МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



Посадка исполнителя и положение инструмента во время игры

Развитие исполнительской техники ученика в значительной мере зависит от правильной посадки и от того, как держит бандуру ученик. Во время игры положение корпуса, рук, плеча, должно быть собранным, но не напряженным, без какого- либо отклонения от естественности. В зависимости от исполнительских заданий, приспосабливаясь к бандуре, музыкант в процессе игры меняет положение корпуса и головы. Обязательными являются только общие требования. Так, очень важно, на каком стуле сидит ученик во время игры. Высота его должна отвечать росту ребенка, сиденье должно быть твёрдым. Исполнитель должен сидеть приблизительно на половине стула, держать корпус ровно, с некоторым наклоном вперёд. Правая нога ставится под прямым углом к стулу, левая находится немного впереди. Бандуру ставят на колени так, чтобы площадь верхней деки была несколько развернута влево, тогда звук льется просто в зал. Левую руку кладут на порожек верхнего края инструмента, возле грифа, прижимая бандуру к корпусу.

Педагог должен следить, чтоб ребенок, играя на бандуре, не наклонял голову низко, не горбился, не поднимал правое плечо. Нельзя также заваливать гриф на левое плечо, или наклонятся налево. Это может превратиться в плохую привычку, а в такой позе ученик быстро утомляется.

Одна из первоочередных задач обучения игре на бандуре – правильное положение рук: от этого в значительной мере зависит техническое развитие ученика, усовершенствование приемов звукоизвлечения.

 

Постановка правой руки

Положение правой руки следует рассматривать только в процессе игры, оно меняется в зависимости от того, в каком регистре играет исполнитель, на каком ряде струн. Какое размещение пальцев применяется – узкое или широкое – и т. д. Но во всех случаях правую руку следует держать так, чтоб запястье было немного выше уровня предплечья.

Нельзя допускать чрезмерного пригибания запястья ни к низу, ни к верху: это приводит к неправильному позиционному положению пальцев на струнах и тормозит развитие техники игры. Локоть нужно держать близко к корпусу, не отводя его в сторону. Не следует также очень высоко поднимать его, или опускать слишком низко.

Во время игры пальцы правой руки должны быть закругленными, свободными, а подушечки размещаются на уровне середины струн перпендикулярно к деке. В процессе работы пальцы должны быть крепкими, очень подвижными и не должны терять контакт со струнами. Их движения естественные, плавные, без рывков; каждый палец работает самостоятельно и независимо от остальных. Важно, чтоб «неиграющие» пальцы во время исполнения находились над струнами и не тянулись в сторону «играющего».

Большой палец ставится ровно, как продолжение линии предплечья, и находится почти на одном уровне со вторым пальцем. Щипок он исполняет краешком боковой части подушечки с последующем сползанием на ноготь, при этом сам палец отводится немного в сторону и возвращается в начальное положение. Он движется над третьей фалангой второго пальца и описывает полукруг, не сгибаясь при этом во втором суставе во время щипка.

Для второго, третьего и четвертого пальцев характерный одинаковый способ звукоизвлечения. Пятый палец не принимает участия в игре на бандуре, но это не означает, что его положение не влияет на четкость и свободную работу остальных пальцев. Не рекомендуется слишком отводить пятый палец в сторону от четвертого, сгибать его «крючком», и т.д.

 

Постановка левой руки

Левая рука бандуриста согнутая в запястье, размещается на порожке шемстка возле грифа бандуры. Большой палец немного прижимает нижнюю часть грифа, остальные пальцы закруглены и поставлены на басы. Во время игры плечо и предплечье левой руки должны быть подведены вверх.

Играя левой рукой, бандуристы пользуются одним способом звукоизвлечения – ударом. При извлечении звука на басах, палец прижимает струну, как – будто опираясь на неё подушечкой, а потом «перекатывается» на ноготь и падает на соседнюю струну, давая возможность звучать предыдущей. Необходимо обратить внимание на техническое развитие пятого пальца и следить, чтоб ученик не заменял пятый палец, на четвертый. Педагог должен воспитывать экономную манеру игры, добиваясь, чтоб неиграющие пальцы находились близко к струнам и не были распластаны.

 

Приемы и штрихи

Основной прием игры на бандуре правой рукой – щипок, который исполняют подушечкой с ногтем, то есть кончиком пальца, поднимая при этом первую и вторую фаланги так, чтоб палец оставался над струной и не «прятался» в ладонь. Щипок подушечки с ногтем должен быть точным и плотным, а это зависит от собранности пальцев.

Прием – удар. Играя правой рукой на приструнках, бандурист также может пользоваться ударом. Исполняется этот приём так: почти выпрямленный палец бьёт по струне, а потом сползает с подушечки на ноготь и падает на соседнюю струну. Потом палец возвращается в начальное положение. Звук, извлеченный таким способом, сильнее, глубже, чем при игре щипком. Этот приём игры употребляется для выделения мелодии на фоне аккомпанемента и верхних звуков в аккорде. Обозначается знаком + над нотами. Штрих стаккато – короткое извлечение звука. На бандуре исполняется с помощью приглушения струн подушечками пальцев правой руки после извлечения звука; в нотном письме обозначается словом stacatto или точками.

Тремоло – быстрое многоразовое повторение одного, двух или более звуков, дает возможность извлекать на бандуре непрерывный звук заданной длительности. Исполняется на одной или двух струнах с помощью равномерных ударов ногтем второго пальца (или второго и третьего в исполнении двойных нот) правой руки попеременно вверх и вниз, медиатором. Для обеспечения более надежной опоры второй палец опирается на первый, а кисть правой руки кладется на соседние струны.

Арпеджиато - аккорд, который исполняется на приструнках бандуры быстрым движением пальцев и лёгким поворотом кисти правой руки вправо и «от себя». Струны под пальцами быстро и последовательно звучат одна за другой в исходном движении, начиная с нижнего звука: 1, 2, 3, или 1, 2, 3, 4. Аккорды при этом звучат рассыпано. Все звуки аккорда служат своеобразным форшлагом к верхнему звуку. Такой приём на бандуре называется арпеджиато.

Глиссандо – слово «глиссандо» обозначает быстрое скольжение. В исходном движении глиссандо исполняется скольжением первого, второго или третьего пальцев по струнам. При нисходящем движении бандурист быстро скользит вторым или третьим пальцем по струнам, легко нажимая на них. Глиссандо бывает диатоническим и хроматическим. Первое исполняется на нижних или верхних радах струн, второе в местах перекрещивания струн.

Флажолеты. На бандуре возможно исполнение октавных флажолетов, они звучат на октаву выше записанной ноты. Чтоб достичь этого эффекта, нужно легко дотронуться середины струны боком ногтевой фаланги первого пальца, а третьим пальцем сделать энергичный щипок. При этом вместе с кистью вся правая рука делает движение в сторону. Для исполнения флажолета необходимо обозначить середину той или другой струны. При этом следует учитывать и то, что длина струн немного изменится при перестраивании инструмента на диезные и бемольные тональности.

Харьковский способ игры. В старших классах музыкальной школы и школы искусств ученик должен ознакомиться с харьковским способом игры на киевской бандуре, который в последнее время широко распространяется в исполнительской практике. Он заключается в том, что левая рука бандуриста перекидывается через шемсток ладонью к деке. Такое положение называется перекидкой. Ученик должен научиться извлекать отдельные звуки 1- м, 2 – м, 3 – м, пальцами левой руки, терции 1- м и 2 –м, иногда 2 – м и 3 – м пальцами. Это дает возможность левой рукой исполнять мелодию на приструнках, а правой - сопровождение, и наоборот.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!