Отметка выставляется без кавычек, без знака минуса.



6. Ведение тетрадей оценивается 1, 2, 3, 4, 5 баллами один раз в месяц. Оценка за ведение тетради является средним арифметическим всех проверенных за месяц работ. Оценка может быть повышена учителем на 1 балл при особой аккуратности и соблюдении норм орфографического режима, а также снижена из-за его нарушения. При проверке тетрадей учитывается наличие всех работ, грамотность, аккуратность, умение правильно оформить работу. Оценка за ведение тетради учитывается как текущая при выведении ближайшего оценивания. Отметка за ведение тетради выставляется в журнал один раз в месяц в отдельную колонку без даты.

 

 


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ТЕКСТОВЕДЕНИЮ

Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа. К.Д. Ушинский Мы любуемся речью, когда не принуждены бываем угадывать её смысл; когда в ней предмет развивается легко и последовательно; когда она течёт, как прозрачный ручей, которого видишь самое дно. И.И. Давыдов
Язык неистощим в соединении слов. А.С. Пушкин Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г. Паустовский

Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников связной речи. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе, его успешной социализации. В качестве основных направлений по развитию связной речи можно выделить:

1. Расширение объема речеведческих сведений и понятий;

2. Углубление работы над видовыми формами типов речи (повествованием, описанием, рассуждением);

3. Введение сведений по стилистике и работа над текстами различных жанров;

4. Уточнение комплекса речевых умений, выделение частных умений в структуре обобщенных речевых действий;

5. Использование нетрадиционных видов упражнений в связной речи;

6. Увеличение объема и сложности используемых в системе обучения текстов.

Системный подход к работе над развитием связной речи предполагает выделение направления совершенствования и углубления обучения, которое основывается на понимании самой сущности системы, ее внешним и внутренним связям.

Выявление внешних связей системы обучения связной речи делает необходимым определение ее места в общей системе обучения русскому языку. Процесс обучения связной речи, являясь системой со своими специфическими целями и задачами, органически включается в систему обучения русскому языку и тесно связан со всеми ее подсистемами. Особенностью обучения связной речи является то, что все другие системы своей конечной целью ставят использование учащимися полученных в данной системе знаний и умений. Система развития связной речи как бы аккумулирует в себе результаты функционирования всех остальных подсистем в системе обучения языку.

Развитие речи учащихся (Р. р.) – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей. Развитие речи – это специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение речью. Основные условия успешного развития речи обучающихся в школе: развитие физиологических механизмов речи; потребность общения, выражения мысли; наличие речевой среды, развивающей речь ребенка; наличие существенного, значимого материала, составляющего содержание речи; овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, постоянное корректирование речи, подчинение ее изучаемым правилам, овладение культурой речи. Р. р. неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Р. р. может протекать стихийно, но такая речь может оказаться неправильной, бедной. Поэтому разработана и используется в школе система Р. р. у. Она включает организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи. Вся работа по Р. р. опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики Р. р. у.

Связная речь (С. р.) – термин, употребляемый в методике русского языка в трёх значениях: 1) С. р. – деятельность говорящего, процесс выражения мысли, например: В процессе связной речи обучающиеся овладевают синтаксическими умениями; 2) С. р. – текст, высказывание, продукт речевой деятельности, например: анализ связной речи, упражнения в связной речи: изложения, пересказы, доклады и пр.; 3) название раздела методики развития речи: методика С. р. – это методика изложений, сочинений и других текстовых творческих работ.

Система упражнений по развитию речи обучающихся – одна из систем упражнений по русскому языку, характеризуется наличием единой, ведущей идеи, охватом всех основных типов упражнений, всех формируемых умений, последовательностью, преемственностью и перспективностью, постепенным повышением самостоятельности учащихся. Первый вариант системы складывается из следующих групп: 1) упражнения аналитического характера по готовому тексту: определение основной мысли, позиции автора, темы, озаглавливание отрывков, объяснение зависимости употребленных языковых средств от задачи высказывания и пр.; 2) упражнения в редактировании данного текста: устранение повторов, введение деталей, правка текста и пр.; 3) упражнения в создании нового текста на основе данного: составление плана, тезисов, изложение и пересказ, перестройка композиции, развитие эпизода и пр.; 4) упражнения в создании собственного текста учащимися: написание рассказов, заметок, очерков, подготовка докладов и пр. Идея данного варианта С.у.: от изучения образцов – к самостоятельному творчеству. Другой вариант С. у. опирается на разделы курса русского языка: фонетику, состав слова, имя существительное, имя прилагательное, глагол, синтаксис простого предложения и т. д.

