Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий.



Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

И, если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;

Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12. Теперь мы видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан 1).

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

           

О любви как о высшем пути ( XIII ).

А) Сначала Апостол показывает превосходство любви над всеми дарами и подвигами (1-3).

Глава 13.

       1. Сущность христианства – любовь. Этот путь и есть самый высший для получения всех даров и блаженства. Погружаясь в Боге и Богом исполняясь, любовь все – и Божие и свое изливает на братьев, в которых так же живет не мыслью, а сердцем, считая, что все, что касается их, касается и себя. Это – самораспятая жизнь, неистощимый источник всякого добра. Самые дары, не руководимые любовью к ближним, бесполезны. Так, имеющий дар языков, могущий говорить не только на всех человеческих языках, но и на языке ангелов, на каком они говорят между собою, как духи, но не имеющий в себе любви, для ближних будет как бесчувственная медь звенящая, или как даже неприятный для слуха кимвал расстроенный, звучащий. Способность говорить на разных языках – совсем внешнее дело, и в естественном порядке им занята разве только память, а в благодатном и того нет: ибо и ослица могла говорить, когда то, было нужно, и «камение возопиют», говорит Господь, когда некому будет изречь волю Божию. Говорящий без любви, без присутствия внутренней жизни – подобен или однотонному звуку, удару по куску меди, или звуку трещотки какой издает расстроенный кимвал. Без любви и дар пророчества и даже самая вера не имеют значения.

       2. Дары пророчества и веры коренятся глубже в душе человека (внутренне) и указывают на большую близость к Богу. Но и они не касаются нашей природы и не означают самой глубины и существенного сочетания с Богом. Пророчество с полным ведением тайн Божиих в устроении Царства благодати и с полным сознанием устройства мира и всех тварей, т.е. что касается их – происхождения, жизни и назначения, и такое пророчество все же имеет место в голове, и, когда нужно, Бог может преподать уму, не соображаясь с тем, что происходит в сердце, так же, как заставить говорить ослицу. Следовательно, и при пророчестве внутреннейшее (сердце) может быть чуждо Богу и ближних, чуждо истинной жизни. Чудодейственная вера, горы переставляющая, предполагает великую близость к Богу.

       Так как дела веры Апостолам указаны внешние и при том Божии, Бог же по целям промышления может действовать и чрез несовершенные орудия, имея в виду не их, а других, то и этот дар может обнаружиться совершенно внешним образом, не быть решительным удостоверением о внутреннейшем единении с Богом и с братьями в Боге. Возможность таких явлений и Сам Господь, подтвердил, когда сказал: «многие скажут Мне в тот день (судный): Господи! Господи! Не от Твоего ли Имени мы пророчествовали? И не Твоим ли Именем бесов изгоняли? И не Твоим ли Именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие» (Мф. 7, 22-23). Этим ясно сказано, что пророчества и чудотворения возможны и при беззаконии, и без любви.

       Наконец, и самые высокие подвиги нравственной жизни – раздаяние имения и предание себя на сожигание, без любви не приносят никакой пользы подвижнику.

       3. Добровольное обнищание и мученичество за веру – величайшие подвиги христианской жизни (см. Мф. 19, 21); Иоан. 15, 13. Апостол смотрит на них, как на дела, совершаемые внешним образом при которых внутреннее настроение может и не соответствовать достоинству внешнего. Можно все раздать без любви и решиться на смерть, тоже не имея любви. Если Бог смотрит на сердце и по нему ценит дела, (цена же дел вся от любви), то, может статься, что и такого рода великие дела не будут иметь пред Богом никакой цены, т.е. никакой пользы не принесут подвижнику. Но как возможны такие подвиги без любви? Бл. Феодорит отвечает на это: «надлежит знать, что Праведный Судия взирает не только на праведное дело, но и на цель сего дела. Многие же весьма много делают ради славы человеческой. Как можно, не имея любви, страдать, пример этому представил некто Саприкий, иерей Антиохийский. Он был в самых дружеских отношениях к одному мирянину, Никифору. Потом они из-за чего-то очень разладили. Никифор, впрочем, скоро опомнился и искал примирения, но безуспешно. В этом состоянии застало их гонение. Взяли Саприкия; он твердо стоял в вере и за это был разнообразно мучим и, наконец, осужден на отсечение головы. Никифор, узнав об этом, пришел к мученику и просил примирения. Но Саприкий отказал ему в этом. За то отступила от него благодать, и он отрекся от Христа, под простертым над ним мечем палача. Так, без любви он страдал и не получил для себя никакой пользы от страданий (Чет. Мин. 9 февр.).

