Разновидности массажа в современных спа



 

Классический массаж. Еще на рубеже XX–XXI веков судьба классического массажа в спа могла вызвать тревогу. Появлялись новые модные массажные методики как с Востока, так и с Запада. «Классика» стала многим казаться примитивной и устаревшей. Но именно время является лучшим критерием актуальности. Классика – наиболее предсказуемая техника, лучше всего изученная и, пожалуй, самая эффективная. Сегодня классический массаж – обязательная опция в спа‑меню многих отечественных и зарубежных спа‑центров. Варианты «классики» – шведского или калифорнийского массажа – лишь подтверждают эту тенденцию.

Массаж национальной школы. В современных спа‑центрах России особой популярностью пользуются восточные техники массажа. Тайский, китайский, японский, корейский и т. д. Не менее популярен и гавайский массаж «ломи‑ломи», индийский «абхъянга» и др. Эти массажные методики можно разделить по концепции воздействия: одни направлены на работу с так называемыми энергетическими меридианами, другие – используют классическую анатомию и физиологию. В одном случае направления движения и акценты – по ходу этих энергетических каналов и биологически активных точек, в другом случае – движения направлены в основном по ходу венозного и лимфатического тока.

Массаж «от косметической линии». Начиная с конца ХХ века с целью увеличения объемов продаж многие косметические бренды запустили свои фирменные массажные методики. Несмотря на то что среди них оказывались и весьма интересные и оригинальные, главная их задача – продажи косметики.

Авторские методики массажа. Почти каждый массажист с опытом работы начинает использовать свой собственный стиль работы. Некоторые создают собственные методики массажа, единицы из которых становятся действительно достижениями в мире массажа (рис. 78).

Рис. 78

 

Спа‑массаж – это явление не только профилактической медицины, оздоровительной рекреации, но это еще и, безусловно, бизнес со всеми вытекающими последствиями. Поэтому специалист и его менеджер должны заранее просчитать стоимость расходных материалов, необходимое дополнительное оборудование, его амортизацию, расходы на продвижение новой методики. Нужно принять во внимание рекомендуемую цену для клиента, при этом надо учитывать особенности своего региона.

Критериями выбора массажной методики в спа‑индустрии являются:

• результативность;

• безопасность;

• креативность;

• востребованность;

• рентабельность.

 

Тенденции развития спа в ближайшие годы

 

I. Появляется все больше интереса к развитию спа медицинской ориентации. Люди постепенно поворачиваются от традиционных западных методов лечения к более интегрированным подходам к здоровью. Ряд спа‑экспертов предсказывает, что в недалеком будущем каждая больница будет оснащена элементами спа, особенно в части реабилитации. Спадает интерес к «шаманским» и эзотерическим спа. Современный спа‑клиент хочет видеть доказанные современной наукой методы. Обратите внимание на жанровую эволюцию на телевидении – сначала была «сугубо медицинская» программа «Здоровье», затем – процветание псевдонаучного подхода, но очень доступного, типа «Малахов +», и потом – вновь разворот к медицинским экспертам, но в увлекательной манере в целом букете передач на сегодняшних центральных телевизионных каналах. Такая же ситуация и в современном спа. От медицинской курортологии, физиотерапии и гидролечения, через «мистические» и «волшебные» практики к интегрированным, научно обоснованным спа‑технологиям, включившим первое и исключившим второе.

II. В России, Европе и США особенно быстрыми темпами развиваются семейные спа. Хотя в России пока еще это тенденция выражается в популярности парных процедур, а не в целостном концепте всего заведения.

III. Все больше владельцев спа на Западе и в России вводят в практику своих салонов восточные элементы. В России из‑за неумения правильно выстроить спа‑команду, наладить менеджмент чуть ли не идеальной моделью бизнеса стал считаться привоз азиатских спа‑мастеров. Такая практика, строго говоря, незаконна. В Российской Федерации телесно‑ориентированные практики являются массажем. Массаж в России имеют право делать специалисты со средним медицинским образованием и после прохождения специализированного обучения в государственных учреждениях в течение 288 академических часов с присвоением специальности «медицинская сестра по массажу». У «заморских» массажисток таких документов нет.

IV. Рынок спроса со стороны стареющих бэби‑бумеров – наиболее перспективная таргет‑группа потенциальных клиентов спа в будущем. Это поколение уделяет все больше времени и средств на то, что оно понимает под выражением «в здоровом теле – здоровый дух». Эти люди весьма восприимчивы ко всему новому, появляющемуся на рынке предложения в области оздоровления, омоложения и улучшения самочувствия. Кругозор этих потенциальных клиентов постоянно расширяется, поскольку они активно и с большой долей любознательности путешествуют по всему миру. Мир действительно стареет. В том числе стареет население России. Однако в отличие от европейских тенденций нельзя сказать, что российский спа‑клиент «стремительно стареет». Сказывается разность как в менталитете, так и в уровне благополучия по сравнению с их европейскими ровесниками. Для наших современных «бабушек и дедушек» спа – непозволительная роскошь. Посетители «за 60» для отечественных спа – это в основном обладатели подарочных сертификатов, которыми «побаловали» взрослые дети своих родителей.

V. В составе клиентов все большую роль будут играть мужчины, в том числе в традиционно дамских областях (уход за кожей, ногтями и т. п.). Мужчина‑клиент будущего спа, как правило, узнает об этом заведении от жены или подруги, приходит туда из любопытства и быстро понимает, что это именно то, что ему нужно – в соответствии с общим холистическим подходом к стилю и образу жизни. Индустрия производства косметических препаратов специально для мужчин также будет развиваться весьма быстро.

Время, проведенное в спа, – это время для релаксации, сосредоточенности, восстановления здоровья и хорошего настроения.

Опыт спа для посетителя – это снятие стресса и напряжения мышц, приведения в порядок механизма мышления и принятия решений, заряд жизненной энергии, бодрости, хорошего самочувствия и настроения.