Работа над синтаксическими средствами языка (в аспекте развития речи обучающихся) – область методики русского языка; охватывает формирование у обучающихся умений строить словосочетания, предложения и сложные синтаксические целые (ССЦ) в условиях выражения мысли, при решении определённой коммуникативной задачи. Проводится сначала практически (I класс), на основе образцов, затем, по мере изучения синтаксического материала, – на теоретической основе. Учащиеся овладевают быстрым и правильным построением словосочетаний всех важнейших типов, видами простого и сложного предложения, однородными членами, обособленными второстепенными членами предложения, вводными словами и предложениями, прямой речью. В системе Р. над с. с. я. предусматриваются разнообразные приёмы обучения: наблюдение и анализ предложений различных типов, употребленных в тексте; составление предложений по данным образцам; составление предложений на заданную тему, по опорным словам, с целью употребления заданной грамматической формы и т. п.; составление предложений заданных типов, по данной схеме; перестройка предложений, объединение двух-трёх предложений в одно сложное: обоснование коммуникативной целесообразности использования именно данного предложения, объяснение его выразительных возможностей; редактирование, совершенствование предложений и ССЦ в сочинении, изложении; исправление ошибок, допущенных в построении предложения. Р. над с. с. я. проводится не только при изучении синтаксиса, но и на других уроках русского языка во всех классах.

Развитие внутренней речи учащихся. Внутренняя речь – это речь мысленная, произносимая про себя (в отличие от внешней речи – говорения, письма). Характеризуется сжатостью, сокращённостью, а на глубинных уровнях – грамматической неоформленностью, использованием наряду с языковым материалом иных кодовых единиц – «образов и схем» (Н.И. Жинкин). Р. в. р. у. – одна из задач методики развития внешней речи. Методическое значение внутренней речи состоит в том, что на ее уровне подготавливается речь внешняя, особенно при письме: обучающийся составляет предложения и более крупные компоненты предстоящего высказывания про себя. На уровне внутренней речи решаются также мыслительные задачи, например: орфографические, грамматические. Поэтому Р. в. р. у., специальные задания и тренировки входят как составная часть в систему обучения русскому языку.

Упреждающий синтез речи – элемент процесса порождения высказывания, устного или письменного. В механизме оперативной речевой памяти подбираются и связываются слова всегда с некоторым опережением, особенно в письменном варианте. Теория У. с. р. разработана психологом Н.И. Жинкиным, он пишет: «Как правило, должны удерживаться и упреждаться два соседних синтаксически связанных слова, далее – следующие два и так в цепи слов всего предложения. (...) Подчинительные конструкции предъявляют большие требования к короткой памяти, чем сочинительные» (Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1966. – С. 16). Опорами при связывании, синтезе слов в упреждении служат так называемые ключевые слова. По данным Н.И. Жинкина, объем У. с. в письменной речи учащихся VII класса – до 7 слов. Такой объем У. с. не может обеспечить синтез всего предложения до его записи, так как средний размер предложения семиклассника – 9 слов; так возникают ошибки в построении предложений, в связи между словами, а также пунктуационные ошибки. Задача школы – развивать объем У. с.

