В. ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ. ХАЗАРЫ – ТАТАРЫ - КАЗАКИ



25Б-1 «…Хазар есть нарицательное имя, а не собственное и означает еретика. Христианские Славяне заменили это слово на погани; у германцев же оно сохранилось в слове Ketzer (еретик) с полным значением древнего славянского смысла, под этим словом подразумевавшегося. Запорожские Малороссийские казаки до 18-го века сами себя называли Козарами… Что некоторые Руссы были Хазары, мы видим из сохранившихся в летописях названий Hasirrozzi, Hasirozzi, Hasarozzi, означающих не что иное, как Хазар-Руссов (хази и хазари); Нестор называет их Козари Русские.» [КЛС, с.181].

СОБАКИ = ХАЗАРЫ = КОЗАРЫ = КАЗАКИ = ТАТАРЫ

25Б-2. «В средневековой и «античной» литературе часто рассказывается о людях с СОБАЧЬИМИ ГОЛОВАМИ … по-видимому, СИМВОЛ СОБАКИ означал ДВОРЦОВУЮ СТРАЖУ. Кроме того, люди с ПЕСЬИМИ ГОЛОВАМИ прекрасно известны в средневековой европейской истории. Так называли, в частности  ЧЕШСКИХ КАЗАКОВ – ХОДОВ», т.е. «пеших воинов», от слова «ходить». Их звали ПСОГЛАВЦАМИ и на их знамени было изображение ПЕСЬЕЙ ГОЛОВЫ». [ФОМ2, с.447-449].

25Б-3. Одна из основных гипотез А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского состоит в том, «… что казачьи войска не просто составляли часть Орды, - ОНИ ЯВЛЯЛИСЬ РЕГУЛЯРНЫМИ ВОЙСКАМИ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. Другими словами, ОРДА С САМОГО НАЧАЛА БЫЛА РУССКОЙ. В прошлом Ордой называлось просто регулярное русское войско. Термины войско и воин являются церковно-славянскими по происхождению, а не старо-русскими, и вошли в употребление лишь с XVII века. Старые названия были таковы: Орда, казак, хан.» [ФОМ1, с.8].

 

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

История Руси и соседних государств, изложенная в «Джагфар Тарихы» во многом дополняет и уточняет известные из русских источников сведения. По некоторым вопросам есть существенные расхождения, но в целом булгарские летописи содержат массу полезного и просто очень интересного материала. Например, о происхождении первых русских князей, об их родственниках. Булгарский вариант Истории дает следующую картину: Айдар Угыр – отец Лачына. Лачын – отец Угыра, т.е. - Игорь Старый (или Рюрик) – отец Олега, Олег – отец Игоря (т.е. Игоря молодого).

Однако, как и любые другие древние источники, булгарские летописи не миновали исправлений и изменений, вносимых в них историками, переводчиками и редакторами. Любопытно, что работа по внесению изменений в булгарские летописи продолжается и в настоящее время. Так в издании «Джагфар Тарихы» 1993г.: «Балын – 1) земля белорусов и великороссов; 2) Северо-Восточная Русь, Московская Русь (Московское-Русское государство); 3) город Суздаль, основанный на месте булгарского балика Балын». [ДТ, с.352], а в Интернет-версии издания «Джагфар Тарихы» 1997г. после слова «балынский», дается разъяснение «византийский», например: «…балынский (византийский) правитель получил сведения…», «но внезапно Балынец (т.е. византийский император) отозвал их…»[ДТИ] . Каким образом, за 4 года, прошедшие между двумя изданиями «Джагфар Тарихы», Северо-Восточная Русь «переехала» в Византию, остается загадкой.

