6. потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;

Потом явился Иакову, также всем Апостолам,

8. а после всех явился и мне, как некоему извергу 1)

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию.

Но благадатию Божьею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

13. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;

А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

15. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями бы о Боге, потому что свидетельствовали о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;

16. ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес;

17. а если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших;

Поэтому и умершие во Христе погибли.

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

СЕДЬМОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

       О воскресении мертвых (XV).

       Наконец, в церкви Коринфской подвергали сомнению самый основной догмат христианства – о воскресении мертвых. И не мудрено. Коринф переполнен был мудростью языческой: там на каждой почти улице было какое-либо учебное учреждение, на каждом шагу можно было встретить софиста. Отвергали воскресение эпикурейцы, полагающие счастье жизни в чувственных удовольствиях; отрицали стоики, стремящиеся к самоуничижению, как высшему благу; отрицали саддукеи и философы Александрийской школы. Эта совокупность учения мудрости мира не осталась без влияния и на некоторых Коринфских христиан, тем более, что отрицание воскресения по телу снимало ответственность за плотские грехи. Поэтому некоторые из христиан понимали учение Апостольское о воскресении в духовно-нравственном смысле – как возрождение души благодатию Св. Духа и совершенно отрицали воскресение тела, но не были убеждены в этом умом, недоумевали, как может восстать сгнившее тело и каким будет будущее тело (ст. 35). Правда, таких не веровавших или сомневающихся было немного. Но и малая закваска может заквасить все тесто. Поэтому Св. Павел счел необходимым в самом начале пресечь зло. Он сначала: 1) доказывает воскресение тела против отрицавших это (1-34), потом, 2) говорит об образе воскресения и качестве воскресших тел – против колеблющихся в этом (35-52), и наконец, 3) поет победную песнь над смертью, и дает краткое увещание (54-58).

       1) Учение о воскресении мертвых по телу (XV, 1-34).

           А) В, основу своего учения о телесном воскресении Св. Павел кладет прочное основание – несомненность воскресения Христова плотью (1-11).

       Истина воскресения Христова несомненна.

       В истине воскресения Христова в числе уверовавших Коринфян никто не сомневался. Св. Павел и не доказывает ее, а только напоминает о ней, воспроизводя, как он самих их обучал вере.

       Глава 15.

       1-2. Св. Апостол, насаждая учение о Христе в Коринфе, изложил им учение о воскресении тел. Коринфяне приняли к сердцу учение Апостола, уверовали во Христа и чрез веру свою спасаются, если твердо держатся преподанного учения. Поэтому Св. Павел теперь только напоминает им об этом своем учении и особенно тем из Коринфян, которые не напрасно (не тщетно) именовали себя христианами, которые уверовали.

       3. Св. Павел напоминает им, что, пришедши к ним, он с того и начал им свою проповедь о Христе, что он умер телесно за наши грехи. «Не сам он измыслил эту проповедь и не человеческим последовал рассуждениям, но от Владыки Христа принял учение об этом» (Злат.).

       «Крест был всем известен, потому что Христос распят на глазах всех, а причина не всем была известна: что Он умер, это все знали, а что Он претерпел смерть за грехи вселенной, этого многие не знали; посему Св. Павел и производит свидетельство из Писания (напр. Ис. 53, 5 и др.), свидетельствуя тем, что так положено было в предвечном совете Св. Троицы» (Злат.),

       4. Он, действительно, умер и был погребен, как умерший. Но в третий день, после своей телесной смерти, Он воскрес. Все это случилось по писанию, по предвечному предначертанию Св. Троицы (Ис. 53, 8; 10-11; Пс. 15, 10). Что Он действительно воскрес телесно, это засвидетельствуют множество очевидцев, которые видели Его воскресшим телесно.

       5. Так, видели Его воскресшим телесно Св. Апостол Петр (Лук. 24, 34), потом 11 учеников и в самый день воскресения, и в восьмой спустя после того, а, может быть, и еще тогда, хотя не записано. Но этого мало.

       6. Не одни ближайшие Его ученики видели Его живым, но однажды видели Его более 500 братий, многие из которых еще живы и могут подтвердить это; некоторые же уснули до всеобщего воскресения.

       7. Потом, Господь явился Апостолу Иакову, вероятно (двоюродному) Своему брату; его, говорят, Он Сам рукоположил и поставил первым епископом в Иерусалиме (Св. Злат.). Кроме того, Он явился и другим всем Апостолам, кроме одиннадцати, о которых он сказал раньше. Вот сколько свидетелей, видевших Господа Иисуса, воскресшего во плоти!