 

Заключение

 

Спа‑массаж – это то самое новое, что является хорошо забытым старым. Осмысленное прикосновение внимательной руки – из интуитивного жеста, присущего древнему человеку, – до современных научно обоснованных методик. Оставаясь открытой развивающейся системой, спа‑массаж базируется на классических канонах массажа, с одной стороны, оставаясь неотъемлемой его частью. В то же время спа‑массаж вышел за строгие медицинские рамки, став элементом общечеловеческой культуры и важным инструментом, способствующим развитию личности современного человека XXI века.

 

 

Глава 5

Контактная психотерапия

Новиков В.П

 

Телесно‑ориентированная психотерапия (ТОП) является одним из основных направлений современной практической психологии, еще ее называют соматической психологией. В настоящее время в Европе и в Америке (в 35 странах мира) существует свыше 50 институтов и организаций с обучающими и терапевтическими программами различных школ и направлений ТОП, большинство из которых включают в свой арсенал психотерапевтические средства и массажные манипуляции.

ТОП – это искусство и наука, это способ «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.

Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле. Наше сознание и бессознательное в 90 % случаев говорят не словами, а сигналами тела. Важно научиться улавливать эти сигналы, слышать свое тело, быть с ним в контакте, считают специалисты по ТОП. А чем, как не ТОП, в том или ином виде занимается каждый массажист во время работы с телом своего клиента.

 

В свое время Зигмунд Фрейд выражал надежду, что теория психоанализа когда‑либо в будущем получит органическое подтверждение, так как основой психического является соматика, хотя и заглянуть туда ему в то время не удалось. Но это удалось сделать патриарху ТОП Вильгельму Райху, теоретические и практические исследования которого дали научное обоснование известному положению З. Фрейда: «Я» – есть прежде всего выражение телесного «Я». Работы В. Райха заложили основы соматической психологии и контактной психотерапии. Он же впервые развил теорию взаимодействия между психикой и телом.

Исторически формирование ТОП, а соответственно включение тела, телесных процессов в понимание психологического развития личности являлось новым и нетрадиционным для западной психотерапии. Оно стало неким символом преодоления в ХХ веке господствующей веками парадигмы восприятия жизни тела как низкой и греховной составляющей человеческого существа, а в области мировоззрения и науки также и картезианской (Декартовской) традиции механистического (позже технологического) расчленения души и тела.

Современная ТОП является одним из основных направлений практической психологии в мировом психологическом пространстве. Она находится на острие так называемой «4‑й силы» – транскультуральной, континуальной психологии, пришедшей на смену былым монотерапевтическим подходам, и узкой психологической специализации. Сегодня сложилась и действует тенденция к интеграции различных психологических направлений и школ, к синтезу разнообразных методов, что наиболее ярко проявилось в истории формирования ТОП. Она возникла и продолжает в настоящее время развиваться в двух основных вариантах:

• как самостоятельное направление психологии и психотерапии;

• как дополнительное, в русле многих сложившихся ранее психологических подходов, прежде всего в психоанализе, гештальт‑терапии, экзистенциальной психологии и др.

При этом специальные принципы и приемы контактной работы с телом используются не столько как источник информации, сколько в качестве основного средства непосредственного терапевтического воздействия.

ТОП как направление психотерапии объединяет ряд авторских методов: вегетативная терапия (В. Райх); биоэнергетический психоанализ (А. Лоуэн); стержневая энергетика (Д. Пьерракос); соматическая терапия – биосинтез (Д. Боаделла); радикс (Ч. Келли); хакоми (Р. Курц); соматический процесс (С. Келеман); организмическая психотерапия (М. Браун); первичная терапия, или терапия первичного крика (А. Янов); комплексы двигательных упражнений, связанных с выявлением и улучшением привычных телесных поз (Ф. Александер), а также осознанием и развитием телесной энергии (М. Фельденкрайз); структурная интеграция, или рольфинг (И. Рольф); биодинамическая психология (Г. Бойсен); бодинамика, или психология соматического развития (Л. Марчер); чувственное осознавание (Ш. Селвер); психотоника (Ф. Гласер); процессуальная терапия (А. Минделл). В сферу ТОП входит также ряд оригинальных отечественных методик, в первую очередь танатотерапия (В. Баскаков). Близкими к ТОП является ряд методик, фрагменты которых могут использоваться в работе с клиентами: розен‑метод (М. Розен); БЭСТ (Е. Зуев), инсайт‑метод (М. Белокурова), различные виды двигательной и танцевальной терапии, включая анализ движений (Р. Лабан) и техник актерского мастерства, телесно‑дыхательные и звуковые психотехники. Одной из значимых особенностей ТОП является то, что хотя она возникла и сложилась на Западе, тем не менее включила в себя многие достижения восточных духовных практик.

Общей основой методов ТОП, исторически обусловивших отделение их от психоанализа, явлется использование в процессе терапии (body‑mind therapy) контакта терапевта с телом клиента, основанное на представлении о неразрывной связи тела (body) и духовно‑психической сферы (mind). При этом полагается, что неотреагированные эмоции и травматичные воспоминания клиента, вследствие функционирования физиологических механизмов психологической защиты, запечатлеваются в теле. Работа с их телесными проявлениями помогает по принципу обратной связи проводить коррекцию психологических проблем клиента, помогая ему осознать и принять вытесненные аспекты личности, интегрировать их как части его глубинной сущности (self). Интеграция тела и разума основывается на функционировании интуитивных, правополушарных компонентов психики, иначе именуемых естественным организменным оценивающим процессом (К. Роджерс). Поэтому в работе терапевта с клиентом поощряется доверие последнего к телесным ощущениям, или интуитивной «внутренней мудрости» собственного организма. Тем самым методы ТОП ставят акцент в работе с клиентом на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы осознания им глубоких организмических ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в различных телесных состояниях, и обучение реалистичному разрешению внутренних конфликтов в этой области.

 

Раскрепощение тела, «включение его в жизнь» приближает человека к его первичной природе и помогает ослабить отчужденность, испытываемую большинством людей (А. Лоуэн). В процессе работы внимание клиента направляется на его ощущения для повышения способности к осознаванию телесных ощущений, производится также усиление телесных ощущений для поощрения чувств. Особое внимание уделяется ощущениям, связанным с распределением в теле вегетативной или биологической энергии (В. Райх), начиная от поверхности кожи до глубинных процессов метаболизма (М. Браун), устранению нарушений, блокирующих ее нормальное протекание.