Творческая деятельность учащихся по русскому языку – совокупность тех видов работ, в которых проявляется наиболее высокая их самостоятельность; упражнения, в которых обучающиеся создают новый текст, составляют устные и письменные рассказы, очерки, зарисовки, юморески, статьи, отчеты, сообщения о результатах наблюдений, исследований. В творческих работах обучающихся отражается личность школьника, его чувства, взгляды, его жизненная позиция. Творческие работы – сильное воспитательное средство. К числу творческих работ относят не только сочинения, но и те виды изложений и пересказов, в которых есть элемент творчества: изложения с изменением лица рассказчика, с изменениями сюжета, с дополнениями; различные виды драматизации (от чтения по ролям до постановок на сцене); импровизации учащихся, иллюстрирование сочинений, использование музыкальных моментов, лучшие образцы выразительного чтения. Творчество учащихся – это создание образов, оригинальное использование тропов, иносказаний, антитез и пр. Безусловно, высшей формой творчества учащихся являются их первые литературные попытки – стихи, проза, выпускаемые газеты и журналы, а также личные дневники, переписка и пр., создание монофонов, мини-саг, сиквелов, приквелов, мидквелов, нарративов и др. творческих работ. Творческой является также исследовательская деятельность учащихся: изучение местных топонимов, фразеологии, фамилий, местного диалекта и пр.

Логические упражнения – вид упражнений по языку, включаемых обычно в систему развития речи в младших классах. Широкое развитие получили в пособиях XIX в. – у Е.О. Гугеля, К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа. В основе Л. у. лежат операции группировки, выделения частей целого, подчинения видовых понятий родовым, классификации, сравнения, описания, определения понятий, построения суждений и умозаключений, противопоставления и другие аналитические и синтетические операции. Л. у. выполняются на словарном материале, а также путем составления словосочетаний, предложений и связных текстов (например, типичным Л. у. является сочинение типа сравнительного описания). Л. у. включаются в современные учебники и методические пособия.

Ролевая игра – методический приём обучения речи по коммуникативной методике. Состоит в создании таких ситуаций, в которых каждый участник Р. и. получает вымышленное имя, социальную роль – туриста, экскурсовода, медсестры, журналиста и пр. Ведущий, т. е. учитель (преподаватель), руководит ходом беседы. Р. и. создаёт мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда учащихся.

Диагностика в обучении русскому языку – научно обоснованное определение причин тех или иных недочётов, ошибок, пробелов в знаниях, например, Д. орфографических ошибок того или иного типа. Д. ошибок помогает их предупреждать, устраняя причины, их вызывающие, а также позволяет прогнозировать возможные недостатки или положительные явления. Так, на основании Д., например, орфоэпических ошибок может быть определён тот уровень орфоэпических умений и навыков учащихся, который будет достигнут за указанный срок, например, за два года.

Классификация ошибок. С целью изучения состояния орфографической, пунктуационной, речевой грамотности учащихся составляется К. о. в масштабах класса, школы, района, области, республики. К. о. помогает в определении причин ошибок, в их диагностике, помогает определить качество усвоения отдельных тем курса, выбрать оптимальное направление дальнейшей работы. Например, К. о. по орфографии может быть составлена: а) по принципам орфографии: ошибки морфологические, ошибки, нарушающие традиционные написания, и пр.; б) по орфографическим темам: на безударные гласные в корне слова, на правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений, на перенос слова, на употребление заглавной буквы в именах собственных и пр. К. о. составляется на специально расчерченных листах для каждого ученика, для каждого класса, затем полученные таблицы обобщаются, производится статистическая обработка полученных данных. К. о. составляются также в исследовательских целях: такие К. о. обычно отличаются дробностью и отражают не только саму ошибку как результат орфографического действия (неправильного), но и ту ступень действия, где эта ошибка возникла.

Контрольные работы по русскому языку – средство выявления знаний, умений и навыков учащихся. Проводятся в конце изучения темы, раздела в письменной форме, позволяющей одновременно проверить знания всех учащихся класса: контрольные диктанты, контрольные диктанты с грамматическим заданием, контрольные изложения и сочинения разных типов, тестовые задания и пр., служат материалом для анализа типичных ошибок учащихся, классификации ошибок, для изучения общих тенденций языкового развития школьников. К. р. выполняют также обучающую функцию, поэтому по их следам проводятся уроки повторения, работы над допущенными ошибками.

Система работы по развитию связной речи учащихся 5-9 классов учитывает следующие положения.

1. Связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учётом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал»).

2. Взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи.

3. Связь работы по развитию речи с изучением русского языка (фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка).

4. Связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения (необходимая соотнесённость в тематике, жанрах художественных произведений и ученических сочинений, в работе над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения – близкого к тексту, сжатого, выборочного и т.п.).

