Особенности и основные проблемы Ф. франц. просвещения



Особенности

Направления:

0. Деистическое-отвержение идеи личного бога; не соглашались с отожествлением бога и природы.

0. Атеистическо- материалистическое- отвержение существования Бога в любых формах, научная позиция создания мира.

0. Утопическо- социалистическое( коммунистическое)-построение идеального общества, основанного на равенстве и соц.справедливости.

0. Вольтер (последователь Деизма). Не отказывался от веры в Бога, считая его последним утешением обездоленных. Если бы не было Бога, то его следовало бы придумать. Абсолютная монархия - идеал государства.

0. Руссо. Веря я в существoвание Бoга и признавая бессмертие души,утверждал, чтo материя и дух суть два извечнo существующих начала. В вoпрoсах теoрии пoзнания oн придерживался идей сенсуализма, хoтя и был стoрoнникoм врoжденнoсти нравственных идей. пoдвергал резкoй критике феoдальнo-сoслoвные oтнoшения и деспoтический пoлитический режим. Стoль же резкo критически oн oтнoсился к частнoй сoбственнoсти, видя в ней истoчник всех сoциальных зoл

0. Дидро. Душа- продукт единства организма, его целостности. От молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от сост. живого оцепенения до сост. макс. расцвета разума. Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чувствительность. Все изменения подчиненны закону причинности.

0. Ламетри. Мир -есть единая субстанция, материя, которая несотаорима , вечна и бесконечна. Добродетельность появляется только в результате воспитания. Человек- представитель животновод царства, машина особого рода, способная чувствовать, мыслить, отличать добро от зла.

0. Заслуга паслуга просветителей состоит в том, что они как никогда высоко подняли общественный престиж науки и образования (в противовес невежеству), который характерен для стран Западной Европы и поныне.

Вопрос 19.

Особенности немецкой классической философии. Философия И.Канта : теория познания.

1. Годы 1724-1804

Немецкая классическая философия представлена учениями Канта,Фихте,Шеллинга,Гегеля.

идея познавательной активности субъекта (Кант);

1. обоснование моральной и правовой автономии личности  (Кант);

2. идеи единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг);

3. принцип единства противоположностей (Шеллинг, Гегель);

4. систематика принципов и категорий диалектики (Гегель);

5.идея исторической закономерности (Гегель);

6. принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Гегель).

Человек, этика и право— главные темы философского учения Канта.

В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый момент познания. Но диалектика субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности.(противопоставляются содержание знаний и их логическая форма), предметом диалектики становятся сами формы.

В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сипа суждения», это мысль+чувство,опыт

ввел воображение в теорию познания. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. А духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса априорных логических категорий. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения.

выделяет в познании такой феномен духа, как единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Кант отличал это от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру.

Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.

Философская ситема Георга Гегеля

Философская система Гегеля состоит из 3 частей:

·  ЛОГИКИ

· ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ

· ФИЛОСОФИИ ДУХА.

Абсолют или логическая идея существует сначала, как система домировых понятий; затем он спускается в бессознательную сферу природы, пробуждается к самосознанию в человеке, выражает свое содержание в общественных установлениях, чтобы в искусстве, религии и философии возвратиться к самому себе, достигнув более высокой и развитой законченности, чем какою он владел. Метод, которым Гегель развивает содержание логики, т. е. абсолютной идеи, называется диалектическим.

Стадии развития мировго духа:

1. СТАДИЯ ЛОГИКИ

Здесь дух сам из себя создаёт понятие категории, суждения, умозаключения, законы, принципы, формулы и т.п. Здесь нет ничего материального.

(Далее дух переносится в "чуждую" ему среду.)

2. СТАДИЯ ПРИРОДЫ (ВЕСЬ МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР)

Законы здесь реализуются человеком. Он является наивысшим созданием природы по задумке Бога. Человек также природное существо, как и животное. Свою природность человек преодолевает духовной деятельностью.