Тем не менее, в «Джагфар Тарихы» можно почерпнуть массу интересных сведений, например о татаро-монгольском иге на Руси или о правителях Хазарии. Мы уже видели, что некоторые татаро-монгольские ханы, при их «переезде» на бумаге в более древние века, оказывались Хазарскими правителями. Но если Орда – регулярное русское войска в состав которого входили казаки, а хазары, как пишет В.И. Классен – это казаки, то все вполне логично. Так, например, Аксак-Тимер был Хазарским (т.е. Казацким) правителем, Аксак-Тимур был из племени мангыт, во главе которого стояли Чингизиды, и из которого произошли хан Урус, хан Эдиге-Мангыт, от которого произошел русский род Урусовых. Причем, мангыты = менкулы = мэнхолы = кыпчаки еще и христиане, еще и синеглазые и светловолосые, воюют между собой, воюют с булгарами и за них и против русских и против своих соплеменников, еще и за русских воюют во время «татаро-монгольского ига». В Куликовской битве мангыты сражались против Мамая под командованием урусского военачальника, а часть казаков сражалась за Мамая. Булгарские летописи, рассказывая о походе царевича Арабшаха, просто отождествляют мангытов и татар с урусами, т.е. русскими, «Джагфар Тарихы» пишет, что Урус послал Арабшаха на урусов (русских), тот задание выполнил: разбил мангытов, татар и кытайских ногайцев. Хан Батый осуществлял «иго» на Руси при помощи созданного им казацкого войска. Русские, татары, монголы, хазары, казаки, булгары, болгары клонируются историками на страницах «учебника», часто сохраняя свои имена, но меняя эпоху. Например, Аксак-Тимер (хакан Хазарии) = Мурза-Тимур (ак-монгыт, глава черемшанских казаков) = Аксак-Тимур = Темир-Мурза (он же татарин - «печенегш» Челубей, он же - булгарский эмир Сал-Сал, руководитель казацко-печенежского войска) = Тимур-Аксак (мавераннахский эмир). Отяк (Булгарский царь) = Мстислав Удалой (Русский князь). Кучак (Булгарский эмир) = Кучко (Русский боярин). Арбат (основатель Венгерского царского дома) = Арбат (наследник Булгарского трона). Родной брат Арбата – Мал, древлянский князь, наследник Булгарского трона, командующий и Киевскими и Булгарскими войсками, дед великого князя киевского Владимира, а вот сын Мала – Добрыня, хоть и эмир, однако командовал русским войском и крестил Русь «огнем и мечом», кроме того, был волхвом и бояром. Список этот можно продолжать и продолжать.

Вывод из всего вышесказанного очевиден: на территории Руси и соседних государств шла междоусобная война. «Так называемого «татаро-монгольского» завоевания не было, то есть не было нашествия иноплеменников на Русь». [ФОМ 1,с.43].

ù

Когда Русь была татарской...

Золотоордынский период российской истории долгое время был запретной темой для отечественных исследователей. Достаточно вспомнить пресловутое решение ЦК ВКП (б) 1944 года прямо запрещавшее проведение исследований по данной тематике. К сожалению многие ложные стереотипы, являющиеся наследием коммунистической эпохи сильны и по сей день.

Великая Золотая Орда на страницах школьных (и даже вузовских) учебников до сих пор представляется как некое враждебное иностранное государство, нападавшее на Русь, подобно западным противникам - немцам и шведам. Тем самым золотоордынский период вольно или невольно исключается из контекста истории российской государственности, между тем, как историческая истина, требует со всей ясностью заявить как раз об обратном, а именно о том, что без истории Золотой Орды нельзя понять средневековой истории России и истории Восточной Европы.

Между Россией и Востоком никогда не существовало той географической и социально-психологической отчужденности, которая существовала между востоком и Западной Европой. Взаимодействие восточных славян с их южными и восточными соседями порой даже принимало формы взаимной ассимиляции. Весьма удачным представляется высказанное в этой связи мнение Л.Н.Гумилева, согласно которому Древняя Русь и Великая степь вместе составляли единое этногеографическое пространство, а развитие русской государственности неизбежно шло в тесном взаимодействии с южными и восточными соседями. В ходе сложных этносоциальных и этноконфессиональных процессов обобщались и синтезировались сущностные особенности и черты культур и религий разных народов (что, впрочем, отнюдь не является исключительным примером в мировой истории). В силу этого, по мнению Николая Бердяева «Россия не может определять себя как Восток и противопоставлять себя Запада Россия должна сознавать соединителем двух миров, а не разделителем".


Таким образом, особенности цивилизационных процессов, шедших в редкие века на обширных евразийских просторах России, можно свести к следующему: в чрезвычайно разнообразных природных условиях постепенно формировалось общее цивилизационное пространство, сохранявшее открытый характер и способность к переменам, усвоению новых ценностей, обогащению за счет социокультурного взаимодействия и взаимообмена между различными этническими элементами.

Коль скоро речь идет об истории российской государственности, необходимо прямо поставить вопрос: почему этот важнейший аспект истории до сих пор ассоциируется лишь с Киевской Русью и Московией? Как известно, Киевская Русь возникает лишь в Х веке, между тем как уже в VI - VII в.в., значительная часть нынешней территории России входила в состав могущественного Тюркского каганата. Уже с тех пор евразийское пространство, большую часть которого занимает ныне Россия, традиционно представляло собой зону сожительства, взаимопроникновения, взаимодействия славянского и тюркского этносов.

