Рагнарек, Хугин и Мунин, Нибелунги, Золотое руно, Титаномахия



20. К каким уловкам прибегает Петруччо в комедии Шекспира "Укрощение строптивой", чтобы добиться расположения Катарины? В чём смысл финала?

21. Кто является стражем 5 круга Ада в "Божественной Комедии" Данте?

19

РАГНАРЁК - В скандинавской мифологии Рагнарек – последняя битва между асами (богами) и хтоническими чудовищами. дословно Рагнарек (Рагнарок) означает «судьба владык». Тем не менее, в каноническом переводе А.И. Корсуна понятие «frá ragnarökum» из «Видения Гюльви» переведено, как «гибель богов», что, вероятно, навеяно древнеисландским словом «røkkr», которое переводится как «закат» или «упадок».

Грубо говоря, Рагнарек – это древнескандинавский конец света, который известен нам по «Прорицанию Вёльвы» из «Старшей Эдды» и «Видению Гюльви» из Эдды Стурлусона. Вёльва пророчествует, будучи вызвана из мира мертвых магией Одина. Однако, в скандинавской мифологии Рагнарок – обширное понятие, которое включает в себя не только пророчество, описывающее собственно битву, но и множество предшествующих и последующих событий. Согласно скандинавской мифологии, Рагнареку предшествует гибель Бальдра, любимого сына Одина. Бальдру начинаются сниться кошмарные сны (песнь «Сны Бальдра»), и Фригг, чтобы защитить его, берет клятву со всех существ на Земле, живых и мертвых, что они никогда не причинят вреда ее сыну. Но Локи в образе женщины выведывает у Фригг тайну о том, что она не взяла клятву с омелы, посчитав ее безобидной. Локи вручает слепому богу судьбы Хёду стрелу из омелы. И когда асы развлекались метанием в Бальдра различного оружия, которое все равно не могло нанести ему вреда, Локи направил лук Хёда в «нужную» сторону. Тот выстрелил и сразил Бальдра.

Хель, владычица мира мертвых, отказалась возвращать Бальдра, потому что Локи, обратившись великаншей, не стал плакать по сыну Фригг. По уговору Хель должна была вернуть Бальдра в мир живых, если бы каждое существо плакало о нем. Так фактически завершается Золотой Век асов и начинается мифологический Рагнарек.

Рагнарок – хронология событий

После гибели Бальдра в Мидгарде воцарился хаос. Кровавые войны, распри между родичами, упадок культуры – все это стало предвестьем Рагнарока. Скандинавский конец света начинается с приходом Фимбульвинтер (перевод с древнескандинавского – «великанская зима»). Это лютая зима, которая накроет весь Мидгард на три долгих года. В это же время Фенрир (сын Локи и Ангрбоды), огромный чудовищный пес, вырывается из своих оков и пожирает Луну и Солнце (по другой версии светила пожирает Гарм, который, однако, вполне вероятно является воплощением Фенрира). Мир погружается во мрак. Мировой Океан выходит из берегов, потому что из него поднимается Мировой Змей Ёрмунганд (также сын Локи и Ангрбоды). Все это предвестья Рагнарека, которые вынуждают асов готовиться к войне. Один идет к забальзамированной голове мудрейшего из ётунов, Мимира, и просит у нее совета. Во время мифологического Рагнарока к Ёрмунганду и Фенриру присоединиться третий ребенок Локи – Хель. Она поведет в бой армию мертвых. Вместе с ней на корабле мертвецов Нагльфар будет находиться огненный великан Сурт, предводитель пламенных великанов Муспельхейма, которые также выступят на стороне «плохих ребят». Кстати, по одной из легенд Нагльфар сможет попасть в Мидгард только благодаря тому, что в результате «великанской зимы» все моря застынут в ледяных оковах. Нагльфар поставят на полозья и он будет катиться подобно саням. Биврест (с древнескандинавского – «дрожащий путь») будет разрушен во время мифологического Рагнарока, потому что по нему пройдет войско Муспельхейма. Хеймдаль, хранитель Бивреста и защитник Асгарда, протрубит в Гъяллархорн («золотой рог»), призывая на битву асов и эйнхериев. Битва (собственно сам Рагнарек) состоится на равнине Вигридр. Во время сражения Один сойдется в поединке с Фенриром и будет убит им, но Видар (сын Одина, бог мщения) пронзит волка мечом (в «Младшей Эдде» сказано также, что Видар порвет Фенриру пасть). Тор победит Ёрмунганда, но сам погибнет от его ядовитого укуса. Тюр и Гарм сразят друг друга, из поединка между Хеймдалем и Локи также никто не выйдет живым. В разгар Рагнарека великан Сурт, сразив Фрейра, увидит, насколько чудовищно происходящее и насколько жесток мир, созданный асами. Он соберет в своих руках всю силу Муспельхейма и испепелит Вселенную. На этом завершается скандинавский конец света, мифологический Рагнарок. Но на этом не завершается история мира! Рагнарек переживут два человека – Лив («жизнь») и Ливтрасир («пышущий жизнью»), а также несколько асов – Вали, Видар, Моди и Магни, они унаследуют Мьельнир. Кроме того, выживет Хёд, а из Хельхейма (которого не станет) вернется Бальдр, и братья помирятся. Все они соберутся в долине Идаволл, что располагалась в центре Асгарда, и начнут строить новый мир.

