Проза и стих как типы художественной речи 3 страница



Русское стихосложение нового времени. Русская почти четырехвековая стихотворная профессиональная практика эпохи самостоятельного существования поэзии — с окончательным переходом от народного полупоющегося речефразотакта (и связанных с ним т.н. раёшных стихов и досиллабических книжных виршей 17 в.), и от книжно-церковного поющегося мелофразотакта (и связанной с ним силлабики 17 — нач. 18 в.) к стихотакту (речемузыкальному такту) — характеризуется тем, что ведущей в ней системой стихосложения является акцентно-метрическая (силлабо-тоническая) система (с 1740-х гг.). Однако в 20 веке (за исключением эпохи репрессанса, 1930-1950 гг.) эта система была существенно дополнена новыми видами смешанной метрики — т. н. "дольниками" (пятидольниками) З.Гипппиус, Н.Гумилева, М.Цветаевой) и потеснена акцентнымстихом и верлибром.

Акцентный стих (тоническое стихосложение) — система стихосложения, в которой основным и единственным постоянным ритмообразующим приемом является изоакцентность (изотония акцентная) стихов. Основным речевым наполнителем ритма и образователем ритмометра в тоническом стихосложении является фонетическое слово.

При чередовании разного количества реальных акцентов в тоническом стихосложении недостающие акценты либо пропущены на относительно сильных долях стихотакта, либо попадают на паузу:


 

Я много в теплых странах плутал,

Но только в этой зиме

Понятна стала мне теплота

Любовей, дружб и семей.

 

Лишь лежа в такую вот гололедь,

Зубами вместе проляскав,

Поймешь: нельзя на людей жалеть

Ни одеяло, ни ласку.

   (В.В.Маяковский. "Хорошо")

 

 

 — ’— — |’— — ’— — — ||’—

     — |’— — ’— — —

’— (’)  —’— — |’— — ’—  — — ||’—      — |’— — ’— — —

Nbsp; —’— — — |’— — ’— — — ||’—      — |’— — ’— — —


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!