Своеобразное московское правоверие



Наглядной иллюстрацией присутствия во владимиро-суздальской земле мусульманской культуры и религии могут служить также монеты того времени. У Гайдукова и Гришина есть подборка «Именные деньги великого князя Дмитрия Ивановича Донского», где отмечается, что «борец с Ордой» после победной Куликовкой битвы печатал деньги с именем Тохтамыша.

Это соответствует татарской версии, где Дмитрий именно по приказу Тохтамыша выступил против отбившегося от рук Мамая. Последнего князь Дмитрий откровенно побаивался, почему и поменял свои заметные княжеские доспехи на чужие, не выделяющиеся в общей массе.

Очень интересная в этом отношении книга Гуттена-Чапского «Удельные, великокняжеские и царские монеты Древней Руси». Количество московских монет с арабским текстом просто зашкаливает. На монете Василия III по-арабски находим: «Ля иляха илляЛлах, Мухамада р-РасулюЛлах», что в переводе – «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Посланник Его».

Сигизмунд Герберштейн, дважды побывавший в Московии в первой половине XVI-го века, приводит на гравюре вполне восточный облик Василия III. Афанасий Никитин свою работу «Хождение за три моря» заканчивает молитвой, обращенной к Аллаху: «Бисмилля Рахман Рахим. Аллах Акбар. Иса - Рух Оалло. Аллах Салам. Аллах Акбар. Ля иляха илляЛлах». Сегодня этот фрагмент переводится достаточно бесхитростно: «Во имя Господа Милостивого Милосердного и Иисуса - Духа Божия», - ни тебе Аллаха, ни тебе Акбара.

Отличие же от истинного мусульманства заключается в том, что «Ля иляха илляЛлах» не оканчивается «Мухамада р-РасулюЛлах». То есть религиозная модель, в которой не признают Мухаммада Пророком, а только «Иса - Рух Оалло» - это и есть своеобразное московское правоверие того времени.

Калита или Калифа?

«Общеизвестно», кто такой Иван Калита, и почему он так назывался. А прозвали его так в народе якобы потому, что милосердный князь ходил с калитой (кошельком) среди бедных и раздавал им милостыню. Также я помню, что он был хорошим дипломатом, сумевшим умиротворить Орду и продолжившим «собирание земель» вокруг Москвы. Эту версию я, во всяком случае, слышал в школе.

А вот что о нем пишет историк Лев Черепнин: «Этот князь (Калита) жестоко подавлял те стихийные народные движения, которые подрывали основы господства Орды над Русью... Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других русских князей, не брезгуя для этого татарской помощью, Калита добился значительного усиления могущества Московского княжества».

«Википедия» о Калите: «Княживший в Твери Александр Михайлович принял в 1327 году участие в народном восстании, в котором тверчане убили ордынского посла Чол-хана (Шевкала) и всю его свиту. Узбек-хан очень разгневался, узнав об убийстве Чол-хана, и послал за московским князем, но, по другим сведениям, Калита поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек выдал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска...

Был жестоким и хитрым в достижении своих целей правителем. Сыграл большую роль в усилении экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал с Русских земель дань. Беспощадно пресекал народное недовольство, вызывавшееся тяжелыми поборами, расправлялся с политическими противниками — другими русскими князьями.

Присоединив к себе еще князя суздальского, Калита пошел в Тверское княжество, где ордынцы пожгли города и села, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Кроме ордынцев в набегах Калиты, как правило участвовали князья рязанские со своей ратью».

У Алексея Бычкова есть ссылка на старославянский текст (название текста не указано), в котором есть фраза: «Они (латиняне) того Папу чтут, что мы Калиту». Автор отмечает, что раньше в русском языке не было буквы «Ф», поэтому вполне возможно, что Калита, чтимый московитами как Папа, был Калифа (от араб. «халиф» - наместник, в политическом смысле «наместник Пророка», т. е. правитель, опирающийся на пророческую легитимность).

Там же приводится рисунок от Гуттена-Чапского монеты с именем Ибан на лицевой стороне и надписью на на обороте: «Москов Ахчасы Будыр» - «Москов – это ее монета».

Старообрядцы и мусульмане

Михалон Литвин, автор записок «О нравах татар, литовцев и москвитян», пишет, что московиты и татары не пьют вина, а продают его христианам. Если учесть, что сегодня в России пьянство приняло масштабы национальной катастрофы, то стоит крепко задуматься, что потеряла и что приобрела Московия в результате никоновских реформ.

Как мы знаем, Никон провел радикальную церковную реформу. На запрос о ее сути выплывает самая разнообразная информация – от введения болгарского христианства-богомильства до приведения московских церковных канонов к единому знаменателю с киевскими. Соответственно – ревизия религиозных обрядов и правка церковных книг.

Пореформенную веру стали называть греко-православной. Отдельная песня – кто и как проводил эти реформы, это требует отдельной статьи. По поводу «как» приведу коротенький фрагмент из работы Сергея Зеньковского «Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века».

«После вязниковских лесов Лопухин «прочесал» керженецкие сборища старообрядцев, уведя с собой Ефрема Потемкина, и затем провел «чистку» по среднему Поволжью. Со своей стороны, на северном берегу Волги, воевода Степан Зубов «чистил» от наиболее фанатических сторонников старого обряда район Костромы и Вологды. Им помогали впоследствии знаменитый полковник Артамон Матвеев, будущая жертва стрелецкого бунта 1682 года, и дьяк Феодор Михайлов. Но хотя многие вожаки «смуты» были задержаны и даже казнены, эта «чистка» дала мало результатов. Именно эти районы на века остались главными местами скопления противников нового обряда и зачинщиков неповиновения церкви».

Спустя 30 лет после церковной реформы Георг Шлейзинг пишет в своей книге «Религия Московитов», что Ветхий завет так и не был принят обществом ввиду его аморальности: «К этой священной книге питают они такое отвращение, что считают профанацией само внесение ее в церковь и разрешение ее там читать». Что же до сохранившихся общин старообрядцев, то «Вестник Европы» в №4 за 1828 г. (спустя 160 лет после реформы) приводит 16 (!) общих традиций между мусульманами и староверами.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!