Глава III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ



§ 1. Развитие психики в животном мире

Выше уже отмечалось, что возникновение психики есть результат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жизни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Они отличаются лишь так называемой раздражимостью — способностью как-то реагировать, отвечать на воздействия среды (чаще всего перемещением в пространстве). Для этого не нужно нерв ной системы: даже простейшие одноклеточные организмы (амеба, инфузория) способны изменять свое движение и состояние под влиянием света, химических веществ и т. д. Собственно же психика как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлений связана с появлением и развитием нервной системы.

Развитие психики на основе усложнения нервной системы про исходит под влиянием условий и образа жизни живого существа, в процессе приспособления его к окружающей среде. Изменяющиеся условия жизни вызывают изменения в поведении животных, а это в свою очередь стимулирует развитие нервной системы. Развивающаяся нервная система, далее, обусловливает усложнение приспособления животного к окружающей среде. В итоге происходит постепенное качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к все более сложным.

В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) по ведения.

Инстинкты. Инстинкты это сложные врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности. Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного рефлекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.

Обучаться инстинктам не надо. Они заданы животному в готовом виде уже при его рождении или закономерно проявляются на определенной стадии развития организма (как инстинкты размножения). Выразительный пример: незадолго до того, как цыплята появятся из яйца, они издают хорошо слышимый писк. Подражая крику коршуна, можно добиться полного затихания писка. Подражая клохтанью курицы, можно, наоборот, добиться очень оживленной голосовой реакции цыплят. Ясно, что еще не появившееся на свет существо не может иметь никакого представления пи об опасности, исходящей от коршуна, ни о своей матери — курице.

Инстинкты выработались в ходе естественного отбора как результат отбора и закрепления в ряде поколений биологически целесообразных действий. Примеры инстинктивных действий — сезонные перелеты птиц, постройка гнезд птицами и нор животными, запасание пищи на зиму и т. д. Инстинкты обеспечивают животным успешное приспособление к окружающей среде и удовлетворение необходимых жизненных потребностей.

Порой инстинкты представляют собой очень сложную деятельность. Так, пчелы с удивительной точностью строят из воска правильные шестигранные ячейки, причем практически разрешают трудную даже для инженеров-строителей задачу — при наименьшей затрате строительного материала создать помещения максимальной вместимости.

Бобры строят себе жилища из нескольких помещений, при чем из тщательно очищенных веток делают потолок, который с искусством штукатура обмазывают илом, доставаемым со дна реки. Для регулирования уровня воды бобры строят плотины (иногда длиной более 100 м, высотой до 2—3 м в шириной 1—2 м), причем деревья для плотин подгрызают выше по течению, чтобы «сплавливать» их по воде к месту стройки. Тело плотины бобры строят из больших кольев, воткнутых одним концом в дно речки; эти колья переплетают ветками, промежутки между которыми тщательно замазывают глиной.

Птичка славка, прокалывая края листа острым клювом и пропуская сквозь образовавшиеся отверстия растительные волок на, искусно сшивает два края листа, подтягивая их один к другому, образуя гнездо в виде конуса.

Особенно поражают своим сложным инстинктивным поведением муравьи. В специальных помещениях в муравейнике они хранят собранные ими зерна, непонятным пока для человека образом предохраняют эти зерна от прорастания. Муравьи раз водят грибы — в особых помещениях хранят смешанные с землей мелко изрезанные кусочки листьев, на которых растут грибы — лакомое блюдо этих насекомых. Муравьи разводят тлей, которых используют как дойных коров; раздражая своими усиками брюшко тлей, муравьи заставляют их выделять сахаристую жидкость, которой лакомятся. Осенью муравьи переносят тлей в места, защищенные от холода.

 

 

На рис. 8 изображено насекомое — наездник, откладывающий яйцо в тело живой гусеницы, которой будет питаться его ли чинка, пока не вырастет.

