ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ ЧТО ТАКОЕ ТЕОЛОГИЯ ?
В самом общем виде христианскую теологию можно охарактеризовать как попытку христианского сообщества теоретически прояснить и осмыслить своё знание о Боге, мире и человеке. А это знание есть в своей основе и в своих общих контурах то знание, которое дал сам Бог. Другими словами, теология есть прежде всего теоретическое осмысление факта и содержания "богооткровения", засвидетельствованного в Св. Писании.
1.1. Предметная область христианской теологии - это Бог, его отношение к бытию, миру и человеку, а также "верующее сознание" христианина. В принципе объектом рассмотрения в христианской теологии может становиться любое природно-космическое, социально-историческое или индивидуально-жизненное явление, если оно рассматривается в соотнесении с Богом. Это означает прежде всего, что такое явление предстает в тварном статусе, т. е. как явление, или непосредственно сотворенное Богом, или допущенное им к существованию.
Важнейшим конституирующим принципом христианской теологии является признание Иисуса Христа в качестве определяющего свидетельства откровения Бога. Все теологические направления, как в истории, так и современные, исходят из того, что их задача заключается в осмыслении личности и деяния Иисуса Христа как основополагающей данности христианской веры. Другими словами, все направления теологии исходят из откровения Бога в Иисусе Христе. Соответственно всякая христианская теология предполагает определенный минимум исторических высказываний, связанных с Иисусом Христом. В связи с этим
|
|
322
можно утверждать, что базисным условием христианской теологии, именно как христианской, является возможность интерсубъективных, соответственно возможность — при определенных предпосылках — теоретических высказываний о событии богооткровения в Иисусе Христе.
Христианская теология связана с жизнью христианского сообщества, с его традициями и институтами. Теология есть причастное, или вовлеченное, систематизированное теоретическое размышление о содержании и характере религиозной веры. Основным моментом в данной характеристике является "причастность". Действительно, участие в вере определяет теологию как особый способ размышления и теоретизирования. Участие в вере определяет не только содержание, но и базисные предпосылки самого рассуждения.
В соответствии с фундаментальными представлениями христианства Бог как безусловно приоритетный предмет теологии есть во многих отношениях возвышенная и непостижимая тайна. Это обстоятельство, однако, совсем не означает исключения разума, рациональности из теологии. Правомерно, на наш взгляд, говорить о рациональности теологии как об определенной специфической рациональности, находящейся в сложных и многообразных отношениях с тем или иным эпохальным гештальтом рациональности, с теми или иными ее культурными спецификациями.
|
|
1.2. Теология христианских конфессий представляет собой весьма плюралистическое образование. Плюралистичность теологии обусловлена целым рядом факторов, важнейшими из которых являются следующие.
Прежде всего сохраняется конфессиональное членение теологии. Экуменические усилия и тенденции нашего времени смягчают и релятивизируют конфессиональные различия, но не снимают их. Ситуация конфессионального "фундаментального выбора" продолжает оказывать влияние на теологическую работу. Концептуальный плюрализм теснейшим образом связан с идейно-научным и мировоззренческим плюрализмом, присущим современному обществу. Разумеется, теологический плюрализм является также отражением социальных позиций и интересов церквей, отдельных церковных группировок, а также отражением, если говорить о запад-
323
ном мире, ситуации теологии в университетско-академическом мире. Наконец, теологический плюрализм — это многообразие отдельных дисциплин, образующих теологический комплекс христианских конфессий.
|
|
Теология христианских конфессий обладает энциклопедической структурой. Это совокупность различных по объекту и методам теологических дисциплин, находящихся в определенных отношениях и образующих определенное структурное единство. В рамках этого единства вычленяется ряд дисциплинарных комплексов. Такие комплексы чаще всего именуются: библейская теология, которая включает круг вспомогательных и вводных дисциплин, а также группы дисциплин, изучающие соответственно Ветхий и Новый завет; историческая теология, которая является церковной историей, подразделяемой на дисциплины в зависимости от эпох, а также историей догматов; систематическая теология, содержащая фундаментал-теологию, догматику, моральную теологию; практическая теология, в составе которой катехитика, религиозная педагогика, пасторальная теология, литургика, гомилетика.