 

ХУГИН И МУНИН - Согласно «Старшей Эдде» (песнь «Речи Гримнира») у Одина помимо двух волков (Гери и Фреки) есть два ворона, которых зовут Хугин и Мунин. Их имена в переводе с древнеисландского означают «думающий» и «помнящий». Также существует альтернативный перевод имен Хугина и Мунина, по этой версии вороны Одина называются «мысль» и «память».

В песни «Речи Гримнира» Один говорит о том, что Хугин и Мунин располагаются у него на плечах. Каждое утро Всеотец отправляет птиц странствовать по Девяти Мирам (не только по Мидгарду), и каждый вечер они возвращаются, чтобы поведать великому асу о том, что творится во Вселенной. Это не посланники богов, как полагали ранние исследователи скандинавских мифов. Вороны Хугин и Мунин не показываются ни людям, ни етунам, они лишь наблюдают, слушают и запоминают, это, образно выражаясь, личные «шпионы» Одина, которые собирают для него необходимую информацию.

 

НИБЕЛУГНГИ - в германо-скандинавской мифологии и эпосе имя, употребляемое в разных (не всегда достаточно ясных) значениях. В немецкой «Песне о Н.» Н. названы: во-первых, первоначальные обладатели клада, которым затем завладел Зигфрид (сканд. Сигурд) - нибелунг, король «страны нибелунгов», его сыновья Шильбунк и Нибелунг, их дружинники, сказочные существа(великаны или люди огромного роста и необычайной силы); во-вторых, бургундские короли Гибихунги (сканд. Гьюкунги, сыновья Гьюки) - Гунтер (сканд. Гуннар) и его братья - после перехода в их руки клада. Такимобразом, это имя связано с обладанием золотым кладом. Но так как Зигфрид завоёвывает не один, а дваклада (кроме клада нибелунгов, хранимого альвом Альберихом,- также клад дракона Фафнира), сокровища Н. оказываются генетически связанными с преданием о золотом кладе карлика Андвари, известным изскандинавских источников («Речи Регина» и «Речи Фафнира» в «Старшей Эдде», «Младшая Эдда») иносящим чисто мифологический характер. Этот клад включал и золотое кольцо, которое обладало волшебнымсвойством умножать богатство, но Андвари наложил на него проклятие: оно будет стоить жизни всякому, ктоим завладеет. Клад поочерёдно попадает к Локи, Хрейдмару, сыновьям Хрейдмара Фафниру и Регину и, наконец, Сигурду (Зигфриду), и всем оно несёт смерть (подробнее см. в ст. Локи, Сигурд). Сокровищабургундов были идентифицированы легендой с кладом Зигфрида, и убийство его бургунда-ми - Гибихунгамипорождало мысль, что Н., убийцы Зигфрида,- чёрные альвы (на кладе лежало проклятие, и в конце концовальвы должны были отомстить). Особое положение среди них занимает Хёгни (Хаген). В скандинавскойверсии сказания о Н. Хёгни не виновен в смерти Сигурда, но в некоторых других версиях (особенно отчётливов «Саге о Тидреке») Хаген - не родной брат бургундских королей, а сводный, рождённый их матерью от альва, и именно Хаген предательски убивает Зигфрида.

 

ЗОЛОТОЕ РУНО - Существует несколько вариаций древнегреческих мифов, рассказывающих о том, что такое золотое руно: легенда гласит, что жил греческом городе Орхомен царь Афамант, полюбила его богиня облаков Нефела, и были у них дети – сын Фрикс и дочь Гелла. Однако Нефела была богиня вечно печальная, меланхоличная и поэтому наскучила царю, и тот женился на дочери фиванского царя. Злая мачеха невзлюбила детей Афаманта и решила их погубить.

Узнала об этом Нефела и послала своим чадам с небес чудесного барана, на спине которого Фрикс и Гелла спасались от преследований злой мачехи. Сыну царя удалось избежать погони у берегов Колхиды (нынешняя Грузия). Афамант в качестве благодарности принес этого барана в жертву, а шкуру подарил правителю этой страны. Впоследствии шерсть волшебного барана стала своеобразным символом процветания страны колхов. Она охранялась свирепым вечно бодрствующим драконом в таинственной роще. Достать реликвию было практически невозможно, и только один герой на это отважился.