Однако, несмотря на всю свою сложность, инстинктивное поведение производится автоматически, без какого-либо признака разума, мышления. В этом убеждают наблюдения, показывающие, что при изменившихся условиях инстинктивные действие из очень целесообразных часто превращаются в биологически бессмысленные и даже вредные. Например, бобры и в зоопарках пытаются строить плотины, хотя никакой нужды в этом нет. Пчела наполняет медом ячейку сот, даже если там проделать отверстие, через которое мед будет вытекать, а потом и запечатает пустую ячейку. Если из гнезда гагарки во время ее отсутствия переложить яйца несколько в сторону, заменив их округлыми камнями, она, вернувшись, садится на прежнее место и продолжает высиживать камни, нисколько не заботясь о яйцах, которые лежат в поле ее зрения.                                        

Инстинкты, характерные прежде всего для поведения низших животных, имеются и у высших животных и даже у „человека (в виде врожденных безусловных рефлексов — пищевого, оборонительного, инстинкта самосохранения, инстинкта продолжения рода и т. д.), но они имеют различное значение в жизни. В по ведении человека, например, инстинкты играют сугубо второстепенную роль, да и носят они совершенно иной характер, подчиняясь сознанию, общественной природе человека.

Инстинкты — очень жестко закрепленная форма поведения. Но оно не остаются совершенно неизменными. Среда непрерывно и, как правило, медленно, постепенно меняется. Соответственно очень медленно, на протяжении многих и многих поколений, перестраиваются и инстинктивные формы поведения, а те, которые вообще перестали быть биологически целесообразными, постепенно отмирают в ходе естественного отбора и перестают наследоваться. Например, домашние птицы (куры, утки, индейки) почти совсем потеряли инстинкт летания, который стал для них совершенно ненужным.

Навыки животных. Итак, животные не могут успешно приспособиться к изменяющейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения — инстинкты. По мере усложнения жизни животных ведущее значение начинает приобретать новый, более совершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среди. Этот тип поведения — навык.

Навык — способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. В основе, навыка лежит система условных рефлексов. Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира. Это более совершенный приспособительный механизм, так как животное получает возможность в соответствии с изменениями среды сравнительно быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы. Если же нужда в том или ином условном рефлексе миновала, то он угасает.

Подчеркнем, что навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты — гораздо более сложные формы поведения — вспомним приведенные выше примеры), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.

Навыки могут вырабатываться, у животных как в естественных условиях жизни, так и путем специального обучения, дрессировки (рис. 9).

Способность приобретать навыки имеется не только у высших, но и у низших животных. Можно выработать навык у таракана:

его можно приучить брать пищу толь ко с черных квадратов шахматной доски. Однако, чем сложнее организм, .чем более высоко развита нервная система животного, тем в большей степени у него развита способность к выработке навыков.

Что касается разума, мышления, то и в навыках животных они не проявляются. Навык есть условный рефлекс и больше ничего. У собаки был выработан навык — лапой нажимать на запор клетки, отпирать ее и овладевать кормом. После этого клетку поворачивали на 180°. Собака подходила не кдверце, а к прежнему месту (т. е. ориентировалась на пространственное положение) и производила бессмысленные движения лапой, словно нажимая на запор, который теперь находился с противоположной стороны.

Интеллектуальное поведение животных. В процессе приспособления животных к среде нередко возникает необходимость решить определенную задачу, связанную с преодолением препятствий, найти оптимальное поведение в новой ситуации. Ни инстинкты, ни навыки не дают возможности справиться с этой задачей. Животное должно найти новую форму поведения, которой у него в опыте не было. В этих случаях высшие животные (в первую очередь человекообразные обезьяны и дельфины) способны к так называемому интеллектуальному поведению простейшим формам мыслительной деятельности, основанным на установлении связей между предметами.

 

Обезьяны, например, для того чтобы достать приманку, могут строить из ящиков вышку со ступеньками, использовать палки раз личной длины и толщины, заливать водой огонь, открывать разные за поры, подбирая для этого палки-ключи определенного размера и сечения. Опыты показали, что шимпанзе может выделять какое-нибудь одно свойство вещи, абстрагируясь (отвлекаясь) от других (например, отбирать фигурки по признаку цвета, отвлекаясь от их формы и размера, или по их форме, отвлекаясь от цвета и величины). Элементарные мыслительные задачи способны решать и дельфины (рис. 10, И). Что очень важно, новый найденный способ решения сразу запоминается животным, становится его прочным достоянием. Из этого следует, что интеллектуальное поведение — высшая и наиболее совершенная форма поведения в животном мире, обеспечивающая наиболее гибкое приспособление животного к меняющимся условиям среды.

