Отдел III. Обязательственное право 23 страница



 Все указанные выше последствия сами собой вытекают из принятого начала, а потому могут иметь применение в русском быту. Так, Сенатом было признано, что на хозяине имущества, в интересах которого израсходованы чужие деньги, лежит обязанность вознаграждения постороннего лица за его издержки, хотя между ними и не существовало законной сделки; что иск о возмещении приращения в чужом имуществе может быть присужден только в том случае, если истцом доказана польза от приращения для хозяина имущества, и лишь в той мере, в какой эта польза действительно последовала (кас. реш. 1899, N 23; 1891, N 22); что лицо, присужденное к уплате вознаграждения за убытки, причиненные кражей вещей из его торгового помещения, вправе требовать с потерпевшего возврата присужденной ему суммы, ввиду розыска впоследствии похищенных вещей и возвращения их по приговору уголовного суда потерпевшему собственнику (кас. реш. 1907, N 42); что банк, в котором был заложен лес несостоятельного должника, вправе застраховать эту ценность, причем страховая премия должна быть отнесена к первому разряду, так как в этом случае банк сделал без поручения то, что обязано было сделать само конкурсное управление (кас. реш. 1909, N 62). На рассмотрение Сената был поставлен вопрос: обязан ли собственник земли, сданной в аренду, по расторжении арендного договора по вине арендатора, возвратить последнему расходы по обсеменению поля, урожай с которого собственник собрал в свою пользу? Сенат совершенно правильно признал неприменимость к данному случаю ст. 628 т.X, ч.1, предоставляющей добросовестному владельцу право на вознаграждение за произведенные улучшения (кас. реш. 1909, N 6), но Сенат забыл о своем принципе: "В гражданском обороте безвозмездный переход ценностей не предполагается" и не отнес этого случая к неосновательному обогащению.

 

Отдел IV. Семейное право

 

 § 59. Общее понятие о семье и семейных правах

 

 I. Понятие о семье. Семья есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, т.е. представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих. Круг лиц, входящих в этот союз, неодинаков на различных ступенях развития человечества. Под влиянием индивидуализма круги, более отдаленные от центра, каковым является союз супругов - родоначальников, постепенно отпадают и понятие о семье суживается. Современная семья состоит только из отца, матери и детей, причем последние, по достижении возмужалости, в большинстве случаев тотчас же обособляются в отдельные союзы, малосвязанные с первоначальным. Боковые родственники, не успевшие создать самостоятельной семьи, оставаясь в союзе, составляют случайный придаток. Именно в таком ограниченном смысле понимает семью наш закон (Положение о воинской повинности, ст. 45-51, Уст. прям. нал., ст. 425, прим.). Применительно к семье, построенной на началах, признанных законом, строится представление о семье, живущей вне законных рамок, как сожительство мужчины и женщины и происшедших от них детей.

 В основе семьи лежит физиологический момент, стремление к удовлетворению половой потребности. Этим определяется элементарный состав семьи, предполагающей соединение мужчины и женщины. Дети являются физиологическим последствием сожительства. Если состав семьи обусловливается физиологическими причинами, то отношение членов семьи определяется этическим фактором. Положение женщины как объекта удовлетворения физической потребности, не выделяющегося из круга других объектов удовлетворения материальных потребностей, сменяется в истории положением ее как самостоятельного члена семьи, связанного с мужем и детьми любовью и привязанностью. Такого же самостоятельного положения, под влиянием смягченных нравственных взглядов, достигают и дети, которые первоначально стоят наравне с рабами и вещами в домашнем хозяйстве.

 Физический и нравственный склад семьи создается помимо права. Введение юридического элемента в личные отношения членов семьи представляется не всегда удачным и чаще всего не достигающим цели. При чрезвычайном разнообразии этических воззрений в различных слоях общества нормы права, определяющие отношения мужа к жене и родителей к детям, представляются в глазах высших, интеллигентных сфер общества слишком отсталыми, в глазах низших слоев - слишком радикальными, изменяющими вековые воззрения. Если юридические нормы совпадают с этическими, они представляются излишними; если они находятся в противоречии, то борьба их неравна ввиду замкнутости и психологической неуловимости семейных отношений.