5. Опора на межпредметные связи. Создание единого речевого режима в школе. Единая система развития связной речи учащихся в начальном и среднем звене обучения.

Система работы по Р. р. Может быть такой. Например, 8 класс: Углубление изученных ранее понятий связной речи. Расширение понятий о публицистическом и художественном стилях. Углубление понятия о средствах связи частей текста. 9 класс: Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной формах в соответствии с определённой темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания, с использованием разнообразных изобразительно-выразительных средств языка, с соблюдением норм литературной речи. Углублённое понятие о научном стиле и стиле художественной литературы.

Развитие речи – основная задача уроков русского языка, требующая постоянной и систематической работы и предполагающая движение от простого к сложному, от уже усвоенного к неизученному.

Развитие речи предусматривает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма) и существует в трёх направлениях, составляющих единое целое:

1. Овладение нормами литературного языка.

2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

3. Обучение различным видам речевой деятельности.

 

1. Овладение нормами литературного языка

По программе ученики должны владеть определёнными произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.

Достижению поставленной цели способствуют:

Ø письменное изложение или устный пересказ текста;

Ø свободный или творческий диктант;

Ø письменный пересказ с дополнительными заданиями;

Ø конструирование словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;

Ø замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);

Ø сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;

Ø выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств.

Эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы:

Ø заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);

Ø «немые диктанты» (орфоэпические);

Ø проговаривание вслух по слогам необходимого материала;

Ø объединение слов в определённые группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.

Эффективность этих приёмов увеличивается при использовании наглядного материала, игровых форм работы, при демонстрации презентаций.

 

2. Для обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихсяиспользуется Словарная работа, включающая в себя:

Ø работу со словами, фразеологизмами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на смысловые группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), поясняем их лексическое значение, составляем с ними предложения и тексты-миниатюры;

Ø различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти; лексический, этимологический диктант; зрительный диктант (например, «походный» или с самопроверкой) и др.;

Ø сочинения-миниатюры по опорным словам;

Ø выполнение творческого задания к тексту изложения;

Ø карточки с разнообразными заданиями;

Ø игру «Объясни разницу» – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;

Ø работу со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарём учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определённые пометы, объяснение назначения той или иной пометы);

Ø игру «Справочное бюро» – работа со словарями: поиск «адреса» слова в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения;

Ø лабораторную работу;

Ø традиционную словарную подготовку к изложению или сочинению и т.д..

3. Для обогащения грамматического строя речи учащихся используются

Ø Упражнения на построение (составление, конструирование) определённых словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования.

Ø Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.

4. Обучение различным видам речевой деятельности предполагает обучение слушанию, обучение чтению, обучение устной и письменной речи

Обучая слушанию, используем такие виды работ, как

Ø повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);

Ø записать во время слушания опорные слова;

Ø определить микротемы;

Ø составить простой, сложный, тезисный, цитатный план;

Ø конспектировать, составлять тезисы (9-е, 10-е, 11-е классы) и т.д.

От правильного обучения чтению во многом зависит формирование личности ученика, его отношения к учению, школе, самому себе.

Программа для основной школы ставит задачу научить учеников 5-го, 6-го, 7-го классов «осмысленно и бегло» читать учебник и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. Цель совершенствования техники чтения в средней школе – научить «зрелому» чтению: высокой скорости чтения и гибкости, т.е. умению читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

На уроках необходимо как можно чаще вовлекать учащихся в обсуждение, подбирать тексты на актуальные и интересные темы. Можно использовать следующие вопросы и задания:

Ø прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;

Ø прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);

Ø разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;

Ø придумать альтернативное продолжение произведения;

Ø подобрать аргументы в защиту противоположной точки зрения;

Ø проанализировать происходящие в произведении события, охарактеризовать героев в ракурсе современности и т.п.

Все предыдущие виды работ (словарная, создание словосочетаний и предложений, мини-сочинений) также служат обучению устной и письменной речи.

