Религиозная и мифологическая картина мира. Сходства и различия.



Предмет философии. Структура философского знания.

Предмет философии развивался и менялся каждую историческую эпоху вследствие различного уровня развития культуры и общества. Изначально он включал в себя знания о природе, человеке и космосе. Впервые как отдельную область теоретического знания философию выделил Аристотель. Он определял ее как знание, которое лишено чувственной конкретики, знание о причинах, о сущности, о сути.

1. При исследовании природы и сущности мира в целом внимание уделяется объективной реальности, общему представлению о мире, его категориальной структуре, принципах его существования и развития. Однако мир может восприниматься человеком по-разному: как существующий вечно, сам по себе, не зависимо от человека и общества, или как действительность, которая возникла в результате реализации некой идеи. На основании различных подходов к пониманию мира формируется основной вопрос философии: об отношении мышления к бытию (или духа к материи), который ставит своей задачей определить, что же первично: материя или создание. В зависимости от ответа на данный вопрос различают два основных философских направление – материализм и идеализм.

2. Исследуя сущность и назначение человека, философия рассматривает человека всесторонне, анализирует его возможности, ощущения, духовный мир, социальный аспект в человеке, направляет его на путь самопознания, самосовершенствования и самореализации, определяя направления деятельности человека и общества.

3. Рассматривая систему «человек-мир», философия исследует взаимодействие человека с окружающим миром, их взаимное восприятие друг друга и влияние друг на друга. При этом основное внимание уделяется формам и методам деятельности человека, его способам познания и преобразования мира.

В целом, мы видим, что каждый из предметов философии исследует свою определенную область, в связи с чем выделается ряд специфических особенностей исследования того или иного направления, особый категориальный аппарат. Значительно отличаются взгляды философов по каждой исследуемой проблеме. В следствие возникает дифференциация философии, определяются отдельные течения и направления философской мысли.Таким образом, философия представляет собой теоретически разработанное мировоззрение, систему общих категорий и теоретических взглядов на мир, место человека в мире, определение различных форм отношения человека к миру.

Природа представляет собой все, что существует само по себе, стихийно, спонтанно, . Природе свойственен естественный способ существования, она просто есть, была и будет.

Бог соединяет в себе представления о потустороннем мире, о мистических и волшебных существах. Сам Бог представляется вечным, всемогущим, вездесущим, всеведущим. Способ существования Бога – сверхъестественный.

Общество представляет собой социальную систему, состоящую из людей, вещей, знаков, институтов, которые не могут возникнуть сами по себе. Все это создано людьми в процессе их деятельности. Социальной действительности присущ искусственный способ существования.

Человек — это живое существо, однако его нельзя целиком и полностью отнести ни к природному, ни ко социальному, ни к божественному. В человеке есть и качества, которые заложены генетически, и те, которые формируются только в социальной среде, а также божественные — способность творить и создавать. Таким образом, человеку присущ синтетический (комбинированный) способ существования. Человек в некотором смысле является пересечением, фокусом, смысловым центром существования.

Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные части, различающиеся тематикой. Основными разделами философского знания являются:

- - философская онтология или учение о бытии рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией? Онтология стремится создать определённую картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность.

- Видимый и ощущаемый нами мир непостоянен, подвижен,        изменчив. Что же в нем является устойчивым, абсолютным? Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика – учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами.

- Онтология создает философскую картину мира, используя данные науки. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Она стремится заглянуть в подоснову той картины, которую дает наука.

- Если, например, физика утверждает, что в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относительно происхождения и сущности этой силы. В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу? Философия вправе сделать предположение: а не является ли физическая сила всемирного тяготения лишь одним из проявлений силы ещё более универсальной – силы всеобщего притяжения или взаимной любви? Тогда действием этой силы можно объяснить и притяжение положительного и отрицательного, и взаимную симпатию, и половую любовь, и другие подобные явления. Метафизический подход весьма характерен для философии.

