Бальдр, Ётунхейм, Вёльва, Дионис, Адонис



11. О чём повествуется в Прологе к комедии Шекспира "Укрощение строптивой"? Охарактеризуйте кратко главных действующих лиц.

12. Опишите 2 круг Ада в "Божественной Комедии" Данте

10

БАЛЬДР -бог весны и растительности, с ним связано все светлое, прекрасное, его все любили. Бальдр – бог мудрый и добрый, красноречивый и благородный. Он – первый сын Одина и Фригг. Его палаты называются Брейдаблик. «Старшая Эдда» говорит об обиталище Бальдра, что никогда не было свершено там злого поступка.

Хёд, Бальдр и Локи: миф об умирающем боге

Эддический миф повествует о том, что однажды Бальдру начали сниться «дурные сны», о которых он незамедлительно поведал Одину и Фригг. Асы держали совет, в результате которого Фригг взяла клятву «с огня и воды, с металлов бранных, камней и деревьев, болезней и ядов, птиц и зверей», что они никогда не тронут Бальдра. Бог стал неуязвим, и асы часто забавлялись, метая в него камни, стрелы и копья. Локи это пришлось не по нраву. Он обернулся женщиной и пришел в покои Фригг, чтобы выведать у нее тайну о неуязвимости Бальдра. Фригг рассказала коварному богу о том, что она не взяла клятву с побега омелы, что растет на западе Вальхаллы, потому что побег тот показался ей слишком молодым и слабым. Локи сломал росток и дал его Хёду, богу судьбы, брату Бальдра. До того Хёд стоял в стороне и в отличие от других асов ничего не метал в сына Одина, ибо был слеп. Локи дал ему омеловый прут и сказал, что укажет, куда нужно его метнуть. Прут пронзил Бальдра и он умер. Хермонд, другой сын Одина, по просьбе Фригг отправился в Хельхейм на Слейпнире, чтобы просить королеву мертвых отпустить Бальдра. В это же время асы перенесли тело погибшего на его ладью, что была больше других и звалась Хрингхорни (в переводе с древнескандинавского – «с кольцом на форштевне»). Боги не смогли сдвинуть ладью в море и послали за великаншей Хюрроккин («сморщенная от огня»), которая сделала это с одного легкого толчка. Как уже отмечалось, смерть Бальдра убивает Нанну: она умирает от разрыва сердца, узнав о смерти мужа, и ее тоже положили на ладью. Корабль подожгли, а Тор «освятил костер» Мьельниром.

 

ЁТУНХЕЙМ (ЙОТУНХЕЙМ) - Из песен Старшей и Младшей Эдды мы узнаем о том, что ётуны (они же великаны или турсы), потомки Имира, наследники рода Хримтусенов, обретаются в мире, который называется Ётунхейм. В германо-скандинавской космогонии Ётунхейм является одним из девяти миров Вселенной, и асы (в частности – Тор) часто посещают это место, зачастую преследуя отнюдь не миролюбивые цели, ведь ётуны – злобные и жестокие (хотя и простодушные) создания. Этимологически слово Ётунхейм (или Йотунхейм) происходит от древнескандинавского «Jötunheimir», что в переводе дословно означает «земля ётунов». Эддическая легенда гласит, что Ётунхейм создали асы, они поселили там Бергельмира, первого турса, единственного из великанов, который сумел пережить смерть Имира. Река Ивинг отделяет Асгард от Йотунхейма. В некоторых песнях говорится о том, что Ётунхеймом правит великан Трюм (или Трум), который однажды украл у Тора его молот (за что впоследствии был убит).

ВЁЛЬВА (Вельва , Вёльва, Вала или Спакуна) — в скандинавской мифологии провидица. Очевидно, что вёльва – не имя собственное, как полагали ранние исследователи, в многочисленных эддических текстах упоминается множество имен конкретных пророчиц. К примеру, в том же «Прорицании вёльвы» упоминается вёльва Хейд, а в «Речах многомудрого» («Речи Свипдага») присутствует вёльва Гроа. В «Саге об Инглингах» говорится о вёльве Хунд, а в «Саге об Эйрике Рыжем» упоминается «малая вёльва» Торбьерг. Прорицание Вёльвы (его также иногда называют «Пророчеством Вёльвы») является наиболее знаменитым, хотя и не самым объемным текстом «Старшей Эдды».

В «Старшей Эдде» устами вёльвы передается рассказ о происхождении богов и грядущем конце мира («Прорицание вёльвы»). Вся песнь вложена в уста вёльвы, которая вещает, выполняя просьбу Одина, причём она говорит о себе то в первом лице («великанов я помню» и т. п.), то в третьем («помнит войну она» и т. п.). Такое чередование встречается в древнеисландских песнях.

Первые строфы «Прорицания Вёльвы» описывают мир до его сотворения («гинунгагап» – «зияющая бездна»). Затем из льда Нифльхейма и пламени Муспельхейма рождается первое живое существо Имир. Позже потомки великана Бури, Один, Вили и Вё убивают Имира, сотворяя из его частей Мидгард (дословно – срединный мир) на поле Идавёлль. Затем асы на берегу моря находят два дерева – ясень и иву, из которых создают первых людей – Аска и Эмблу. Далее описывается война между асами и ванами, а также многочисленные приключения богов. В «Прорицании вёльвы» содержится много сведений об устройстве Девяти Миров Вселенной и о функциях, которые выполняют асы и ваны. Там говорится о мире мертвых Хельхейме, о пламенном Муспельхейме и ледяном Нифльхейме, о мирах альвов (Альвхейм) и темных альвов (Свартальвхейм). Также подробно описывается устройство самого Асгарда, мира богов и героев. Финал повествования – Рагнарёк (с древненемецкого «Ragnarök» значит «гибель богов»), великая битва между асами и силами зла, которых в битву ведут Хель (королева мертвых), коварный бог Локи и Сурт (огненный великан, владыка Муспельхейма). В результате асы и хтонические чудовища истребляют друг друга, а Сурт, высвобождая свою силу, сжигает мир дотла. Выживают лишь два человека (Лив и Ливтрасир) и несколько асов (Моди, Магни, Вали, Видар, Бальдр и Хёд).