Формат сочинений, изложений, творческих работ, которые можно использовать в работе:

Ø сочинение-репортаж на актуальную тему;

Ø составление лингвистической сказки, басни (например, для объяснения нового материала);

Ø интервью с литературным героем, героем фильма, актёром, известным политическим или общественным деятелем;

Ø составление фантастических рассказов, утопий: «Будущее русского языка», «Речевой портрет человека XXI века», «Лингвистический портрет выпускника 2050 года»;

Ø отзыв о просмотренном фильме, составление аннотаций и рецензий на литературные новинки, спектакли, выставки и т. д;

Ø подготовка и организация диспутов и дискуссий на лингвистические темы: «Наша речь – отражение наших нравов?», «Чужеземцы в нашей речи. Хорошо или плохо?», «Язык Интернета: плюсы и минусы», «Албанский язык»: за и против», «Язык.ру. Нужен ли русский язык компьютерному поколению?», «Я русский бы выучил. Только зачем?», «Русский язык за рубежом: бедняк?.. богач?..», «Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?», «Самые важные слова в русском языке» и т.п.;

Ø доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты», на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о прозаике, драматурге или поэте;

Ø портретный и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе);

Ø путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк, эссе;

Ø составление сценариев внеклассных мероприятий: «Язык СМИ и рекламы», «Речь – индикатор успешности человека», «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…», «Сохранить язык», «Прекрасный наш язык…».

Таким образом, цель уроков развития речи – формирование у учащихся способности к самовыражению в речи, уважительного отношения к слову, бережного с ним обращения, формирование потребности в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи. Всё это возможно только при систематической работе.

Первая содержательная линия в новых программа по русскому языку представлена разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Текстоведение» («Текст», «Функциональные разновидности языка»), «Развитие речи», «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность»,

Текстоведение – это общая теория текста (в узком и широком смысле), комплексная интегративная область знания, систематизирующая данные разных наук о тексте, многообразные подходы к его изучению, выделение единиц текста, характер их связи, текстовые нормы и текстовые универсалии. В коммуникативном аспекте текстоведение выступает как область знания, изучающая, как устроен текст, как он действует и образуется, какие его закономерности являются важными для повышения эффективности общения как текстовой деятельности.

Текстоведение – это раздел лингвистики, который изучает связные речевые произведения – тексты: особенности их содержания, построения, языковые средства связи предложений, типы речи, стилистические особенности. Раздел «Текстоведение» изучается в программном курсе русского языка 5-9 классов.


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ТЕКСТОВЕДЕНИЯ В 5-9 КЛАССАХ»*

5 класс (20 часов)

20 часов (14 часов Р.р. и 6 часов текстоведения)

*Носят рекомендательный характер

Тема Кол-во часов Осваиваемые понятия
1. Ситуация общения. Понятие о тексте. 1 Язык, речь, устная, письменная речь, монолог, диалог.
2. Тема и основная мысль. 1 Признаки текста. Тема. Основная мысль.
3. Развернуть пословицу в рассказ. 1 Тема и основная мысль высказывания.
4. Составление диалогов на заданную тему. 1 Реплики в диалогической речи. Общение на тему.
5. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. 1 Содержательная и композиционная структура этих типов речи.
6. Основные нормы построения текста. Абзац как часть текста. План текста (простой и сложный). 1 Абзац как микротема в тексте, его роль в раскрытии темы текста. План текста.
7 Редактирование текста по смысловым компонентам – микротемам. Составление простого плана. 1 Абзац как микротема в тексте, его роль в раскрытии темы текста. План текста.
8. Стили речи. 1 Книжные и разговорные, научный и художественный стили.
9. Разговорный стиль речи. 1 Разговорный стиль. Выразительные средства устной речи.
10. Повествование как тип речи. 1 Изложение повествовательного текста.
11. Повествование как тип речи. 1 Рассказ по картине. Анализ повествовательного текста
12. Описание как тип речи. 1 Описание. Структура описания. Приёмы различения описания и повествования. Морфологические признаки описания. Сфера употребления описания.
13. Описание как тип речи. 1 Описание. Структура описания. Приёмы различения описания и повествования. Морфологические признаки описания. Сфера употребления описания.
14. Описание как тип речи. 1 Выборочное изложение.
15. Описание как тип речи. 1 Словарь синонимов. Презентация. Сбор материала. Описание игрушки.
16. Рассуждение как тип речи. 1 Рассуждение. Структура рассуждения. Тезис, аргумент, вывод. Морфолого-синтаксические признаки. Сфера употребления рассуждения.
17. Рассуждение как тип речи. 1 Пересказ текста на основе его анализа.
18. Рассуждение как тип речи. 2 Сочинение-рассуждение.
19. «Смешанные тексты» 1 «Смешанный текст». Варианты комбинаций. Цель комбинаций. Комбинирование разных типов речи при создании собственных текстов.

