ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
В КОММУНИКАТИВНОМ АСПЕКТЕ
Условная модель системно-структурной организации художественного текста, о которой далее пойдет речь, основана на подходе к тексту как продукту первичной коммуникативной деятельности автора, в котором потенциально запрограммирована вторичная коммуникативная деятельность адресата. Прагмемы и информемы при этом рассматриваются как текстовые единицы, дискретно отражающие определенные фрагменты концептуального содержания и средства его постижения благодаря особым формам их речевой репрезентации.
Остановимся на теоретических допущениях, в которых реализуется предлагаемая модель.
1. Системно-структурная организация текста с точки зрения комму
никативного подхода к нему состоит из иерархически организован
ных по вертикали (в перспективе текста) и горизонтали (в процессе
его линейного развертывания) прагмем и информем — элементов
информативно-смыслового и прагматического уровней, каждый из
которых имеет лингвистическую и экстралингвистическую сущ
ность. Данные уровни дифференцируются функционально: по спо
собности отражать концептуальную картину мира автора и по спо
собности многопланово воздействовать на адресата.
2. Информативно-смысловой и прагматический уровни художествен
ного текста как «формы коммуникации» в лингвистическом аспек
те имеют разные формы речевой репрезентации, которые можно
представить как систему подуровней: фонетического, морфологичес
кого, лексического, синтаксического — в рамках информативно-смыс
лового уровня и экспрессивно-стилистического и функционально-
стилистического — в рамках прагматического уровня. При этом
прагматический уровень является более сложным понятием. Он
основывается на информативно-смысловом, т.е. репрезентируется
его средствами при условии выполнения ими дополнительной функ
ции — воздействия на читателя.
|
|
3. В лингвистическом аспекте информемами, т.е. носителями интел
лектуально-информативной функции, могут быть (условно) едини
цы звукового уровня (фонема / звук) в случае их эстетической акту
ализации в тексте, морфологического (морфема / морф), лексическо
го (лексема / лекса), синтаксического (предложение /
высказывание). Единицы выделены в аспекте «язык / речь», по
скольку текст, являясь речевым произведением, воплощает диалек
тическую связь языка / речи.
Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования
260
4. К прагмемам в лингвистическом аспекте отнесены стилемы (обобщенное название указанных выше единиц, обладающих прагматическим эффектом (экспрессивности, эмоциональности, оценочнос-ти, стилистической маркированности), а также такие более сложные единицы, как стилистические приемы и типы выдвижения (конвергенция, сцепление, повтор, обманутое ожидание) (табл. 11).
|
|
Таблица 11
Уровни текста | Подуровни текста | Виды единиц текста | Единицы речи (текста) | Соотносимые с ними единицы языка |
Информативно-смысловой уровень | Фонетический Морфологический Лексический Синтаксический | Инфор- мемы | Звук Морф Лекса Словосочетание Высказывание | Фонема Морфема Лексема Словосочетание Предложение |
Прагматический уровень | Экспрессивно-стилистический Функционально-стилистический | Праг- мемы | Стилема Стилистический прием Типы выдвижения |
5. Экстралингвистический аспект информативно-смыслового и праг
матического уровней текста реализуется в различных подсистемах
речемыслительной деятельности автора и адресата, заданных линг
вистически, основанных на языковом и социальном опыте комму
никантов, общности их информационного тезауруса и стимулиро
ванных не только интенциями участников общения, но и этими фак
торами.
6. Применительно к художественному тексту эстетическая обуслов
ленность речемыслительной деятельности автора и адресата опре
деляет качественное своеобразие подсистем этой деятельности, свя
занных с формированием представлений о предметно-логическом,
тематическом, сюжетно-композиционном уровнях текста, а также
эмоциональном, образном, идейном.
|
|
Подсистемы когнитивного механизма речевой деятельности называются по-разному: фреймами, сценариями [Минский, 1978], гешталь-тами [Чернейко, 1996], моделями ситуаций [Т.А. ван Дейк, 1989], С-моделями [Каменская, 1990]. В последние годы отмечается интенсивное изучение концептов и концептуальной картины мира личности и социума в рамках когнитивной лингвистики (Е.С. Кубрякова, Ю.С. Степанов, В.З. Демьянков и др.). (О когнитивном направлении в изучении художественного текста см., например: [Болотнова, 2004]).
