Государство не является носителем единой воли



Оно состоит из противостоящих друг другу индивидуумов, групп интересов и бюрократий. Хотя для СМИ и правительственных чиновников бывает удобно употреблять фразы типа «решения, принятые Соединенными Штатами» или Россией, - в общем, более точным представляется говорить о решении, принятом конкретной правительственной коалицией, бюрократической группировкой или даже кем-то персонально. Решения не принимаются абстрактной сущностью, именуемой США или Россия, но какой-то комбинацией действующих лиц внутри внешнеполитического истэблишмента.

Различные организации, к примеру, могут иметь разные взгляды на те или иные внешнеполитические проблемы. Соревнование, создание коалиций и компромисс будут в этом случае производить решение, затем провозглашаемое от имени государства. Более того, это государственное решение может быть результатом лоббистских усилий таких неправительственных действующих лиц, как транснациональные корпорации, или группы интересов, или даже таким аморфным явлением, как общественное мнение.

Государство не является рациональным действующим лицом

В соответствии с принятым плюралистами взглядом на государство как совокупность неких фрагментов, предполагается, что столкновение интересов, «торговля» и потребность в компромиссе делает процесс принятия решений не всегда рациональным. Неправильное восприятие или особенности бюрократической политики могут доминировать в этом процессе, приводя к выработке неудовлетворительных решений, которые часто являются субоптимальными - или хуже того - в смысле достижения поставленных целей.

Вместо того чтобы вести страну вперед, государственный деятель может быть ориентирован на формирование решения исходя из результатов опросов общественного мнения, заботясь более о своем персональном положении в правительстве, чем о благе нации в целом. Давление, порождаемое кризисными ситуациями, также делает положение о холодном и взвешенном подходе к принятию решений пустой фразой.

4. Содержание мировой политики весьма многопланово и не сводится к вопросам национальной безопасности

Хотя эти вопросы и важны, плюралист не замыкается в них, но обращает самое пристальное внимание на многочисленные экономические, социальные и экологические проблемы, проистекающие от роста взаимной зависимости государств и обществ в двадцатом веке. Некоторые плюралисты, например, акцентируют внимание на вопросах торговли, финансов, энергетики, и их принципиальном значении в мировой политике. Другие исследуют международные усилия по решению проблем перенаселения и голода в странах Третьего мира. Третьи фокусируют свое внимание на политических проблемах, связанных с загрязнением и деградацией окружающей среды. Внешняя политика государств, в свою очередь, отнюдь не сводится к вопросам национальной безопасности, понимаемых в терминах военного противостояния. Экономические и социальные вопросы непосредственно воздействуют на безопасность и благосостояние конкретных обществ и режимов. Поэтому плюралисты отвергают противопоставление ВЫСОКАЯ ПОЛИТИКА – НИЗКАЯ ПОЛИТИКА: социально-экономические вопросы часто так же важны, как и военные соображения.

 

ЛИБЕРАЛИЗМ

 

Либерализм – традиция политической мысли, основанная на некоем наборе практических целей и идеалов. Для теоретиков классического либерализма наиболее важным объектом анализа, как и средоточием правовых притязаний, является индивидуум. Государство играет минимальную роль в либеральном обществе, в основном действуя как арбитр в диспутах между индивидуумами и обеспечивая незыблемость условий полнейшей реализации каждым его прав. Между либеральными теоретиками существуют серьезные различия в подходах, и, тем не менее, все они сходятся в том, что именно индивидуум является основным действующим лицом в политике, а роль государства должна быть ограничена задачей сохранения стабильного политического, социального и экономического окружения, внутри которого граждане могут взаимодействовать, преследуя свои, вполне определенные, цели. 

Такая точка зрения на внутреннюю политику имела свое логическое продолжение и в сфере международной. Либералы признавали, что война есть один из принципиальнейших моментов мировой политики. Они также соглашались с реалистами, что состояние анархии, которое характеризует систему международных отношений, вызывает состояние подозрительности и недоверия в межгосударственных отношениях и создает препоны к достижению режима мира и сотрудничества. И, в соответствии с вышеприведенной логикой, либералы утверждали, что гармония в межнациональных отношениях – так же, как и в отношениях между людьми – возможна и достижима.

Война есть явление вечное: где здесь основания для оптимизма? Либералы утверждают следующее:

1. Приверженцы коммерческого либерализма считают, что экспансия рыночной экономики приводит к взаимозависимости наций, что делает ведение войн весьма дорогим и убыточным делом.

2. Адвокаты демократического либерализма утверждают, что распространение «демократической» (республиканской или представительной) политических систем делают решение вопросов войны и мира – из исключительной прерогативы ограниченной группы властителей – предметом обсуждения общественностью. Общественность может сыграть роль тормоза в деле развязывания войны.

3. Адепты регулируемого либерализма заявляют, что международное право, принятые «правила игры» и международные организации позитивно влияют на мирное урегулирование споров среди государств и утверждают режим глобального сотрудничества.

Наконец, часто можно слышать что «западная цивилизация» так сильно пострадала от войн, что и лидеры, и рядовые граждане этих стран научились трезво оценивать их катастрофические последствия.

