УСТАНОВКА (ОТНОШЕНИЕ) И ПРОЦЕСС ВЫБОРА МОТИВА 11 страница
Обобщай, можно сказать, что удовлетворение потребности сохранения вида необходимо для существования на Земле высокоорганизованной жизни, поскольку без этого могли бы существовать только простейшие организмы. В этой ситуации даже само понятие необходимости в первом значении, то есть необходимости с точки зрения сохранения жизни индивида, потеряло бы свой смысл, ибо не хватало бы индивидов. Можно, следовательно, полагать, что половая потребность возникла в ходе эволюции, так же как и все другие потребности. Индивиды, лучше других приспособленные для ее удовлетворения, имели большие шансы репродукции и передали эту черту своему потомству, в то время как индивиды с меньшей половой активностью размножались значительно слабее, вследствие чего индивидов, наследовавших эту черту, было меньше и они быстрее погибли. В настоящее время половая потребность, хотя и не может считаться необходимой для поддержания жизни организма, является свойством, как говорит Эпикур, «естественным», связанным со структурой организма, как способность к полету у птицы или способность к плетению паутины у паука. Это свойство необходимо с точки зрения непрерывности вида. Таким образом, перечень свойств, благоприятствующих победе в борьбе за существование и решающих для дальнейшей эволюции вида, следует дополнить. К ним, несомненно, должны быть отнесены также те, которые дают наибольшие шансы для создания потомства.
|
|
Сказанное полностью относится к потребности сохранения вида и у человека.
Естественной особенностью организма человека является то, что наряду с механизмом «приспособительной сферы», который состоит из отдельных элементов: гипоталамус, передняя доля гипофиза, кора надпочечников — и приводится в действие любым вызывающим нарушение равновесия изменением внешнего мира и внутренней среды, функционирует также механизм «сферы деятельности размножения», состоящей из гипоталамуса, передней доли гипофиза и половых желез. Действие этого механизма связано с функционированием всего организма, особенно у женщин, у которых вегетативные формы деятельности в значительно большей степени служат генерации, чем у мужчин (Элерт, 1959, стр. 408). Своеобразное развитие этого механизма имеет большое влияние на такие черты, как темперамент и анатомическое строение. Следует подчеркнуть также, что от деятельности этого механизма как у человека, так и у животных, несомненно, зависит и поведение в целом. Например, при наблюдениях за корреляцией между овуляционным циклом и моторной активностью у самки крысы установлено, что в высшей точке цикла животное пробегает в экспериментальных условиях 16 км в день, в то время как в другие дни преодоленное расстояние не достигает и километра. Если в этот период произойдет копуляция и оплодотворение, усиление активности такого рода не обнаружится до конца беременности и следующей овуляции (Морган, 1950, стр. 370).
|
|
Зависимость может проявиться и по-иному, например при воздержании от генеративной деятельности в качестве реакции на опасность. Последняя зависимость отражает физиологическое доминирование интересов организма над интересами вида у высших животных, доминирование, которое, очевидно, обусловлено тем, что воздержание или невнимание к потребности сохранения вида не отражается отрицательно, как я уже упоминал, на биологическом внутреннем равновесии организма. Это установлено многими исследователями (Штоккерт, 1959).
Таковы доводы в пользу рассмотрения в данной работе этой особой потребности, неудовлетворение которой не ведет ни к каким последствиям для индивида, кроме состояния напряжения.
Какие условия необходимы для участия в процессе сохранения вида? Я думаю, можно назвать три.
1. Первым является правильное функционирование физиологических механизмов, обеспечивающих удовлетворение потребности (сфера деятельности размножения). Механизмы эти выполняют двойную функцию. Прежде всего они вызывают в соответствующей ситуации определенное состояние напряжения, которое тормозит процессы, направленные на удовлетворение других потребностей (см. стр. 69 данной работы), и нормально редуцируются только путем подключения специфических для этих потребностей раздражителей и соответствующей реакции. Кроме того, они придают индивиду те внешние черты (вторичные половые признаки), которые служат для индивидов противоположного пола сигналом к сексуальной деятельности в широком смысле этого слова (сексуальное поведение).
|
|
2. Вторым условием способности к активному участию в процессах размножения является нормальная саморегуляция, то есть удовлетворение физиологических и ориентировочных потребностей на таком уровне, который дает возможность нормально функционировать элементам механизма сферы размножения. Сюда же относятся поиски и приобретение партнера.
3. Третьим очевидным условием является наличие индивида противоположного пола, также способного участвовать в удовлетворении этой потребности.
|
|
Таковы наиболее необходимые условия, и без какого-либо из них потребность сохранения вида не может быть удовлетворена.
2. СПЕЦИФИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ
Три упомянутых условия удовлетворения видовой потребности являются общими для человека и животного. Однако потребность сохранения вида у человека имеет дополнительные специфические черты, которых мы не наблюдаем у животных. Важнейшая из них основана на том, что напряжение, связанное с потребностью, отделено от механизма, направляющего действие (стр. 70 и др.)» что значительно усложняет удовлетворение потребности сохранения вида, ибо оказывается необходимым выполнение еще одного условия — адекватного отражения в сознании предмета потребности.
Это обстоятельство вызывает наряду с усложнением удовлетворения потребности расширение сферы ее влияния на поведение человека. Некоторые психологи, главным образом психоаналитики, утверждают, что напряжение, связанное с потребностью размножения, может быть движущей силой многих действий, не находящихся ни в какой связи с ее удовлетворением именно потому, что оно не направляет специфически поведение и не приносит вреда организму в случае, если не наступит разрядка. Проявлениями такой движущей силы они считают, например, художественное творчество, повышение общей активности или интереса к другим людям. Однако этот так называемый принцип сублимации «либидо» нельзя (об этом еще будет сказано далее) некритично применять вслед за психоаналитиками, хотя в некоторых случаях, несомненно, может произойти определенная замена объекта потребности (например, разрядка с помощью фантазий в творчестве эротического или даже порнографического характера и т. д.). В любом случае нельзя отрицать тот факт, что способы удовлетворения потребности размножения обусловлены культурой данной среды; иногда они значительно разнятся даже у членов одной и той же культурной группы. Исследования Кинси (1949) показали, что различие это зависит даже от таких факторов, как образование, вероисповедание или социальное происхождение.
В тесной связи со сказанным находится другая специфическая черта этой потребности у человека. Шельский (1959) определил ее как «возможность отделения чувственного наслаждения от биологической видовой цели, в результате чего сексуальное наслаждение становится новой непосредственной целью половых сношений» (стр. 214).
Этот факт говорит о расширении рамок третьего условия — существование индивида противоположного пола, способного участвовать в удовлетворении потребности сохранения вида. Понятие «индивид противоположного пола» заменяется понятием «предмет, позволяющий разрядить это напряжение». Человек имеет возможность удовлетворить потребность размножения способом, ничего общего не имеющим с биологической целью произведения потомства. Более того, случается, что именно стремление к размножению признается «грязным и отвратительным». Было бы, пожалуй, преувеличением считать, что эти возможности отделения сексуальной деятельности от биологической цели размножения свойственны только человеку. Известно, что обезьяны онанируют и даже занимаются гомосексуализмом. Завадский (1959, стр. 181—182) прямо утверждает, что онанизм является «наиболее естественным способом удовлетворения сексуального инстинкта у животных». У человека, однако, проявление сексуальной деятельности, не связанной с размножением и рассчитанной исключительно на получение наслаждения, наблюдается особенно часто.
Можно утверждать, что в условиях человеческой культуры потребность сохранения вида настолько теряет свой биологический характер, что связанное с ней напряжение может быть редуцировано с помощью средств, ничего общего не имеющих с сохранением человеческого вида,
В связи с этим возникает вопрос: не следует ли изменить название этой потребности, сохранившее свой смысл в применении к миру животных, у человека же свидетельствующее лишь о генетической обоснованности потребности? Более точным было бы тут название «сексуальная потребность». Причем термин «сексуальная» мы понимаем достаточно широко, как относящийся к «любой форме чувственного раздражения соответствующих органов или чувственного удовлетворения, которое может служить, но может и не служить делу производства потомства» (Уоррен, 1934).
Попытаемся дать общую характеристику сексуальной потребности человека. В ходе естественного развития организма возникают механизмы, действие которых не связано непосредственно с механизмами саморегуляции, но относится к другой сфере — сохранению вида. Специфические свойства человеческого мозга обусловливают то, что напряжение, связанное с действием этих механизмов, подобно напряжению, связанному с действием механизмов саморегуляции, должно быть правильно понято и должны быть изучены соответствующие формы действия, чтобы сексуальная потребность могла быть удовлетворена. Напряжение это создает нервную доминанту и может влиять в соответствии с законами нейрофизиологии на все формы деятельности человека, модифицируя их, динамизируя или затормаживая в зависимости от сочетания существующих внешних и внутренних условий. Это значительно расширяет сферу влияния напряжения, связанного с сексуальной потребностью, тем более что у человека в ходе модификации потребности сохранения вида исчезает также присущая животному миру регулярная периодичность в возникновении половых напряжений (период течки). Это делает возможным отделение переживаний, связанных с удовлетворением сексуальной потребности, от ее первоначальной биологической цели.