 

От простых телесных ощущений терапевт помогает клиенту перейти к эмоционально окрашенным телесным переживаниям. Зачастую это дает возможность осознать их историю, вернуться к тому времени, когда они впервые возникли (регрессия), чтобы прожить их заново и тем самым освободиться от них (катарсис). Тем самым человек обретает более прочный контакт с реальностью (заземление), включающий как физическую опору и устойчивость применительно к жизненным условиям (А. Лоуэн), так и тесную связь с собственными эмоциями и отношениями с близкими людьми (С. Келеман).

Помимо работы с внутренними переживаниями клиента, подвергаются анализу также и отношения клиента с терапевтом, представляющие взаимное проецирование ими друг на друга отношений с другими личностно значимыми персонами (перенос и контрперенос). При этом процессы переноса рассматриваются как в традиционном для психоанализа психологическом плане, так и в физическом и энергетическом.

Методы ТОП особенно эффективны для лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состояний. ТОП является также инструментом личностного роста, позволяющим добиться более полного раскрытия личностного потенциала, увеличения числа доступных человеку способов самовыражения, расширения самоосознания, коммуникации, улучшения физического самочувствия.

В арсенале ТОП имеются также различные упражнения: дыхательные, способствующие энергизации и коррекции дисфункциональных дыхательных паттернов; двигательные, способствующие устранению патологических двигательных стереотипов, развитию мышечного чувства и тонкой двигательной координации; медитативные и др.

Но, безусловно, основным является массаж.

Еще Вильгельм Райх считал мягкие ткани проекцией нервной системы и предлагал непосредственно воздействовать на «панцирь характера». «Панцирем характера» он называл хронические физиологические ригидности (зажатости), сдерживающие возбуждение. Он отделял свои аналитические интерпретации («анализ характера») от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое называл «вегетотерапией мышечных склонностей» и «анализом характера в области биофизического функционирования».

Пациенты Райха должны были раздеться и лечь на кушетку. Сначала он наблюдал дыхательные паттерны, выделяя семь колец мышечного панциря, охватывающего тело: 1) область глаз; 2) рот и челюсть; 3) шея; 4) грудь; 5) диафрагма; 6) живот и 7) таз. С помощью различных упражнений и массажа Райх систематически воздействовал на каждое кольцо.

Другой метод ТОП, активно использующий массажные манипуляции, – рольфинг, или структурная интеграция. Целью структурной интеграции является манипулирование и расслабление мышечной фасции с тем, чтобы окружающая ткань могла перестроиться в правильное положение. Процесс терапии состоит из глубокого массажа с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень болезненным. Чем больше напряжение, тем сильнее боль и тем больше необходимость манипулирования. Вследствие взаимосвязи фасций всего тела напряжение в одной области оказывает ярко выраженное функциональное компенсаторное влияние на другие области. В рольфинге эмоциональная разрядка обычно ослабляет напряжение посредством манипулирования соответствующей областью тела.

Еще один ТОП‑метод – Розен‑метод – похож на массаж тем, что клиент лежит на массажном столе, а другой человек касается его. Однако в этой работе не употребляется масло, иногда используются подушки для создания комфорта; клиент частично одет, всегда в нижнем белье и, если это для него предпочтительнее, может оставаться в той одежде, в какой хочет. Клиент покрыт легким покрывалом для комфорта и тепла. Сессия обычно начинается с того, что клиент лежит на животе, его просят перевернуться позднее в процессе сессии, которая длится пятьдесят минут. Некоторые практикующие стоят, другие сидят рядом со столом.

Когда начинается Розен‑сеанс, терапевт кладет руки сверху на покрывало, а клиент начинает расслабляться и чувствовать себя более комфортно, когда терапевт отгибает покрывало и работает прямо на теле, обычно начиная с верхней части спины, но всегда тратит какое‑то время на то, чтобы заметить и почувствовать, где есть напряжение. Одна рука используется для контакта с напряжением, другая рука обычно отдыхает и «слушает».

 

В своей книге «20 минут перерыва» Эрнест Росси, один из первых учеников Эриксона, издатель многих трудов, посвященных теории и учению Эриксона, и сам выдающийся исследователь, в 1986 году говорил: «Прикосновение может быть наиболее сильным социобиологическим сигналом из всех… Неудивительно, что люди, которым мы позволяем прикасаться к нам – массажисты и физиотерапевты, парикмахеры, медсестры и врачи, – часто становятся объектами нашего глубокого личного доверия».

 

Итак, телесно‑ориентированная терапия – это одно из направлений психотерапии, имеющее свою длительную историю, различные теоретические и методологические подходы к лечению психики через изменения, производимые с телом. Разработано большое число техник телесной терапии, в которых используется взаимодействие с телом: движения, прикосновения, дыхание. Но большинство телесных терапевтов сегодня для снятия напряжения используют физический контакт, такой как массаж. И именно рациональное сочетание виртуозности массажных техник и психотерапевтических знаний в недалеком будущем способно интегрировать все разнообразие методов ТОП, связав воедино как вербальные, так и невербальные способы контакта терапевта и пациента.

 

Глава 6

Сценический массаж

Кремлевская В.Г

 

Театр

 

Жалко выглядит кабаре, которое подражает театру; еще печальнее видеть театр, бездарно подражающий кабаре.