 

ДИОНИС - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. Сгласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс распустил швы на бедре, и таким образом Дионис вновь появился на свет. Гера, продолжая преследовать сына своего неверного супруга, вселила в Диониса безумие, и он, скитаясь, пришел во Фригию, где богиня Кибела исцелила его и приобщила к своим таинствам. Во время плавания Диониса похищают морские разбойники-тирренцы. Они заковали его в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса, а виноградная лоза и плющ оплели мачту и парус разбойничьего корабля. Пираты, бросившись со страху в море, превратились в дельфинов. На острове Наксос Дионис встретил Ариадну и вступил с ней в брак. От него Ариадна родила сыновей Энопиона и Фоанта. Дионис обучает людей виноградарству и виноделию. В римской мифологической традиции Дионису соответствует Вакх.

 

АДОНИС - Появление на свет прелестного младенца было связано со скандальной историей. Кипром правил мудрый и справедливый царь Кинир. Его жена хвастливо заявляла, что их дочь прекрасней Афродиты. Девушка Мирра не хотела почитать Афродиту. Богиня придумала, как злобно можно отомстить негоднице: она внушила ей страсть к собственному отцу. Ночью кормилица ввела Мирру в царские покои. Под покровом темноты царь Кинир, напоённый вином, не узнал дочь, и она зачала от него сына. Утром, увидев, с кем он провёл ночь, полную страсти, царь разгневался и, прокляв, решил её убить. Но боги в этот раз были милосердны. Афродита раскаялась и дала возможность Мирре убежать. Она превратили деву в мирровое дерево. В нем под кроной в стволе вырос младенец. Отец в ярости рассек ствол мечом, и из него выпал младенец. Афродита положила его в ларец и передала хозяйке подземного царства – Персефоне. Прошло время, и Афродита спустилась в подземное царство, чтобы узнать у Персефоны, где её ларец. Царица Аида подозвала юношу. Его неземная, божественная красота зажгли в сердце богини красоты любовь с первого взгляда и безумную страсть. Она стала настаивать, чтобы Адонис – бог красоты, как она это видела, вернулся к ней. Персефона отказала. Тогда Афродита вся в слезах бросилась с жалобой к Зевсу. Он, верховный судья во всех спорных вопросах, не захотел вмешиваться в женские склоки и передал спорное дело на суд, где председателем была муза Каллиопа, покровительница красноречия и героической поэзии. Она была мудра и носила корону, которая показывала её главенство над всеми остальными музами. Она умела пробуждать преодоление эгоизма и вызывать жертвенность. На суде было решено, что у Афродиты и Персефоны равные права на юношу. Самого его никто не спрашивал. Год Каллиопа поделила на три части. Треть принадлежала Персефоне, треть – Афродите и последняя часть – самому Адонису, чтобы он развлекался, как пожелает. Это было справедливое решение. Прошло время, и Афродита спустилась в подземное царство, чтобы узнать у Персефоны, где её ларец. Царица Аида подозвала юношу. Его неземная, божественная красота зажгли в сердце богини красоты любовь с первого взгляда и безумную страсть. Она стала настаивать, чтобы Адонис – бог красоты, как она это видела, вернулся к ней. Персефона отказала. Тогда Афродита вся в слезах бросилась с жалобой к Зевсу. Он, верховный судья во всех спорных вопросах, не захотел вмешиваться в женские склоки и передал спорное дело на суд, где председателем была муза Каллиопа, покровительница красноречия и героической поэзии. Она была мудра и носила корону, которая показывала её главенство над всеми остальными музами. Она умела пробуждать преодоление эгоизма и вызывать жертвенность. На суде было решено, что у Афродиты и Персефоны равные права на юношу. Самого его никто не спрашивал. Год Каллиопа поделила на три части. Треть принадлежала Персефоне, треть – Афродите и последняя часть – самому Адонису, чтобы он развлекался, как пожелает. Это было справедливое решение.

11

Пьяного и спящего медника Свая решает разыграть Лорд. Он подговаривает слуг отмыть и переодеть медника, обращаться к нему «ваша светлость», чтобы тот подумал, что он дворянин. Актёрская трупа показывает представление про «Укрощение строптивой».
 Лорд               |

Кристофер Слай, медник |

Трактирщица         |

Паж                 } Лица из интродукции.

Актеры              |

Егеря и слуги       |

 

Баптиста, богатый дворянин из Падуи.

Винченцио, старый дворянин из Пизы.

Люченцио, сын Винченцио, влюбленный в Бьянку.

Петруччо, дворянин из Вероны, жених Катарины.

 

Гремио |

          } женихи Бьянки.

Гортензиo |

 

Транио |

          } слуги Люченцио.

Бьонделло |

 

Грумио |

          } слуги Петруччо.

Кертис |

 

Учитель.

 

Катарина |

          } дочери Баптисты.

Бьянка |

 

Вдова.

Портной, галантерейщик, слуги Баптисты и Петруччо

 

12 (9)


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!