Молитва из ста и восьми имён божества солнца, предложенная Вишвакармой



 

1. Бхарадваджа сказал, – “О, Сута, я хотел бы услышать какими именами называл полубога Солнца Вишвакарма, предложивший ему свои молитвы. Пожалуйста, раскрой нам эти имена”.

2. Сута сказал, – “О, брахман, слушай же все имена, которыми Вишвакарма называл Солнце, предлагая ему молитвы. Все они священны и уничтожают всё неблагопроятное”.

3. 1) Адитья – сын Адити, 2) Савита – создатель мира, 3) Сурья – источник света и благосостояния, 4) Кхаджа – бегущий по небу, 5) Пуша – кормилец всех, 6) Габхастиман – владеющий тысячей лучей, 7) Тимиронматханах– уничтожающий тьму, 8) Самбху – доброжелатель, 9) Твашата-Вишвакарма или создатель ремесел мира, 10) Мартандах – появившийся из вселенского яйца, 11) Ашугах – стремительно бегущий.

4. 12) Хираньягарбха-Брахма, 13) Капила – жёлтотелый или форма подвижника Капилы, 14) Тапана – согревающий или дарующий характер, 15) Бхаскара – дарующий свет, 16) Рави – голос трёх Вед или испаряющий влагу, 17) Агнигарбха – обладатель огня (несравненно сверкающий), 18) Адити-Путра – сын Адити Шамбху – источник благосостояния, 19) Тимиранашана – убийца мрака.

5. 20) Амшуман – сияющий бесчисленными лучами, 21) Амшумали – украшенный веером лучей, 22) Тамогхна – убийца темноты, 23) Теджаса Нидхи – сокровищница сияния или света, 24) Атапи – источник тепла, 25) Мандали – воплощение собственной формы, 26) Мритью – отец Ямы, управляющего смертью или олицетворения смерти, 27) Капила Сарватапана – согревающий всё золотыми лучами.

6. 28) Хари – Сурья или уничтожающий грехи,29) Вишва – обладатель множества форм, 30) Махатеджа – величаво сияющий, 31) Сарваратна Прабхакара – источник всех драгоценных камней и обилия света, 32) Амшумали Тимира – рассеивающий тьму гирляндой лучей, 33) Ригьяждусамабхавита – проповедник или сведущий в Риг, Яджур и Сама Ведах.

7. 34) Пранавишкарана – единственная причина дождя и произростания всех злаков, главный источник жизненного дыхания, 35) Митра-Адитья, тот кого называют Митрой или другом для всех, 36) Супрадипа – дающий свет или светящий всюду, 37) Маноратха – быстрый как мысль или проницательный как ум, 38) Йаджнеша – хозяин жертвоприношений (яджна) в форме Нараяны, 39) Гопати – источник лучей или кормилец земли и коров, 40) Шриман – наполненный сиянием, 41 )Бхутаджна – наблюдающий за всеми живыми существами, или знающий прошлое, 42) Клешанашана – убийца всех печалей.

8. 43) Амитраха – подавляющий врагов, 44) Шива – олицетворение благосостояния, 45) Хамса – раджахамса, который плавает в небесном океане, или душа всего, 46) Найака – главный управляющий, 47) Приядаршана – желающий всем благополучия, или наблюдающий за благосостоянием всех, или взгляд которого любим всеми, 48) Шуддха – чистый или всеочищающий и сияющий, 49) Вирочана– несравненно сияющий, 50) Кеши – с лучистыми волосами, 51) Сахастрамшу – сокровищница бесчисленных лучей, 52) Пратарданах – искореняющий тьму.

9. 53) Дхармарашми – преданно служащий лучами (Дхармамайа), или провозглашающий дхарму, 54) Патанга – птица с лучистыми крыльями летящая по небу, 55) Вишала – обладатель грандиозной формы или особо очаровательный, 56) Вишвасамстута – вызывающий восхищение всех существ, 57) Дурвиджнеянагати – понимающий природу в которой сведущ, 58) Шура – благороднейший,59) Теджораши – сверкающий кладезь, 60) Махайаша – великославный.