Антоний Слонимский

 

Театр многолик, у него своя древняя история. Дословный перевод этого термина – место для зрелищ. Он широко употребляется в большом количестве как театро– и литературоведческих, так и вовсе не имеющих отношения ни к театру, ни к литературе работ. По сути своей, он универсален, ибо охватывает многие сферы жизни. Жизнь, заключенная в шаблонные рамки, воспринимается как нудная и пресная. Чтобы разнообразить ее, люди играют, воображая себя и других не тем, что они есть на самом деле. Это необходимость для преображения жизни, в которой все живые существа являются актерами с определенными ролями. Театральные условности отжили свое. Оставаясь верными себе, мы не можем принять театр, который по‑прежнему обманывал бы нас. Нам нужно верить в то, что мы видим. Нам нужно, чтобы спектакль, который мы смотрим, был единственным в своем роде, чтобы он казался нам столь же непредсказуемым и столь же неповторимым, как и любой жизненный акт, как любое событие, определенное известными обстоятельствами. Именно тогда и возникает понятие «театрализация», чаще всего употребляющееся в словосочетании «театрализация жизни». Театрализация – это превращение чего‑то в театр, придание феномену, не имеющему отношения к театру, игровых и ролевых черт. В основе театрализации жизни лежит присущий всему человечеству инстинкт театральности; корни его уходят в первобытные эпохи, о чем свидетельствует культура архаичных народов, доживших до современности; театрализация охватывает все сферы человеческой жизни. Известно, что актер способен имитировать жизнь. Таков реалистический или натуралистический театр, где подражают действительности во всех формах ее ежедневной обыденности. Это один вариант театра. Вариант другой: попытка создать впечатление, что существует иной мир – мир театра, мир иной реальности, фантазии и праздника воображения, где действительность подвергается разного рода видоизменениям. В конечном счете его можно назвать миром иллюзии. Итак, либо повседневная жизнь, либо иллюзия – обе эти возможности давно существовали в театре. Во всей истории театра можно проследить их противоборство: вариант, более близкий фантастике (иллюзия), и вариант преимущественно реалистический (имитация жизни). В рамках спектакля они должны были быть чем‑то совершенно настоящим или, если угодно, совершенно органичным, полностью натуралистичным. Это Аристотелев принцип: единство места, единство времени, единство действия, но «hic et nunc» (здесь и сейчас).

Известный московский режиссер Михаил Горевой в одном интервью сказал: «Я – наркоман от искусства, от уникального искусства театра. Театр – это моя жизнь, многое я ему отдал. Театр – это наркотик: раз выйдя на сцену, ты уже не сможешь без него. Задача театра, особенно сегодня, фактически медицинская. Я это определяю как «массаж души». Зачем человек приходит в театр, тратя деньги и время? В поиске чего? Я убежден, что театр сейчас не имеет право просто развлекать. Задача театра как живого искусства состоит в том, чтобы воздействовать на души человеческие, делать прямой «массаж души». Интересная мысль, не правда ли? Сколько ролей, сколько предназначений у театра, как по‑своему трактует и понимает задачи театра каждый, кто имеет хоть какое‑то к нему отношение. Однако в настоящее время право на жизнь завоевывает и другая теория. И озвучивают ее люди, далекие от театральных кругов. Если театр может быть массажем для души, то, идя от противного, способен ли массаж стать театром? Может ли серьезная медицинская лечебная процедура превратиться в развлекательное шоу? И ответ здесь только один, уже весьма красочно проиллюстрированный действительностью: да, может. Фитнес– и велнес‑клубы стали зазывать клиентов лозунгом: «Активным образом жизни убежать от проблем со здоровьем». Из обычных санаторно‑курортных учреждений начали образовываться так называемые спа‑курорты. Спа по своей сути как раз и представляет собой отчасти «шоу для одного». Вокруг одного клиента разыгрывается целое театральное действо. Именно он, клиент, играет в этом спектакле главную роль. Сейчас люди все чаще стремятся к индивидуализму. Им больше нравятся вещи, созданные специально для них, нежели для безликой толпы по типовым эскизам. Им интересно иметь что‑то особенное, существующее в единственном экземпляре, предназначенное не для массового зрителя, а для конкретного человека с его индивидуальным взглядом на мир, с учетом его интересов, его сильных и слабых сторон, его анатомии, наконец. Спрос рождает предложение – непреложная истина, являющаяся двигателем многих весьма неоднозначных проектов. И если пациентом нравится быть далеко не каждому, а клиентом хорошего престижного модного салона назваться и приятно, и не зазорно, то почему бы и не объединить праздник души и тела в одно целое? Так появились театры массажа, имеющие не столько лечебное, сколько развлекательное направление. Массажные шоу, красочные рекламные презентации массажных школ, спа‑театры, театры экзотического массажа, театр прикосновений. Что это? Процесс развития или деградации специальности? Благо или зло? Лечение или развлечение? Разделение массажных технологий на внешний и лечебный эффекты продиктовано, по всей видимости, не желанием усовершенствовать терапевтический метод, не возможностью изобрести свою индивидуальную авторскую методику, не жаждой устранить страх пациента перед ортодоксальной медициной, а простым человеческим стремлением превратить любой вид деятельности в доходный бизнес. Но, возможно, мы и ошибаемся. Давайте попробуем рассмотреть все по порядку. Вернемся к тому, с чего, собственно, начали, – к театру (рис. 79).

Рис. 79

 

Репертуар

 

Все люди – актеры. Откуда же взять для них репертуар?

С. Ежи Лец

 

Общеизвестно, что фантазии человека безграничны. А за тех, кто воображение имеет поскромнее, все придумали другие немного раньше. Слегка усовершенствовав их методы и наработки, привнеся некий игровой и зрелищный элемент, адаптировав под требования современности и запросы клиента, можно легко получить самостоятельную, готовую методику, имеющую право на жизнь и приносящую немалую прибыль. Главным механизмом, диктующим «правила игры», является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий, – как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно‑денежный обмен, регулятором и стимулятором которого является реклама.

