Характерные черты русской философии



Для многих русских философов характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славянофилов — В.С. Соловьева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского и др.

Но мир — это не просто целостность, а положительное единство (В.Соловьев). Чаще всего положительное единство понимается в русской философии как приоритет нравственных ценностей, религиозно-нравственного опыта жизни. Известный знаток русской философии отец Василий Зеньковский считал наиболее характерной чертой русской философии ее этический персонализм.

Этический персонализм, понятый в общественном контексте, приводит к принципу соборности. Соборность означает единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей. Принцип соборности использовался многими русскими мыслителями в качестве основы для развития политических и правовых воззрений.

Принцип цельности в русской философии применительно к проблемам теории познания конкретизировался в сочетании чувственного, рационального и мистического. Часто основу познания видят в интуиции. Речь идет не об интеллектуальной интуиции Декарта, а о реальной интуиции, таком постижении внешнего, когда оно сливается с внутренним, психическим. В этой связи можно отметить, что в русской философии всегда достойнейшим образом было представлено интуитивистское направление. Интуитивистами были Н.О. Лосский, С.Л. Франк, А.Ф. Лосев, В.А. Кожевников и др.

В вопросе об истинности русские философы стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт. Истинность сближается с праведностью.

Итак, важнейшими характерными чертами русской философии являются принципы целостности, положительного всеединства, этического персонализма, соборности, реальной интуиции, истины-праведности. Разумеется, в данном случае перечислены лишь главные, основополагающие принципы русской философии. К тому же нет оснований считать этот список исчерпывающим суть русской философии.

Ныне часто говорят и пишут о необходимости возрождения русской философской традиции. Безусловно, такого рода идеи заслуживают всяческой поддержки. Только возрождать отечественную философию на новом этапе российской действительности нужно в наиболее продуктивном смысле, с использованием достижений современной мировой науки и философии.

30

Философия всеединства В.С.Соловьева

Философия всеединства возникла в последней четверти XIX в. Датой ее возникновения можно считать 1874 г. – год защиты и опубликования Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853–1900) магистерской диссертации "Кризис западной философии. Против позитивизма". По грандиозности замысла и широте размаха учение Соловьева не имеет себе равного в русской философии. Он обладал исключительным даром синтеза, пророческим предчувствием наступления новой философской эпохи и сумел создать систему, охватывающую все основные сферы человеческого бытия и познания.

В философии В. С. Соловьева идея всеединства, согласно которой все содержится во всем, стала той фундаментальной идеей, на основе которой происходит объединение всех разделов философского учения в систему.

Философию всеединства Соловьев разрабатывает как учение о жизни и бытии, включая всю человеческую и всю космическую сферу, как о нерушимой и всеединой целостности.

Вклад В. С. Соловьева не только в русскую, но и в мировую философскую мысль определяется тем, что именно он разработал целостную концепцию всеединства. На основе принципа всеединства он стремился:

• в онтологии – преодолеть дуализм духа и материи, увидеть взаимопроникновение субстанций, их полное тождество;
• гносеологии – воссоздать цельное знание;
• этике – утвердить единую для всех абсолютную мораль;
• религии – обосновать необходимость слияния христианских церквей и образование Вселенской церкви;
• истории – представить единство и целостность человечества на пути воссоединения с Богом.
Учение о всеединстве бытия
Фундаментальным основанием онтологии всеединства выступает триада категорий: сущее, бытие и сущность. Бытие понимается Соловьевым как способ существования сущего, его проявления в различных формах. Сущее безусловно, вечно; бытие – преходяще, относительно. Первое есть Бог, второе – материальный мир. Между ними устанавливается связь сущности и явления, и Соловьев в своей философии всеединства устраняет ту непроходимую грань, которую полагало христианское богословие между Богом и миром, и утверждает пантеистический взгляд на мир.

Одним из центральных понятий онтологии Соловьева является понятие Софии, Премудрости Божией, которая выступает в качестве первообраза или идеального плана мира. София представляет замысел Бога о мире, его своеобразную идеальную матрицу. Она есть Душа мира, которая связывает Бога и материальный мир, сообщает жизнь всему бытию.

Высшим проявлением Божественной Премудрости является идеально совершенный человек, который явился в облике Иисуса Христа. Иисус Христос, соединивший в себе божественное и человеческое, положил начало Богочеловечеству как источнику возрождения мира на путях воссоединения с Богом.

Принципы онтологии, лежащие в основе философской концепции В. С. Соловьева, неразрывно связаны с его гносеологическим учением. В своей основе единство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на идее единства Истины, Добра и Красоты.

Философ разрабатывает концепцию цельного знания, в котором должен осуществиться универсальный синтез научного, философского и религиозного знания. Означает ли этот синтез их равнозначность? Нет, так как "цельное знание" опирается на веру. Философ выстраивает следующую градацию средств познания в зависимости от познаваемого объекта: знание о реальном мире дается наукой, знание об идеальном мире – философией, но знание об Абсолюте (Боге) – только верой. "Цельное знание", воссоздающее картину всеединства, должно быть направлено также на выработку универсальной теории, формулирующей основные принципы единства мира.

В концепции цельного знания подробно прорабатывается мысль о единстве познавательной и этической деятельности (Истина и Добро). Только высоконравственная личность познающего субъекта является гарантом истинности добытых им знаний, поскольку для познания человеку необходим не только логический инструментарий, но и жизненная позиция.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 446; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!