Русский космизм как уникальный философский феномен (В. С. Соловев, Н. Н. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И Вернандский)



Русский космизм– особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках..
Признаки:
1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом?
2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека?
3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса?
4) признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества.

В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).

Н.Ф. Федоров (1829-1903) в работе “Философия общего дела” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага.

Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты.

В.И Вернадский (1863-1945)
Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучения жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) первый в русской философии выстроил связную и проработанную систему, охватывающую все традиционные разделы философского знания - онтологию, гносеологию, этику, эстетику, антропологию и социальную философию.

Одна из важных тем в творчестве Соловьева - тема истинного смысла христианства. Свое отношение к “истинной” сути христианства он изложил в работе “Об упадке средневекового миросозерцания”. Главная мысль Соловьева заключалась в том, что “средневековое созерцание”, составляющее основу исторического, церковного христианства в обоих его главных конфессиях, по своей сути не является выражением той истины, которая содержится в Откровении, данном человечеству приходом Иисуса Христа.

Соловьев стремиться выявить истинную суть христианства. Он понимает центральный момент христианства - историю Иисуса - не только как историческое событие, имевшее смысл морального “назидания” или образца для правильной жизни, но и как онтологически значимый акт преобразования всего мирового бытия, включая бытие человека. Соловьев полагает, что единство человека и Бога реально уже в земной, эмпирической жизни. Это составляет смысл одной из ключевых его идей - идеи Богочеловечества.

Само общечеловеческое единство Соловьев понимает как личность, обладающую женским началом, это и есть - София - душа мира. София - это Премудрость, которая была создана Богом до сотворения мира, как идеальный образ мира.

Соловьев понимает человечество как духовно-материальное целое, органически соединяющее две стороны жизни, разъединенных и противопоставленных традиционным (средневековым) христианством.

По Соловьеву, идеальное, преображенное состояние мира и человека это божественное состояние всеединства, в котором несовершенство мира устранено за счет преодоления обособленности и независимости друг от друга отдельных элементов бытия (вещей, явлений, живых существ). Соловьев верит в достижимость этого идеального состояния.

Основанием этой веры Соловьева является интуиция Абсолюта как онтологически реального всеединства, предшествующего в метафизическом смысле нашему несовершенному миру и поэтому гарантирующего воплощение идеального состояния мира в конце его космического и исторического развития.

Онтология всеединства. Соловьев определяет Абсолют как сущее, единое и всё, то есть как сущее всеединое. При этом Абсолют предстает как отличное от мира и человека начало, и главной проблемой становится определение отношения Абсолюта и мира. Один из распространенных вариантов ее решения - это представление о мире как “эманации” Абсолюта; в этом случае реальность понимается как иерархия ступеней бытия, отличающихся друг от друга за счет того, что они обладают “ослабленным” бытием, в то время как “полное” бытие свойственно только самому Абсолюту. Другой подход к проблеме - пантеистическое представление о тождестве бытия эмпирического мира и бытия Абсолюта; в этом случае различие между миром и Абсолютом оказывается иллюзорным и вторичным, мистическое чувство и должно быть направленно на восстановление указанного тождества, затемненного некоторыми вторичными элементами нашего существования. Соловьев же утверждает, что Абсолют находится выше какого-либо бытия и само понятие бытия к нему неприменимо. Различие мира, к которому принадлежит человек, и Абсолюта есть различие бытия и сущего. Соловьев использует противопоставление “сущего” и “бытия” для того, чтобы через него зафиксировать принципиальное отличие фундаментальной интуиции цельного бытия личности от (рационального) постижения возможных форм конкретного бытия (например, бытия отдельной вещи). Соловьев признает бесконечное целостное существование личности, открывающееся в акте интуиции (“внутреннего чувства”), за абсолютное начало и основание всего конкретного бытия. Соловьев обобщает исходную интуицию, в которой каждый из нас находит свою конкретную и цельную личность как всеединство, и называет это обобщение Абсолютом.

Позже Соловьев начинает противополагать друг другу два Абсолюта: актуальный и потенциальный, сущим и становящимся. Второй Абсолют содержит, как и первый, все существующее, но в потенциальности. Этот Абсолют Соловьев полагает тождественным конкретной человеческой личности. В результате оказывается, что все многообразие реального мира имеет своим конкретным основанием не первый Абсолют, а человека как второй Абсолют. Но для Соловьева отдельный человек есть лишь “абстракция” от целостной общности человечества, выражаемой понятиями души мира и Софии он часто отождествляет второй Абсолют с Софией. В результате получается, что метафизической основой реального мира является человеческая личность (понимаемая диалектически - как составляющая души мира). У первого Абсолюта в этом случае остается только одна функция: он оказывается идеалом, идеальной целью для деятельности личности, для становления второго Абсолюта.

Концепция всеединства и идея богочеловечества. Противоречие между двумя подходами к пониманию Абсолюта Соловьев наиболее ясно изложил в книге “Чтения о богочеловечестве”. В качестве основы для своих построений Соловьев использует идею А. Шопенгауэра о том, что внешний мир есть “представление”, присутствующее в сознании человека и обусловленное действием сверхэмпирического Абсолюта. Элементы нашего “представления” множественны их источник также обладает множественностью и состоит из вечных и неизменных оснований всякой реальности, из которых затем слагается реальное бытие, и на которые оно разлагается. Эти основные элементы называются атомами, т.е. неделимыми. Они воздействуют на субъект познания и порождают в нем представления, поэтому их надо понимать как динамические силы. Однако эти атомы не только действуют друг на друга, но и воспринимают действие внутри себя; это означает, что они, как и человек, имеют представление об окружающей их действительности и, значит, обладают сознанием. Эти атомы есть существа, наделенные внутренним качеством, т.е. идеей, которая имеет внутреннее осуществление (это есть субъективная идея) и выражение во внешнем отношении к другим существам (объективная идея).

Отдельные группы идей в нашем познании связаны друг с другом родовидовыми отношениями в некие более общие организмы. Весь организм существ также является не только идеей, но и существом - это и есть христианский Бог, или Христос. В связи с этим Соловьев дает новые определения двум важнейшим понятиям своей метафизики - понятиям Логос и Софии, с помощью которых он описывает два аспекта метафизического организма существ, Христа. Логос - это активное, действующее начало единства, София - та множественность, на которую действует сила единства и которая становится реальным, явленным единством. Абсолют, по Соловьеву, состоит из человеческих существ, что подчеркивает фундаментальное значение личности. Соловьев, таким образом, объясняет “отпадение” материального мира от Абсолюта через эгоистическое самоутверждение отдельных существ. Для Соловьева в его учении о богочеловечестве имеет особое значение этический принцип - требование от человека непрерывной борьбы за совершенство и гармонию против зла и страданий, господствующих в мире.

всем спасибо, все молодцы! если ты долистал до этого предложения, значит рил готовишься к экзамену. желаю всем-всем сдать на пятюни! ;)

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 975; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!