Трагичность и величие человека (Ф.М. Достоевский).
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 376 - 383.
Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека// Вопросы философии. – 2002. - №2.
Мареева Е.В. Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Л. Шестова// Вопросы философии. – 2007. - №3
Л. Шестов о беспочвенности человеческого существования.
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Т.2./ В.В. Зеньковский. – Р-н-Д.: Феникс,1999. С. 368-378.
Шестов Л. Апофеоз беспочвенности/ Л. Шестов. – М.: АСТ, 2004. С. 3-221.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 840-868
Основные идеи философии русского космизма (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский).
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Т.2./ В.В. Зеньковский. – Р-н-Д.: Феникс,1999.С.147-165;С.296-299.
Сидорина Т.Ю. Кризис ХХ века. Прогноз русских мыслителей/ Т.Ю. Сидорина. - М.:ГУ ВШЭ, 2001.С.23-31.
Основная учебная литература
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 709 – 752; 778 – 803.
Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории/ Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская.- М.: Аспект Пресс, 2000. С. 65-114; 255-283.
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 257 – 388.
Дополнительная литература
Бердяев Н.А. Русская идея. М.,1999. 225 с.
Бердяев Н.А. Самосознание: Сочинения/ Н.А. Бердяев. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1999. С.11-248.
|
|
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2ч. .Р-на-Д., 1999.
Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве/ В.С. Соловьев. - М.: АСТ, 2004. С. 3-250.
Соловьев В.С. Оправдание добра/ В.С. Соловьев. - М.: Республика,1996. С. 75-155; 432-451.
Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии/ Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Слово, 1996. С. 149-161.
Сто русских философов: Библиографический словарь/ Сост.: А.Д. Сухов. - М.: ТЕРРА; Республика, 1999.
Франк С.Л. Русская философия, ее характерная особенность и задачи/ Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Слово, 1996. С 205-213.
В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. В 2ч.Ч.1. - М.,1994.
Рашковский Е.Б. Три оправдания: стержневые темы философии Вл. Соловьева 1890-х годов// Вопросы философии. – 2001. - .№6.
Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье// Вопросы философии. - 2003. - №5.
Порус В.Н. В. Соловьев и Л. Шестов. Единство в трагедии// Вопросы философии. – 2004. -№2.
Флоровский Г. Из прошлого русской мысли/ Г. Флоровский. – М.:АГРАФ,1998. С. 31-52; 74-87.
Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева// Вопросы философии. – 1994. - №6.
|
|
Матюхин А.В. Общественная мысль в России XIX – начала XX века// Социо-гуманитарные знания. – 2009. - №3.
О. Игнатий Крекшин. В разломе бытия. Прологомены к антроподицее позднего Л.С. Франка// Вопросы философии. – 2006. - №8.
Тема 10. Восточная философия: философское наследие Китая
(2 часа)
План семинарского занятия
1. Самобытность философии Древнего Китая: даосизм.
2.Основные идеи и принципы конфуцианства.
Ключевые понятия
Дао, дэ, у-вей, ритуал.
Методические рекомендации
1. Китайская философская мысль представлена двумя основополагающими учениями – даосизмом (связано с именем Лао-цзы) и конфуцианством (связано с именем Кун-цзы или Конфуция). Хотя второе учение берет за свою основу первое, между ними существует ряд отличительных особенностей.
Для даосизма основополагающим является понятие Дао. Дао не является трансцендентным началом: оно одновременно трансцендентно и имманентно миру. Обратите внимание на то, что отсутствует точное определение данного понятия. Подумайте, с чем это может быть связано? О Дао говорят и как о законе существования всего, как о порождающей все бесформенной силе, как о том, что вечно и присутствует везде. Дао в большей степени событийно: оно порождает все, находится в движении, хотя движение Дао обозначат «обратный ход». Поясните, в чем состоит особенность движения, обозначенного как «обратный ход».
|
|
Обратите внимание на особенность мышления Дао: линейному, альтернативному мышлению – «либо то, либо это» здесь противостоит диалектика с ее принципом существования динамичного единства противоположенностей – «и то, и это», причем - «то станет тем». Сами противоположенности здесь не имеют самостоятельного бытия, они относительны и взаимопроницаемы: друг без друга не существуют. Таким образом, мысль о Дао оказывается антагонистичной, противоречивой и парадоксальной.