Споры о том, чем же является массаж – наукой или искусством, ведутся уже давно. Элементы индивидуального творчества присущи любому массажисту при выполнении даже самой проработанной массажной методики. Высокий спрос на зрелища привел к появлению профессиональных организаторов и профессиональных исполнителей. Может быть, именно по этим причинам упорядочить перечень представленных на рынке шоу‑программ довольно непросто. Здесь соседствуют экзотические виды массажа, зачастую совпадающие с оригинальными только названиями, европейские, восточные техники, дополненные некоторой фантазийностью, методы народной китайской, индийской, японской, русской, украинской медицины и многое другое, что может заинтересовать и втянуть в круговорот яркого представления. Основной принцип шоу в медицине – лечение должно быть с удовольствием. В мире существует очень большое количество массажных школ, а соответственно и приемов и разновидностей массажа. Современные массажные техники, применяемые в индустрии красоты, и в частности в спа, отличаются большим многообразием. В настоящее время, кроме ручных (мануальных) массажных технологий, активно используются техники выполнения массажа различными аппаратами, специальными инструментами, а также приспособлениями. Существует множество индивидуальных авторских методик, созданных на основе уже существующих видов массажа и разработанных мастерами на основе их личного опыта. Массажистами, искренне влюбленными в свою профессию, восстановлены старинные национальные техники массажа, сочетающие в себе древность традиций, необычайно красивое зрелище и комфорт для клиента. Для иллюстрации приведем только некоторые из них:

• креольский бамбуковый спа‑массаж

• африканский массаж деревянными молоточками

• камисимо

• китайский массаж сферами

• чакральный звуковой массаж тибетскими чашами

• самурайский массаж

• славянский веревочный массаж

• перуанский массаж в четыре руки

• массаж богатырский (педиальный, безопороный)

• славянский родовой массаж деревянными ложками

• джед‑массаж

• велнес‑инструментальный массаж

• медовое глазирование

• монастырский медово‑восковый массаж

• массаж лыковыми мочалами

• сибирский спа кедровыми шишками

• предвеночный Лада‑массаж

• техника древнеславянского «Ладного парения»

• славянский массаж живыми мешочками

• славянский родовой массаж деревянными ложками

• «7 веников Лекаря»

• лапландский спа‑массаж холодом и огнем

• массаж полудрагоценными и драгоценными камнями и т. д. и т. п.

Было бы не совсем справедливо оставить в стороне и очень востребованную сейчас тему эротического массажа. За огромным количеством рекламы массажных и спа‑салонов зачастую скрываются эротические шоу. Многие из них центральным сценарием заявляют именно массаж. Театры массажа, или спа‑театры, как теперь стало модным называть подобные заведения, представляют обширную программу всевозможных видов постановочного массажа на любой вкус. Названия и описание массажного разнообразия впечатляют: Восточный массаж «Арабская ночь», тайский слим‑массаж, Айс‑крим, Брызги шампанского, Татушки, аква‑боди‑массаж, душ‑коктейль, медовый шоу‑боди‑массаж в две руки на теплом столе и др. Только вот к массажу, как оздоровительной процедуре, подобные салоны никакого отношения не имеют, хотя, как и все, что востребовано, имеют право на жизнь.

 

Декорации

 

Натурализм в некоторых театрах необычайный! Даже запах портянок доносится со сцены. Только люди недостоверны.

В. Гюго

 

Театра без декораций не бывает. Ощущения – это еще не все, важны обстановка, мелкие детали, звуки. Декорации в сценическом, постановочном массаже играют едва ли не главную роль. Антураж здесь продумывается до мелочей, до тончайших нюансов. С появлением спа‑культуры возникла определенная свобода в оправдании любого антуража, как грибы после дождя появляются новые и хорошо забытые старые техники и методики массажа, привязанные к любой культуре, любой идеологии, любому оформлению массажной сцены. Необходимость воздействия на все пять чувств вынуждает изобретать новые «фишки» – все то, что завораживает и манит, что непредсказуемо и неординарно, зрелищно и красиво. Сценарии программ создаются как самостоятельно, так и вместе с клиентами, воплощая их фантазии и творческие идеи в жизнь. В зависимости от вида, места проведения и специализации мастера создается обстановка, соответствующая массажной программе. Это может быть восточная тема: благовония и свечи, сладости, дурманящие ароматические масла с тягуче‑сладким тяжелым запахом, подушки и диваны, пестрые краски, лепестки роз, восточные музыкальные ритмы, соответствующие костюмы массажистов. Или японская тема – традиционная чайная церемония, кимоно, инь и ян, черное и белое. Очень интересно смотрится украинское спа: вышитые сорочки, шаровары, красные кушаки, дымящиеся чубуки с лечебными травами, оранжевые солнечные тыквы и тыквенное целебное масло, четыре руки гарных хлопцев или дивчин и полная релаксация.

 

Каждый такой массаж – это маленький спектакль со своим сценарием и «секретами драматургии», центром которого становится клиент. Умиротворяющая атмосфера, заботливые, почти нежные мастера, изысканный интерьер, заполненный музыкой и восточными ароматами, – традиционные декорации для идеальной «сценической» постановки.

 

Омовение ног, массаж головы, руки массажиста вырисовывают на затылке и висках загадочные узоры, легкие пальцы постукивают по лбу и линии волос, деревянные столы, массаж с лечебным маслом, смесь травяных порошков, завернутая в ткань и разогретая в масле на медной «сковороде», – все это звучит как песня, в которой мало слов, нужна еще мелодия и гармония. Массаж имеет свой рисунок, свой узор, слаженная работа массажистов похожа на таинственный обряд – легкий и красивый. Тело как будто качают упругие волны Индийского океана, лаская и даря новую, свежую энергию.

Китай, экзотические тропические острова, Индия, Тибет, Бали, Гавайи, Таиланд – путешествие по изысканным странам, фантазиям, мечтам. Разнообразие декораций позволяет отпустить фантазию в свободный полет, осуществить любое желание и причуду. Сцена – это то место, где клиента всегда ждут, где он будет в центре внимания, где каждое желание исполняется (рис. 80).

Рис. 80

 

Режиссеры

 

Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство.

Жан Кокто

 

У истоков любого начинания стоят обычные люди. И у каждого свой, зачастую нелегкий, путь. Путь, по которому через какое‑то время пойдут последователи, фанаты, интересующиеся, увлекающиеся, зеваки. Но это будет уже огромная толпа, во всеуслышание трубящая о себе и своих единомышленниках, привлекающая внимание и закручивающая водоворотом всех, кто попадается на дороге. И тогда у кого‑нибудь из восторженных последователей не может не возникнуть вопрос: а кто был первым? Кто увидел то, что хотел увидеть, а не то, что содержалось действительно?