261
Глава 1. Структура текста: его уровни и единицы
Остановимся подробнее на концепции С-моделей О.Л. Каменской. Эта теория вбирает в себя идею фреймов и моделей ситуаций, имеет интегральный характер и может быть использована в качестве рабочей для моделирования комплексной структуры текста, отраженной в сознании читателя. «С-модель есть идеальная модель в индивидуальном сознании, в которой индивид реализует личностную экспликацию данных (представлений, мнений, знаний) о том или ином фрагменте внешнего мира, т.е. то, что он (индивид) думает, воображает, предполагает, знает об объектах мира и их отношениях, включая и абстрактные отношения между классами объектов» [Каменская, 1990, с. 23]. С позиций данной концепции подсистемы, связанные с механизмом речемысли-тельной деятельности коммуникантов по созданию и отражению представлений о разных аспектах текста (тематическом, образном, идейном и т.д.), можно рассматривать как формирующие общую макроструктуру художественно-поэтической С-модели текста.
|
|
Своеобразие художественно-поэтических С-моделей заключается не только в том, что они могут содержать в качестве компонентов элементы всех других С-моделей, «от предметных до фантастических» [Каменская, 1990, с. 26]. Данные С-модели основаны и на имеющемся опыте художественного отражения действительности и его восприятия, постижения, усвоения. Формирование представлений о разных подсистемах художественно-поэтической С-модели конкретного текста в сознании автора и адресата, таким образом, невозможно без учета некоего инварианта, отражающего то, как эти подсистемы обычно формируются, как они воздействуют на адресата.
Различные подсистемы общей художественно-поэтической С-модели, относящиеся к экстралингвистическому аспекту информативно-смыслового уровня текста (тематическая, предметно-логическая, сюжет-но-композиционная подсистемы) и к прагматическому уровню (эмоциональная, образная, идейная), формируются как результат отражения различных форм их речевой репрезентации в сознании коммуникантов в предполагают наличие инварианта. Его можно выявить, апеллируя к языковому сознанию читателей, воспринимающих и осмысливающих текст и его фрагменты.
Таким образом, экстралингвистические аспекты текста, отражающие его связь с миром действительности и языковыми личностями автора и адресата, выражаются в процессе порождения текста и формируются в процессе текстовосприятия на основе речевой организации тек-:та.
В экстралингвистическом аспекте правомерно выделять предмет но-логический (денотативный) подуровень, складывающийся из реалий разной степени обобщения и конкретности: от денотата, системы
Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования
262
денотатов до целостного художественно воплощенного в тексте (если он художественный) фрагмента действительности. Единицами соб ственно логического плана художественного текста в аспекте восприятия можно считать первичные конкретно-чувственные представления — вторичные образы (представления) — понятия — систему понятий — формирование логико-философского каркаса целого текста. Предметно-логический подуровень текста соотносится с другими подсистемами информативно-смыслового уровня, в частности с тематическим.
В рамках тематического подуровня единицами текста являются соответственно: элемент микротемы; микротема; субподтема; тема; тематический блок, дискурс (совокупность речевых проявлений действующего лица и сопутствующих им обстоятельств), создающие в итоге общую тематическую структуру текста в сознании читателя. Сюжетно- композиционный подуровень складывается из последовательности описываемых фрагментов ситуаций, событий, эпизодов и их системы, формируя, в конечном счете, композиционную структуру всего произведения. Единицы этого подуровня реализуются в разных по объему отрезках текста (табл. 12).
Единицы всех подуровней текста находятся в отношении относительной ассоциативной корреляции (соотносительности) по вертикали в соответствии с уровневой организацией и в отношениях иерархии по горизонтали (от низших единиц к высшим).