Движение Дао есть естественный путь, которому следует все в мире. Этому естественному пути должен следовать и человек. Сопричастность человека Дао, как изначальной природе всего, проявляется в дэ – правильном поведении, высшей добродетели, которой буквально оказывается проникнут человек. В дэ проявляется естественная природа самого человека, связанная с естественным ритмом Космоса а не с желанием собственного эгоистического самоутверждения. Тот, кто следует естественной природе, поступает согласно у-вэй, то есть, действует бездействуя (недеяние), не нарушая естественности: «Премудрый человек пребывает в деле недеяния», «тот, кого называют естественным человеком, свою природу приводит в соответствие с Дао. Поэтому его бытие подобно небытию, его сущность подобна пустоте». Обратите внимание, что знание о естественном пути (цзин), знание Дао понимается как врожденное и «находится» в сердце человека, точнее, питает его сердце и разум. Поэтому, если «совершенное цзин» погибает внутри, обнаруживается это в речах и поступках.
|
|
Поясните, что выражает собой понятие «недеяние» в соответствии с представлением о Дао, поскольку невозможно «осуществить недеяние, если не познаешь все взаимоотношения в природе». Обратите внимание на то, что недеяние связано с особым состоянием духа, когда «отдаешься тому, в чем совпадаешь с потоком», с Дао. Подумайте, к какому идеалу жизни стремиться даос, исходя из представлений о Дао и о познании Дао?
2.Конфуцианство признает существование Дао, но главным для Конфуция и его последователей является вопрос о социальном порядке, правилах совместного общежития, благодаря чему устанавливается порядок и единство в Поднебесной.
Такие вопросы, как роль и деятельность правителя, который воплощает волю Неба, связь правителя и его народа, вопрос о «великом» и «переменном» уделе человека, его природе, вопрос о существующих типах социальных связях, в которых естественным образом находится человек (муж – жена, сын – отец, правитель – подданные), делают конфуцианство в большей степени социально - этическим учением. То есть учением о правильном поведении человека в обществе, о благе всего человеческого сообщества, которое воплощает собой образ Поднебесной.
Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите, какое значение в социальной практике конфуцианство придает ритуалу. Поясните, каким образом ритуализация социальных отношений связана с такой целью, как «возвращение к Дао» (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 54-56; Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С.44-45; Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учебник для вузов/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С. 123-130). Каково при этом отношение к ритуалу в даосском учении, отводится ли ему первостепенная роль в жизни человека?
Проблемные задания и вопросы для самоподготовки
1. В чем состоит особенность определения Дао, приведенного в данном отрывке?:
«Если Дао могут высказать, Дао не является незыблемым… Безымянность – вот начало Неба и Земли», «Это вид невидимого, образ отсутствия вещей. Оно расплывчато, неясно. При встрече с ним не видят его спереди, а следуя за ним, не видят сзади»?
2. Каково место и значение ритуала в социальной жизни человека в трактовке конфуцианства?
3. Существует ли, с вашей точки зрения, сходство между учением о добродетелях Сократа и представлении о добродетелях у Конфуция?
4. Поясните различие между двумя высказываниями, учитывая, что одно из них принадлежит европейцу, а другое представителю восточной культуры (дзен-буддизм): «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» и «Лети, мгновенье, ты прекрасно!».
5. В чем, по вашему мнению, состоит отличие восточной медицинской парадигмы в целом от классической европейской парадигмы?
6. Истинное познание (в даосизме и дзен-буддизме) состоит в том, чтобы проницать вещи в их «Таковости». Иначе говоря, истинное познание есть познание того, что «это есть то» (тат твам аси)Что такое «Таковость» вещей? В чем состоит специфика данного познания?
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите один или несколько правильных вариантов ответа
1.Трактат из пяти тысяч слов, в котором изложены основы учения Лао-Цзы называется
1. Упанишады
2. Дао дэ дзын
3. Феноменология Духа
4. Так говорил Заратустра
5. Исповедь
2. Укажите качества, являющиеся главными для совершенного человека, по мысли Конфуция
- умение прощать
- чувство долга
- отказ от желания
- человеколюбие
- сострадание другому человеку
3. Учение о 5 первоэлементах в китайской мысли получило название
- даосизм
- буддизм
- джайнизм
- У-син
- легизм
ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ СООБЩЕНИЙ
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!