3. ВЛИЯНИЕ СЕКСУАЛЬНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ НА САМОРЕГУЛЯЦИЮ
Итак, речь шла о том, что удовлетворение сексуальной потребности тесно связано с совершенством саморегуляции. Теперь встает вопрос об обратной зависимости, а именно: имеют ли напряжения, возникающие при неудовлетворении сексуальной потребности, какое-либо влияние на саморегуляцию и является ли это влияние непосредственным или косвенным? Данные, которые я привел, согласуются с мнениями практиков и, казалось бы, свидетельствуют против непосредственного влияния. Штоккерт (1959) пишет: «Никогда... не приводилось подтверждений вредного действия воздержания (полового. — К. О)». Существует, однако, множество данных, свидетельствующих о косвенном влиянии, которое оказывает неудовлетворение этой потребности на внутреннее равновесие, вызывая нарушения внешнего равновесия. Иллюстрацией могли бы служить судьбы людей, о которых говорят, что «страсть к женщине привела его к гибели», что он «стал работать менее интенсивно, постоянно задумывается, все его мысли связаны с ней, повсюду он видит ее. Все, что до сих пор его интересовало, перестало существовать». Подобные ситуации возникают на той же самой основе, которая анализировалась ранее, когда речь шла о затруднениях в удовлетворении пищевой потребности. Напряжение, связанное с неудовлетворением одной потребности, тормозило или затрудняло удовлетворение других потребностей.
Так обстоит дело с удовлетворением всех потребностей саморегуляции. Следует ли, однако, факты, свидетельствующие о тормозящем влиянии сексуальных напряжений на удовлетворение других потребностей, объяснять таким же образом? Ведь, как уже говорилось, сексуальные напряжения оказываются слабее напряжений, возникающих при нарушениях биологического равновесия организма под влиянием голода, жажды, страха перед физической опасностью и т. д. В этих ситуациях подвергаются торможению именно сексуальные напряжения, следовательно, трудно представить, что они сами по себе могут нарушать нормальный ход саморегуляции. Разумеется, почти каждый чувствовал в каком-либо периоде своей жизни силу напряжения сексуальной потребности или по крайней мере знает людей, которые делали «глупости от любви», «сходили с ума» и т. д., однако всегда, по моему мнению, при основательном психологическом анализе такого события удается установить, что это происходило в специфических условиях. Во-первых, при полном удовлетворении потребности самосохранения; во-вторых, тогда, когда удовлетворение сексуальной потребности соединялось с удовлетворением других потребностей человека. Об этом подробнее будет идти речь в главе, посвященной потребности смысла жизни. В данном случае упомяну только, что разговоры о людях, «опутанных любовью», кажутся по меньшей мере поверхностными. Я думаю, что в этих случаях существенную роль играют вопросы несексуальной природы, такие, например, как честолюбие, честь, стремление заглушить беспокойство, проистекающее из какого-то другого источника, и т. д. Почти каждый случай так называемого «полового невроза» дает богатый иллюстративный материал, подтверждающий сказанное.
4. КРИТИКА КОНЦЕПЦИИ СУБЛИМАЦИИ
Изложенный здесь взгляд на роль сексуальной потребности в саморегуляции и жизни человека явно противоречит концепции, выдвинутой Фрейдом, который, как известно, приписывает сексуальной потребности и связанному с ней «либидо» решающее значение. Удовлетворение сексуальной потребности является, по Фрейду, основным двигателем всего человеческого поведения. Ее правильное удовлетворение равнозначно психическому здоровью, неудовлетворение же вследствие вытеснения из сознания сексуальных желаний приводит к более или менее тяжелым нервным и психическим нарушениям. К сожалению, как полагает Фрейд, наша культура окружает сексуальность таким количеством самых различных запретов, что правильное удовлетворение сексуальной потребности становится почти невозможным. В этой ситуации единственным способом сохранить здоровье и избежать заболеваний является сублимация потребности, или умение направить сексуальную энергию «либидо» по каналам, одобренным обществом, разрядить ее путем художественного, научного, литературного творчества и т. д. В результате сублимации возникают новые потребности, вторичные по отношению к основной сексуальной потребности, а удовлетворение их позволяет редуцировать сексуальное напряжение способом, согласующимся с требованиями общества.