(Далее дух возвращается в собственное лоно.)

3. СТАДИЯ ДУХА

Дух обогащён научными знаниями, открытиями, искусством, литературой, исходящими от человека. Дух становится абсолютом, т.е. знающим себя духом.

(И т.д. до бесконечности.)

Вывод: таким образом, мировой дух у Гегеля будучи невидимым и неопределённым становится живым ,постоянно развивающимся.

3 основных закона диалектики:

1. Первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

2. Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

3. Третий закон диалектики: закон отрицания отрицания (отрицание отрицания). Проще говоря, этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую. (Зерно в земле - сгнивает - росток - новое зерно, любая стадия в процессе развития сменяется новой стадией, которая затем сменяется еще более новой стадией).

22. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА.

Фейербах (1804 — 1872) был представителем мате­риалистического(материя-первична, сознание-вторично) направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике идеализм(противоположное материализму) и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист,доказывал от­сутствие Бога, его искусственность.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах: отвергает идею тождества бытия и мышления; не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира; логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля; не признает единства философии и религии; отвергает диалектику (ошибка Фейербаха). Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.

-Антропологический материализм – понимание человека, как высшего продукта природы (центральный объект философии).

- « Не бог создал человека, а человек бога »

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма.( материя и человек - первичны, сознание - вторично)Суть этой теории в том, что:

• единственно существующими реальностями являются природа и человек;

• человек является частью природы;

• человек есть единство материального и духовного;

• человек должен стать главным интересом философии;

• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека;

• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.

Фейербах создал свою религию: РЕЛИГИЮ ЛЮБВИ

Она заключается в следующем: на место любви к Богу Фейербах призывает поставить любовь к человеку, на место веры в Бога - веру человека в себя самого. По мнению Фейербаха, философия любви способна вытеснить религию как искаженную форму человеческого самосознания. Единственным Богом для человека возникает только человек. А человеческое общение с природой и себе подобными становится основным человеческим достоянием. Идея Фейербаха заключается в том, чтобы заменить «неистинную» христианскую религию «истиной», в которой предметом поклонения выступает сам человек, объявленный высшей ценностью. На смену любви к Богу должна прийти любовь человека к человеку.

23 билет

Тезис Маркса: «Не сознание определяет бытие, а социальное бытие определяет сознание». Социальный труд как антропогенный фактор отделяет человека от животного. Человек трансформирует природу, очеловечивая ее так, что природа становится неорганическим телом человека. Рождение идей неотделимо от материальных отношений между людьми. Сами люди неизбежным образом ограничены определенным уровнем развития производственных сил. В производстве условий социальной жизни люди вступают в необходимые отношения, не зависящие от их воли. Эти отношение, взятые вместе образуют экономическую структуру общества, основу, над которой надстраиваются политические, юридические и идеологические отношения. Способ производства обусловливает социально-политические институты и духовную жизнь.

 

Лейтмотив философских исканий Маркса — мысль о том, что нельзя

изменить мир посредством сознания, идей, поскольку реальные интересы

людей порождаются их бытием, в процессе их реальной жизни. Маркс

вводит в философию сферу практически-преобразовательной деятельности

людей, которой раньше философы не интересовались.

 

По Марксу, что, если мы хотим понять человека, объяснить его поведение, надо исходить не из человека как такового, а из общества, в котором он живет, и прежде всего выяснить, как складываются в этом обществе отношения между людьми. В основе всех социальных отношений лежат производственные отношения людей (экономический базис общества), формирующиеся через их практическую деятельность.

 

Материалистические понимание (концепция) истории – это взгляд на историю, разработанный К.Марксом, согласно которому «материальные», или экономические, факторы играли главную роль в определении исторических перемен.

 

Философский материализм Маркс считал основой своего научного мировоззрения. Этот материализм был прежде всего реакцией на идеализм Гегеля и младогегельянцев, стремлением противопоставить ему объяснение мира «реальными», «практическими», «материальными» основаниями.