Указанный процесс наиболее активно шел в XIII-ХVI вв., то есть в период существования Руси под влиянием великой Золотой Орды. Необходимо обратить серьезное внимание на имевшиеся в то время многочисленные примеры продуктивного взаимодействия двух государственных традиций. Именно в соответствии с ордынскими обычаями на Руси были перестроены фискальная система, военная организация, посольские обычаи. Финансовые льготы православной церкви базировались в период ордынского главенства первоначально на Ясе (своде законов) Чингисхана, а затем - и на нормах мусульманского права (шариат). Сходство государственно-административных порядков в Орде и на Руси было столь значительным, что в "Задонщине" (ХV век) Русь именуется не иначе как «Залесская Орда».

Не случайно среди заимствованных в русском языке тюркских слов имеются такие, как казна, деньга, алтын, тамга (и его производное таможня), ям (откуда ямщик, ямская служба). Это указывает на, по крайней мере, значительное татарское влияние в таких важных функциях государства, как организация финансовой системы и почтовых сообщений. Можно долго перечислять многочисленные исторические названия в Москве (Китай-город, Арбат, Балчуг, Ордынка и др.) также восходящие к ордынским временам, когда Русь и Золотая Орда фактически жили в рамках единой государственно-политической системы и в какой-то мере уподоблялись друг другу.

Таким образом, сводить отношения России и Орды к последствиям пресловутого "нашествия Батыя", являвшегося лишь крупномасштабным, но ограниченным по времени набегом, едва ли возможно. Ведь в конечном счете становление российской государственности происходило в русле широкого заимствования ордынской военно-политической организации, опыта и даже самих "кадров" - представителей военно-служилого сословия.

Как отмечал великий российский историк Г. В. Вернадский, «Подчинившись государям из дома Чингисхана, русская земля в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого Океана до Средиземного Моря. (...) К центру монгольской власти должны были тянуться люди из разных концов Материка по своим разным делам - административным, торговым и тому подобным». Взаимодействие и взаимопонимание, вплоть до слияния русской и татарской знати в Московском государстве, были исключительно эффективны и совершенно логично сопровождались взаимной веротерпимостью.

В золотоордынский период на Руси появилась вполне официальная формула "царев улус и княжая отчина" - тем самым признавалась одновременно верховная власть хана и суверенное право русских князей. Русская знать легко находила соответствия своей титулатуре в золотоордынской системе. При этом князья были не просто данниками Орды, но и активными участникам ее политической жизни то есть представляли собой важное звено государственного механизма ханской державы Все это способствовало использованию ордынских принципов в организации власти и даже возможно подражанию им. Князья подчинялись великому князю, стоявшему во главе русского улуса, а великий князь был напрямую подчинен хану Золотой Орды, выдававшему ярлык на великое княжение.

"Мы видим как бы два центра, - указывал Г.В.Вернадский, - Сарай и Москву. Первый центр имеет главное, основное, значение в административно - государственной жизни всего царства Золотой Орды, но все же это не единственный центр. Исторически это может быть объяснено тем, что Золотая Орда явилась преемницей сразу двух государственных миров; степного (частью половецкого) и лесного (северорусского). В пределах первого - в южнорусских степях - оказался главный центр Золотой Орды (...) В пределах второго - в северорусских лесах - возник дополнительный русский центр Улуса Джучиева - Владимир, потом Москва». Фактически, Москва стала вторым после Сарая центром Золотой Орды, сумев захватить лидерство среди русских княжеств именно потому, что она являлась главным центром сбора дани.

Характерно, что окончательное утверждение ислама в качестве господствующей религии в Золотой Орде, происшедшее в 1312 году в правление хана Узбека, никоим образом не помешало Руси сохранить свою религиозную самостоятельность. Более того, на службу русским князьям перешло немало знатных татар. В частности, в 1329 году на службу к московскому великому князю Ивану Калите прибыл мурза Чета, прямым потомком которого спустя два столетия стал русский царь Борис Годунов. Почти все прибывшие из Орды представители военной знати были отличными наездниками, воинами-багатурами (откуда и возникло слово «богатырь»}. В результате значительный процент бояр и других служилых людей московского царя составляли представители татарской знати. Heмалую роль при московском дворе играли и представители династии Чингизидов: царевич Худайкул (в крещении Петр Ибрагимович) неоднократно замещал с качестве со соправителя уходившего в военные походы царя Василия III (1505-1533) служилый касимовский хан Шах-Али (одно время бывший ханом Казани) командовал армией Ивана Грозного в Ливонской войне.