10. 61) Бхараджишну – излучающий, 62) Джьотиш Амиша – царь всех светил и планет, 63) Виджишну – победоносный, 64) Вишвабхавана – созидатель творения, 65) Прабхавишну – властвующий, или причина создания мира, 66 ) Пракашатма – воплощённый свет,67) Джнанараши – хранитель знаний, 68) Прабхакара – распространяющий высший свет.

11. 69) Адитьо Вишвадрик – наблюдатель или свидетель мира в форме Адитьи или всевидящее око мира, 70) Йаджнакарта – дающий воду и жизнь миру, способствующий развитию великодушия и жертвоприношений, 71) Нета – разрушающий тьму, 72) Йашаскара – наделяющий кругозором и славой, 73) Вимала – форма бесстрашия или чистоты, 74) Вирьявана – могучий, 75) Иша – господин, 76) Йогаджна – проповедник знаний о кармайоге, полученного от Верховного Господа Шри Хари, 77) Йогабхавана – источник йоги.

12. 78) Амритатма Шива – экспансия формы Шивы, 79) Нитья – вечный, 80) Варенья – способствующий обретению приюта или пристанища, 81) Варада – исполнитель желаний преданного, 82) Прабхух – способный вершить, или дающий, 83) Дханадах – дарующий благосостояние, 84) Пранадах – дарующий жизнь, 85) Шрештхах – лучший из всех, 86) Камадах – исполнитель желаний, 87) Камарупадхрик – обладатель произвольных форм и образов.

13. 88) Тараних – обеспечивающий безопасное пересечение мирского океана, 89) Шашватах – вечный пуруша, 90) Шаста – управляющий или проповедник, 91) Шастраджна – прославленный во всех священных писаниях,92) Тапанах – дарующий самообладание или согревающий, 93) Шайах – пристанище или обитель всех, 94) Ведагарбха – источник Шукла Яджурведы, 95) Вибху – вездесущий,

96) Вирайи – внимательный, или воин, 97) Шантах – властвующий (Самьюкта), 98) Савитри-валлабха – главное божество мантры Гаятри.

14. 99) Дхьейа – помогающий сосредоточиться, 100) Вишвешвара – хозяин всего мира,101) Бхарта – кормилец всех, 102) Локанатха– защитник мира, 103) Махешвара – верховный Ишвра, 104 ) Махендра – царь полубогов, 105) Варуна – Адитья по имени Варуна, управляющий западным направлением, 106) Дхата – кормилец мира или Адитья по имени Дхата, 107) Агни – воплощение огня, 108) Дивакара – покоритель темноты ночи и озаряющий день.

15. Такую молитву из перечисленных выше имён прочитал великодушный Вишвакарма, предлагая почтение божеству солнца. Совершенно удовлетворённый Вивасван сказал Вишвакарме.

16. “О, Праджапати, мне известны твои мысли и цель твоего появления. С позволения Шанкары, сократи мой небесный путь и тем убавь немного мой пыл и жар”.

17. О, брахманы, Вишвакарма последовал совету, который дал Вивасван. Сияние господа Савиты стало терпимым для дочери Вишвакармы и его температура умерилась. После этого он сказал Тваште.

18. “О, невинная душа, я полностью удовлетворён твоей молитвой из ста восьми имён и с радостью готов отблагодарить тебя. Проси о желаемом”.

19-21. Глядя на великодушие и готовность божества солнца, Вишвакарма сказал, – “О, Бхаскара, избавь от последствий грехов всех людей, которые ежедневно с большим смирением и преданностью читают мантру с твоими именами”. Господь Бхаскара, причина начала каждого следующего дня, ответил согласием на просьбу Вишвакармы, и с воодушевлением произнёс – "Замечательно, да будет так". Удовлетворив божество солнца и устранив причины, пугающие Самджну, которая осталась в обители своего супруга, Вишвакарма вернулся в свою обитель.