Следует подчеркнуть ограниченность и примитивность мысли тельной деятельности высших животных. Обезьяна, например, строя пирамиды из ящиков, часто ставит большие ящики на маленькие, порой старается «приклеить» ящик к боковой стенке помещения, лестницу пытается поставить без упора, посреди клетки. Обезьяна из нескольких тесемок выбирает ту, за которую можно подтянуть чашку с кормом, но не сообразит, что в не которых случаях надо потянуть сразу за два конца тесемки (рис. 12).

В чем же дело? Чтобы разобраться в этом, рассмотрим рис. 13.

 

Обезьяна, обученная черпать воду из речки, чтобы полить себя в жаркий летний день, переходила на другой плот, чтобы набрать воды из бака и потушить огонь, мешающий ей достать плод. Почему же она для этой цели не черпала воду из речки? Все дело в том, что обезьяна научилась водой из речки поливать себя, а водой из бака — тушить огонь. Для нее вода в речке и вода в баке— разные вещи, разные раздражители. Человек же имеет общее представление о воде и ее свойстве. Он знает, что всякая вода тушит огонь, и действует, исходя из этих общих понятий.

, Таким образом, можно говорить лишь о зачатках мышления у высших животных, об их «элементарной разумности» (И. П. Пав лов). По мнению многих ученых, их мыслительные способности можно приравнять к мыслительным способностям ребенка 3— 4-летнёго возраста.

Отсутствие второсигнальных (речевых) временных связей, при помощи которых оформляются мысли, лишает обезьяны возможности предварительно всесторонне обдумывать и планировать

свои действия. Способность планирования, целенаправленного обдумывания своих действий, осуществления подлинно коллективных форм деятельности появляется только у человека, владеющего речью.

В итоге можно сделать вывод: развитие форм поведения в животном мире характеризуется тем, что все меньшей становится роль врожденных форм, поведения и все большую и большую роль начинают .играть приобретенные формы поведения.

 

§ 2. Сознание человека и его общественная природа

Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Прежде чем дать определение этому понятию, обратим внимание на то, что история развития человека — качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего пути биологического раз вития животных. Человек от животного существования переходит К общественно-трудовой деятельности. Сознание определяет разумное и целенаправленное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира. Развитие речи и абстрактного мышления на основе второй сигнальной системы есть то качественно новое, что отличает человека от высших животных. Это позволяет человеку предварительно обдумывать, планировать свои действия, сознательно ставить перед собой цели, соответствующие тем или иным потребностям, и достигать их, мысленно заранее представляя себе результат. К. Маркс Подчеркивал, что пчела искусством постройки своих сот посрамляет некоторых людей-архитекторов, но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что он заранее представляет себе результат, т. е. предварительно «строит в своей голове».

Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличии самосознания, т. е. способности позна­вать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствования самого себя, самоконтроля и самовоспитания.

Итак, сознание можно определить как высшую форму отрогжения объектов действительности с помощью речи, языка.

Человек — существо общественное. На его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Сознание также имеет общественную природу.

Каковы же те решающие условия, под влиянием которых формировалось сознание человека?

Ф. Энгельс указывал, что сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились теми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг.

Рассмотрим этот тезис подробнее.

Человек произошел от животных. Энгельс отмечал, что нашим отдаленным предком была высокоразвитая древняя порода обезьян. Изменившийся образ жизни обезьян обусловил новый способ их передвижения — по поверхности земли, при котором они постепенно перестали пользоваться для этой цели руками и стали усваивать прямую походку. Руки, освободившись от передвижения, стали специализироваться на иных, трудовых операциях. Первоначально рука человека мало отличалась от руки обезьяны и могла выполнять только примитивные действия — орудовать палкой, костью, камнем, которые человек находил в готовом виде. В дальнейшем рука постепенно совершенствовалась, приспособляясь к более сложным функциям, к трудовому процессу. Главным отличием человека от животного и является трудовая деятельность. Животное пассивно приспосабливается к окружающей среде, лишь потребляя то, что дает ему природа. Человек же в процессе трудовой деятельности активно воздействует на природу, изменяет ее, приспосабливает и использует ее для удовлетворения своих потребностей.

В процессе труда совершенствовались мозг и органы чувств человека, его психические процессы, способности.

Главные особенности трудовой деятельности человека: 1) употребление и изготовление орудий труда и 2) общественный, т. е. совместный, коллективный характер труда.