 

Театр массажа тоже имеет своих режиссеров, своих Станиславских, Товстоноговых, Виктюков.

 

Одним из родоначальников массажного шоу можно считать французского мастера массажа Ги Дюмона. Именно он создал так называемый артистический и ритмический массаж тела – более 250 движений, которые позволяют проводить массажный сеанс от одного до трех часов кряду в течение многих месяцев, при этом ни разу не повторяясь. Он устраивает театр массажа. Это завораживающее действо. Под определенную музыку (классическую, оперные арии, даже негритянский спиричуэл), сопровождающуюся игрой цветных фонарей, один или несколько массажистов, выполняя массажные пассы, кружат вокруг клиента, создавая нереальную, фантастическую атмосферу в зале. На такое шоу сейчас большой спрос как среди клиентов, так и зрителей (рис. 81).

Рис. 81

 

Его последователь – наш соотечественник Сергей Шарипов, калининградский массажист, не так давно открывший в своем городе Театр массажа. Четыре актера исполнят драму или комедию. Работают в восемь рук. На спектакле присутствует только один зритель – сам массируемый, который просто лежит на массажном столе, а актеры‑массажисты делают массаж. Некоторые от такого спектакля испытывают шок и начинают плакать. Актерами служат ученики массажной школы Шарипова – талантливые массажисты и массажистки, практикующие не один вид массажа. А еще они танцуют, о чем говорят прямо: «Мы танцуем вокруг пациента». Спектакль длится около сорока минут. Если играется драма, то звучит расслабляющая музыка, а если комедия – то тонизирующая. Чтобы клиент не отвлекался, на него надевают очки. А он угадывает, сколько человек его массируют. Это такой драматургический прием. Актер Смоленский говорит, что и сам получает огромное удовольствие от спектаклей. Но тут же оговаривается – никаких эротических элементов. Все в пределах допустимой нормы. Театр, по словам артистов, – это не способ зарабатывать деньги. Это смысл жизни.

Одним из ярких организаторов рекламных шоу является итальянец Франческо Франко. Свой массаж он называет шаманским. Такой массаж требует медитативного состояния со стороны массажиста и экстатического со стороны клиента. Для его выполнения нужны не только массажист и клиент, но и аудитория, а также масла и музыка. Это выражение любви. Здесь нет разницы полов, поэтому прикосновения одни и те же для мужчины и для женщины. Работа на сцене с полуобнаженной моделью. Здесь все детали сливаются в одно завораживающее действо. При этом абсолютно нет интереса к ощущениям модели, зато присутствуют головокружительные кульбиты, танец, почти гипноз. Европейский рынок завоеван.

Испанец Энрике Кастеллс Гарсия создал оригинальную школу хиромассажа, своими корнями уходящего в начало XX века, когда натуропатом В. Л. Фернандесом был впервые зарегистрирован термин «хиромассаж» (от «хиро» – рука и «массаж»). Использование этой техники позволяет массажисту стать творцом, дарящим радость себе и пациентам, где торжествуют высокий профессионализм и мастерство. Некоторые специалисты сравнивают выполнение техники хиромассажа с испанским танцем фламенко. Движения массажиста напоминают неповторимый танец, и при этом каждый массажный прием выполняется абсолютно осознанно, с учетом особенностей организма каждого пациента. Испанцы – темпераментный народ. Считается, что они ко всему относятся с небывалой пылкой страстью, поэтому проживают жизнь ярко. Любовь, работа, творчество представляют собой клубок красочных эмоций. В массаже те же пестрые краски и эмоции. Костюмы двора испанских Габсбургов, очаровывающие длинные пассы, работа по всему телу одновременно, неизменный цветок в волосах, драматическое противопоставление черного и красного цветов, образы корриды, фламенко и оперы «Кармен». В массаж вошла красота.

Именно с техникой хиромассажа в середине 90‑х гг. массажистка Елена Земскова своим выступлением, напоминающим в большей степени танец, чем оздоровительную массажную процедуру, очаровала столичную публику (рис. 82).

Рис. 82

 

Как только проект, запущенный для массового зрителя, начинает срывать лавры и овации, обязательно появится тот, кто начнет тянуть одеяло на себя, переиначивая созданное ранее на свой манер, привлекая внимание и удивляя чем‑то иным, новым.

Одна из вариаций на тему прикосновений. На фестивале «Театральная Нитра» в Словении Норвежский театр проводил мероприятие под названием «Коробка с дырками» всего для одного зрителя. Длилось оно 15 минут, но несколько женщин и пяти минут не выдержали, испугались и убежали. Потому что их там, в темноте, кто‑то трогает руками. «Коробка с дырками» – предприятие больше медицинское, чем театральное. За дверью оказывается небольшой черный кабинет, где ровным счетом ничего нет, кроме зеркала, видеопроектора и той самой картонной коробки с двумя дырками на уровне рук – если в них заглянуть, то с другой стороны коробки‑шлюза обнаружатся симметричные отверстия для рук. Больше ничего. В принципе, можно уходить. Но психологический расчет автора проекта норвежца Хейне Росдала Авдала точен: хочешь – не хочешь, но руки в дырки засунешь. И тут же окажется, что твои конечности в рапиде проецируются на внешнюю поверхность коробки, которую ты видишь прямо под собственным отражением в зеркале. Когда забава через пару минут надоедает, на экран с противоположной стороны высовываются две другие руки. Изображения чужих рук переплетаются с твоими, но сами твои руки до поры ничего не чувствуют – пока зрительные ощущения не дополняются тактильными, и твои пальцы действительно трогают внутри коробки чьи‑то чужие пальцы. Чувство и изображение оказываются разделены: одно дело видеть и чувствовать одновременно, но совсем другое – видеть то, что с тобой происходит, «пропущенным» через видеокамеру. Контакт абсолютно анонимен: ни внешности, ни голоса, ни пола, ни возраста обладателя другой пары рук ты не знаешь. Некоторых эта неопределенность коробит, а кого‑то, напротив, заводит. Есть же такие, как утверждают сексологи, обостренно чувствующие натуры, которые от одного чужого касания способны испытать сексуальное удовлетворение. Так что «Коробка с дырками», в сущности, является эротической инсталляцией. И действует человек в таких условиях, повинуясь инстинкту: каждый по‑своему. Кто‑то сразу убегает из театра прочь и несется мыть руки. Кажется неслучайным, что идея этого эксперимента пришла в голову именно норвежцу. В Европе чем севернее, тем строже принято блюсти физическую неприкосновенность друг друга. В Норвегии любое прикосновение человека к человеку – огромное переживание. Наверное, еще и по гигиеническим соображениям. Ими, кстати, не пренебрегают и в «Коробке». Перед тем как расстаться, случайный «партнер» будто втирает в твои ладони пригоршню конфетти, которое постепенно ссыпается вниз, оставляя после себя приятный запах, – так пахнут освежающие салфетки в самолете. Вообще, тонизирующий эффект норвежского проекта очевиден: массаж рук – весьма полезная вещь. Особенно на ночь: засыпаешь с ощущением, что случившееся в театре никогда не трогало тебя настолько сильно.

