Философское значение открытия феномена бессознательного.
Тарнас Р. История западноевропейского мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 327-330, 358-367.
Водолагин А.В. Философия и психопатология: творчество Карла Ясперса// Вопросы философии. – 2006. - №4.
Грюнбаум А. Сто лет психоанализу: итоги и перспективы// Вопросы философии. – 1997. -№7.
Лекторский В.А. О некоторых философских уроках З. Фрейда// Вопросы философии. -2000. - №10.
Автономова Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы «второго пришествия»// Вопросы философии. – 2000. - №10.
Проблема языка в философии Л. Витгенштейна
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 417-425.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 721-729.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 608-611.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидороний. – М.: Гардарика, 2008. С. 773-779.
Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разаина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 304-310.
Философские поиски постмодернизма.
Тарнас Р. История западного мышления/ под ред. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 335-348.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 770-775.
Постмодернизм в культуре (материалы «круглого стола»)// Вопросы философии. – 1993. -№3.
Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас!// Вопросы философии. – 1993. - №3.
Фишман Л.Г. Постмодернизм как возврат к Просвещению// Вопросы философии. -2006. -№10.
|
|
Основная учебная литература
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 550-594, 642-681.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ пре. С.А. Мальцевой. - СПб.: Петрополис,1997. Т.4. С. 152-166, 189-197, 225-238, 265-278, 387-412, 453-477, 661-677.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 581-596, 703-737, 752-758.
Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 207-232.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидороний. – М.: Гардарика, 2008. С. 297-307, 726-740, 814-828.
Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разаина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 246-311.
Дополнительная литература
Тарнас Р. История западноевропейского мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 274-280, 310-318, 330-335.
Кьеркегор С. Страх и трепет. Любое издание.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Любое издание.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Любое издание
Чанышев А. А. Философия А. Шопенгауэра/ Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1998. С. 4-32.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм/ Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. С. 319-345.
|
|
Ницше Ф. Антихристианин/ Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. С. 112-137.
Хоружий С.С. Ницше и Соловьев о кризисе европейского человека// Вопросы философии, - 2002. - №2.
Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше// Вопросы философии. -2002. - №2.
Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека// Вопросы философии. – 2002. - №2.
Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв»// Вопросы философии. – 1990. - №7.
Цвейг С. Борьба с демоном. М., 1992. 236с.
Камю А. Абсурдность мира/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 481-485.
Тема 9. Русская философская мысль (русская религиозная философия конец XIX – начало XX вв.) – основные понятия, проблематика, специфика (4 часа)
План семинарского занятия №1
1. Особенности развития философской мысли в России в первой половине XIX в.
2. «Философия истории» П.Я. Чаадаева. Проблематика «Философических писем»: метафизическое основание истории – христианство как «действующая сила» в истории; «христианская цивилизация» как цель исторического процесса и проблема взаимоотношения России и Европы,
План семинарского занятия №2
1. Славянофильство. Философские идеи А.С. Хомякова: христианский гуманизм, «органический взгляд» на общество (учение о Церкви и идея «соборности»), философия истории («иранство» и «кушитство» как движущие силы всемирной истории) и проблема исторической судьбы России.
|
|
2. Западничество: представители, проблематика, основные идеи.
3. В.С. Соловьев: учение о всеединстве. История как богочеловеческий процесс.
Ключевые понятия
Западничество, славянофильство, историософия, соборность, всеединство, антроподицея, Богочеловечество.
Методические рекомендации
Семинарское занятие №1
1. Прежде всего, обратите внимание на то, что «философское пробуждение» в России в начале XIX века было вызвано рядом причин, назовите их. Поясните, чем был вызван «подъем русского самосознания» в данный период и небывалое желание создать нечто «самобытно-русское» в философском пространстве? Почему именно историософская проблематика приобрела небывалую актуальность для складывающейся русской философской традиции?