 

Так заканчивается девятнадцатая глава Нарасимха-пураны,
повествующая о молитве из ста и восьми имён божества солнца.

 

* * *

 

 

Глава 20

Происхождение Марутов

 

1-4. Сута сказал, – “О, возвышенный брахман, сейчас я хочу пролить свет на тайну происхождения Марутов. В древние времена, когда разразилась ужасная война между полубогами под предводительством Индры и демонами, сыновья Дити91 потерпели сокрушительное поражение. После этого Дити начала поклоняться своему супругу Кашйапе, с желанием зачать могучего сына, который бы смог одолеть Махендру. Довольный покаянием и аскезами своей супруги, Кашьяпа в беседе с ней сообщил, – "Ты сможешь родить могучего сына, как тебе того хочется, только при условии, что будешь вынашивать его в своей утробе на протяжении сотни лет, неукоснительно соблюдая всё это время чистоту и святость". Дити со всем прилежанием начала следовать указаниям, полученным от мудреца и супруга Кашйапы.

5-8. Царь полубогов Индра узнал о желании Дити и принял облик старого брахмана, чтобы иметь возможность находиться в непосредственной близости к ней. Он достиг своей цели и поселился в её обители. Прошло много времени, но однажды, когда Дити нарушив обет, забыла после ужина омыть ноги и легла спать, Индра воспользовался её оплошностью и тут же вошёл в её лоно. Своей молнией он рассёк плод в её чреве на семь частей. Кусочки плода разразились рыданиями и тогда Индра, чтобы их плач не разбудил Дити, рассёк каждый комочек плоти ещё на семь частей. Таким образом, эти семь по семь частей, всего 49, не умерли, а родились и прославились как Маруты. Это имя произошло от слов, сказанных Индрой – ма роти (не плачьте), когда он разделил плод в утробе матери и хотел чтобы они замолчали.

9-10. О, великий отшельник, и так я рассказал о происхождении полубогов, демонов, людей, змеев, привидений и других живых существ. Человек, который с преданностью и верой читает или слушает это повествование, достигнет обители Вишну”.

 

Так заканчивается двадцатая глава Нарасимха-пураны,
повествующая о происхождении Марутов

 

Примечание:

 

91 Дити – старшая дочь Праджапати Дакши, супруга Кашьяпы Муни, мать демонов-асуров, дайтьев.

 

* * *

 

 

Глава 21

Описание Сурьявамши

 

1. Бхарадваджа сказал, – “О, Сута, ты рассказал о Сарге и Анусарге, раскрыв эти темы в чудесных повествованиях. Теперь хотелось бы узнать о династиях царей, манвантарах92 и вамшанучарите,93 чтобы все присутствующие узнали и об этом”.

2-3. Сута сказал, – “Описания царских династий подробно приведены в других пуранах, поэтому я лишь кратко расскажу вам о родословных царей, о манвантарах и вамшанучарите. О, сведущий брахман, выслушай же меня вместе со всеми собравшимися тут мудрецами.

4-15. Первым появился Брахма, от него произошёл Маричи,94 от которого появился Кашьяпа. От Кашйапы произошёл Вивасван (Солнце), от Солнца появился Ману, от Ману – Икшкваку, от Икшваку, Викукши и Дьйота, От Дьйоты произошёл Вена, от Вены, Притху и от Притху, Притхашва. Точно так же, от Притхашвы появился Асамкхьяташва, от него – Мандхата, от Мандхаты – Пурукутса, от его сына Даруны – Дришада, от Сагары – Харшава, от Харшавы – Харита, от Хариты – Рохиташва, от Рохиташвы – Амсуман, от Амсумана – Бхагиратха, от Бхагиратхи – Саудаса, от Саудасы родился Шатрундама, от Шатрундамы – Анаранья, от Анараньи – Диргхабаху, от Диргхабаху родился Аджа, от Аджи произошёл Дашаратха, от Дашаратхи явился Шри Рама, от Шри Рамы – Лава, от Лавы – Падма, от Падмы – Анупарна и от Анупарны– Вистрапани. Точно так же, у Вастрапани появился Суддходана и Будха. Солнечная династия (Сурьявамша) завершается Будхой.