       Доказав, что без любви нет пользы ни от веры, ни от знания, ни от пророчества, ни от дара языков, ни даже от совершенной жизни им ученичества, Апостол как описывает, и необходимо было, беспримерную ее красоту, украшая ее изображение, как бы какими-нибудь красками, различными родами добродетели и тщательно соединяя все его части Св. Злат.).

       Б) Любовь выше всех даров по своей природе (4-7).

       4-7. Любовь долготерпит – благодушно сносит все неприятности, оскорбления и напраслины, не поддаваясь движениям гнева или мести. Любовь милосердствует, терпя неприятности от других, сама же не только никому не причиняет скорбного, напротив, все скорби другим считает, как бы своими и всячески старается облегчить их: она скорбит при скорби других, и радуется при радости их. Любовь не завидует ни дарованиям, ни внешнему благосостоянию, ни отличиям, ни успеху в делах и никакому благу и преимуществу другого пред собой. Она не ищет того, чтобы быть счастливее других, а, чтобы все были счастливы возможно полным счастьем, сама пропустит всех к тому, что хорошо, чтобы все испытали его, не заботясь, достанется ли что на ее долю, лишь бы досталось всем другим; любовь не превозносится – не трубит пред собою, не требует похвал, удивления своим делам; она действует потихоньку, высматривая и удостоверяясь, где, что и как можно сделать полезного, и делает то без шума и заявлений. Любовь не гордится – не кичится своими делами. Но какими бы совершенствами она ни обладала, думает, что ничего не имеет, сравнительно с другими, лучшего, и сколько бы добра ни наделала в своем кругу, совсем не думает, чтобы что-либо сделала. Но что особенно замечательно, любовь, рождая добродетели, не допускает зародиться и порокам. Так при долготерпении, возможно немилосердие, но она дает милосердие; при милосердии возможно превозношение; но она не превозносится; при долготерпении и милосердии возможна гордость, но она не гордится. Одним словом, при ней человек без усилий и труда делает добро и избегает зла. (Злат.). Потому-то ее Св. Исаак Сирин и называет раем. Любовь не бесчинствует – не чувствует бесчестия, терпя за любимого. Она не пугается ничем, коль скоро того требует благо ближнего: как бы что ни казалось унизительным в глазах людей, она не останавливается ни пред чем, а с охотою решается на то, лишь бы сделать добро любимому. Ибо любовь не ищет своего – она забывает о себе и как бы сливается с тем, на кого распространяется, так что, любящий и любимый составляют уже не два отдельные лица, а как бы одно лицо. Любовь не раздражается – не огорчается даже тогда, когда любимый делает ей что-либо неприятное. Любовь не мыслит зла, - даже в мыслях не допускает, чтобы в других было злое: ей все кажутся добрыми, и как сама не мыслит зла, так не предполагает его и в других. Любовь не радуется, когда другие терпят зло, но сорадуется истине, когда другие живут хорошо. Любовь всякую обиду себе покрывает милосердием; не хочет слышать и отыскивать в других дурное, но с надеждою верит всему, что касается доброго в людях, и сама неустанно приискивает средства, как бы сделать добро людям, в надежде, что Господь поможет ей. Любовь все терпеливо переносит на пути делания добра другим. Вообще, любовь, «делая добро, не отчаиваясь, ожидает от любимого человека всего доброго, и, хотя бы он был худ, не перестает исправлять его, заботится о нем, и не просто надеется, но с уверенностью, потому что сильно любит; и, хотя бы сверх ожидания и не происходило добра и даже любимый становился бы еще хуже, она переносит и это» (Злат.).

       В) Наконец, Св. Апостол доказывает превосходство любви перед всеми дарами и тем, что она пребудет вечно.

       8. Дар языков и пророчества, как и другие дары, даются Богом для утверждения веры; когда же утверждается вера, тогда прекратятся и дары, что есть отчасти и теперь, а вполне - в будущей жизни. Даже самое знание тайн божественных, как дар, прекратится в будущей жизни, не достигши полного совершенства. Почему?