 Юридический элемент необходим и целесообразен в области имущественных отношений членов семьи. В большинстве случаев семья, с точки зрения положения ее в народном хозяйстве, составляет обособленное, частное хозяйство. Семья имеет общую квартиру, общую обстановку, сообща или через своего представителя, мужа, приобретает средства, необходимые для ее существования. Но общность, необходимая в границах домашней жизни, за пределами ее продолжается или прекращается, смотря по взгляду законодательства. Право или создает между членами семьи полную раздельность имуществ, как, например, у нас, или устанавливает большую или меньшую степень общности. Определение внутренних и внешних имущественных отношений семьи составляет вполне возможную задачу для права.

 Семья представляет собой основную ячейку государственного организма и пользуется некоторой автономией. Государство охраняет по возможности неприкосновенность внутренней жизни семьи, опасается излишним вмешательством повредить мирным ее отношениям. Родители имеют в отношении своих детей карательную власть; некоторые преступления, возбуждающие в других случаях преследование по инициативе самой власти, допускают вмешательство последней только по жалобе потерпевшего члена семьи.

 II. Юридическая природа семейных прав. Семейный союз создает два вида семейных прав, различных по своему содержанию и по своей природе: a) права личной власти и b) права на содержание. К семейным правам не должны быть причисляемы устанавливаемые законом права на взаимную любовь, уважение, почтение, потому что это мнимые права, лишенные санкции, - право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным. Сюда не следует причислять и тех прав, которые хотя и вытекают из семейного союза, но возникают по поводу смерти членов, с распадением семьи, как право наследования, право на указную часть.

 Права личной власти принадлежат мужу над женой, родителям над детьми, опекунам над опекаемыми. Права на содержание принадлежат жене против мужа, детям против родителей и обратно. Те и другие права имеют то общее, что они носят чисто личный характер, всегда связаны с определенным активным субъектом. Притом они принадлежат лицу, как члену семьи, и пока эта связь с семьей не устранится, например разводом, усыновлением, смертью, это право не может прекратиться, другими словами - активный субъект не может отречься от своего права. Отсюда же, как следствие, вытекает и неотчуждаемость семейных прав.

 На этом общность природы того и другого вида семейных прав прекращается. Праву личной власти соответствует обязанность всех вообще не ставить себя в такое отношение к жене, детям, опекаемым, которое противоречило бы этой власти. Права этого рода не исчерпываются выполнением со стороны подвластного лица какого-либо определенного действия. Иск, основанный на этом праве, следует всюду за лицами подвластными. Отсюда обнаруживается, что права личной власти отмечены абсолютным характером. Напротив, права на содержание принадлежат к разряду относительных прав. Это право на определенное действие, к которому обязывается известное лицо, как пассивный субъект. Все прочие не несут никакой обязанности и не могут явиться нарушителями права на содержание.

 Объектом права личной власти является само подвластное лицо, а не какое-либо действие с его стороны. Однако в настоящее время, с признанием личности за каждым человеком, эти права попадают в безвыходное противоречие с нормами, охраняющими свободу каждого лица под страхом наказания. Право требовать жену или детей к совместному жительству сталкивается с запрещением подвергать свободное лицо насильственному задержанию. Отсюда обнаруживается теоретическая несостоятельность этих прав и практическая их неосуществимость. Но так как они признаются современными законодательствами, в том числе и нашим, то необходимо уделить и им некоторое внимание.

 

 § 60. Заключение брака

 

 I. Понятие о браке. С точки зрения юридической, брак есть союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме. Данное нами определение имеет в виду брак вообще, не только между православными, но и лицами других христианских вероисповеданий, не только между христианами, но и между нехристианами. Для юриста важна совокупность условий, при наличии которых сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, т.е. влечет за собой все последствия законного брака. Эти условия содержатся в данном определении.