       8. Наконец, и сам Св. Павел видел Его телесно и на пути в Дамаск, и после – в Иерусалимском храме во время своей там молитвы (Деян. 9, 4. 17; 22, 14. 18), хотя он и не достоин был этого, как выкидыш из числа людей по своим тогдашним нравственным качествам. Кто он был тогда?

       9. Он не принадлежал к ученикам Христовым, а был гонителем Церкви Христовой. Но явившийся ему Воскресший Христос обратил его к Себе и призвал к Апостольству, хотя он сам по себе и не достоин был этого. И он стал ревностнейшим Апостолом, но не сам по себе, а по благодати Божией.

       10. Ставши по благодати Божией Апостолом, он до того времени огласил учением веры Христовой всю Малую Азию, Македонию, Грецию и некоторые острова. После этого он мог сказать, что благодать Божия, избравшая его, «не тща бысть в нем» - что она не напрасно его избрала, что она чрез него успешно делает, что преднамерена сделать. Потому, хотя и указывает на то, что потрудился больше всех Апостолов, но видит в этом не плод своего усердия и сил, а тоже дело благодати. Потому что не достало у его собственного духа – силы возгревать так напряженно это усердие, а у его воли – энергии к продолжению таких непомерных трудов. Если он есть такой носитель благодати Божией, то свидетельство его о воскресшем Христе, есть свидетельство самого Бога.

       11. Таким образом, истина воскресения Христа по телу несомненна: она проповедуется всеми Апостолами, и сами Коринфяне уверовали в нее. Следовательно, можно признать и воскресение наших тел. Иначе

       Б) Отрицание воскресения вводило бы расстройство в систему христианского мировоззрения (12-19).

       12. «Мы проповедовали, говорит Апостол, что Христос не только Бог, но и человек; ибо в образе Божии сый, приял Он зрак, раба (Фил. 2, 6-7); и сказали, что Он и умер, и восстал. Но, очевидно, что Божество бесстрастно, страданию же подлежит только тело. Его, то и кресту передал Христос, и воздвиг от гроба. Посему как же некоторыми из вас подвергается сомнению воскресение тел, когда мы уверовали в воскресение владыки Христа?» (Феод.).

       13. И обратно – что является неотъемлемой принадлежностью целого ряда явлений, то имеет место и в каждом отдельном случае: если, по-вашему, невозможно воскресение мертвых, то не было и воскресения Христова, потому что Владыка Христос имел тело одинаковое со всеми людьми (Феод.).

       14. Если же Христос не воскрес, то отсюда выходят страшные заключения. Первое, то, что «если Христос, умерши, не воскрес, то и грех не истреблен, и смерть не побеждена, и клятва не разрушена: мы все потеряли, все погибло, и не мы только тщетно проповедовали пустые мечты, но и вы тщетно уверовали в эти мечты» (Св. Злат.).

       15-16. Мало того, что тщетна наша проповедь, а «мы еще подлежим наказанию за клевету, осмелившись утверждать, что Бог воскресил Христа, а Он не воскрешал Его» (Блаж. Феодор.). Не воскрешал, как это следует по вашей мысли, т.е. если мертвые не восстанут. Ибо одно непременно должно вытекать из другого: если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

       17. Если Христос не воскрес, то нет и искупления. Вы уверовали во Христа в надежде получить отпущение грехов и принять силы на противодействие греху и истребление его в себе новою жизнью. На чем основывается эта надежда? На том, что Христос, умерши на кресте, принес за грехи наши искупительную жертву: се агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоанн. 1, 29). А то, что жертва эта принята, это подтверждается воскресением умершего за грехи. Если же он не воскрес, жертва не принята, грех остался неискупленным. С другой стороны, избавление от грехов имеет две стороны – отпущение грехов и семя новой жизни в истребление греха. Первое подается приобщением смерти Христа, а второе – приобщением воскресения Его. Если же Христос не воскрес, то нет и общения воскресению Его, нет и семени в нас новой жизни; стало быть, грех по-прежнему нами обладает, и мы еще в грехах. Поэтому Апостол и говорит, что если Христос не воскрес, то тщетна вера наша и вы еще во грехах ваших.

       18. Без воскресения Христова живые остаются не искушенными – во грехах, и умершие – во грехах, - хотя и уверовали во Христа, но должны погибнуть в вечных муках.

       19. Без воскресения Христа умершие погибнут в вечных муках, а живые, верующие во Христа и надеющиеся на Него, самые несчастные из людей. Христиан теснят, гонят, лишают всего и даже жизни, да и сами они добровольно себя подвергают всевозможным лишениям ради нравственного усовершенствования. Очень много скорбей, а награды или утешения – никакого ни здесь на земле, ни там - за гробом.

       Вот что было бы с христианами, если бы Христос не воскрес?

           1) «Изверг – с греч.: не – злодей, а выкидыш, выродок.

           


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!