16-17. Выше были перечисленны только имена безукоризненно справедливых кшатриев, родившихся в солнечной династии. О, мудрец, и так, я описал Сурьявамшу, в которой правило множество царей. Теперь послушай о великих царях, рождённых в лунной династии (Чандравамша)”.

 

Так заканчивается двадцать первая глава Нарасимха-пураны,
описывающая Сурьявамшу

 

Примечания:

 

92 Манванта́ра – период правления одного Ману.

93 Вамшанучарита – описание деяний правителей.

94 Мари́чи — старший сын Брахмы, первый из Праджапати; один из Саптариши (семи великих мудрецов).

 

* * *

 

 

Глава 22

Описание Чандравамши

 

1. Сута сказал, – “О, великий мудрец Бхарадваджа, а сейчас послушай описание Чандравамши. Лунная династия подробно описана в других пуранах, и я лишь хочу бегло напомнить о ней.

2-13. Первым появился Брахма, затем из его ума (манаса) родился сын Маричи. От Маричи из лона Дакшаяни родился сын по имени Кашйапа. Затем из лона Адити, супруги Кашьяпы родился Сурья. От Сурьи из лона супруги Суварчалы (Самджны) родился сын Ману. От Ману из лона Сурупы родился Сома. От Сомы из лона Рохини родился Будха. У Будхи и Илы родился Пурурава. От Пуруравы произошёл Айу, у Айу из лона Рупавати появился сын по имени Нахуша. У Нахуши из лона Питравати родился Яяти, у Яяти из лона Шармиштхи родился Пуру. Пуру и его супруга Вамшада дали рождение Сампати, а он в супружестве с Бханудаттой произвёл на свет Сарвабхауму. У Сарвабхаумы и его супруги Ваидехи родился Бходжа. Бходжа женился на Линге и у них родился Душьянта. Душьянта женился на Шакунтале и дал жизнь Бхарате. Бхарата женился на Нанде и у них родился Аджамидха. Аджамидха взял в жёны Судеви и у них родился Пришни. От Пришни появился Прашара. От Прашары из лона Бахурупы родился Шантану. Шантану взял в жёны Йоджанагандху, которая родила Вичитравирью. У Вичитравирьи и Амбики родился Панду. Панду стал отцом Арджуне, родившемуся из лона Кунти. От Арджуны из лона Субхадры родился Абхиманью. У Абхиманью с Уттарой родился сын Парикшит. У Парикшита и его супруги Матравати родился Джанамеджайа. У Джанамеджайи и Пушпавати родился Шатаника. От Шатаники из лона супруги Пушпавати родился сын Сахастраника. От Сахастраники из лона Маргавати родился Удаяна. У Удаяны и его супруги Васавадаты родился сын Наравахана. У Нараваханы и его супруги Ашвамедхи появился сын Кшемака. Кшемака был последним царём из династии Пандавов и на нём заканчивается лунная династия – Чандравамша”.

14-16. Человек, который слушает описание этой великой царской династии, освободится от всех последствий совершённых грехов и очистив разум, достигнет обители Вишну. Любой, кто ежедневно перечитывает это описание династий царей, и почитает предков (питаров), читает это описание во время совершения шраддхи (обряд поминовения), то все предложения предкам становятся неисчерпаемыми. О, брахман, на этом я заканчиваю повествование о лунной династии царей– Чандравамше. Теперь я собираюсь вам рассказать о четырнадцати манвантарах, слушайте меня внимательно”.

 

Так заканчивается двадцать вторая глава Нарасимха-пураны,
повествующая о Чандравамше

 

* * *

 

 

Глава 23


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!