Особенности древнекитайского мировоззрения и медицина.



Гарбузов И.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины/ И.И. Гарбузов.- М.: ПРЕСС, 1994. С. 25-53.

Катчмер Д. Дао биоэнергетики. Восток – Запад/пер. с английского Н.Г. Шпет. – К.: София, 1998.С.21-104.

Основная учебная литература

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С. 8-47.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 13-48.

Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учебник для вузов/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С.43-97; 110-118; 123-130.

Дополнительная литература

История философии. Запад – Россия – Восток/ под. ред Н. Мотрошиловой. – М.: Т.1.М., 1996. С. 378-429.

Ясперс К. Лаоцзы// Лаоцзы. Обрести себя в Дао. – М.: Республика,2000. С. 362-400.

Панфилова Т.В. Человек в мировоззрении Востока/ Т.В. Панфилосва. - М.: Знание, 1991. 38с.

Хамидов А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности// Вопросы философии. – 2002. - №3.

Юнг К.Г. Различие восточного и западного мышления. Любое издание.

Григорьева Т.П. Философия красоты// Вопросы философии. – 2007. - №1.

Григорьева Т.П. Логика Срединного пути// Вопросы философии. – 2004. - №12.

Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Медитация как форма непосредственного познания// Вопросы философии. – 2008. - №8.

Тема 11. Онтология: бытие как центральная проблема философского знания (2 часа/4 часа)

План семинарского занятия №1

1. Природа онтологического знания. Философский и научный подходы в понимании проблемы бытия.

2. Базовые категории онтологии: «бытие», «небытие», «субстанция», «субстрат», «материя», «дух». Основные варианты субстанциального понимания бытия.

План семинарского занятия №2

1. Материя и ее основные свойства. Формы движения, основные виды и организация материи.

2. Пространство и время как формы существования материи: субстанциальная и реляционная концепции. Философское осмысление феномена времени: проблема соотношения времени и вечности.

3. Проблема самоорганизации материи. Основные идеи синергетики.

Ключевые понятия

Онтология, бытие, субстанция, субстрат, сущее, материя, атрибут, структура, система, часть, целое.

 

 

Методические рекомендации

Семинарское занятие №1

1. Следует иметь в виду, что философское осмысление мира в целом связано с прояснением того, что делает возможным существование множества вещей и явлений (или сущего). Иначе говоря, задавая вопрос: что лежит в основе мира, философ спрашивает о том, что есть то ОДНО, скрепляющее МНОГОЕ; то, что не возникает и не исчезает, что есть как непреходящая, устойчивая основа всего мира. Со времен античности это основание принято обозначать как БЫТИЕ. Почему и как возможно говорить о бытии, понимая, что бытие и конкретно существующий мир (сущее) это не одно и то же?

Обратите внимание и поясните следующие характеристики бытия: неподвижность, самодостаточность, неизменность, целостность. Подумайте, в чем отличие понятия «бытие» от понятий «действительность», «реальность». Как можно объяснить то, что категория «бытие» оказывается слишком абстрактна, но вместе с тем она является центральной категорией онтологии и фундаментальной философской категорией? (См.: Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега, 2006. С. 56-64, 89-91).

Обратите внимание на гносеологическое значение категории «бытие». Наука, изучая мир, идет вслед за философской онтологией: наука оказывается предметно ограничена в своем исследовании, поэтому формируются лишь локальная картина мира; научные взгляды постоянно меняются; интеграция разных отраслей научного знания происходит медленно. В связи с этим поясните, значение метафизического (философского), как более фундаментального рассмотрения мира? Почему категория «бытия» становится для человека исходной предпосылкой предельного размышления о мире, и вне этой категории оказывается невозможно само познание мира?

Необходимо помнить, что научный опыт познания мира связан с эмпирико-теоретическим постижением всего существующего; философия – это, прежде всего, опыт мысли. Именно мысль открывает реальность бытия, как первоначала всего. Это обстоятельство, однако, не отменяет взаимодействия философского и научного знания о мире. Иначе говоря, наука дает представление о «горизонтальном» срезе мира (плоскость базисных слоев существующей реальности), философское мышление обращено к пронизывающей собой все слои реальности первооснове, которая может быть рассмотрена как «вертикальное» измерение мира.

2. В силу своеобразной «неконкретности» понятие бытие приобретает свое конкретное содержание, качественную определенность, раскрываясь через отдельные категории онтологии.

