ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ОТ СТАНДАРТА К ИДЕАЛУ



 

Естественно, что на первой ступени своего развития личность — пассивный объект общественного воздействия, которое воплощается в принятых в данном обществе стандартах, образцах и нормах мышления и поведения. Однако не следует считать, что на этом этапе личность абсолютно пассивна, автоматически воспринимая воздействие агентов социализации (семьи, школы, микросреды и т. д.). Если бы это было так, то любое общество легко бы навязало личности свои стандарты мышления и поведения, поскольку оно заинтересовано в таком типе личности, которой был бы адекватен наработанным в обществе образцам и нормам. Для этого оно всемерно использует систему воспитания и образования, средства массовой информации, религию и другие социальные институты. Но почему-то никто не желает «ходить по одной половице», мир по-прежнему разнообразен, а потому и интересен.

Дело в том, что как только человек, даже ребенок, научается осмысливать информацию из окружающей его среды, он включает в систему своих отношений с внешней средой свой механизм субъективно-личностной оценки. Именно она становится основой, если хотите, фундаментом, на котором складываются различные типы личности. При этом значащим фактором в этом процессе является диалектическое единство объективного положения личности в обществе с ее субъективным отношением к этому обществу. Чем больше общество создает объективных предпосылок для материального и духовного развития человека — основного субъекта общества, тем адекватнее становится субъективно-личностное отношение человека к этому обществу, тем в большей мере он соответствует выработанным в данном обществе представлениям о том, каким должен быть идеал личности.

Разные общества имели различные представления об идеальной личности. Древняя Греция, как отмечает Я. Щепаньский, знала такой идеал всесторонне развитого человека с гармоничным развитием физических, умственных и моральных черт. В некоторых культурах таким идеалом является комплекс черт, создающих совершенного воина (некоторые индейские племена, Пруссия, Спарта). В китайской культуре существовал идеал скромного, пренебрежительно говорящего о себе человека, тогда как США создали идеал человека удачливого, полного предприимчивости, зачинателя и бизнесмена, склонного к бахвальству. В России как многонациональном государстве с обилием различных культур идеалы разных слоев и народов подчас не совпадали: трудно сопоставить идеал офицера гвардии с представлением об идеальном человеке монаха-буддиста или аборигена Камчатки. Поэтому в России формируется очень интересная кросскультурная толерантность, недоступная ни американцам, ни немцам, ни англичанам.

Само представление об идеале личности в том или ином обществе говорит о том, что он (идеал) может изменяться в зависимости от общественных классов, господствующей в обществе идеологии, от социально-демографических признаков человека (например, возрастных), а также профессиональных, поскольку профессия накладывает на личность весьма своеобразный отпечаток как на характер, так и на социальное поведение личности.

Следовательно, социальный тип личности — это продукт сложного переплетения историко-культурного и социально-экономического взаимодействия людей в обществе. В этом смысле социальное поведение личности можно оценивать количественно по мере проявления ее социальной активности или социальной пассивности и качественно по характеру и направленности этой активности и пассивности. Говорить о социальной деятельности личности можно только в том случае, если деятельность соответствует потребностям, интересам, целям общества и человека одновременно. «Субъектом исторического творчества определенной исторической эпохи — ибо вневременного субъекта творчества не существует— является восходящий класс эпохи, интересы и потребности которого совпадают с вектором объективной необходимости и социального прогресса». То же самое можно сказать и о социальной активности личности. Дж того чтобы утверждать, что личность является социально активной, необходимо совершенно доказательным образом убедиться в соответствии ее социальной деятельности общечеловеческим интересам, целям, идеалам и ценностям. И именно поэтому силы, противостоящие идее общечеловеческих целей и интересов, объективно выступают и против социального прогресса всего человечества. Деятельность таких сил, по определению, разрушительна, регрессивна.

В самом деле, попробуйте соотнести действия «героев» воровского мира, деятелей теневой экономики, лидеров фашистской идеологии с общечеловеческими интересами, ценностями и идеалами. Соответствует ли деятельность этих социальных субъектов высоким идеалам? Очевидно, что нет! Во имя каких целей, интересов, идеалов затрачивается огромная энергия, средства, предприимчивость этих людей, партий, движений? Во имя социального прогресса, во имя счастья и благоденствия россиян, во имя социальной справедливости? Разумеется, нет! Только во имя своих корыстных интересов. Следовательно, эта деятельность противоречит социальному прогрессу. И это естественно, потому что общество, личность прогрессируют не за счет разрыва общечеловеческих интересов с интересами личности, а за счет их совпадения. При этом стоит иметь в виду, что и разрыв этих интересов, и их совпадение всегда относительны, исторически ограничены. Однако диалектика их отношения такова, что совпадение интересов превалирует над разрывом, поскольку прогресс человечества продолжается, и продолжается он благодаря особой разновидности человеческой деятельности — социальной активности, направленность которой совпадает с интересами, целями, ценностями и идеалами всего человечества. Именно такая деятельность является социально активной, преобразующей общество и личность только в таком направлении. Диаметрально противоположной является деятельность, которая противоречит интересам, целям, ценностям и идеалам в общечеловеческом смысле, разрывая их индивидуалистическими и эгоистическими устремлениями, которые, в сущности, разрушают единую ткань социального общежития людей.