Хотя русская философия как самостоятельное явление относится лишь к XIX веку, однако, она так или иначе была связана с особенностями русской культуры и «русской духовностью» (совокупность религиозных, этических, эстетических идей, обращенность к проблеме человека и мира). Определите, в чем состоит специфика понимания человека, мира, сущности познания, смысла истории, социального бытия человека русской философской мыслью? Как это связано со складом и особенностями русской ментальности, русской духовной культурой (см.: Бердяев Н.А. Русская идея/ Н.А. Бердяев. Самопознание. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – С. 13-14; Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001, С. 263-268)?
|
|
2. Религиозно-философские взгляды П. Я. Чаадаева(1794-1856) на исторический процесс и природу человека стали знаковым событием в русской интеллектуальной жизни. А первое (из восьми) «Философическое письмо» долгое время было «соблазном для западников, безумием для славянофилов». Для того, чтобы понять, почему это так, необходимо рассмотреть содержание и характер первого «философического письма». Какие выводы относительно прошлого России, ее истории и культуры делает Чаадаев в этом письме? Поясните мысль Чаадаева о том, что «мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, у нас нет традиции ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода».
Указывая на то, что Россия «заблудилась на Земле» и оказалась «незатронутой» всемирным историческим процессом, в отличие от стран Западной Европы, Чаадаев раскрывает социально-историческую и политическую силу христианства, а так же его значение во всемирной истории. Таким образом, христианство предстает «не только нравственной системой, но и вечной божественной силой, действующей универсально в духовном мире». Поясните суть данного высказывания.
Учитывая отношение Чаадаева к христианству, объясните, в чем, по его мысли, состоит смысл и какова цель всемирно-исторического процесса? Как связано с пониманием смысла истории оценка роли и значения католической церкви в исторической жизни Запада; повлияло ли это понимание на оценку роли православной церкви в истории России?
В «Апологии сумасшедшего» Чаадаев опять возвращается к проблеме смысла истории всемирной и исторической судьбы России. Чем объяснить изменение оценки православия и заявление о мессианской роли России во всемирной истории?
Вопрос о смысле и движущей силе исторического процесса пересекается у Чаадаева с вопросом о сущности человека. Точкой этого пересечения становится проблема свободы и необходимости. Обращаясь к рекомендованной литературе, поясните, как понимает мыслитель сущность свободы, с чем он ее связывает; как возможно соотношение свободы человека и наличие определенной цели движения исторического процесса.
Семинарское занятие №2
1. Философские идеи славянофилов во многом определены их отношением к Западу. Для того, чтобы понять это отношение, необходимо обратиться к идее христианского универсализма, впервые заявленной П.Я. Чаадаевым. Вспомните, в чем состоит ее суть? Для славянофилов, как и для Чаадаева, христианство в форме православия становится фактором своеобразного «приобщения» России к «цивилизации христианского типа», культура которой определяется принципом универсализма. Исходя из этого, поясните, принятие славянофилами достижений западной культуры и братское отношение к Западу.
Как и Чаадаев А.С. Хомяков ставит вопрос о законах, движущих силах и цели исторического процесса. Однако он выделяет, в качестве движущих сил - свободу и необходимость. Объясните, почему А.С. Хомяков, говоря о «религиозно-нравственных предпосылках», не ограничивается разговором о христианстве в его католическом и православном варианте, но вводит представление об иранстве и кушитстве? Что стоит за этими понятиями и чем друг от друга отличаются иранство и кушитство? Как соотносятся между собой иранство, кушитство и православие?
Судьба России для А.С. Хомякова неразрывно связана с судьбой православия и идеалами православной культуры. Основу последней составляют идеи христианского гуманизма. В чем состоит суть христианского гуманизма? Как в духе идей христианского гуманизма Хомяков раскрывает сущность природы человека? Обратите внимание на идею «соборности», которая лежит в основе понимания Хомяковым Церкви. Каково значение Церкви в жизни человека (как в его индивидуальной, так и в его социальной жизни)?