6 класс (15 часов)

15 часов (10 часов Р.р. и 5 часов текстоведения)

Тема Кол-во часов Основные понятия, изучаемые в курсе
1. Текст и его признаки: тема и основная мысль, заглавие. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Отработка навыка. Создание текстов по начальному и конечному предложению. 1 Закрепление понятий темы и основной мысли, отражение смысла в заглавии. Смысловые и содержательные единицы текста.
2. Ключевые слова к описанию картины Т.Н. Яблонской «Утро» 1 Ключевое слово как последовательность и содержательность текста.
3. Смысловые части текста. Отражение их в простом и сложном плане. Работа с «рассыпавшимися текстами». Редактирование. Составление плана для пересказа. 1 Абзац. Композиционное строение абзаца. План простой и сложный. Редактирование текста по смысловому и последовательному компоненту.
4. Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная. Лексические средства связи предложений в тексте: местоимения, повтор слов, синонимы, однокоренные слова. 1 Цепная и параллельная виды связи предложений в тексте. Лексические средства связи предложений в тексте.
5 Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи и его жанры. 1 Заявление. Объяснительная записка.
6. Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа. Рассказ «Что в имени тебе моем?» 1 Экспозиция. Завязка. Кульминация. Развязка. Постпозиция. Рассказ как повествовательный жанр.
7. Описание как тип речи. Разновидности описания: описание местности, состояния природы, человека и его внешности. 1 Описание разновидности описания.
8. Сочинение-описание «Вид из окна моего дома» или «А из этого окна площадь Красная видна» Домашнее сочинение по картине (например, А.М. Герасимов «После дождя»). 1 Описание местности. Композиционное построение текста – описания по картине.
9. Описание помещения. Лексические особенности построения текста при деловом и художественном описании. 1 Интерьер. Лексические особенности построения текста при деловом и художественном описании.
10. Описание помещения. Изложение (например, по «Станционному смотрителю» А.С. Пушкина). 1 Художественное описание, деталь в интерьере.
11. Описание природы. Художественные средства выразительности. Описание природы. Изложение. 1 Пейзаж, выразительные средства языка.
12. Описание одежды, костюма. Сочинение-описание национального костюма. 1 Особенности описания. Выразительные средства языка.
13. Рассуждение. Теория. Практикум. Построение текста-рассуждения в различных стилях речи. 1 Композиция рассуждения, тезис, аргумент, вывод, как подобрать аргументы. Сюжет, внесюжетные элементы. Сложный план.
14. Рассуждение. Изложение. 1 Композиция рассуждения, тезис, аргумент, вывод.
15. Повествование. Рассказ на основе услышанного. Практикум. 1 Местоимение как средство связи предложений в тексте.

7 класс (16 часов)

16 часов (10 часов Р.р. и 6 часов текстоведения)