Золотое руно добыл греческий герой Ясон хитростью. С помощью дочери богини колдовства Медеи герой прокрался к стражу волшебного артефакта, усыпил его и завладел сокровищем. Чтобы узнать, кто ходил за золотым руном, обратимся снова к Древней Греции.

Потоки царя Афаманта не могли поделить власть. Правнуку царя Ясону пришлось прятаться в горах от преследований своего дяди – коварного Пелия. Проведя 20 лет на воспитании у мудрого кентавра Хирона, юноша стал храбрым и сильным, поэтому в бою его было уже не победить, и Пелий решил действовать хитростью. Он сказал племяннику, что чтобы отказаться от престола, необходимо вернуть на родину знаменитое золотое руно. Отважный герой сразу же взялся выполнять задание и набрал целую команду храбрых воинов.

Корабль смельчаков, кто плавал за золотым руном, был назван «быстрым» – «Арго», а сами добровольцы назвались аргонавтами. Множество препятствий пришлось преодолеть Ясону, прежде чем он сумел доплыть до страны колхов, где находилось золотое руно, и аргонавты ему помогали в этом: сражались с великанами и страшными гарпиями, избавили Вифанию от деспотичного царя и помогали на своем пути всем, нуждающимся в помощи. Только через много лет сумели воины наконец достичь берегов Колхиды и завладеть заветным артефактом. Ясон и золотое руно, добытое им, прославили древнюю Элладу.

 

ТИТАНОМАХИЯ - Титанома́хия или Войны Титанов — в древнегреческой мифологии — битва богов-олимпийцев с титанами, серия сражений в течение десяти лет в Фессалии между двумя лагерями божеств задолго до существования человеческого рода: Титаны, с базой на горе Офрис, и Олимпийцы, которые придут править, с базой на горе Олимп. Титаномахия также известна как Битва Титанов, Битва Богов, или просто Титанская Война. Поле сражения находилось между горами Офрис и Олимп в Фессалии. Олимпийцы одержали победу с помощью циклопов и гекатонхейров.

Из греческой литературы классического периода известно несколько поэм о войне между богами и многими из Титанов. При этом доминирующей поэмой, и единственной, которая сохранилась до наших времен является Теогония, чьим автором считается Гесиод. Потерянный эпос, Титаномахия, чьим автором называли легендарного слепого фракийского певца Фамириса, вскользь упоминается в трактате «О Музыке», сочинении, ранее приписывавшемся Плутарху. Титаны также играли заметную роль в поэмах, приписывавшихся Орфею. Хотя до нас дошли только обрывки рассказов Орфея, они показывают интересные отличия от гесиодской традиции.

Эти греческие истории о Титаномахии являются одним их вариантов в целом классе подобных мифов Европы и Ближнего Востока, где одно поколение или группа богов в целом выступает против доминирующего бога. Иногда Старшие Боги вытесняются со своих позиций. Иногда мятежники проигрывают, и либо изгнаны из власти полностью, либо входят в пантеон. Другие примерами могут быть войны асов с ванами и ётунами в скандинавской мифологии, Вавилонский эпос «Энума Элиш», Хеттское «Царство на Небесах» о Кумарби, борьба между Tuatha Dé Danann и Фоморами в кельтской мифологии, и смутный конфликт поколений в Угаритских фрагментах.

Предшествующие события

Основа для этого важного сражения был положена после того как молодой титан Кронос сверг своего отца, Урана, повелителя небес, с помощью своей матери, Геи. Уран вызвал вражду Геи, когда он заключил в Тартар её детей Гекатонхейров и Киклопов. Гея создала большой серп и собрала Кроноса и его братьев, чтобы убедить их в необходимости кастрации Урана. Только Кронос захотел это сделать, так что Гея дала ему серп и поместила его в куст и, совершив это, Кронос стал царем Титанов.

Когда Уран встретился с Геей, Кронос напал на Урана и, серпом отрезав его половые органы, выбросил их в море. Уран предрек, что дети Кроноса восстанут против его правления так же, как Кроносвосстал против собственного отца. Кровь Урана, пролитая на землю, породила Гигантов, Эриний, и Мелий, а из его семени из отрезанных половых органов, возникла Афродита из моря:

Кронос принял престол отца после убийства Урана. Затем он закрепил свою власть путем повторного заключения своих братьев и сестер Гекатонхейров и Циклопов и его (ново-созданных) братьев и сестер Гигантов в Тартар.

Кронос теперь превратился в ужасного царя, каким был его отец Уран, он глотал каждого из детей, как они рождались от его сестры-жены Реи. Рее, однако, удалось скрыть своего ребенка Зевса, обманув Кроноса, дав ему вместо него проглотить камень, завернутый в одеяло.