С момента окончания Первой мировой войны, либеральная мысль постоянно акцентирует роль международных организаций, международного права в сохранении мира на Земле… Международные организации, созданные на основе консенсуса между их учредителями, работают в направлении нейтрализации худших аспектов анархии в МО и развивают межгосударственное сотрудничество.

 

ЛИБЕРАЛИЗМ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ

 

Корни плюралистского образа международных отношений таятся и в ряде работ, посвященных внутриполитической организации общества и государства. Это особенно характерно для американских ученых с их тенденцией рассматривать международную политику через призму политики внутренней. Поэтому толкование природы международных отношений, характерное для многих американских специалистов, может быть понято как экстраполяция американских политических процессов на весь мир. С их точки зрения, международные отношения не есть что-то принципиально новое, существенно отличающееся от явлений, имеющих место внутри общества данного государства. В соответствии с этой позицией многие плюралисты отвергают деление внутриполитическое - внешнеполитическое  в политике. Для плюралиста одно есть продолжение другого.

Большинство политологов-плюралистов – американцы. Каждый из них в той или иной мере находится под влиянием научной мысли, базирующейся на изучении политической системы Америки, - отсюда либерализм групп интересов. Он основан на следующих постулатах:

1. Роль правительства заключается в обеспечении гарантированного доступа к наиболее эффективной организации и в ратификации соглашений и компромиссов, достигнутых между конкурирующими группами и их лидерами.

2. Конкуренция между группами ведет к достижению большей гармонии в обществе.

3. Политическая повестка дня и общественный интерес определяются организованными (групповыми) интересами.

Все три пункта находятся в соответствии с классическими постулатами либерализма о том, что (1) государство есть нейтральный арбитр, (2) возможна естественная гармония интересов – в этом случае не индивидуумов, но организованных групп, и (3) участие в политическом процессе не есть исключительная прерогатива элит.

Конфликт и состязание интересов играют весьма важную роль. Группы интересов распространяют свое влияние, индивидуумы формируют группы интересов в попытках обыграть, подавить противостоящие группы и коалиции или доминировать над ними. Понимаемая таким образом, политика есть игра с весьма серьезными ставками. Как результат этой игры, принимаются определенные политические решения.

 

 

ГЛОБАЛИЗМ

   

ГЛОБАЛИЗМ концентрирует свое внимание на весьма принципиальном вопросе – почему так много государств Третьего мира – в Латинской Америке, Африке и Азии – оказались неспособны к социально-экономическому подъему. Для некоторых глобалистов попытка ответить на этот вопрос – лишь один из элементов более широкого подхода, подхода к теории развития мирового капитализма.

 В рамках этого направления теории международных отношений работают как марксисты, так и немарксисты, те, кто, по тем или иным причинам, стремится избежать марксовых схем анализа.

Глобалисты выдвигают в качестве основополагающих четыре основных постулата:

1. Необходимо понимание глобального контекста, внутри которого государства и другие действующие лица мировой политики взаимодействуют между собой. Глобалисты утверждают, что, для того, чтобы объяснить поведение действующих лиц на том или ином уровне анализа – индивидуальном, бюрократическом, общественном, межгосударственном или межобщинном, необходимо прежде понять общую структуру глобальной системы, внутри которой это поведение имеет место. Так же как некоторые реалисты, глобалисты полагают, что именно система международных отношений должна быть стартовым пунктом анализа. В общем, поведение каждого из действующих лиц определяется системой, которая создает как конкретные ограничения, так и определенные возможности.

2.  Исторический анализ чрезвычайно важен для понимания природы и структуры системы международных отношений. Изучение закономерностей исторической эволюции системы – в нашем случае, мировой капиталистической системы - дает ключ к пониманию особенностей ее теперешнего состояния.

Капитализм как экономическая система развивается в погоне за извлечением прибыли и сверхприбыли, принося благоденствие одним персоналиям, классам, государствам и обществам за счет других. Даже социалистические государства вынуждены функционировать внутри капиталистического окружения, экономическое давление которого существенно ограничивает возможности этих стран. Наиболее важно - здесь и сейчас – противостояние Север-Юг и соревнование между такими развитыми капиталистическими странами как США, Япония и Германия.

3. Существуют конкретные механизмы доминирования, воспроизводящие существующую систему международных отношений – стоящую препятствием на пути развития стран Третьего мира и создающую условия для  неравномерного развития различных регионов планеты. Для понимания природы этих механизмов достаточно проанализировать сложившуюся схему экономических отношений между развитыми капиталистическими странами и их бедными соседями в Африке, Азии и Латинской Америке.

4. Экономические факторы имеют ключевое значение в исследовании особенностей эволюции и функционирования мировой системы капитализма и, соответственно, в подчиненном положении стран Третьего мира.

 

Глобализм имеет некоторое сходство с рассмотренными ранее подходами к теории международных отношений – реализмом и плюрализмом. И глобалисты, и реалисты, как было уже отмечено, придают большее значение системному уровню, или миру в целом, в воздействии на поведение действующих лиц, нежели плюралисты. Тем не менее, они различаются в характеристике системы. Если глобалисты фокусируют свое внимание на капиталистическом методе производства, то реалисты – на распределении мощи. Кроме того, глобалисты более склонны подчеркивать внутреннюю связь между международной системой и внутренней политикой: общество и государство никогда не рассматривается ими как нечто, замкнутое в собственной раковине от внешнего мира.