В поддержку этого положения приводятся разные аргументы, из которых я рассмотрю только два, как полагаю, наиболее важных. Первый представляет собой обобщение наблюдений, подтверждающих, что люди творческие и социально активные намного легче переносят сексуальную неудовлетворенность сравнительно с людьми неактивными, безучастными, обладающими эгоцентрическим характером. Отсюда следует (такой вывод делают сторонники теории сублимации), что творческая активность, одобренная обществом, вызывает разрядку сексуального напряжения.
Второй аргумент, подтверждающий якобы правильность тезиса о сублимации, взят, скорее, из социологии: это предположение, что политический динамизм обществ возрастал по мере роста ограничений в удовлетворении сексуальной потребности. Отсюда можно было бы сделать вывод, что политическая активность общественных групп представляет собой сублимацию сексуальной потребности и косвенно ведет к ее удовлетворению. Анвин на основании анализа 80 культур установил (цит. по: Шельский, 1959, стр. 242), что «можно выявить строгую корреляцию между добрачной и брачной половой воздержанностью и половой свободой, с одной стороны, и величиной общественной и политической энергии данного общества — с другой... каждое общество имеет возможность выбора, или развивая большую энергию, или пользуясь сексуальной свободой».
Концепция сублимаций сексуальной потребности снискала большую популярность, особенно среди широких кругов педагогов, которые, видя в ней своего рода панацею от всех трудностей сексуального воспитания молодежи в период созревания, принимали эту концепцию, даже отрицая все ее психоаналитические предпосылки. Мы уже упоминали, однако, что теория эта целиком основана на концепции «либидо» как единственного источника человеческой активности, концепции дискуссионной, истинность которой далеко не очевидна. Отмечая это, следовало бы подчеркнуть два момента: во-первых, аргументы, приводимые в поддержку теории сублимации, кажутся недостаточными, а во-вторых, исподволь накапливаются факты, опровергающие ее.
Вернемся к двум вышеупомянутым аргументам в пользу теории сублимации. Оба они вызывают серьезные сомнения. Если люди активные и творческие страдают от сексуальных напряжений меньше других, это совсем не обязательно объясняется сублимацией. Можно, например, допустить, что благодаря своей активности и находчивости им удается, в общем, лучше удовлетворять потребности, в том числе также и сексуальную потребность, вследствие чего сексуальные напряжения, нормально разряжаемые, не достигают у них каких-либо беспокоящих размеров. Возможна также другая гипотеза. Деятельность людей, интенсивно работающих и живо интересующихся своей работой, творческих работников, политиков, общественных деятелей и т. п., требует от них такого большого расхода энергии всего организма, что сексуальная потребность отодвигается в это время на второй план. Сильные напряжения, связанные с другими потребностями, затормаживают сексуальное напряжение в соответствии с законом нервной доминанты. Наконец, возможна и третья гипотеза, объясняющая факты, некритически приписываемые сублимации сексуальной потребности. Тайной людей активных, творческих и при этом гармоничных и уравновешенных может быть попросту дисциплинированность, овладение сексуальной потребностью и четкое понимание ее места среди других потребностей или даже подчинение ее другим потребностям, что становится возможным для человека благодаря способности к сознательной регуляции потребностей и благодаря физиологической «не необходимости» сексуальной потребности. К тому же биографии выдающихся людей отнюдь не свидетельствуют о какой-либо атрофии сексуальности у них (например, Дюма-отец или Наполеон). Наоборот, это были обычные люди, динамичные и с этой точки зрения; картина же регуляции ими сексуальных напряжений носила на себе печать присущего им жизненного стиля — была спокойной, гармоничной или, наоборот, бурно хаотичной.
Против концепции сублимации сексуальной потребности говорит также интересное наблюдение, сделанное Имелиньским (1961) при рассмотрении случая после-кастрационного «психоэндокринологического» комплекса. Он пишет, что «понижение силы полового влечения обратно пропорционально уровню умственного развития индивида... у людей с высокой культурой и высоким интеллектуальным уровнем ослабление полового влечения (после кастрации.— К. О.) наступает постепенно и не является значительным. Примитивные люди реагируют на кастрацию быстрым и сильным ослаблением влечения» (стр. 374). Правда, автор не говоркт, на чем он основывает свои выводы, не упоминает & количестве случаев и методах исследования. Однако этот вывод согласуется с мнением других клиницистов/и, если имели место лишь несколько случаев, этого достаточно, чтобы подорвать концепцию сублимации, согласно которой последствия кастрации должны быть прямо противоположны—она должна якобы вести к исчезновению сексуальных напряжений именно у людей с высокой культурой, как имеющих большие шансы сублимационной активности.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!