Рея принесла Зевса в пещеру на острове Крит, где он был выращен до зрелого возраста Амальтеей. Позже Метида дала Кроносу смесь горчицы и вина, отчего его вырвало обратно его проглоченных детей. Зевс возглавил освобожденных братьев и сестер в восстании против Титанов.

Согласно Гигину, причина Титаномахии заключается в следующем — «После того как Гера увидела, что Эпаф, рожденный от наложницы, правит таким большим царством (Египтом), она захотела, чтобы он был убит во время охоты, а также призвала Титанов прогнать Зевса из королевства и вернуть трон Кроносу (Сатурну). Когда Титаны пытались установить небо, Зевс с помощью Афины, Аполлона и Артемиды, бросил их прямиком в Тартар. На Атланта, который был их лидером, он положил свод небес; даже сейчас ему приказано поддерживать небо на своих плечах».

Титаномахия

Утерянный эпос Титаномахии, который связан с борьбой, которую вели Зевс и его братья и сестры, Олимпийские Боги, в свержении своего отца Кроноса и его Божественного поколения Титанов, традиционно приписывается Евмелу из Коринфа, полулегендарному певцу из Бакхиадов, правящей семьи в древнем Коринфе, который ценился как традиционный композитор Просодии, церемониального гимна независимости Мессении, который исполнялся на Делосе.

Даже в Древности многие авторы, упоминали Титаномахию без имени автора. М. Л. Уэст в анализе доказательств пришел к выводу, что имя «Евмел» был прикреплено к поэме, как единственное доступное имя. Из самых отрывочных фактических данных, кажется, что упоминание Евмела в Титаномахии отличалась от упоминания в теогонии Гесиода. Невозможно, чтобы датой поэмы был восьмой век до нашей эры; М. Л. Уэст датирует концом седьмого века или раньше.

Титаномахия была разделена на две книги. Битве Олимпийцев и Титанов предшествовал какой-то вид теогонии, или генеалогии Первобытных Богов, в которой, как заметил византийский писатель Лид, автор Титаномахии поместил рождение Зевса, не на Крите, а в Лидию, что должно означать гору Сипил.

 

20

Уловки: главная его уловка – он принимает образ еще более строптивого и упрямого человека, чем Катарина. Оказывает на нее эмоциональное давление. Это его способ ее «приручить»

· При первой встрече с Катариной Петруччо жёстко и насмешливо парирует все её выходки, происходит перепалка остроумия и едкостей... И он получает пощёчину, которую вынужден стерпеть: дворянин не может ударить женщину. «Прибив меня, лишитесь вы дворянства, А кто не дворянин, тот без герба.»

· В ответ на ее агрессию он умасливает ее нежными словами (об этом способе он помышлял еще в ожидании ее прихода

· Все же он говорит: «Рождён я, чтобы укротить тебя / И сделать кошечкой из дикой кошки). Несмотря на ее жесткий отказ, он сообщает отцу, что это лишь женские уловки, нет, которое на самом деле да, и на свадьбе быть.

· Сделав предложение и получив согласие отца, нарочно грубо опаздывает на свадьбу, еще и в неподобающем виде: он восседает на заезженной кляче, у которой хворей больше, чем волос в хвосте. Одет он в невообразимые лохмотья, которые ни за что не желает сменить на приличную одежду.

· Во время венчания он ведёт себя как дикарь: даёт пинка священнику, выплёскивает вино в лицо пономарю, хватает Катарину за шею и звонко чмокает в губы.

· По дороге в замок лошадь Катарины оступилась, бедняжка свалилась в грязь, а муж, вместо того чтобы помочь ей, бросился лупить слугу — самого рассказчика. Причём так усердствовал, что Катарине пришлось шлёпать по грязи, чтобы его оттащить. (о чем мы узнаем из разговора слуг, ожидающих приезда хозяина)

· он придирается к слугам, сбрасывает на пол якобы подгоревшее мясо и всю посуду, разоряет приготовленную постель, так что измученная путешествием Катарина остаётся без ужина и без сна. В безумном поведении Петруччо есть, однако, своя логика, он делает это нарочно: он уподобляет себя сокольничему, который лишает птицу сна и пищи, чтобы быстрей приручить её. «Вот способ укротить строптивый нрав. / Кто знает лучший, пусть расскажет смело — /И сделает для всех благое дело».

· В гости к отцу она вынужне ехать в старом платье, посколько новые платье и шляпка не «удовлетворяют» Петручо, хотя со слов Катарины это – последняя мода

· В конце концов в своих придирках он доходит до абсурда, чуть ли не повелевая временем (Он скоро управлять захочет солнцем!). Катарине ничего не остается, кроме как смириться с этой игрой и начать поддакивать П. по любому, даже самому нелепому поводу.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!