ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ЧАСТИ III



В Части III мы сделали объектом рассмотрения "философско-религиозную антропологию". В нашем понимании конституирующим принципом такой антропологии является стремление к концептуализации философскими средствами "образа человека", воспроизводящего в своих принципиальных моментах фундаментальные христианские антропологические представления. При этом речь должна идти именно о концептуализации бытийной сущностной структуры человека, призванной указать онтологические условия возможности различных аспектов жизнедеятельности человека, в первую очередь условия возможности его религиозной жизни. Такая концептуализация соответствует принципиальным устремлениям всякой философско-антропологической теории, ориентированной на онтологическое постижение человека, т. е. постижение человека как определенной бытийной целостной сущности.

Соответственно, перед нами стояла задача показать, какой же должна предстать искомая онтологическая сущность, искомый "бытийно-сушностный" образ человека, чтобы, с одной стороны, отвечать требованиям, предъявляемым к сугубо философским антропо-

314


логическим теориям, а с другой — воспроизводить фундаментальные антропологические представления европейской религиозной традиции.

Решение указанной задачи означает на деле конструктивную разработку теоретической программы философско-религиозной антропологии.

Разработка такой программы позволила нам одновременно указать и критерии, определяющие место философско-религиозной антропологии в совокупности антропологического знания, т. е. теоретического знания о человеке.

Далее, теоретическая программа философско-религиозной антропологии создала условия для определения ее отношения к базисным антропологическим представлениям религиозной традиции, а также отношения к теологической антропологии как попытке определенного теоретического осмысления этих представлений.

Это обстоятельство, т. е. возможность указать особое положение философско-религиозной антропологии в рамках религиозно-антропологического знания вообще, представляется весьма важным и потому, что служит обоснованием включения анализа этой антропологии в контекст систематического рассмотрения философии религии.

Современная философско-религиозная антропология в соответствии со своими теоретическими принципами является прежде всего антропологическим вариантом философской теологии. Ведь и она в качестве одной из своих первоочередных задач стремится создать с помощью специфически философских средств такое построение, которое могло бы послужить указанием на существование Бога.

Разработка нормативной теоретической программы философско-религиозной антропологии послужила ориентиром отбора целого ряда современных концепций в качестве объекта конкретного рассмотрения. Аналитическая экспозиция этих концепций позволила нам представить все многообразие поисков, ведущихся в данной области философско-религиозной мысли.

Все эти поиски ориентированы — как, мы надеемся, нам удалось показать — на тот теоретический результат, который в предложенной теоретической программе философско-религиозной антропологии был определен в качестве ее основной цели. Ведь

315


образ человека, концептуализируемый в философско-религиозной антропологии, призван свидетельствовать, что религиозное мировоззрение, христианское объяснение бытийной драмы человека, возможность "безусловной исполненности религиозного существования" и т. д. необходимо вытекают из самой сущности человека, понимаемой как совершенно конкретная бытийная структура. Этот образ человека призван указать на сущностно необходимую основу его религиозной жизни. Иными словами, это попытка — если говорить языком традиционных определений — показать современными философскими средствами, что человек есть "религиозное существо".

316


ЧАСТЬ IV


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!