 

Актеры

 

Под крылом искусства артисты склонны считать себя более выдающимися фигурами, чем это есть на самом деле. А по правде сказать, им следовало бы знать, что их судьба – это судьба марионеток.

Морис Шевалье

 

В театре массажа, как и в любом другом театре, огромная роль отведена актерской игре. Мало кто из нас пойдет на спектакль просто так. В основном мы тщательно изучаем актерский состав и ищем фамилию режиссера. В старые времена это так и называлось, «пойти на актера». А уж доверить свое тело, свое здоровье неизвестному мастеру не только не интересно, но и страшно. Тем более что в каждой методике, в каждом виде массажа свои мастера, свои гении. И от их игры на хрупком инструменте нашего организма, от их профессионализма зависит и удовольствие, и должный эффект.

Отличительной особенностью российских массажных школ, которые проводят рекламные шоу, от их западных коллег является, как правило, понимание и четкое разграничение элементов зрелища и настоящей работы. На проводимых ими курсах ученикам всегда дается разъяснение, что нужно для того, чтобы завлечь клиента, и что нужно для того, чтобы действительно с помощью массажа решить возникшие у клиента проблемы с фигурой или самочувствием. Это, безусловно, заслуга российского менталитета и отечественного научного подхода к массажу. Сами мастера позиционируют свои музыкально‑зрелищные, медитативно‑танцевальные массажные техники именно как шоу, как театр, как сценические постановки, а не как лечебный процесс (рис. 83).

Рис. 83

 

Организуемые в последние годы по всей России (Самара, Новосибирск, Краснодар, Санкт‑Петербург, Москва и т. д.) конкурсы и чемпионаты по массажу также несут в себе элементы шоу. Однако отбор участников происходит в чрезвычайно жесткой конкурентной борьбе. Непрофессионалы, специалисты, любящие «не массаж в себе, а себя в массаже», отсеиваются уже на первых турах конкурсных испытаний. Мало того, полуфинальная часть всех чемпионатов представляет собой проверку навыков классической техники массажа, а финальная – демонстрацию готовой массажной технологии, имеющей свои конкретные цели и задачи. Побеждает только тот, кто смог показать готовый конкурентоспособный продукт, методику массажа, которая может быть востребована клиентами. Таким образом, артистизма для полной победы категорически недостаточно (рис. 84).

Рис. 84

 

Бертольт Брехт считал, что система утверждает культовый, мистический характер актерской игры, основана на «внушении» и «мистике», на понимании актерского братства как «общины», а взаимоотношений артиста и «зачарованного» зрителя – как «священнодействия». Здесь и происходит такое единение мастера с клиентом, священнодействие, ритуал, оставляющий незабываемые впечатления, релаксацию и уход от проблем хотя бы на непродолжительное время.

Всеволод Мейерхольд когда‑то писал о театре: «В деле реконструкции Старого театра современному режиссеру кажется необходимым начать с пантомимы потому, что в этих безмолвных пьесах при инсценировании их вскрывается для актеров и режиссеров вся сила первичных элементов Театра: сила маски, жеста, движения и интриги. Маска, жест, движение, интрига совершенно игнорируются современным актером… Чтобы пишущего для сцены беллетриста сделать драматургом, хорошо бы заставить его написать несколько пантомим. Скоро ли запишут на театральных скрижалях закон: слова в театре лишь узоры на канве движений?» В театре массажа, как ни в каком другом, канва движений, жестов и пантомимы говорит о профессионализме мастера лучше рекламных лозунгов.

 

Зрители

 

Есть два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или правдивого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц.

В. Гюго

 

Шоу‑бизнес, как и любой другой бизнес, ориентированный на конкретных потребителей, ни от чего не зависит так сильно, как от покупательной способности в стране. С самых ранних моментов истории шоу‑бизнеса обозначились непростые взаимоотношения между коммерческими зрелищами и более культурными видами досуга: зрелища более демократичны, но гораздо менее способствуют развитию личности. В XX веке шоу‑бизнес решительно потеснил более элитарные виды искусства. Создалась ситуация, когда даже «высокое» искусство вынуждено использовать опыт шоу‑бизнеса: вряд ли какое‑либо явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т. д. будет замечено общественностью и получит признание, если оно не обретет форму шоу. По мнению многих деятелей от искусства, успешно встроившихся в эту систему, рыночные отношения – единственный способ «спасти» культуру. Первые коммерческие зрелищные мероприятия проводились еще в Древнем мире. В Древней Греции любимыми видами развлечений являлись театр и спортивные состязания, а в Древнем Риме наибольшей популярностью пользовались бои гладиаторов. Если театральные постановки требовали от зрителя некоторой культурной подготовки, то созерцанием спортивных и гладиаторских турниров могла наслаждаться самая невзыскательная публика. С гибелью античной цивилизации исчезли и присущие ей зрелищные мероприятия. В средневековой Европе культ христианского аскетизма хотя и не уничтожил тягу простых людей смотреть на выступления бродячих жонглеров и скоморохов, но, по крайней мере, заставил считать зрелища постыдной забавой простонародья. Свою лепту в осуждение «бесовских игрищ» внесла как Реформация, так и Контрреформация. Зрелища были реабилитированы в эпоху Нового времени, когда стала развиваться индустрия досуга как часть сферы услуг. Так, в России легализация «различного рода публичных увеселений и простонародных забав» произошла лишь в 1854 году, когда дирекция казенных театров получила монопольное право на организацию эстрадных представлений, и только в 1882 году были отменены всякие ограничения на частное предпринимательство в концертно‑эстрадной деятельности. Вплоть до начала XX века перед шоуменами стояла проблема – на одно представление невозможно было собрать много людей. Лишь с появлением звукозаписывающих устройств и радио, а затем кино и телевидения шоу‑бизнес приобрел подлинные масштабы «зрелища для всего народа».