- - Гносеология, или философское учение о познании, - отвечает на вопросы: познаваем ли мир и, если да, то насколько? Как человек познает его? Каковы ступени познания? Что такое истина? Какова роль практики в познании?

- -Философская антропология, или философское учение о человеке.

- - Социальная философия, изучающая наиболее общие характеристики общественной жизни.

- - Философия истории изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории. Куда идет история и почему она вообще осуществима? – таков главный вопрос философии истории.

- -Этика – учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории – добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и о пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе.

- -Эстетика – учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики – прекрасное и безобразное.

- -История философии рассматривает историческое развитие философии. Она является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания.

Значение философии раскрывают её функции.

* Познавательная – во-первых, окружающий мир порознь изучают сотни наук. Философия органично соединяет полученные ими знания, «рисуя» универсальную обобщенную теоретическую картину мира; во-вторых, философия раскрывает источники, формы и методы научного познания.

* Культурно-воспитательная – во-первых, сама философия – это явление общественной культуры. Следовательно , изучая её, люди приобщаются к культуре; во-вторых, изучение философии воспитывает такой ключевой элемент человеческой культуры, как разумное мышление.

* Методологическая – философия разрабатывает универсальные общие методологические и мыслительные инструменты для всех конкретных наук. Метод самой философии – это метод теоретического мышления на основе использования достижений всех наук и культуры в целом, на основе практического опыта всего человечества.

* Мировоззренческая – изучение философии помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека повседневные житейские взгляды в продуманное и обоснованное мировоззрение.

Религиозная и мифологическая картина мира. Сходства и различия.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Мифологическая картина мира

Высшим уровнем первобытного сознания являлась мифология. Миф – способ обобщения мира в форме наглядных образов.

В древнейшие эпохи аспекты мира обобщались не в понятиях, а в чувственно-наглядных образах. Совокупность таких образов и составляла мифологическую картину мира. В мифологическом сознании мир виделся живым, одушевленным существом, живущим по законам родовой общины. Человек не выделял себя из окружающей среды. Для мифа характерны неразличение вещи и слова, фантазии и действительности, вещи свойств, реального и сверхестественного. Миф выполнял функцию установления идеального равновесия между родовым коллективом и природой.

В мифологическом понимании мира случайное, хаотическое не противостоит необходимому, закономерному. Выделение черт предмета определяется не его объективными характеристиками, а субъективной позицией хранителя мифа (колдуна, шамана) в русле его индивидуальных ассоциаций.

Мыслительная деятельность на уровне мифологического сознания отлична от понятийно-мыслительной деятельности эпохи цивилизации.

Основные черты наглядно-образного мифологического мышления:

– преобладание умозаключений по аналогии;

– обобщение на основе подражания;

– неразличение случайного, единичного, общего, неповторимого;

– эгоцентризм отражения;

– неполнота обратимости логических операций.

Мифологическое мышление не может обеспечивать логико-понятийное освоение объективных связей и отношений мира.

В мифологической картине мира все объекты живые, имеют душу. Все миры (например, мир живых и мир мертвых) и населяющие их сущности подчиняются множеству разнообразных законов, нарушение которых чревато серьезными последствиями. Поэтому, прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения; нужно договориться с камнем, подчинить его своей воле, чтобы он летел прямо в цель. В мифологической картине мира возникает бесконечное разнообразие миров внутри большого мира, и каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии – мир людей, Аид и Олимп). Человеческая жизнь – выживание среди странных, страшных, неподвластных ему сил. Мир – поле битвы, на котором пытаются достичь своих целей мириады самых разнообразных существ, которые подчинены великому мировому закону (Року). Смысл существования – стать рабом своей судьбы или преодолеть ее, завоевать более высокую долю.

Року подчинены даже высшие боги, они не всесильны, их можно обмануть, попытаться свергнуть. Мифологическая картина мира синкретична – естественное и сверхъестественное в ней сливаются.

В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание природы которого выходит за пределы человеческого разума, понимания и требует только веры. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Мировая история направленность – приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире – выражение воли Бога. Смысл жизни человека – свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 932; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!