II . Комплекс упражнений и игр, используемых при обучении танцевальной импровизации.



Креативный танец.

Преподавание танцевальной импровизации детям.

Методическое пособие.

 

I . Введение.

Понятие танцевальной импровизации.

Импровизация (итал. improvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.                                        ru.wikipedia

Будучи явлением относительно молодым на российской почве, танцевальная импровизация не получила еще в литературе, в том числе, в сетевых источниках, исчерпывающего и однозначного определения. Известный специалист в области танце-двигательной терапии и импровизации Александр Гиршон приводит на своем сайте (http://girshon.ru) 5 определений танцевальной импровизации:                                          1. Словарное
Импровизация/Improvisation (от лат.improvisus непредвиденный, неожиданный, внезапный) - Метод творчества (в некоторых видах искусства), предполагающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом                                                                2. Американское
импровизация означает выбор среди возможностей, присутствующих в данный момент, в противовес исполнению определенного материала, выбранного заранее (Синтия Новак).
3. Российско-процессуальное
Импровизация - умение слышать свое тело, пространство и партнеров и отвечать на него.
Важна активность внимания, отзывчивость тела на сигналы, внешние и внутренние.
4. Европейское-интеллектуальное
· Танцевальная импровизация - это форма мышления
· Мышление - это то, что вы делаете, когда не знаете, что делать. (парафраз Жана Пиаже)
· Таким образом, импровизация - это то, что вы делаете, когда не знаете, что делать

5. Собственное определение А.Гиршона                                                              Импровизация - возможность быть любым.

Очевидно, тем не менее, что можно выделить несколько основных подходов к импровизации в танце, отличающихся по своим базовым, методологическим принципам.

1. Импровизация внутри определенного танцевального стиля. Такой подход к импровизации подразумевает свободное владение техникой и, желательно, идеологией определенного стиля танца, и умение варьировать освоенные элементы танца в свободном порядке, а не в соответствии с жесткой хореографической схемой (например, импровизация на базе техники фламенко, или индийского танца).

2.Дунканистская традиция, наиболее полно воплощаемая в настоящее время таким направлением, как музыкальное движение, рассматривает импровизацию как «способность «здесь и теперь» ответить, откликнуться в движении на музыку и подразумевает контакт с самим собой и с содержанием музыки»(http://www.heptachor.ru).

В этой традиции танец, и импровизация в том числе, является способом интерпретации музыки, эмоционально точного проживания музыки.

3. Современный подход к импровизации как к искусству свободного владения языком тела. Подобное понимание импровизации свойственно новейшим направлениям, или техникам танца - new dance и release based technique (техника релиз). Техника релиз основана на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техники релиз развивается понимание собственного тела, что даёт большое разнообразие для развития движенческой лексики танцора. Можно назвать такой подход к импровизации «импровизация как таковая», или собственно импровизация, поскольку содержанием танца в данном случае не становится содержание внеположенного ему произведения (музыкального), а также отсутствует элемент-посредник (определенным образом стилистически окрашенные движения, как в первом случае). Импровизирующий человек проявляет в своем танце собственное, личное содержание, которое он вкладывает в свое движение. Можно утверждать, что при разнообразии нюансов современных техник импровизации в их основе лежит понимание человека как психофизической целостности и стремление к овладению, пониманию танцором психофизических механизмов движения. Задачей обучения в таком случае становится изучение собственного тела как двигательного механизма, или механики тела, а также развитие способности к сопряжению в движении психического пласта личности с физическим, или способности передать в движении некое психическое содержание.

Предлагаемая методика преподавания танцевальной импровизации детям (Креативный танец) исходит именно из последнего подхода к импровизации как таковой, или собственно импровизации, и ставит целью научить детей владеть механизмом движений своего тела и передаче своих чувств и мыслей непосредственно через движение.                                                                                                                  

Значение танцевальной импровизации для развития творческого потенциала ребенка трудно переоценить. Движение вообще приносит человеку радость. А когда в движении человек, в том числе и тем более, ребенок, может высказать себя, свою неповторимую и замечательную личность, то это приносит радость ни с чем не сравнимую. А уж если ты сможешь сделать свой танец красивым – причем, не за счет внешнего украшательства, а за счет выявления своих внутренних достоинств, которые ведь есть у каждого человека - то это просто здорово! И когда это танец представляют зрителям – а это и друзья, и учителя, и родные, - то очень важно, что ребенок показывает не плод чужого творчества, хоть и собственным трудом освоенного, но свой личный продукт, он презентует внешнему миру самого себя, осознавая (или, во всяком случае, приближаясь к этому осознанию) ценность собственной личности. Ребенок получает позитивный опыт высказывания себя миру, причем, посредством собственного телесного языка.                                                        

Специфика преподавания импровизации детям связана с необходимостью найти доступную форму для передачи довольно сложных идей, рассматриваемых на взрослых классах импровизации. Естественно, это возможно сделать, прибегая к игровым формам. Этим объясняется широкое использование на занятиях всевозможных танцевальных игр.  