Ф. Энгельс указывал, что процесс труда начинается только при изготовлении орудий. Некоторые предпосылки этого процесса имеются уже у высших животных. Обезьяна может использовать палку, чтобы сбить с дерева фрукты, выкопать сладкий корень, слон иногда отламывает ветку и сгоняет ею насекомых с тела. Однако здесь лишь внешнее сходство с употреблением орудий труда человеком. Например, обезьяна случайно и эпизодически пользуется палкой, за палкой не закрепляется определенное свойство — возможность добывания пищи. Именно поэтому обезьяны заранее не изготовляют своих орудий и не хранят их на будущее.

Человек же, употребляя орудия труда, осознает и понимает их назначение, а поэтому отдает себе отчет в том, из какого материала должно быть изготовлено орудие, какая его форма наиболее рациональна. Благодаря этому за орудиями труда закрепляется определенное производственное назначение, люди изготовляют их заранее и сохраняют для будущей деятельности.

Процесс труда обычно требует от людей коллективного сотрудничества. Коллективный труд возможен лишь при том условии, что каждый из участников трудового коллектива знает общую цель труда, роль каждого члена трудового коллектива и согласованно выполняет отдельные трудовые операции.

В процессе труда люди были вынуждены общаться, воздействовать друг на друга; у них появилась потребность что-то сказать друг другу, обменяться мыслями. В результате неразвитая, гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась для произнесения членораздельных звуков. Начала складываться особая форма сигнализации — звуковой язык как система словесных сигналов — средство общения между людьми Соответственно изменялся и мозг — формировалась вторая сигнальная система, центры речи.

У животных нет языка, членораздельной обобщенной речи. Звуковая сигнализация свойственна животным, но это лишь внешнее сходство с человеческой речью. Например, тревожный крик птицы есть часть инстинктивной реакции на опасность (вместе с хлопаньем крыльями и взлетом). Птица также будет кричать, когда она одна и некому «сообщать» об опасности.

Попугай благодаря особому устройству ротовой полости способен подражать звукам (и не только звукам человеческого голоса), разумеется, не понимая, что ой говорит. Кстати, делались неоднократные[2] попытки обучить человекообразную обезьяну хотя бы примитивной речи, но эти попытки оказались безуспешными. Окончились неудачей и попытки расшифровать «язык» дельфинов или научить их понимать человеческий язык. Различные звуки, испускаемые дельфином, представляют собой лишь систему простых сигналов, передающих чувство страха, боли, сигнализирующих о пище, бедствии, поисках особей противоположного пола и т. д.

В итоге сказанного можно дать и другое определение сознания, дополняющее первое: сознание есть высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.

Дальнейшее изменение человеческого мозга и человеческого сознания происходило под влиянием исторически изменяющихся условий Жизни и деятельности людей.

Труд человека всегда носит общественно-исторический характер, следовательно, и сознание как его продукт является сознанием общественно-историческим, т. е. обусловленным теми, отношениями, которые складываются у человека в процессе производства.

Человек как член общества всегда несет в психическом складе черты своей общественной среды. История человеческого общества показывает, что сознание, мысли, убеждения людей в разные эпохи были различными. В эпоху первобытного коммунизма сознание людей определялось теми отношениями, которые складывались на основе общественной собственности. Затем со знание людей изменилось под влиянием возникших частнособственнических отношений и деления общества на классы.

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало глубочайшему изменению человеческого сознания. Люди, освобожденные от порабощающих их частнособственнических от ношений, вступили в новый этап духовного развития.

В нашей стране, строящей коммунистическое общество, про исходит коренная перестройка сознания людей в духе высокой идейности и преданности коммунизму эти требования выражены в моральном кодексе строителя коммунизма, записанном в Про грамме КПСС. Но коммунистическое сознание советских людей не формируется само собой. Процесс коммунистического воспитания человека происходит в острой борьбе с пережитками старого, буржуазного сознания. Новое сознание формируется в активной борьбе за новое, коммунистическое общество.

Следует подчеркнуть огромную и целенаправленную работу Коммунистической партии Советского Союза, ВЛКСМ, советских профсоюзов, печати, школы по воспитанию советского народа в духе коммунистического сознания, что, в частности, получило отражение в решениях XXV съезда КПСС.

 

 

Вопросы для повторения

1. Какие формы поведения животных вы знаете?

2. В чем существенное отличие психики человека от психики животных?

3. Как развивалось сознание человека?

4. Какова роль труда в развитии психики и сознания человека? Раскройте Смысл выражения Ф. Энгельса: «Труд создал самого человека».

5. Какова роль речи в развитии сознания человека?


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!