Тема Кол-во часов Основные понятия
1. Текст как продукт речевой деятельности. Смысловые части текста. Абзац, его композиция. Ключевое слово в тексте – структурный смысловой компонент сжатого текста 1 Виды текста. Типы текста. Признаки текста. Абзац как смысловая микротема в тексте, его композиция. Ключевое слово, приёмы сжатия текста
2. Сжатое изложение текста смешанного типа 1 Речемыслительная деятельность, Приёмы сжатия текста
3. Функционально-смысловые типы текстов, их композиции 1 Повествование. Описание. Рассуждение
4. Разновидности типа речи описания: описание местности, действий. Языковые средства выразительности 1 Описание местности, действий. Языковые средства выразительности
5. Описание действий, трудовых процессов. Изложение-описание процесса труда. 1 Основные лексические средства описания процесса труда, действий.
6. Сочинение – описание действий в спорте. 1 Основные лексические средства описания действий.
7 Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном языке, функциональных стилях речи: научном, публицистическом, официально-деловом. 1 Функциональные разновидности языка
8 Публицистический стиль речи. Особенности публичной речи. Жанры публицистики: очерк, интервью, репортаж. 1 Публичная речь. Особенности публичной речи. Виды очерков, особенности интервью, репортажа.
9. Сочинение. Интервью с художником (например, И. Поповым). 1 Повествовательный очерк, интервью, вопросы интервью.
10. Публицистический стиль. Рассуждение. Рецензия. Рецензирование как вид текста. Рецензия на прочитанный текст. Практические навыки. 1 Рецензирование как вид текста.
11. Публицистический стиль. Характеристика литературного героя на основании его поступков, действий 1 Особенности характеристики литературного героя на основании его поступков, действий.
12. Публицистический стиль. Сообщение. 1 Понятие сообщения. Основные средства жанра.
13. Сочинение-отзыв. Композиция жанра. 1 Особенности написания отзыва о прочитанной книге. Союз как средство связи предложений и частей текста.
14. Сочинение. Как стать чемпионом? 1 Композиция, сюжет, внесюжетные элементы. Сложный план.
15.  Рассказ на основе услышанного. 1 Особенности композиции рассказа на основе услышанного. Составление сложного плана.

8 класс (15 часов)

15 часов (10 часов Р.р. и 5 часов текстоведения)

Тема Кол-во часов Осваиваемые понятия
1. Текст как единица синтаксиса. Интонация. Прямой и обратный порядок слов. Поэтический язык как особый вид художественной речи. Средства выразительности языка. 1 Интонация высказывания и его смысловая нагрузка. Прямой и обратный порядок слов. Поэтический язык. Тропы.
2. Интонационное богатство поэтической речи: инверсия, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, многосоюзие. Основная мысль поэтического произведения (по текстам изучаемых произведений). 1 Интонационное богатство поэтической речи. Основная мысль поэтического произведения.
3. Текст как одно предложение. Смысловая особенность такого текста Работа по редактированию данного текста. Соединение разных типов речи в одном тексте. 1 Сжатие текста, смысловое и тематическое единство текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
4. Сжатое изложение по данному тексту с грамматическим заданием. 1 Приёмы сжатия текста, редактирование текста.
5. Публицистический стиль речи. Сочинение-описание памятника культуры. 1 Композиция сочинения-описания памятника культуры.
6. Сочинение-сравнительная характеристика картин художников, изображающих один и тот же памятник культуры. 1 Сравнительная характеристика одинаковых культурных памятников.
7. Смешанные типы речи. Характеристика человека. 1 Смешанные типы речи. Характеристика человека.
8. Выступление на собрании на основе рассуждения. Правила дискуссии. Выступление дискуссионного характера «Быть или казаться». 1 Рассуждение как тип речи и вид речевой деятельности. Аргументация как основа доказательства своей позиции в споре.
9. Сочинение-рассуждение в форме ответа писателю Ю. Яковлеву (у.301). Отзыв о прочитанной книге. 1 Композиционное строение, умелая аргументация. Особенности написания отзыва. Выразительные средства языка.
10. Рассказ как жанр повествования. Композиция рассказа. 1 Вступление (экспозиция), завязка, кульминация, развязка, заключение (постпозиция)
11. Сжатое изложение художественного стиля с диалогической речью. 1 Приёмы сжатия текста
12. Сочинение-рассказ по данному началу. 1 Соблюдение композиционного и смыслового единства.
13. Сочинение-рассказ на основе услышанного. 1 План сочинения. Лексика разговорного стиля.
14. Сочинение на общественную тему. 1 Выразительные средства языка, соблюдение литературной нормы.
15. Подробное изложение текста публицистического стиля. 1 Композиция текста. Составление плана.