     Материалистическое понимание истории впервые в систематической форме изложено в написанной совместно с Энгельсом работе «Немецкая идеология».

 

Марксистское материалистическое понимание истории исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя.

Материалистическое понимание истории предполагает рассмотрение общества как социального организма, как единой социальной системы, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне.

 

развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и, прежде всего, производительными силами; что с их изменением меняется способ производства, а вместе со способом производства меняются все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества.

Анализ производственных отношений дал им возможность подметить повторяемость явлений общественной жизни; объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественной формации.

 

Сущность человека – в его продуктивной активности. Сначала он создавал средства, удовлетворяющие его жизненные потребности. Одна удовлетворенная потребность рождает другую. Нужды растут, семья перерастает в общество. Растущее население и потребительский спрос ведут к разделению труда. Выделение интеллектуального труда становится социальной основой иллюзии, что сознание, духовное, есть нечто надматериальное и надисторическое. С другой стороны, это основа для возникновения класса людей, живущих трудом других людей. Идеи, доминирующие в определенную эпоху – это всегда идеи господствующего класса. Законы, мораль, философия – все это образует идеологию существующего порядка.

 

Философские понятия и построения марксистской классики во многом

продолжают традиции классической немецкой философии, прежде всего

объективного идеализма Гегеля и антропологизма Фейербаха.

 

Отчуждением именуется особый вид взаимоотношений, складывающихся между людьми. Они представляются в форме утраты человеком контроля над какими-то предметами или даже собственными качествами, составляющими его собственную сущность. Наиболее отчетливо суть отчуждения проявляется в отношениях собственности и в отношениях рыночного обмена.

 

Маркс в целом ряде своих работ, начиная с «Экономических и философских рукописей 1844 г.», выходит далеко за пределы такой трактовки отчуждения. Он считал, что основы отношений отчуждения коренятся в самих социальных структурах, которые отказывают людям в их сущностной человеческой природе. Он был убежден, что человеческая сущность реализуется в труде, творческая активность получает логическое завершение в сотрудничестве с другими, посредством чего люди преобразуют мир вне себя. Процесс производства – это одна из «объективаций», посредством которой люди создают материальные объекты, воплощающие в себе человеческое творчество, но при этом стоящие как сущности отдельно от своих создателей. Отчуждение имеет место в тех случаях, когда, объективировавшись, человек не узнает себя в своем продукте, который становится чуждым ему, «не является больше его собственностью» и «противостоит ему как автономная сила».

 

Маркс выделял четыре особых проявления отчуждения в капиталистическом обществе:

 

1) рабочий отчужден от продукта своего труда, поскольку то, что он производит, присваивается другими, и он не контролирует дальнейшую судьбу этого продукта;

 

2) рабочий отчужден от акта производства. Работа становится отчужденной активностью, которая не дает внутреннего удовлетворения, давит на рабочего в качестве внешней принудительной силы, и перестает быть окончанием в себе и при этом включает в себя труд по цене, предложенной кем-то другим как принудительный труд. Фактически работа становится предметом торговли, который продается и единственной ценностью которого для рабочего является спрос на него как на агента производства;

 

3) рабочий отчуждается от своей человеческой природы или от своего «родового бытия», потому что первые два аспекта лишают его производственную активность тех специфически человеческих качеств, которые отделяют ее от активности животных и таким образом определяют собственно человеческую природу;

 

4) рабочий отчуждается от других людей, поскольку капитализм преобразует все его отношения с другими людьми в рыночные отношения; о людях судят по тому положению, которое они занимают на рынке, в большей степени, нежели по их чисто человеческим качествам. Люди начинают рассматривать друг друга как некие «воплощения» (как рабочего, капиталиста, начальника или подчиненного), не как личности. Капитал сам по себе является источником дальнейшего отчуждения в рамках развитой капиталистической экономики. Это происходит вследствие того, что само капиталистическое накопление порождает свои собственные потребности, которые принижают людей до уровня предметов потребления. Рабочие становятся факторами приведения в действие капитала, и над их деятельностью господствуют скорее их способности принести выгоду работодателю, нежели их собственные человеческие потребности и сущности.