Здесь представлена более или менее устоявшаяся, в каких-то отношениях даже классическая классификация. Разумеется, нередко встречаются те или иные модификации, состоящие в основном либо в иных обозначениях указанных здесь и некоторых других теологических дисциплин, либо в другом соподчинении отдельных дисциплин. Эти модификации связаны главным образом с конфессиональными, региональными и страновыми различиями.
|
|
При всех вариациях дисциплинарного членения теологического комплекса, связанных с конфессиональными особенностями и внут-риконфессиональными дифференциациями, можно четко вычленить три основных направления теологической работы: экзегетическое и историческое; догматико-систематическое; практическая теология.
Все теологические дисциплины так или иначе используют философию, социальные, гуманитарные, а в некоторых случаях и естественные науки. Экзегетические и исторические дисциплины обращаются главным образом к историко-филологическим и герменевтическим методам. Систематическая теология опирается преимущественно на разнообразные философские построения и методы. В практической теологии находят широкое применение гуманитарные и социальные науки.
324
1.3. Философско-теоретический инструментарий в той или иной форме применяется практически во всех разделах и компонентах теологического комплекса христианских конфессий. Даже в наиболее "нетеоретичных" дисциплинах используются те или иные компоненты логики, философии языка, самым активным образом применяются подходы и методы философской герменевтики, теории аргументации и т. п.
Тем не менее можно выделить две основные функции философии, соответственно два основных способа использования философии в христианской теологии. Первая функция философии связана с разработкой того, что можно назвать "теоретическим самопониманием теологии". Вторая функция заключается в причастности философии к разработке центральных положений теологической доктрины. Речь идет главным образом об использовании философии в разработке "догматической проблематики".
Обе эти функции так или иначе связаны с систематическим разделом теологии, или систематической теологией. Соответственно, с точки зрения темы нашей работы наибольшего внимания заслуживают проблемы, связанные с ролью философии в разработке систематической теологии христианских конфессий, прежде всего в догматическом учении.
В 1600 г. реформатский теолог Б. Кекерманн вводит понятие системы в раннепротестантскую теологию. С начала XVII в. понятие "систематическая теология" служит в основном для обозначения так называемой школьной или академической теологии. При этом с самого начала остаются спорными характер отграничения систематической от библейской теологии, а также сфера ее компетенции.
В сегодняшнем теологическом словоупотреблении понятие "систематическая теология" обозначает, прежде всего, самостоятельную теологическую дисциплину или совокупность нескольких дисциплин, относительно независимую по отношению к экзегезе или библейской теологии, истории церкви и практической теологии. Эта дисциплина возникает в связи с изменениями в понимании науки, в процессе которых и теология внутренне дифференцируется параллельно усиливающейся дифференциации отдельных наук. Само понятие, функции и членение систематической теологии определяются довольно разнообразно. Однако при всех конфессио-
325
нальных и внутриконфессиональных различиях систематическая теология, особенно современная, решает фундаментал-теологические, догматические задачи, а также разрабатывает теолого-этическую проблематику.
Во всех разделах систематической теологии самым активным образом всегда использовалась философия. Мы сосредоточим внимание на функциях философии по обоснованию теоретических притязаний теологии, а также на основных моментах в использовании философии в качестве содержательных компонентов догматических построений.
Философия чаще всего служила предпочтительным средством рефлексивного обоснования теоретических притязаний теологии, и именно философия всегда была важнейшим содержательным средством реализации теоретико-познавательных притязаний теологии.
Пунктом схождения, некоей общей зоной выделенных основных способов использования философии в рамках догматико-систематической теологии можно считать то обстоятельство, что современные догматические концепции, в первую очередь учения о Боге, включают концептуализацию условий возможности "говорения" о Боге. Иными словами, теологическое учение о Боге содержит или предполагает рассуждение о собственных основаниях или, по крайней мере, условиях.
Кроме того, значение систематической теологической рефлексии определяется еще и тем, что она образует связующее звено, своеобразный мост между Св. Писанием и традицией, содержания которых являются обязательными для христианского сообщества, и теми вопросами и проблемами, что возникают, исходя из современного состояния культуры.
326
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!