2. Русское «западничество», изначально представленное московским кружком Н.В. Станкевича связано, как впрочем, и славянофильство (вышедшее из кружка «любомудров») с немецкой философской мыслью. Но если на славянофилов большее влияние оказало творчество Шеллинга, то западники были пленены Фихте и Гегелем. Принято различать либеральное (Н.В. Станкевич, Б.Н Чичерин, Т.Н. Грановский, ранний В.Г. Белинский) и революционное направление западничества. Последнее оказалось более популярным, среди его представителей – А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин. Чем отличаются эти два направления друг от друга? Обращаясь к рекомендованной литературе, рассмотрите оценки, которые дают «западники» западноевропейской истории и ценностям, лежащим в основе социального и политического устройства Запада. Поясните, чем обусловлена их критика прошлого и настоящего России? С чем они связывают ее будущее? Назовите причины революционного настроя западников в отношении исторических реалий России XIX века.
Западничество прошло путь эволюции от принятия западного гуманизма до появления в конце XIX века русского марксизма. Но и среди западников существовало критическое отношение к существующему порядку на Западе – речь идет об А.И. Герцене. Обратите внимание на то, что понимает Герцен под мещанством в жизни европейской цивилизации; почему он не принимает его?
Герцен замечает: «…пожертвовать всем для воплощения идеи справедливости – что это за вздор!»; «быть может, настанет день, когда социализм окажется худшей формой тирании – тирании без тирана, тогда в душах неведомого нам нового поколения проснется новая жажда свободы и оно подымет бунт против социализма во имя свободы». Исходя из этого, поясните, почему Герцен подобным образом относится к идеям западного социализма? В чем он видит суть и цель социализма как такового? Что такое «персоналистический социализм» и возможно ли его реализация, по мысли Герцена?
3. В.С. Соловьев (1853 – 1900) стал первым русским философом, которой поставил перед собой задачу разработки самостоятельной (по отношению к западной философской традиции) философской системы, охватывающей все сферы философского знания. Это нашло свое отражение в его учении о всеединстве.
Прежде всего, поясните смысл идеи всеединства (как «положительного всеединства»); ее значение для понимания цели существования мира и человека. Обратите внимание на то, что основой всеединства, по мысли Соловьева оказывается Любовь. Именно она и составляет истинный смысл христианства и наделяет его реальной преобразующей человека и мир силой, действующей в истории. Таким образом, Соловьев различает историческое христианство (т.е. форму его проявления во всемирной истории) и христианство по сути: «Дело в том, что христианство, хотя безусловно истинное само по себе, имело до сих пор вследствие исторических условий лишь весьма одностороннее и недостаточное выражение… для большинства христианство было лишь делом простой полусознательной веры и неопределенного чувства, но ничего не говорило разуму, не входило в разум…».
Однако, проблема заключается в том, что историческая сила христианства оказывается невидима в реальности тварного мира, где налицо, прежде всего, «хаос разрозненных элементов». Кроме того, сама истина христианства (как реальной исторической силы) все еще остается непонятна и нераскрыта для людей. Назовите причины, обозначенные Соловьевым, которые привели к утрате понимания сущности христианского учения.
Так христианство для Соловьева - это идея, которая обязательно требует приведения себя в соответствие с формой своего выражения и осуществления в жизни. Возможность этого Соловьев связывает с человеком. Объясните, какое место и почему отводит философ человеку в мироздании (виновен ли он в отпадении мира от «первоначального всеединства»); какова та роль, которую человек должен занять в процессе становящегося актуального всеединства и преодоления «стихийно-неорганизованных начал» мира.
Именно благодаря раскрытию сути христианства история человечества предстает в системе Соловьева как «богочеловеческий процесс», а сама христианская религия оказывается религия богочеловечества. При этом Соловьев говорит не столько об отдельном человеке, сколько о человечестве в целом как «действительном, хотя и собирательном организме», как «всечеловеческом целом». Поясните, чего требует от человечества христианское учение? Почему путь к Всеединству мира, как всемирно-исторический процесс, обозначается Богочеловеческим процессом? В чем состоит особенность исторического процесса как «богочеловеческого процесса»? (См.: Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 794-799.; Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 354-364).