 

Понятие отчуждения сегодня используется в современной социологической теории для описания довольно широкого спектра социальных явлений. Сюда относят, в частности, и любое чувство неудовлетворенности индивида тем обществом, в котором он живет; и чувство, что в обществе царит моральное разложение, и ощущение бессилия перед твердыней социальных институтов.

 

Билет

Наиболее ярким представителем иррационализма родоначальником "философии жизни" можно считать немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860). Его философия была идейным источником "философии жизни". Основное произведение автором которого был Шопенгауэр "Мир как воля и представление".

 

Философия Шопенгауэра примыкает к критике разума Канта и прежде всего, как и философия Фихте, к её идеалистической стороне. Шопенгауэр, как и Кант, объявляет данные нам в пространстве и времени вещи простыми явлениями, а сами пространство и время – субъективными, априорными формами сознания. Нашему интеллекту суть объективных вещей остаётся неизвестной, ибо мир, созерцаемый посредством субъективных форм восприятия (времени и пространства), нельзя отождествлять с реальным. Мир, данный нам в разумном сознании, – лишь «мир как представление», фикция интеллекта или (по выражению самого Шопенгауэра) пустой «мозговой призрак».

 

Но всё это касается только деятельности разума. Оценивая её, Шопенгауэр (как и Фихте) идет в идеалистическом субъективизме гораздо дальше Канта. Однако, за другой психической функцией ­– волей ­­­– он, напротив, категорически признает полную объективность и достоверность. У Канта единственным органом познания является интеллект. Шопенгауэр же подчёркивает огромную роль в данных нам восприятиях ещё и человеческой воли, которая, по его мнению, постигает данные своего опыта не только отчетливо, но и «непосредственно». «Воля» и образует нашу главную и истинную душевную сущность. То, что Кант в своей философии почти не обратил внимания на эту важнейшую сторону нашей личности, является крупной ошибкой. Словом «воля» философия Шопенгауэра обозначает не только сознательное желание, но также бессознательный инстинкт и действующую в неорганическом мире силу. Реальный «мир как воля» отличается от воображаемого «мира как представления». Если «мир как представление» в качестве «мозгового феномена» существует только в интеллекте, «сознании», то «мир как воля» действует без интеллекта и сознания – как «бессмысленная», «слепая», не знающая усталости «воля к жизни».

 

Согласно философии Шопенгауэра, эта воля бессмысленна. Поэтому наш мир является не «лучшим из возможных миров» (как провозглашает теодицея Лейбница), а «худшим из возможных». Человеческая жизнь не имеет ценности: сумма вызываемых ею страданий гораздо значительнее, чем доставляемые ею наслаждения. Шопенгауэр противопоставляет оптимизму самый решительный пессимизм – и это полностью соответствовало его личному душевному складу. Воля иррациональна, слепа и инстинктивна, ибо при развитии органических форм свет мысли загорается впервые лишь на высшей и конечной ступени развития воли – в человеческом мозгу, носителе сознания. Но с пробуждением сознания появляется и средство «преодолеть бессмыслие» воли. Придя к пессимистическому выводу, что непрерывная, иррациональная воля к жизни вызывает невыносимое состояние преобладающего страдания, интеллект вместе с тем убеждается, что избавление от него может быть достигнуто (по буддийскому образцу) путем бегства от жизни, отрицания воли к жизни. Однако Шопенгауэр подчёркивает, что это отрицание, «квиетизм воли», сравнимый с переходом в буддийскую нирвану, в свободную от страданий тишину небытия, никоим образом не должно отождествляться с самоубийством (к которому позже стал призывать испытавший его влияние философ Эдуард Гартман).

