Философия Фомы Аквинского(13в)



Он был представителем схоластики. Схоластика – (схола=школа) школьная философия, предполагает изучение во всех школах богословия.

Фома доказывает, что только в Боге совпадает его существование с его сущностью. Вера не противоречит разуму.

Старался объединить науку и философию.

«Уразумей, чтобы уверовать» - Фома       

«Уверуй, чтобы уразуметь» - Августин ( эти фразы показывают отличие двух философий)

Бог- самая высокая форма как первопричина и конечная цель.

5 доказательств бытия Бога: (их 7)

· Бог – как перводвигатель всего;

· Бог – как первая производящая причина;

· Необходимого сущего, определяющего бытие других сущих. Случайность;

· Доказательство цели и причины для всего;

· Первопричины блага и совершенства;

· Доказательство веры и достойного объекта её;

· Доказательство идеала.

Особенности философии эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм.

Антропоцентризм  - это мировоззрение согласно по которому человек признается как божье творение, но свою судьбу он вершит сам, без вмешательства Бога. Представители: Фиччино Салютатти, Данте, Да Винчи – доказали, что человек достоин лучшей жизни на земле, может жить как в раю.

Культ творца(Средние века) переходит в культ красоты(Возрождение).

В 15 вв. появляется гуманизм – человек для человека является высшей ценностью, человечность без границ, осмысленная человечность. (Франческо Петрарка – основатель)

Важная тема для них это противопоставление «судьбы» и «свободы». Истинная мудрость – знание пути к тому, как быть свободным.

БИЛЕТ

Натурфилософия эпохи Возрождения(Кузанский, Коперник, Бруно).

В XVI в. естествознание добилось значительных успехов. Оно пришло на смену гуманизму и схоластическому мировоззрению и определили характер философских размышлений. Центральная проблема-проблема бесконечного.

Естествознание характеризовалось стремлением к углубленному и достоверному познанию природ и нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея.

Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науках. Одним из наиболее значительных достижений естествознания

этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы мира. Основныеидеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем:Земля не является неподвижным центром мира, а вращается во-

круг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в

центре мира. Это открытие произвело поистине революционный переворот,

так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину

мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля —Птолемея.

Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

Поворот к новой космологиинаметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского

(1401—1464). Его учение (пантеизм) о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Бог в философии Кузанского получает наименование абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, как безграничность, охватывает все сущее, содержит мир в себе, он есть везде и одновременно нигде. Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. Не стоит видеть Коперника прямым последователем Кузанского, т.к. Кузанский не отдавал предпочтения определенному движению светил, но в то же время, освобождал космологию от сакральности и религиозных толкований.

Джордано Бруно (1548—1600), утвердил новую космологию. Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной, потому что она не может быть охвачена и поэтому беспредельна бесконечна и безгранична. Вселенная не сотворена, она существует вечно и

неподвижна. В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и

движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи

внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.

Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно

по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не

только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Цен-

тром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что

существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-

системы есть свой центр — его звезда. Так, Бруно вырабатывает новое представление о Боге и его отношении к миру. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. У Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма? Кузанского.

 

16. Основные черты философии Нового Времени. Эмпиризм Бэкона, разработка им индуктивного метода. XVII век стал переломным в развитии европейской истории.

Происходит становление капитализма, означавшее радикальные изменения не только в области экономики, политики, социальных отношениях (революции в Нидерландах, Англии), но и в сознании людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания

явилась наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, эпоха научной революции.

. Достигнутые научные результаты получили завершение в работах И.Ньютона, сформулировавшего закон всемирного тяготения. Тем самым было за-

вершено создание классической механики. В результате господствующим взглядом на мир стала точка зрения механики, астрономии и математики.

Развитие науки Нового времени вызвало к жизни новую ориентацию философии — потребность в осмыслении методов познания

и выработке методологии научного исследования. Так оформились два основных течения западноевропейской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм.

 Индуктивный метод Ф. Бэкона

Родоначальником эмпиризма был английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон(1561—1626).

Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме “Знание — сила” (более точно)” Знание — власть”. Ф. Бэкон разработал классификацию наук. Разум лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле слова. Бэкон выделяет также и “первую философию”, или собственно философскую науку, которая включает “естественную теологию” (косвенное познание Бога через факты природы), “антропологию” (философское учение о человеке) и “философию природы”.

Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой. Прежде чем восстанавливать науки, нужно вскрыть те факторы, причины, из-за которых произошло отставание науки от жизни и опыта. Причинами выступают “идолы”

Идолы - заблуждение разума, искажающее познание. Среди них он выделяет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие всему человечеству. Первый вид заблуждений — “ призраки рода”. Они вскормлены

самой человеческой природой”, являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки. Второй вид заблуждений —“ призраки пещеры” происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими. По мнению Ф. Бэкона, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира, что, сказывается на его суждениях. Третий вид заблуждений —“призраки рынка” — проистекает из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожимb представлениями и мнениями. Четвертый вид заблуждений —“ призраки театра” связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Очистив разум от призраков, следует выбрать метод познания. Метод пчелы позволяет, по Ф. Бэкону, прийти к познанию природы вещей, выделения в вещи элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания — индукция, т.е. движение познания от единичного к общему.

Индукция, по Бэкону, — компас корабля науки. Он не выступает против других методов, но индукцию считает единственно верным. Истинность общих дедуктивных понятий, по Ф.Бэкону, может быть обеспечена лишь постепенным индуктивным восхождением. Особенность индуктивного метода Ф. Бэкона — анализ. Это аналитический метод, основанный на “расчленении” природы в процессе ее познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой.

 

Рационализм Ренэ Декарта

0. •Не доверял показателям органов чувств( как Бэкон) т.к. они изменчивы, но никогда нельзя сомневаться в существование самого сомневающегося-«когито эрго сум»(мыслю- следовательно существую)

0. Стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук , исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в чел. уме врожденных идей, которые определяют результат познания.

0. Правила познания

1)принимать за истинное то, что самоочевидно.

2)сложную вещь делить на простые, до самоочевидных(анализ)

3)идти от простых вещей к более сложным(синтез)

4) требует полноты перечисления систематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничего не упущено.

0. « все опытное должно проверяться с помощью рациональных методов»

0. Суть рационалистического метода Декарта сводиться к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин. в основе познания по Декарту, должна лежать интеллектуальная интуиция- это твёрдое и отчётливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством самого ума , настолько простое и отчётливое, что оно не вызывает ни какого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия.

0. Дедукция – это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия. Дедукция, по Декарту необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчётливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчётливом осознании каждого шага. С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

0. три основных правила дедуктивного метода:

1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

3. В вопросе также должно содержаться нечто известное.

Таким образом, дедукция – это определение неизвестного через ранее познанное и известное.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 480; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!