 1. В основании брака лежит соглашение между сочетающимися - брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц (т.X, ч.1, ст. 12, 62). Как и всякий договор, брак предполагает свободу воли и сознание. Поэтому брак, совершенный по принуждению или обману, будет недействителен, за отсутствием существенного элемента (т.X, ч.1, ст. 666; см. т.XVI, ч.2, Закон гражданский, ст. 446). Отсутствие сознания делает недействительным брак с безумным или сумасшедшим лицом (т.X, ч.1, ст. 5, 37 п.1). Согласие составляет наиболее существенное условие с точки зрения не только юридической, но и канонической (consensus facit nuptias), хотя в общественном представлении значение этого элемента отступает перед значением венчания.

 2. Участники брачного договора должны быть лица разного пола - соглашение происходит между мужчиной и женщиной. Выбор участников обусловливается физиологической стороной брака, требующего для удовлетворения половой потребности соединения мужчины и женщины. Брак между одними мужчинами или одними женщинами невозможен. Число лиц, соединяющихся в брак, может быть различно: соединение нескольких мужчин с одной женщиной называется полиандрией, соединение нескольких женщин с одним мужчиной - полигамией, соединение одного мужчины с одной женщиной - моногамией. Наше законодательство, в виде общего правила, устанавливает для всех моногамию (т.X, ч.1, ст. 20, 62), в виде исключения допускает многоженство для магометан (т.X, ч.1, ст. 92-97, Уложение о наказаниях, ст.1558). Следовательно, мормоны не могут ожидать признания у нас действительности их браков. Закон наш предусматривает, однако, и полиандрию (т.X, ч.1 ст. 82).

 3. Цель брака - постоянное сожительство, не только в смысле физическом, но и нравственном - "сочетание, событие во всей жизни, божественные же и человеческие правды общение". С этой стороны обнаруживается различие между браком и обязательством, которые оба могут быть основаны на договоре. Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких определенных действий, то последствием его будет обязательственное отношение, например в товариществе. Брачное же соглашение не имеет в виду определенных действий, но, как общение на всю жизнь, оно имеет по идее нравственное, а не экономическое содержание. Неправильно целью брака ставить произведение и воспитание детей: первое есть возможное физиологическое последствие брака, второе есть необходимое его юридическое последствие. Но брак нисколько не теряет в своей идее, если вступающие в него проникнуты стремлением к физическому и нравственному общению без всякой мысли о будущих детях. Мы можем мысленно представить себе такой общественный строй, при котором государство возьмет на себя воспитание детей - и брак все же сохранится.

 4. Соглашение между мужчиной и женщиной требует облечения его в установленную форму, которая может иметь религиозный или гражданский характер. Только при соблюдении установленной государством формы сожительство влечет за собой все последствия, вытекающие из семейного союза. Православная и католическая церковь рассматривает брак как таинство, образ союза Христа с церковью. Однако в дальнейшем понимании брачного таинства обе церкви расходятся. В то время как католическая церковь видит таинство в сожитии супругов, православная церковь таинством признает церковное венчание; поэтому с точки зрения католической церкви таинство совершается самими супругами, а по учению православной церкви - священнослужителем. Лютеранская и реформатская церковь не считают брак за таинство. С юридической точки зрения, для брака существенно соблюдение установленной законом формы, все равно, будет ли то церковное венчание, является ли форма в соответствии с воззрением той или другой церкви на брак как на таинство. На Западе брак приобретает юридическое значение и без благословения церкви. И у нас признается действительность брака, не освященного церковью, а именно в отношении нехристиан, язычников. На Западе возможно несоответствие юридической и канонической точек зрения на условия действительности брака. В России для христианских вероисповеданий подобное несоответствие невозможно, потому что государство согласует свои постановления с вероисповедными правилами.