Обращаясь к философскому словарю, рассмотрите следующие категории онтологии: «небытие», «субстанция», «субстрат», «материя». Субстанциальный подходи в понимании сущности бытия занял центральное положение в онтологии. Проблема субстанции связана с выяснением того начала, из которого состоит все сущее (отождествление субстанции с субстратом как основы многообразия сущего); того, что является своеобразным производящим началом себя самого и всего (субстанция как то, что творит, что производит все – «перводвигатель»); того, что есть всегда как нечто неизменное, вечное.

Фундаментальной интерпретацией категории «субстанции» в истории философии является ее отождествление с идеальным или материальным началом. Рассмотрите, с чем связывают понятие «материя» и «дух» в учебной литературе. Какие концепции материалистического и идеалистического типа выделяют в философском знании?

Обратите внимание на то, что диалектико-материалистическая традиция задает субстанциональное понимание материи как «объективной реальности», включающей в себя образования от микро- до мегамира. В этом случае характеристики субстанции, (активность, становление) переносятся на понятие материи, что приводит к пониманию изменчивости и развития мира, возможности существования бесконечного многообразия видов, форм и состояний материи. Поясните, почему материалистический подход к проблеме бытия оказался близок научному пониманию мира?

Необходимо отметить, что сегодня можно говорить о сложности взаимосвязи идеального (духа/сознания) и материального. Рассмотрите и сравните следующие виды этой связи: актуальный (связан с субстратной, вещественной и квантово-полевой основой сознания); потенциальный (природа содержит в себе в виде возможности сознание) и диспозиционный (аксиологический аспект существования природного мира). (См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 431-437).

 

Семинарское занятие №2

1. Субстанциальное понимание материи и современные научные представления о ней предполагают, что материя, не обладая каким-то определенным единственным качеством, обладает рядом атрибутов и является своеобразной «системой атрибутов» - пространства, времени, движения, системности, структурности.

Движение, понимается философией как всеобщий и важнейший атрибут мироздания, включающий все процессы изменения (природы, общества, познания). Но само по себе движение достаточно противоречиво. Оно включает в себя моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности. Отсюда – проблема описать его на языке логики, описать противоречивость объекта формально непротиворечивым образом. В частности с этой проблемой столкнулись элеаты. Так знаменитые апории Зенона раскрывают, что движение не обладает истинным бытием, поскольку мыслить его можно только привлекая категорию покоя. Вспомните, какова была гносеологическая позиция элеатов, какое мышление о предмете они рассматривали как истинное и почему?

Постичь сущность движения как особого диалектического процесса, а именно таким предстает движение, можно лишь через синтез противоположенных мыслительных определений (диалектическое мышление). Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите с позиций диалектического понимания сущность движения как фундаментального свойства мироздания в целом. Поясните, что представляет собой движение как атрибут материи (представлением о всеобщей связанности и процессуальности мира) и какие процессы и изменения движение включает в себя.

Существующие материальные объекты могут быть как просто, так и сложно устроены, могут быть включены в состав образований более высокого уровня. Это ставит вопрос об организации материальных объектов и систем, а именно вопрос о соотношении «целого» и «части». Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите значение данных понятий и их соотношение. Поясните, почему данные понятия не раскрывают всю сложность организации материальных объектов и почему это оказалось возможно в рамках системного подхода. Рассмотрите внутреннюю классификацию целостных материальных систем. (См. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 458 - 471).

Исходя из представления о типах материальных систем, уровнях структурной организации материи обратите внимание на формы движения матери, выделенные Ф. Энгельсом, сравните их друг с другом: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальные формы движения.

2. Пространство и время определяются как формы существования материи. Опираясь на учебную литературу, охарактеризуйте основные свойства пространства и времени. Поясните, как раскрывается связь пространства и времени в субстанциальной и реляционной концепции. Рассмотрите философское значение теории относительности.

Время и пространство тесно связано со структурной организацией материи. Речь идет о специфичном проявлении времени и пространства в микромире, живой природе и социальной действительности. Обратите внимание и сравните между собой биологическое, субъективно-психологическое переживание времени, социальное (историческое) пространство-время.

Философское понимание времени оказывается связано с так называемым духовно-экзистенциальным временем (См.: Аврелий Августин. Время и жизнь/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 394-398), которое весьма опосредованно связано с внешней активностью человека и процессами, происходящими в окружающем человека мире. Поясните, что в этом случае представляет собой время, о чем оно нам говорит?