Что же касается единиц прагматического уровня, они отражаются в сознании читателя в иерархии идей и образов: от микроидеи до целостного концепта текста и от микрообразов до системы художественных образов и глобального художественного образа мира в рамках целого художественного произведения. В лирическом произведении особую значимость имеет эмоциональный подуровень, единицами которого являются эмотемы (лингвистически репрезентированные сигналы эмотив-ности). Система эмотем формирует в сознании читателя представление об эмоциональном тоне, который может варьироваться и формировать общую эмоциональную тональность произведения.
Если по горизонтали единицы прагматического уровня в экстралингвистическом плане связаны иерархическими отношениями, то по вертикали их отличают более сложные отношения. Помимо относительной ассоциативной корреляции, можно говорить о взаимосвязи единиц эмоционально-образного и идейного подуровней в аспекте «форма — содержание» (ср. мнение о том, что «образный строй является формой идейно-эстетического содержания» [Максимов, 1975, с. 34]).
Предложенная комплексная модель системно-структурной организации текста в коммуникативно-деятельностном аспекте отражает двуединую природу текста и единиц, имеющих лингвистическую и экстра-
Таблица 12
Уровни текста
Информативно-:мысловой уровень
Прагматический
Подуровни текста
Предметно-логический
Тематический
Сюжетно-композиционный
Эмоциональный
Образный
Идейный
Виды
единиц Единицы текста
текста _______________________________________________
Информемы Денотат - Подсистема денотатов - Система денотатов
Первичное - Вторичный — Понятие - Система понятий конкр.-чувств, образ представление (представление)
Элемент - Микротема - Тема - Тематический - Дискурс
микротемы блок
Микроэлемент - Фрагмент - Ситуация - «Куст - Система
ситуации ситуации (событие) ситуаций» эпизодов
(события) (события) (эпизод)
Прагмемы
Эмотема - Система - Эмоциональный - Динамика
эмотем тон эмоц. тона
Микрообраз - Система - Художественный - Система микрообразов образ худ. образов
Микроидея - Система - Идея - Система
микроидей идей
Аспекты целого текста
Художественно воплощенный фрагмент действительности
Логико-философский каркас текста
Тематическая структура произведений
Сюжетно-композиционная ткань произведения
Общая эмоциональная тональность произведения
Образный строй всего произведения
Общий концепт текста
О
Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования
264
лингвистическую сущность. Важнейшие элементы текста представлены здесь в их взаимосвязи и взаимозависимости с ориентацией на целостность текста с позиций автора и воспринимающего субъекта (читателя, исследователя). Воплощенный в этой модели комплексный подход к тексту создает предпосылки для его объективной интерпретации, когда отдельное позволяет судить об общем, будучи связано с ним многообразными связями, а целое проясняет суть единичного.
В школьном изучении структуры текста важно показать систем ность его общей организации в аспекте формы и содержания, сформировать понятие о структуре текста как целостной взаимосвязи и взаимной обусловленности его разных элементов, относящихся к различным подуровням информативно-смыслового и прагматического уровней. Четкое представление о том, как устроен текст, как соотносятся его уровни и единицы между собой, позволит понять, что он значит и зачем создается. Знание структуры текста, таким образом, позволяет глубже и обоснованнее интерпретировать его смысл, открывает более широкие возможности для его понимания.
Подведем итоги:
• Модель системно-структурной организации текста, предполагающая
выделение информативно-смыслового и прагматического уровней
текста, имеет комплексный характер и отражает коммуникативный
подход к тексту.
• В рамках данной модели выделяются определенные типы прагмем
и информем как элементы различных подуровней информативно-
смыслового и прагматического уровней, имеющие лингвистическую
и экстралингвистическую сущность.
• Информативно-смысловой уровень включает следующие лингвис
тические подуровни: фонетический, морфологический, лексический,
синтаксический, — единицами которых (в аспекте язык / речь) яв
ляются соответственно: фонема / звук; морфема / морф; лексема /
лекса; предложение / высказывание.