9 класс (20 часов)

20 часов (14 часов Р.р. и 6 часов текстоведения)

Тема Кол-во часов Осваиваемые понятия
1 Содержательные и смысловые признаки текста. Типы и стили текста. Анализ текстов. План анализа текста. 1 Тема, основная мысль текста, типы текста, стили речи. План анализа текста.
2. Виды преобразования текста: сокращение текста, план, тезисы. Цитатный план критической статьи на литературную тему. 1 Приёмы преобразования текста. Цитатный план.
3. Сжатое изложение текста. 1 Сжатое изложение текста.
4. Функциональные стили речи, жанровое многообразие стилей. 1 Стили речи и их жанровое многообразие.
5. Художественный стиль речи и язык художественной литературы. 1 Различение понятий «художественный стиль» и «язык художественной литературы». Стилистически окрашенные средства.
6. Комментарии к тексту. Особенности построения. Работа с текстом. Письменный комментарий к данному тексту. 1 Композиция комментариев к тексту. Письменный комментарий к тексту.
7. Подробное изложение текста художественного стиля. 2 Особенности композиции текста. Сложный план. Работа с выразительными средствами.
8. Сочинение по литературе как публицистический стиль речи. Композиция сочинения. Сложный план. 1 Сочинение по литературе, его композиция, сложный план.
9. Анализ текстов собственного сочинения по литературному источнику. 1 Анализ текстов сочинения.
10. Эссе как вид творческой реализации мыслительного процесса автора. 1 Вольная композиция эссе, особенности жанра.
11. Сочинение-эссе. «Герой нашего времени» («Свобода – это значит…»). 2 Сочинение-эссе.
12. Рецензия как жанр публицистики и научного стиля речи. Написание рецензии. 1 Композиция жанра, речевые обороты. План рецензии.
13. Аргументирование как приём обоснования собственной позиции в работе над текстом. 1 Аргументы, их отличие от фактов, гипотеза.
14. Выступление на дискуссионную тему по критической статье учебника литературы. 2 Собственная позиция и ее обоснование при чтении критических статей учебника литературы.
15. Официально-деловой стиль речи и его жанры. Простое резюме. 1 Резюме – жанр официально-делового стиля современного человека.
16. Публичное выступление с докладом на лингвистическую тему. 2 Свойства хорошей речи, знание основных признаков текста, приёмов публичного выступления на заданную тему.

 

В 10-11 классах необходимо делать акцент на подготовке учащихся к написанию изложения и сочинения в формате ГИА и ЕГЭ.

Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой по обогащению, совершенствованию речи учащихся. На программном литературном материале они учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, типа анализа идейно-тематического содержания произведения, его композиции, используемых в нём художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по затрагиваемым в произведении вопросам. Работа эта, если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа по развитию речи, по орфографии и пунктуации, содержание же ее, предметное содержание, служит более качественному, хорошо осмысленному усвоению литературного материала.

Так, выполняя задание «Напишите подробное изложение с творческим заданием», учащийся обязательно должен во второй части работы продемонстрировать круг чтения, приведя пример(ы) из художественного(ых) произведения(й) и личного социального опыта.

В старших классах рекомендуем предлагать обучающимся сочинения в форме эссе.

Эссе как вид творческой работы в словесной культуре давно утвердился как жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «Я», на «безграничные поиски нас самих. Писать в жанре эссе непросто, но учиться этому необходимо. Современные условия развития общества выдвинули на первый план понятие «личности». Именно в этом жанре личность может проявить себя, раскрыть свои возможности.

Эссе (с фр. Essay – проба, очерк) – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо.

Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью языка, установкой на разговорную интонацию и лексику.

Эссе – самостоятельный жанр, первое свойство которого – индивидуальный взгляд на предмет, объект речи. Автор словно «плетет кружево», «паутину» повествования. Это качество определяется как свободное владение темой. Следует отметить и разновидности жанра эссе: философские, литературно-критические, исторические, художественные.

В 11 классе акцент следует сделать на подготовке к написанию сочинения по прочитанному тексту. Модель такого сочинения такова:

1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).

2. Проблема, поднятая в тексте.

3. Комментарий.

4. Авторская позиция.

5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).

6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).

7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

Как начать сочинение

Можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

Например: К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) – один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлечённые существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Например: Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) – без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…

3) с двух-трёх риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

Например: Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

1) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

Например: Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье – без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…

Комментарии

- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …

- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …

- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о … Такой смысловой ёмкости автор достигает при помощи ….

- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….

- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).

- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!