Хорошо известно, что представители татарской знати постепенно смешиваясь с русскими дали начало множеству известных российских дворянских фамилий (в том числе Аксаковы, Апраксины, Аракчеевы, Булгаковы, Бунины, Горчаковы, Державины, Ермоловы, Карамзины, Кропоткины, Кутузовы, Мичурины, Рахманиновы, Салтыковы, Строгановы, Тимирязевы, Третьяковы, Тургеневы, Тютчевы, Уваровы, Ушаковы, Чаадаевы, Шаховские, Шереметевы, Юсуповы). Нигде в мире христианские государи не допускали столь тесного сближения со своими мусульманскими подданными.

Обретение Москвой независимости от ордынских ханов (1480 г.) не означало политического разрыва с их наследниками. Ханское звание и принадлежность к роду Чингизидов по-прежнему продолжали пользоваться уважением на Руси. Впрочем, вопреки суждениям некоторых современных исследователей, захват Казанского и Астраханского ханств не был актом религиозной войны, а представлял собой проявление типично имперской средневековой политики, определявшейся стремлением приобрести новые территории и новых подданных. В результате с ХVI века ислам и православие существуют в России как бы параллельно».

Характерно также, что Московские цари не отказывались даже от ряда важных внешних символов своей власти, имевших восточное происхождение. Например, вплоть до конца ХVII века московские великие князья и цари вели переписку с мусульманскими государями с соблюдением ордынских "протокольных" традиций, то есть с использованием официального стиля и формул, присущих парадно-канцелярскому делопроизводству Золотой Орды.

Направлявшиеся владыкам исламских стран грамоты вплоть до начала XVIII века украшались не изображением двуглавого орла, а особым каллиграфическим знаком - тугрой, заимствованной у ханов. Именно на ранней стадии формирования московского государства восточные заимствования шли особенно активно Фактический материал, подтверждающий данный тезис, весьма значителен. Уже с начала XVI столетия в грамотах крымских и ногайских ханов московский государь именуется не иначе как "Великого улуса великий князь».

Тем самым, мусульманские династии формировавшиеся в ходе распада Золотой Орды, признавали московских правителей законными преемниками власти в этом некогда могущественном государстве, ибо только Золотая Орда ранее именовалась «Великим улусом».

Входящий тогда же в обращение титул "Белый царь» являлся признанием преемственности власти московского государя от ранее правивших в Сарае ханов Белой Орды улуса Джучи (старшего сына Чингисхана) - белый цвет у кочевников символизировал запад, а указанный титул фигурировал главным образом в отношениях московского государства с народами Востока. Взятие Казани (1552 г. ) и Астрахани (1556 г.) означало в этом контексте не только включение означенных территорий в составе Российского государства, но и признание московского государя Ивана Грозного законным правителем почти всей территории бывшей Золотой Орды. На тронных приемах при царе теперь находились три короны - Московская, Казанская и Астраханская (по другой версии - Казанская Астраханская и Сибирская), а ногайские князья прямо обращались к нему как к потомку Чингисхана (хотя и по женской линии) «великого Чингиз царев прямой род счастливой государь еси...».

Многие авторитетные ученые давно признали огромное значение золотоордынского наследия в становлении российской государственности. А выводы можно проиллюстрировать на примере справедливой оценки, данной директором Института истории Академии наук Татарстана Рафаэлем Хакимом: «...татарская история последних четырех столетий оказалась частью российской. Русские, благодаря Золотой Орде, оказались вовлеченными в мировые процессы, а впоследствии сумели создать грандиозное государство под названием Россия.

История и татар, и русских упираются в Золотую Орду. Пройдет время, отпадет идеологическая шелуха, и на наследство Золотой Орды будут претендовать многие народы".

Наследие Золотой Орды, наряду с восходящими к Киевской Руси и Византии традициями Московского княжества, сыграло роль государствообразующего фактора в истории России.