Использование простых, но красивых объектов также привлекательно для детей. Это могут быть красивые цветные платки, с которыми так увлекательно и радостно танцевать под красивую музыку, и мячи, импровизация с которыми развивает ловкость, координацию движения, и любимые игрушки, танцуя с которыми можно проявить свое отношение к любимому существу.

Иногда на своих занятиях мы рисуем. Темами для рисования становятся образы движения, которые используются в упражнениях и играх. Так, танцу-игре «Звездочки» предшествует рисунок: куда упадет волшебная звездочка, там происходит чудо. Какое чудо произойдет от твоих звездочек? Нарисуй его!

В игре «Волшебный садовник» мы рисуем цветы, которые выросли на поляне у садовника – у каждого свой, ни на кого не похожий цветочек!

Очень важный момент при занятии импровизацией с детьми – соблюдение баланса между свободой и дисциплиной. С одной стороны, импровизация предполагает очень большую степень свободы. Но без соблюдения необходимой дисциплины на занятии невозможно освоение комплекса упражнений, да и выполнение собственно импровизации. Наши занятия строятся таким образом, что первая часть урока отводится обязательным упражнениям, и тут мы договариваемся с детьми, что действуют строгие правила учителя, упражнения нужно сделать правильно и точно. Зато в своих импровизациях дети могут быть «хозяевами» своего танца, делать те движения, которые они считают нужными. Педагог может только посоветовать что-то, подсказать, поделиться своим впечатлением от танца. Дети, в свою очередь, часто охотно объясняют, что они танцуют. В таких взаимных обсуждениях постепенно выкристаллизовывается идея танца. Таким образом, на выступлении ребенок показывает импровизацию – но подготовленную. И так или иначе им осмысленную.

 

 

II . Комплекс упражнений и игр, используемых при обучении танцевальной импровизации.

 

Партер

Зернышко

Наше первое упражнение – упражнение, с которого мы начинаем каждый наш урок, называется зернышко: садимся «по-турецки», берем в руку воображаемое волшебное зернышко, из которого у каждого должен вырасти его собственный волшебный цветочек – цветок его жизни – и сажаем его сзади в то место, где начинается наш позвоночник. Зерно прорастает – появляется росточек, из него вытягивается стебелек и тянется к солнцу, как всякое растение, которое словно стремится дорасти до солнышка. Когда стебелечек вытягивается – вместе с ним постепенно вытягивается наш стебелек-позвоночник, и на кончике этого стебелька раскрывается красивый-красивый цветок, у каждого – свой, его собственный цветок жизни. Это наша голова. Цветочек поворачивается и смотрит в одну сторону, потом – в другую, и снова его головка (наша голова) смотрит прямо. И так ему хочется дотянуться до солнца, что из его макушечки вытягивается золотой лучик и тянется вверх – тянется к самому солнышку. Стебелек натягивается – натягивается наш позвоночник. И как только этот лучик дотрагивается до солнышка, цветочек расслабляется и превращается в прекрасный подводный цветок с очень гибким стеблем, который колышется и танцует под водой свой танец – танец подводного цветка.

Качалочка

А сейчас мы можем поиграть сами с собой, со своим собственным телом. Представим, что нам хочется покачаться на качелях, а качелей как назло нет – тогда мы можем сделать эти качели из самих себя.

Для этого мы сядем на пол, подтянем к себе коленки и обхватим их руками, сделаем свою спинку круглой-круглой и качнемся: сначала назад – потом вперед, и так можно качаться сколько угодно.

Ракеты

Ложимся на пол и вытягиваем вверх руки и ноги, ровно-ровно – вертикально вверх – они устремлены в небо, как ракеты, приготовленные к вертикальному взлету. Наше тело – земля, оно полностью должно лежать на земле, а руки и ноги устремляются вверх, они настолько хотят взлететь в небо, что кажется, как будто мы уже достаем кончиками пальцев до неба, наши руки и ноги как будто дотягиваются до неба (но все туловище продолжает лежать на полу).

Отдых

Расслабляем руки и ноги, сгибаем ноги в коленях, кладем руки на колени и свободно вращаем ногами в коленках в разные стороны. После этого можно повторить упражнение «Ракеты».

Обезьянка

Сегодня мы сделаем снова упражнение «качалочка», но немного поинтереснее.

Итак, сначала мы хорошо, с удовольствием покачаемся, потом качнемся чуть посильнее назад, и постараемся достать одной ногой пола. Представим себе, что занимаемся этим на полянке в каком-нибудь необыкновенном лесу, вокруг нас растут разные чудесные кусты и деревья, на ветках которых висят бананы, кокосы, апельсины, клубника – кто что любит. И вот мы одной ногой упираемся сзади себя в пол, а другой пытаемся дотянуться и сорвать с веток как можно больше всяких вкусностей. А потом меняем ноги.

Растягиваемся в длину


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!