 II. История брака в России. Русский летописец, знакомя с порядком заключения брака у древних славян, противополагает, может быть с некоторым пристрастием, обычаи более цивилизованных полян грубым обычаям других племен. Последние жили как звери, и браков между ними не было, а только игрища между селами: сходятся на игрища, плясанья и тут похищают себе жен, по предварительному, впрочем, соглашению. Очевидно, этот обычай умычки составляет отзвук прежнего действительного похищения женщин, и летописец ошибается, отрицая существование брака там, где налицо все его признаки - согласие, форма. Но у полян форма брака, по-видимому, более отрешена от воспоминаний о первобытном соединении полов - по предварительному соглашению родители сами приводят невесту с вечера, а поутру получают плату за нее, вено. До введения христианства и некоторое время после принятия его славяне допускали многоженство, как это мы знаем на примере Владимира Святого. "И радичими, и вятичи, и север один обычай имяху, имяху же по две и по три жены, си же творяху обычая кривичи, прочии погани, не ведуще закона Божия, но творяще сами себе закон". Брак не прекращается смертью мужа, за которым должна была следовать на тот свет его жена, что не противоречило полной свободе развода со стороны мужа.

 Введение христианства должно было, несомненно, сильно изменить брачное право - оно стремилось укрепить брак и дать ему значение таинства. Под влиянием византийского права церковь православная установила пределы свободы расторжения брачных уз, устранила многоженство, ввела церковную форму совершения брака. Но действие христианства сказывалось медленно, потому что приходилось иметь дело с такой стороной быта народного, которая отличается особенной консервативностью. Еще долго встречаются указания на полное игнорирование церковного венчания; вплоть до XVIII столетия встречаются следы свободного расторжения брака по обоюдному соглашению. Римское влияние обнаружилось и в том значении, какое церковь придала обручению. Получив религиозное освящение, последнее стало нерасторжимым и равным по силе венчанию. Между тем по общественному взгляду обручение, "заряд", имело значение договора, определяющего, в форме неустойки, имущественные последствия несостоявшегося брака.

 На развитие брачного права оказал значительное влияние Петр I, выдвинувший в браке на первый план элемент согласия. Так как опасение невыгодных последствий стесняло свободу, Петр решил лишить обручение его религиозного и имущественного значения, а потому подобные сделки (рядные записи) запрещено было писать у крепостных дел. Затем признано было (1702), что обручение должно совершаться не раньше как за 6 недель до венчания, и обрученные могли еще разойтись. Так как по Правилу VI Вселенского собора церковное обручение должно быть столь же ненарушимо, как и брак, то с целью согласования гражданского закона с церковными правилами при Екатерине II (1775 г.) повелено было слить обручение и венчание в один акт. Исходя из того же взгляда, Петр постановил, что родители и господа должны дать присягу в том, что не принуждали своих детей и рабов ко вступлению в брак. Судам поручено было преследовать насильственное похищение женщин для вступления с ними в брак. В то же царствование, по поводу пленных шведов, разрешен был вопрос о допустимости смешанных браков православных с иноверцами.

 В Московскую эпоху сложилась форма совершения брака довольно сложная, что и должно было отразиться на соблюдении церковного венчания. Местный священник не мог совершить брака без предъявления ему разрешения епархиального архиерея, которое носило название "венечная память" и соединялось с уплатой венечной пошлины. В конце XVIII века Синод признал излишним такое усложнение и разрешил приходскому священнику совершать самостоятельно браки под личной ответственностью за соблюдение гражданских и канонических постановлений. В XVIII веке государственная власть настаивает особенно энергично на совершении брака в церковной форме.

 Царствование императора Николая I оказало также значительное влияние на гражданское законодательство по брачному вопросу, потому что в это время сложилось большинство определений об условиях вступления в брак.

 III. Условия вступления в брак. Брачная дееспособность или способность вступать в брак определяется различными условиями положительного или отрицательного характера, т.е. необходимостью наличия или отсутствия известных обстоятельств. Условия эти отличаются значительным разнообразием, потому что они вызваны различными соображениями: каноническими правилами, государственными соображениями, историческими причинами. Все условия могут быть разделены на группы по разным основаниям: по каноническому или гражданскому источнику, по инициативе опровержения брака (смотря по тому, уничтожается ли он по заявлению одного из супругов или же по собственному почину светской или духовной власти), по последствиям отсутствия требуемых условий. Два последних основания представляются вполне юридическими, но по важности предпочтение должно быть отдано последнему.