       9-10. Наше знание земное и о земном и, тем более, о небесном, можно назвать знанием только «отчасти», и самые пророчества дают нам такие тоже знания «отчасти», в образах, гадательные. Так, теперь мы знаем, что Бог везде, но каким образом? – не знаем; что Он сотворил все существующее, а каким образом? – не знаем; знаем, что Господь Иисус родился от Девы, а как? – не знаем. Когда же настанет в будущей жизни совершенное, тогда узнаем это более и яснее, и тогда теперешнее наше знание и пророческое не будут уже иметь значения (Св. Злат.). Для пояснения своей мысли Св. Павел называет теперешнее наше знание младенческим, а будущее – старческим.

       11. Младенчество, соответственно развитию сил природы, имеет свой несовершенный язык, несовершенное знание и понимание; в зрелом возрасте все это заменяется более совершенным. Младенец говорит и мыслит образами, муж – понятиями, в форме которых точнее узнает вещи. В этом примере Св. Павел показывает, какая будет глубокая разница наших будущих знаний от настоящих – младенческих. Все они и самые даже мудрые из них в будущей жизни отвергнутся, как младенческие, несостоятельные. Тогда и земля, и небо будут новые, новые условия существования и взаимных отношений. Все явится в другом, виде, в другом смысле и понимаемо будет. Имеющее быть в будущем веке предсказывается нам посредством уподоблений, но так как уподобления берутся из предметов здешнего мира, а он прекратится, то они и не дают нам разуметь ничего по существу, а только располагают к гаданиям и предположениям. Об этом далее и говорит Апостол.

       12. В другом употреблении Св. Павел сравнивает теперешние наши знания тайн Божественных с отражением видимых предметов в тусклом стекле, только внешне и гадательно. Тогда же – в будущей жизни, увидим их лицом к лицу, без всякого посредства, так, как они есть сами в себе. Теперь как наши познания тусклы и гадательны, так и понимание их несовершенное, а только отчасти, тогда же будет совершенным и полным. Не то это значит, что мы там увидим лицом к лицу Самого Бога и уразумеем Его вполне, как Он знает нас. Бог всегда «сокровен есть и пребудет»; не видят Его непосредственно и самые высшие существа, а только – в проявлениях Его славы. Большего и совершеннейшего лицезрения Божия не будет, как то, которого удостоятся верующие в лице Господа Иисуса Христа; в лицезрении Его будут лицезреть Самого Бога, и знание наше тогда будет совершенное по размерам наших сил, как совершенно знание нас Богом, по размерам Его сил. Наконец Св. Апостол ставил любовь выше веры и надежды.

       13. Теперь, в этой жизни, человек живет верою в будущее, надеждою на получение блаженства, и любовью ведет нравственно совершенную жизнь. В Царстве Небесном не будет нужды верить. Если вера есть осуществление ожидаемого (Евр. 11, 1), то по явлении самых вещей, нет уже потребности в вере. Так же излишня там и надежда. Ибо «надежда, когда видит, не есть надежда, ибо если кто видит, то чего ему надеяться?» (Рим. VIII, 24). «Но любовь там паче имеет силу, когда успокоятся страсти, тела сделаются нетленными, а души не будут избирать нынче то, а завтра другое» (Феодор.)

       Указавши высокое значение любви, Св. Павел советует Коринфянам стремиться к ней, и в то же время молиться о получении духовных даров, по преимуществу пророчества пред даром языков.

           1) Слав.: «Якоже познан был» - проф. Муретов переводит – как сам я познаю себя; и все это учение Св. Павла о познании в настоящем материальном теле и будущем-духовном толкует так: настоящее наше знание только частично – отчасти, а будущее - полное, совершенное. Здесь оно – младенческое, а там – знание мужей. Это зависит от разных способов познания здесь и там: здесь мы познаем при посредстве материальных органов – чувств только внешнее – видимое, осязаемое в предметах, как бы в зеркале, в котором отражаются предметы своею внешностью, а о том, что они такое сами в себе, мы принуждены гадать – догадываться, умозаключать, а там узнаем самые предметы – каковы они в себе, лицом к лицу, потому что там будем познавать иным способом, непосредственным, в себе самих, способом самосознания, потому что там будут не видимые образы предметов, как здесь, а сущности – идеи их, которые непосредственно доступны будут нашему духу и одухотворенному нашему телу. Следовательно, там мы будем познавать все не вне нас, а в нас самих, как познаем свои душевные состояния. Это и есть высшее и совершенное для нас знание (Богосл. Вести. 1905 г. Февр. Познание отчасти и самопознание М. Муретова).

 

Глава 14.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!