Актер может что угодно думать и говорить о своей публике. Он может сказать: «Я безразличен к ней» или даже: «Я ненавижу ее». Но это все лишь иллюзия. Актер любит свою аудиторию. Ему нужны его зрители, без них он не смог бы жить. Он прекрасно понимает, что работает для своих зрителей, а во время спектакля – вместе с ними. Публика является частью его профессии, притом одной из важнейших ее частей. Успех любого проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителя, поэтому и актер и режиссер должны своего зрителя чувствовать хорошо.

Но люди, живущие в больших городах, изъявляют желание и получают возможность удовлетворять свои постоянно возрастающие потребности в досуге. Именно для удовлетворения вкусов «массовой публики» изыскиваются все новые способы развлечения – таланты, эпатирующие зрелища, дорогостоящие шоу, высокие технологии. И если не так давно все эти развлечения никак не связывались с массажем, то теперь, войдя в несвойственную для него медицинскую сферу, шоу‑бизнес завоевал и массажные технологии. Как правило, индивидуальное шоу рассчитано на категорию клиентов среднего возраста, уже состоявшихся в профессии и платежеспособных. Молодое поколение вслед за старшим является только перспективными клиентами, так как учится на их примере, «что значит быть успешным в жизни человеком» и какие для этого нужны условия и аксессуары. Другое дело – рекламное шоу, т. е. общественный показ, чаще на выставках и корпоративных праздниках, работы конкретного «мастера» массажа. Цель подобных мероприятий – привлечь на обучение новую партию учеников, а для конкретного массажиста или массажного салона – новых клиентов. Увы, но зачастую происходит путаница понятий рекламного шоу и мастер‑класса. Мастер‑класс дает возможность увидеть не только доведенную до совершенства технику исполнения массажа, но и правильную постановку рук, движения тела, дыхания массажиста, которые позволят не только не уставать во время проведения сеанса массажа, но и получать удовольствие от проделанной работы. Тем не менее мастер‑классы рассчитаны на профессиональную публику и, по определению, лишены зрелищности в отличие от рекламного шоу, задача которого не научить, а удивить. Соответственно, мастер‑класс – это дорого, рекламное шоу – бесплатно. Но, как известно, «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

Рис. 85

 

Так все‑таки массажное шоу – новая ступень развития массажа или упадок и деградация специальности? Ответ – ни то и ни другое. Шоу‑бизнес в массаже – это прежде всего бизнес. Пока элементы зрелищности в форме индивидуального театрального шоу или рекламной презентации массажных услуг кому‑то нужны и вызывают интерес, они, соответственно, будут пользоваться спросом и найдут потребителей данного рода услуг. Другое дело, если сами массажисты начинают воспринимать свою шоу‑программу как некую вершину массажного искусства, полностью отрицая необходимость специальных знаний, ориентируясь лишь на чувственный компонент – массажисту «так нравится», а клиенту «так приятно». К сожалению, перейдя на свою «оригинальную» технику рукоблудства, некоторые из них перестают быть массажистами, а превращаются в настоящих шоуменов, которым нужны рукоплескания, восторженные взгляды и поклонники, а не благодарные пациенты и ученики (рис. 83).

В повести А.П. Чехова «Скучная история» главный герой ее, неумный консерватор Николай Степанович, так отзывается о театре: «Сентиментальную и доверчивую толпу можно убедить в том, что театр в настоящем его виде есть школа. Но кто знаком со школой в истинном ее смысле, того на эту удочку не поймаешь. Не знаю, что будет через 50‑100 лет, но при настоящих условиях театр может служить только развлечением. Но развлечение это слишком дорого для того, чтобы продолжать пользоваться им. Оно отнимает у государства тысячи молодых, здоровых и талантливых мужчин и женщин, которые, если бы не посвящали себя театру, могли бы быть хорошими врачами, хлебопашцами, учительницами, офицерами; оно отнимает у публики вечерние часы – лучшее время для умственного труда и товарищеских бесед». Его противник Катя имеет противоположное мнение: «Театр, даже в настоящем его виде, выше аудиторий, выше книг, выше всего на свете. Театр – это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры – миссионеры. Никакое искусство и никакая наука в отдельности не в состоянии действовать так сильно и так верно на человеческую душу, как сцена, и недаром поэтому актер средней величины пользуется в государстве гораздо большею популярностью, чем самый лучший ученый или художник. И никакая публичная деятельность не может доставить такого наслаждения и удовлетворения, как сценическая».

 

У каждой медали две стороны – массажный шоу‑бизнес будет только развиваться, все больше удивляя всех нас своими фантазиями и экспериментами. Можно только надеяться, что, освоившись и закрепившись в России, массажные шоу благодаря работе отечественных компаний смогут достойно заявить о себе и на Западе, и на Востоке, и по всему миру. Лишь бы не произошла подмена настоящего массажа на «игрушечный». И пациенты не превратились только в клиентов, заменив приятными ощущениями и красивыми зрелищами заботу о собственном здоровье.

 

Как сказал Сервантес: «Всякой комедии, как и всякой песне – свое время и своя пора».

 

Часть III


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!