Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования
280
перед героем, возвышение его на основе ассоциативной параллели с самым дорогим — творчеством:
Я — хранитель твоему добру: Возращу и возвращу сторицей.
Хранить запечатленные на бумаге мысли и чувства автора, «взращивать» их в душах читателей и «возвращать» автору сторицей — таковы огромные возможности белого листа.
Вторая строфа дополняется новым сравнением и усиливает образный смысл и прагматический эффект первой строфы:
Я — деревня, черная земля,
Ты мне — луч и дождевая влага. Ты — Господь и Господин, ая-
Чернозем — и белая бумага.
Сопряжение лексических элементов, отражающих сравнительную параллель героев, основано на «ассоциативной ауре» слов, связанных пресуппозиционно и ситуативно тематическими отношениями: 1) деревня; черная земля; чернозем; 2) луч; дождевая влага. Концептуально организованные лексические объединения такого типа на основе актуа лизированных в тексте смыслов, соотносящиеся с определенными элемен тами образного строя произведения, являются текстовыми парадигма ми (см. о них работы В.В. Степановой, Р.Л. Смулаковской, Л.И. Толстых, И.С. Куликовой, И.А. Пушкаревой и др.).
Элементы первой парадигмы соотносятся ассоциативно-семантичес-ки с тем, что «плодоносит». Члены второй парадигмы отражают условия этого действия (ср.: луч, дождевая влага). Таким образом, вторая парадигма номинатов обусловлена ситуативно, будучи образно связанной с первой. Сопрягаясь с образами героев на основе сравнений, текстовые парадигмы выражают идею неразрывности персонажей и необходимости друг другу.
|
|
Сравнения на первый взгляд возвышают героя и «принижают» героиню:
Ты — Господь и Господин, а я — Чернозем — и белая бумага.
Вместе с тем авторский комментарий к стихотворению спустя 13 лет после его написания отражает переоценку этого: «Сознавала ли я тогда, в восемнадцатом году, что, уподобляя себя самому смиренному (чернозем и белая бумага), я называла — самое великое — недра (чернозем) и все возможности белого листа?» [Цветаева, 1988, с. 144]. Однако данная автором интерпретация может быть понята и разделена лишь вдумчивыми читателями. Впрочем, она, судя по вопросу в признании автора, вряд ли разделялась и им самим в момент написания.
Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования
282
Наш век
Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует... Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит... И сознает свою погибель он, И жаждет Веры — но о ней не просит...
Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит пред замкнутою дверью: «Впусти меня! Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!»...
|
|
Посвященное описанию века, стихотворение строится по принципу поэтапного отражения сентенций-обобщенией, передающих размышления автора о времени и судьбе человека. Представление о противоречивом характере века формируется на основе текстовых парадигм антонимического типа и лексической макроструктуры парадоксального типа. Сравним антонимические парадигмы: плоть — дух; свет — тень; обрес ти свет — бунтовать; вера — безверие; невыносимое — выносить; замк нутая дверь — впустить; верить — неверъе.
Впечатление об особой тональности текста, отражающей мировосприятие личности и осознание ею трагических противоречий своего времени, создается благодаря сопряжению лексических единиц: растлил ся; отчаянно тоскует; рвется, ропщет, бунтует; палим и иссушен; со знает свою погибель; как ни скорбит; не скажет ввек с молитвой и слезой.
Каждое из высказываний строится по принципу контраста — сквозного приема на протяжении всего текста. В итоге происходит взаимное усиление контрастно сопряженных признаков главного объекта описания — века, который предстает как трагическое время всеобщего безверия и разочарования в высших истинах и ценностях.
|
|
Подведем итоги:
Ключевая роль слов в тексте обусловлена тем, что лексический уровень в общей макроструктуре текста непосредственно связан с его предметно-логическим, тематическим, эмоциональным и образным уровнями.
Слово способно: а) сообщать о денотате, называя его и характеризуя определенным образом; б) отражать элемент микротемы и микротему; в) воплощать элемент ситуации или ее фрагмент; г) быть эмотемой; д) создавать микрообраз.
283
Глава 2. Текстообразующие возможности языковых единиц
• Текстообразующие возможности слов связаны с его коммуникатив
ным потенциалом. Под коммуникативным потенциалом понимает
ся закрепленная в сознании носителей языка благодаря ассоциатив
ности мышления и имеющейся в обществе традиции употребления
потенциальная способность слов прямо или косвенно соотноситься с
определенными ситуациями общения, передавая «квант» знания о
явлениях реального мира или сознания и определенный прагматичес
кий заряд (он может быть и нулевым).
• Возможность участвовать в коммуникации реализуется на основе
ассоциативных связей слов: референтных, ситуативно-тематических,
парадигматических, синтагматических, когнитивных, культуроло
гических и др.
|
|
• Ассоциативное поле любого слова (полнозначного) фокусирует пря
мо или косвенно его лингвистические параметры, отражает много
образие семантических, тематико-ситуативных и оценочно-прагма
тических связей, значимых в текстообразовании.
• Ассоциаты на слово-стимул служат опорными вехами в первичной
и вторичной текстовой деятельности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
> Почему слово играет ключевую роль в текстообразовании?
> С какими уровнями текста связан лексический уровень?
> Каковы функциональные возможности слов в тексте?
> Что понимается под коммуникативным потенциалом слова?
> Дайте понятие об ассоциатах и ассоциативном поле слова.
> Раскройте на конкретном примере информативные возможности ас
социативного поля слова.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!