• С экстралингвистической точки зрения информативно-смысловой
уровень состоит из подуровней: денотативного (предметно-логичес
кого), тематического, сюжетно-композиционного. Их единицами со
ответственно выступают: 1) денотаты, подсистема денотатов, систе
ма денотатов; первичное конкретно-чувственное представление, вто
ричные образы, понятия, система понятий; 2) элементы микротемы,
микротема, субподтема, тема, тематический блок, дискурс; 3) фраг
мент ситуации, ситуация, событие, эпизод, система эпизодов.
• Прагматический уровень основывается на информативно-смысло
вом, т.е. репрезентируется его средствами. В лингвистическом ас-
265
Глава 1. Структура текста: его уровни и единицы
пекте он состоит из экспрессивно-стилистического и функционально-стилистического подуровней.
В экстралингвистическом аспекте прагматический уровень включает эмоциональный, образный, идейный подуровни. Единицами эмоционального подуровня выступают: эмотема, система эмотем, эмоциональный тон. К единицам образного подуровня относятся: микрообраз, система микрообразов, художественный образ, система художественных образов. Единицами идейного уровня являются: микроидея, система микроидей, идея, система идей. В рамках предложенной модели системно-структурной организации текста единицы всех уровней связывают отношения ассоциативной корреляции (соотносительности) по вертикали и отношения иерархии по горизонтали. Особенностью модели является ее комплексность и коммуникативно-деятельностный характер; отражение двуединой природы текста и выделение единиц, имеющих лингвистическую и экстралингвистическую сущность.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
> Чем обусловлено выделение информативно-смыслового и прагмати
ческого уровней в структуре текста?
> Какие подуровни выделяются в рамках информативно-смыслового
уровня текста с лингвистической точки зрения?
> Назовите подуровни информативно-смыслового уровня текста, вы
деляющиеся в экстралингвистическом аспекте.
> Докажите иерархичность денотативного, тематического и сюжетно-
композиционного подуровней текста.
> Какие подуровни выделяются в рамках прагматического уровня тек
ста?
> Назовите единицы прагматического уровня, выделяющиеся с линг
вистической точки зрения.
> Какие подуровни прагматического уровня текста выделяются в экст
ралингвистическом аспекте?
> Назовите единицы эмоционального и образного подуровней текста.
> Докажите, что единицы всех подуровней текста связывают отноше
ния ассоциативной корреляции по вертикали.
> В чем особенность рассмотренной модели системно-структурной
организации текста?
Глава 2
ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
В задачи главы входит освещение потенциальных текстообразую-щих возможностей разных единиц языка: фонем / звуков; морфем / морфов; лексем / лексико-семантических вариантов слов; предложений / высказываний; сложных синтаксических целых. При этом текстооб-разование трактуется с точки зрения коммуникативной стилистики текста широко — как первичная текстовая деятельность, направленная на порождение текста как целого речевого сообщения.
Имеются и другие интерпретации термина: текстообразование трактуется как «описание тема-рематических взаимодействий между высказываниями и рематической доминанты текстового фрагмента» [Зо-лотова, Онипенко, Сидорова, 1998]; как «область лингвистики текста, которая исследует собственно языковые закономерности организации текста и которая традиционно именуется грамматикой текста» [Дымар-ский, 2001, с. 24], Признавая справедливость данных точек зрения, полагаем, что для интерпретации текста как формы коммуникации важен подход к текстообразующей деятельности в ее широком понимании, с выходом на уровень целого текста и с ориентацией далее не только на его локальную, но и на глобальную смысловую интерпретацию.
В связи с этим важным становится понятие «перспектива текста», а в художественном произведении — «образная перспектива текста». Данные понятия связаны с категорией протекции. Общим для них является «взгляд вдаль» — подход к единицам и частям текста с точки зрения дальнейшего текстового развертывания, направленности на поэтапное выражение содержательного плана текста и интенции автора в соответствии с избранной им коммуникативной стратегией.
Под образной перспективой в художественном тексте понимается поэтапное развертывание коммуникативно-образного потенциала языковых единиц в иерархии расширяющихся контекстов с учетом других языковых средств, попавших в радиус эстетического взаимодействия с данной языковой единицей [см. подробнее: Болотнова, 1984].
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 1790; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!