 

Между волей и отдельными вещами стоят еще, по Шопенгауэру идеи ­– ступени объективации воли, которые отражаются не во времени и пространстве, а в бесчисленных отдельных вещах. Мы можем возвышаться до познания этих идей, когда перестаём рассматривать отдельные вещи во времени, пространстве и причинной связи, а постигаем их не путем абстракции, а путем созерцания. В моменты, когда мы это делаем, мы освобождаемся от муки жизни и становимся субъектами познания, для которых уже нет ни времени, ни страдания. Идеи составляют содержание искусства, которое обращено к неизменным в вечной смене явлений сущностям.

 

Шопенгауэр - сторонник волюнтаризма (направление в идеалистической философии, приписывающее воле основную роль в развитии и отрицающее объективную закономерность и необходимость в природе и обществе). Воля в его учении предстает как космический принцип, лежащий в основе мироздания. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для каждого индивида вечное стремление, беспокойство, конфликты с другими людьми.

 

Эстетический идеал Шопенгауэра - в буддийской нирване, в умерщвлении "воли к жизни", в полном аскетизме.

 

Философию А. Шопенгауэра, нередко называют философией волюнтаризма. За своим характером она была очень пессимистична по своему напоминало буддизм "Всякая жизнь страдание". Неизбежность страданий, по Шопенгауэру, заключена в самом существе жизни.

 

Шопенгауэр понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовью) и силами эгоизма и злобы.

 

Окружающий мир не имеет целостности, он не закономерен, неподконтролен разуму и подчиняется только другим силам, например, Воле. Воля намного сильней разума, ибо многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желаниями и инстинктом. Разум, за Шопенгауэром подчинен воле (рациональное следует за иррациональным). Воля - центральное понятие философии Шопенгауэра, только она способна определять все сущее и влиять на него. Воля это идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе построения мира.

 

Подобно буддистам, Шопенгауэр избрал путь отказа от желаний, путь аскетизма, а следовательно, избавления от страданий. Путь абсолютной безмятежности, убивающей "волю к жизни".

 

Воспринимая мир как сострадание, человек, по мнению Шопенгауэра, должен, умертвить волю к жизни. Если нет желаний, нет и воли, нет представлений, нет мира нет сострадания. Жизнь человека превращается в ничто.

 

Последователем философии Шопенгауэра является Ф.Ницше (1844-1900), представитель "философии жизни". Он испытал сильное влияние Шопенгауэра. Ницше критиковал пессимизм Шопенгауэра и его отрешенность от жизни. Ницше в своей философии тоже обращается к воле, но это нс была воля как объект, а воля субъекта к жизни. Она называлась по разному: "воля к власти", "воля к силе" и символизировала энергию, силу человека и его стремления.

 

Ницше выступил с философской программой "переоценки ценностей" и с откровенной критикой гуманизма. Цель философии Ницше -помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности. В основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля к власти.

 

Он развивал идею о том, что сущностью и законом мира является "воля к власти", господство сильных над более слабыми. Ницше выдвинул идею о "сверхчеловеке". В своих работах он создал идеал этого человека, называемого "белокурой бестией, новым варваром, отдавшимся инстинктам дикого зверя". В своей деятельности "сверхчеловек" руководствуется не столько разумными началами и нормами, сколько физиологическими потребностями и стремлением к власти. Одновременно, как считает Ницше, этот супермен наделен высшими качествами, и должен создавать более совершенные формы жизни и отношения в обществе, которое должно выращивать сильных личностей. Обратимся к таблице (3).

 

Тип людей Проявление воли к власти
Слабые Как воля к свободе  
Сильные Как воля к еще большей власти, а если это им не удается добиться, то воля к справедливости
Самые сильные Как любовь к человечеству, это на самом деле прикрывает стремление к подавлению чужой воли

 

 

Кратко: буддизм, пессимизм, волюнтаризм, я не спала сегодня вообще Ницше тоже иррационалист не забудь привязать его к Шопенгауэру, но он в 25 билете.

Моря, ты красава )))))))

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 411; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!