Для философского осмысления важно и прояснение отношения вечности и времени. Поясните, почему и как вечность обнаруживается в качестве истинного времени, что помогает отнестись к ней, увидеть ее (См.: Бердяев Н.А. Время и вечность/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 450-460)? Как само время оказывается тем, что способно хранить в себе вечность, бытие (См..:Хайдеггер М. Бытие и время/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 472-481)?

3. Понятие «самоорганизация» отражает процессуальность материальных систем на всех уровнях структурной организации материи и тесно связано с понятием «системности». Обращаясь к учебной литературе, поясните сущность принципа самоорганизации материи, его связь с представлением о процессах, протекающих в открытых системах. Что такое «открытая система»? Поясните такое свойство открытых систем как нелинейность. Какая дисциплина занята изучением открытых нелинейных систем, какие задачи она решает? (См.: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания/ В.М. Найдыш. - М.: Гарадарики, 1999. С. 420-427; Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса/Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 492-503). Какое значение для процесса самоорганизации открытых систем имеет хаос, и какова роль случайности в данном процессе? Рассмотрите такие понятия, как «диссипативные структуры», «точки бифуркации», «флуктуации». Как с помощью этих понятий описывается процесс самоорганизации? Как при этом преодолевается противоречие между детерминированным и случайным?

Поясните мысль И. Пригожина о том, что «искусственное может быть детерминированным и обратимым. Естественное, в свою очередь, непременно содержит элементы случайности и необратимости».

Новое понимание процессов самоорганизации, представленное в синергетике, подводит нас и к новому пониманию мира: чем новый взгляд на мир отличается от традиционного?

 

 

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «материя»?

2. Чем физическое время отличается от времени психологического?

3. В чем состоит мировоззренческий характер проблемы бытия?

4. Как бы Вы прокомментировали следующее высказывание: «Бытие – это то же самое, что незаконная радость. Нет никаких причин к тому, чтобы мы были, и тем радостнее быть, и тем больше продуктивной гордости можно от этого испытать» (М.К. Мамардашвили).

5. Как Вы считаете, почему проблема бытия всегда была в центре философского знания, почему проблема бытия не может считаться устаревшей или окончательно разрешенной?

6. Как вы считаете, имеет ли значение проблема самоорганизации открытых систем для медицинского знание? Ответ обоснуйте. 

7. Почему проблема времени оказывается мировоззренческой проблемой? Связана ли проблема времени с проблемой бытия?

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Выберите один или несколько правильных вариантов ответа

 

1. Объективная реальность, существующая независимо от сознания человека и данная ему в ощущениях – это философское определение

  1. Космоса, Вселенной
  2. Сознания
  3. Материи
  4. Духа
  5. Абсолютной идеи

 

2. Субстанциальный подход в толковании пространства и времени получил свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени

  1. Августина Блаженного
  2. Р. Декарта
  3. И. Ньютона
  4. Н. Кузанского
  5. А. Эйнштейна

3. Тезис Дж. Бруно «… природа… есть ничто иное как Бог в вещах» выражает позицию:

  1. деизма
  2. панлогизма
  3. атомизма
  4. пантеизма
  5. дуализма

4. Укажите структурные уровни неорганической природы

  1. атомный уровень
  2. клеточный уровень
  3. субмикроэлементарный уровень
  4. биосферный уровень
  5. тканевый уровень

 

5. Примером идеалистического монизма является философия

  1. Г. Гегеля
  2. Р. Декарта
  3. Ф. Ницше
  4. Б. Спинозы
  5. И. Канта

6. Формы движения материи были выделены

  1. Г. Гегелем
  2. Аристотелем
  3. Гераклитом
  4. В.И. Лениным
  5. Ф. Энгельсом

7. Становление реляционной концепция пространства и времени связано с научными открытиями, сделанными

1. в середине ХХ века

2. в начале XIX

3. в XVIII веке

4. во второй половине XIX века

5. в начале ХХ века

Дайте свой вариант ответа

8.  Качество целого всегда превосходит сумму качеств его частей – одно из центральных положений ___________________________.

 

9. _________ связывает все элементы в единое целое и определяет функционирование этих элементов по законам данной системы.

ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ СООБЩЕНИЙ

Бытие как «Объемлющее».

Ясперс К. Введение в философию/ К. Ясперс. - Минск: ПРОПИЛЕИ, 2000. - С. 29-39.

Губин В.Д. Философия: Учеб. Пособие/В.Д. Губин. - М.: Гардарика, 2001. - С. 129-143.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!