Глобалисты и плюралисты сходятся между собой, по крайней мере, в трех пунктах:

1. Их подход к системе международных отношений основывается на политической экономии. Разделение между высокой и низкой политикой отвергается – если не ставится в обратный порядок рядом глобалистов – в значении относительной важности экономических – по контрасту с военно-политическими факторами. Для глобалиста демонстрация политической или военной мощи отражает глубинную, ведущую силу первостепенных экономических факторов. Политика зависит от экономики, не являясь чем-то совершенно автономным.

2. Они гораздо более внимательны к событиям, процессам, организациям и действующим лицам, оперирующим как вне, так и внутри государства – государство не воспринимается как целостный рациональный игрок. Работая с большим количеством действующих лиц – как и плюралисты – глобалисты, тем не менее, обращают большее внимание на контекст (т.е. капиталистическую природу международной системы), чем плюралисты.

3. Те из них – и глобалисты, и плюралисты, – кто работает в транснационалистском ключе, делают упор на социально-экономических (благосостояние) вопросах. Многие плюралисты весьма предрасположены к проблемам мирных изменений в системе международных отношений. С их точки зрения, последние не должны рассматриваться либо строиться как игра с нулевой суммой с победителями и побежденными, но как игра с позитивной суммой, где перестройка межгосударственных отношений достигается через торг и компромисс, дающий выигрыш всем участникам. Хотя глобалисты весьма озабочены социально-экономическими проблемами слаборазвитых стран, они менее оптимистичны относительно возможности мирных перемен. Иерархичная природа системы международных отношений с подчинением Юга Северу и экономический диктат мировой капиталистической системы делают маловероятным вариант, предусматривающий серьезные уступки северных индустриальных государств Третьему миру. Изменения, мирные или революционные, весьма проблематичны. Именно здесь возникают принципиальные различия между позициями глобалистов и плюралистов.

 

 

ВВЕДЕНИЕ В ГЕОПОЛИТИКУ

 

Определение геополитики

    

Геополитика - это мировоззрение, и в этом качестве ее лучше сравнивать не с науками, но с системами наук. Она находится на том же уровне, что и марксизм, либерализм и т.д., т.е. системы интерпретаций общества и истории, выделяющие в качестве основного принципа какой-то один важнейший критерий и сводящие к нему все остальные бесчисленные аспекты человека и природы.

Марксизм и либерализм равно кладут в основу экономическую сторону человеческого существования, принцип "экономики как судьбы". Точно так же обстоит дело и с геополитикой. Но в отличие от "экономических идеологий", она основана на тезисе: "географический рельеф как судьба". География и пространство выступают в геополитике в той же функции, как деньги и производственные отношения в марксизме и либерализме: к ним сводятся все основополагающие аспекты человеческого существования, они служат базовым методом интерпретации прошлого, они выступают как главные факторы человеческого бытия, организующие вокруг себя все остальные стороны существования.

Подобно экономическим идеологиям, утверждающим особую категорию "человек экономический" (homo economicus), геополитика говорит о "человеке пространственном", предопределенном пространством, сформированном и обусловленным его специфическим качеством - рельефом, ландшафтом. Но эта обусловленность особенно ярко проявляется в масштабных социальных проявлениях человека в государствах, этносах, культурах, цивилизациях и т.д.

Зависимость человека от пространства - основной тезис геополитики - видится лишь при некотором дистанцировании от отдельного индивидуума. И поэтому геополитика не стала, несмотря на имевшиеся предпосылки, собственно идеологией или, точнее, "массовой идеологией". Ее выводы и методы, предметы изучения и основные тезисы внятны лишь тем социальным инстанциям, которые занимаются крупномасштабными проблемами, стратегическим планированием, осмыслением глобальных социальных и исторических закономерностей и т.д. Пространство проявляет себя в больших величинах, и поэтому геополитика предназначается для социальных групп, имеющих дело с обобщенными реальностями, странами, народами и т.д.

Геополитика - это мировоззрение власти, наука о власти и для власти. Только по мере приближения человека к социальной верхушке геополитика начинает обнаруживать для него свое значение, свой смысл и свою пользу, тогда как до этого она воспринимается как абстракция.

Не претендуя на научную строгость, геополитика на своем уровне сама определяет, что обладает для нее ценностью, а что нет. Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины привлекаются только тогда, когда они не противоречат основным принципам геополитического метода. Геополитика, в некотором роде, сама отбирает те науки и те направления в науке, которые представляются ей полезными, оставляя без внимания все остальное. В современном мире она представляет собой "краткий справочник властелина", учебник власти, в котором дается резюме того, что следует учитывать при принятии глобальных (судьбоносных) решений, таких как заключение союзов, начало войн, осуществление реформ, структурная перестройка общества, введение масштабных экономических и политических санкций и т.д.

Геополитика - это наука править.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!