Проблемные задания и вопросы для самоподготовки
1. Прокомментируйте следующее высказывание В. Зеньковского: «Католицизм наполняет Чаадаева воодушевлением, энтузиазмом, - но вовсе не в своей мистической и догматической стороне, а в его действии на исторический процесс на Западе». Сравните это с размышлениями П.Я. Чаадаева: «На Западе все создано христианством… . Несмотря на всю неполноту, несовершенство и порочность, присущие европейскому миру… нельзя отрицать, что Царство Божие до известной степени осуществлено в нем». Можно ли говорить о том, что П.Я. Чаадаев был западником? Если «да», то в чем особенность его «западничества»?
2. Прокомментируйте следующие высказывания: «Не закопал Запад в землю талантов, данных ему от Бога! Россия признает это, как всегда признавала. И сохрани нас Бог от умаления заслуг другого. Это худое чувство… Россия чужда этому чувству и свободно отдает справедливость Западу» (К.С. Аксаков); «Все споры о превосходстве Запада или России, о достоинстве истории европейской или нашей и тому подобные рассуждения принадлежат к числу самых бесполезных, самых пустых споров» (И.В. Киреевский). Как отразилось в них славянофильское понимание отношения между Западом и Россией?
3. Прокомментируйте следующие высказывания В. Соловьева: «постепенное одухотворение человека через внутреннее усвоение и развитие божественного начала образует, собственно, исторический процесс человечества»; «космический процесс оканчивается рождением натурального человека, а за ним следует исторический процесс, подготавливающий рождение человека духовного». Раскрывают ли они сущность идеи Богочеловечества?
4. Как Вы считаете, можно ли говорить о различии в понимании идеи гуманизма русской и западной философскими традициями?
5. Перечислите и охарактеризуйте ценности, ставшие базовыми для славянофильства и западничества.
6. Как связаны между собой идея христианского гуманизма и антроподицея?
7. Сопоставьте понятия «индивидуализм» и «персонализм», опираясь на представления Вл. Соловьева и Н.А. Бердяева. В чем состоит принципиальная разница между персонализмом и индивидуализмом, почему они не могут быть синонимами друг друга?
8. Каково значение категории «всеединство» для русской философской традиции?
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите один или несколько правильных вариантов ответов
1. К представителям славянофильства не относятся
- Н.Г. Чернышевский
- И.В. Киреевский
- А.И. Герцен
- В.Г. Белинский
- Н. Я. Данилевский
2. В.С. Соловьев является автором
1. «Чтений о Богочеловечестве»
2. «Апологии сумасшедшего»
3. «России и Европы»
4. «Самопознания»
5. «Смысла любви»
3. Одним из самых ярких критиков Прудона и идей, которые он пропагандировал был
- А.И. Герцен
- Вл. Соловьев
- А.С. Хомяков
- В.Г. Белинский
- Т.Н. Грановский
4. Первое философическое письмо П.Я. Чаадаева было опубликовано в журнале
- «Европеец»
- «Отечественные записки»
- «Современник»
- «Московский наблюдатель»
- «Телескоп»
5. Укажите ценности, характеризующие «кушитство» как одну из движущих сил истории, по мысли А.С. Хомякова
- безличность
- мир
- война
- рассудочность
- творчество
- необходимость
6. Создателем учения о «цельном знании» в русской философии считают
- И.В. Киреевского
- П.Я. Чаадаева
- Ю.Ф. Самарина
- К.С. Аксакова
- А.И. Герцена
7. «Первой попыткой» русского самосознания, «первой самостоятельной у нас идеологией» Н.А. Бердяев называл философские идеи
- славянофилов
- западников
- народников
- почвенников
- евразийцев
ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ СООБЩЕНИЙ
Персонализм Н.А. Бердяева.
Бердяев Н.А. О назначение человека/ Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1998. С. 37-85.
Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения/ Н.А. Бердяев. – М.:ЭКСМО-Пресс,1999. С.11-240.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 803-840.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 523; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!