 

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Соотношение этих двух разновидностей человеческой деятельности породило, в зависимости от социально-экономических условий эпохи, самые различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно — степень его рациональности, К. Маркс — принадлежность к определенной общественно-экономической формации и определенному классу. Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера — это форма взаимодействия человека с обществом. По Фромму, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, как раз и обусловлено этим взаимодействием» в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры.

Современные нам социологи опираются на широко распространенную концепцию типологии личности, основанную на ее ценностных ориентациях.

Первый тип личности — традиционный, в основе которого лежат ценности традиционного для данного сообщества порядка, выверенные всей историей данного сообщества; это национальные, региональные, групповые (цеховые, например) ценности.

Второй тип личности — идеалистический, который характерен критическим отношением к традиционным нормам, независимостью в мышлении (собственное мнение по любому поводу), отсюда пренебрежение к авторитетам, установки на самоутверждение во что бы то ни стало.

Третий тип личности — фрустированный (фрустрация, от лат. frustratio — обман, неудача, крушение надежд), для которого весьма характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

Четвертый тип — реалистический, который сочетает в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

Пятый тип — гедонистически материалистический, ориентированный на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает прежде всего форму удовлетворения потребительских желаний.

Социологи называют и другие типы личности: модальный — тот, который наиболее характерен для данного общества; идеальный — тот тип личности, к которому хотелось бы стремиться и который может стать реальностью при определенных социально-экономических условиях, например, всесторонне развитая личность в трудах К.Маркса; базисный тип личности, под которым следует понимать не идеал личности, а тип репрезентативной личности, то есть комплекс черт, относительно чаще проявляющихся у членов данного общества независимо от того, считаются ли они в этом обществе особо желательными. В целом любой тип личности в большей или меньшей степени — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации и реальное поведение личности.

Результаты социологических исследований в различных странах Запада, а также в России, показывают, как различные изменения общественной жизни могут либо стимулировать развитие личностных качеств, соединенных с чертами национального характера, либо провоцировать появление таких личностных качеств, которые свидетельствуют о том, что национальный характер подвергается изменениям. Например, население Западной Европы и США хотя и многонационально по составу, но обладает схожими личностными чертами, которые можно назвать чертами протестантской личности, которые и обусловили становление индустриального, рыночного общества с его духом индивидуализма, агрессивности, утилитаризма, расчетливости и т.д.

В России радикальная смена экономического уклада нередко многими рассматривается как покушение на основы национального характера. Рыночные отношения ассоциируются в этом случае с уничтожением существовавшего в сознании наших россиян мощного коллективистского начала, с ликвидацией «русской идеи», мотивов изначальной общинной соборной деятельности, с утверждением чуждых национальной культуре ценностей индивидуализма.

И касается это не только России или Запада, но всего мира: переход к постиндустриальному обществу потребует радикальной смены ориентиров и ценностей от представителей всех культур решительного отказа от узкоролевого понимания личности, от кого бы оно ни исходило — от американского ли социолога или от партийного культуртреггера.

Другой поведенческий стереотип, сформированный, как считают некоторые российские социологи, — «пролонгированный инфантилизм», затянувшееся детство. Действительно, в свое время какая-то часть советской молодежи попадала в такую ситуацию. Скажем, молодой человек заканчивал среднюю школу. В вуз не прошел по конкурсу. По данным социологического исследования, проведенного в 1978 г., 12% школьников, не поступивших в вузы, не устраивались на работу, а оставались дома, чаще всего по настоянию родителей, и готовились к поступлению в вуз на следующий год. Действительно, это был пролонгированный инфантилизм или предпосылка к нему. Но при этом следует учесть, что подавляющая часть молодежи училась, работала, творила. Как назвать, каким «эффектом» обозначить созданную ситуацию сегодняшнего дня, когда 6 млн. ребят школьного возраста не ходят в школу, беспризорничают, побираются, бомжуют, грабят и убивают?

Теория пресловутого «винтика» как порождения социалистической системы просто не выдерживает никакой критики. Если СССР был страной «винтиков», то как такая страна создала совершеннейшую систему образования для всех без исключения слоев населения, достигла превосходных результатов в развитии науки и техники, первой оказалась в космосе, достигла невиданных высот в развитии культуры и искусства? Советское кино было одним из лучших в мире. Советская литература, живопись и т.д., и т.п. И все это сделали «винтики»? Да кто же поверит этому?


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!