 А. Некоторые условия имеют то значение, что наличие их или отсутствие, смотря по свойству их, влечет за собой признание недействительности брака. Лица, которых брак признан со стороны духовного суда недействительным, немедленно, по сношению епархиального начальства с местным гражданским, разлучаются от дальнейшего сожительства. Разлученные на этом основании лица имеют право вступать с другими лицами в новые браки (т.X, ч.1, ст. 38 и 39).

 1. Из цели брака и договорного его характера обнаруживается необходимость брачного возраста, в пределах которого уже приобретается и еще не утрачивается половая способность и сознание совершаемого акта.

 a. Относительно начального момента, с которого допускается вступление в брак, возможно разногласие. Имея в виду поощрить браки, чтобы искоренить внебрачные сношения, вредные для здоровья и нравственности молодежи, считаясь с хозяйственными требованиями рабочей силы в деревне, следует высказаться за низкую норму. Если же иметь в виду важные нравственные последствия брака для всей жизни обоих супругов, если признавать вредное физиологическое последствие раннего брака для недозрелых супругов, - следует настаивать на высокой норме. Жизнь, при настоящих условиях, высказывается во втором смысле, и брачный возраст постепенно повышается как фактически, так и юридически. Возраст, с которого допустим брак в России, в прежнее время был очень невысок. Олеарий утверждает, что он встречал (XVII в.) мальчиков 12-ти лет, уже женатых, девочек 11-ти лет, уже замужних. Это объясняется тем, что греческая церковь, подобно западной, держалась римской нормы брачного возраста, а именно 14 лет для мужчин и 12 лет для женщин. Эта норма господствовала во всей Европе до XIX столетия, когда всюду законодательства стали признавать несоответствие между идеей брака и детским возрастом брачащихся. Во Франции только Кодекс Наполеона 1804 года установил брачный возраст в 18 лет для мужчин и 16 для женщин (§ 144), и сейчас идет вопрос о повышении этой нормы. В Германии, по Гражданскому кодексу 1900 года, мужчины могут вступать в брак 21-го года, женщины 16-ти лет (§ 1589). В Швейцарии, по новому кодексу, еще не вступившему в действие, брачный возраст определяется для мужчин в 20, для женщин в 18 лет (§ 96). Некоторые страны и до сих пор остаются при римской норме. В Англии брак допускается для мужчин в 14, для женщин в 12 лет. В Австрии закон дает общий возраст для лиц обоего пола - 14 лет (§ 48). В Россию римская норма проникла вместе с принятием христианства. Но сама норма несколько колебалась между 14 и 15 для мужчин, 12 и 13 для женщин - в соответствии с колебаниями византийских источников. В 1774 г. Свят. Синод определил брачное совершеннолетие, согласно Эклоге Льва Исаврянина, в 15 и 13 лет. В начале XIX века в России были весьма нередки случаи браков взрослых мужчин с девочками, продолжавшими и после замужества играть в куклы, и взрослых женщин с мальчиками. Признавая такое явление ненормальным, законодатель именным указом, данным Св. Синоду 19 июля 1830 года, установил начальный брачный возраст в 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин, который и вошел в действующее законодательство (т.X, ч.1, ст.3). Этот возраст имеет значение для всех христианских исповеданий, для магометан и иудеев (т.X, ч.1, ст.63 и 91). Для православных возможно некоторое отступление: архиереям предоставляется в необходимых случаях разрешать браки по личному своему усмотрению, когда жениху или невесте недостает не более полугода до брачного совершеннолетия (т.X, ч.1, ст. 3, прим.). Второе исключение установлено для природных жителей Закавказья ввиду раннего наступления зрелости: для них норма понижена на 3 года, 15 и 13 лет (т.X, ч.1, ст. 63).


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!