Указанный вывод, приобретающий сегодня все более широкое распространение, представляет собой отражение того существенного количественного и качественного взаимодействия и взаимного влияния (вплоть до тесного переплетения и синтеза), которое на протяжении длительного времени существовало между обеими указанными традициями. В этой связи с целью пересмотра отживших стереотипов и формирования нового, объективного взгляда на отечественную историю, необходимо проведение дополнительных уточняющих исследований с участием специалистов в области истории, этнографии, археологии, социологии, политологии и смежных научных дисциплинах.

Должны быть существенно пересмотрены образовательные программы по отечественной истории как школьного, так и вузовского уровней, изданы новые учебники. Более того, вышеозначенная концепция должка самым активным образом пропагандироваться и использоваться в интересах российского государства в средствах массовой информации, а также на уровне как внутрироссийских, так и межгосударственных отношений, способствуя формированию новой геополитической стратегии в отношениях между Востоком и Западом.

Россия является наследницей не только Московского царства (как написано, например, в концепции национальной безопасности России), но и Золотой Орды. Таков тезис, который в ближайшее время станет темой серьезного обсуждения на высоком академическом уровне. С инициативой о проведении дискуссии по этому вопросу выступил Международный общественный фонд "За выживание и развитие Человечества", работающий над поиском новой российской национальной идеи.

ù

Как на Руси принимали Ислам

В доордынский период в состав мусульман Восточной Европы вливалось множество иноэтничных элементов, в том числе и восточных славян – вятичей, а также окско-клязьминских финнов, которые другой, большей своей частью вошли в состав русского народа. Кроме того, возможно включение в состав мусульманских дружинников Волжской Булгарии и норманнов, которые все-таки слагали княжеские династии на Руси. Но все это происходило до образования самого большого государства на территории нашей страны – Монгольской империи.

А что же происходило дальше, в этой самой кочевой империи с развитой городской структурой, а также в ее российском преемнике – Золотой Орде (Улусе Джучи)? Известно же, что ханы – наследники Джучи достаточно хорошо относились к православной церкви, неоднократно наделяли ее всевозможными привилегиями, причем в наибольшей степени этим прославились именно ханы – исламизаторы всея Орды – Узбек, Джанибек, а также первый хан-мусульманин - Берке.

По данным некоторых ученых, массовая христианизация финских племен мери и муромы также пришлась на годы жизни Узбек-хана и его сына Джанибек-хана. Казалось бы, государственные мужи четко закрепили имеющийся статус-кво, «отделили зерна от плевел» - одним подданным – ислам, а другим – христианство. Возможно, оно так и было, так того и хотели. Но данные археологии и скупые строчки летописей (как же они скупы на эти данные!) говорят об обратном.


Именно в это время появляются письменные упоминания о принятии ислама этническими православными в русских городах. Самым прославленным из них стал чернец Изосима, убитый во время ярославского восстания. Собственно, нам неизвестно, кем он был – славянином, финном (меря), или же тюрком (булгары и кыпчаки переселялись в Верхнее Поволжье от монгольских войск в период войн с империей Чингис-хана). Известно лишь то, что до принятия ислама он был православным монахом (чернецом) – «иже бысть сей чернец бесермен зол вельми». Собственно, запись в летописи говорит только о его убийстве.

Особо примечательны в истории Изосимы два момента. Первый из них заключается в том, что он принял ислам задолго до начала его распространения в качестве официальной религии Улуса Джучи (1312 год при правлении Узбек-хана). Напротив, Изосима был убит, уже будучи мусульманином, в 1262 году, а, когда он принял ислам, нам, собственно, и неизвестно. Напомним, что в это время ислам в Орде был крайне слабо распространен и в основном был ограничен такими областями, как Булгар, Хазар, Хорезм и Мохши. Хотя в это же время отмечается то, что многими чиновниками становятся «бесермене» - мусульмане – по, видимому, выходцы из Булгара или Хорезма. Нам известны имена темников Ахмата – правителя Курской тьмы, и знаменитого эмира Бурундая, чье влияние в том числе распространялось на Галицко-Волынское княжество.

Возможно, что принятие ислама Изосимой произошло через влияние баскаков, хотя нельзя исключить и более традиционный вариант – с купцами и ремесленниками. В любом случае, говорить о «корысти» бывшего монаха, принявшего ислам, не приходится – православное духовенство, к которому он ранее относился, пользовалось в Орде колоссальным комплексом привилегий.

Другим, гораздо менее известным, но не менее впечатляющим случаем принятия ислама русскими в Улусе Джучи, является судьба части населения ордынского города Бельджамен (Водянское городище в Волгоградской области). В черте этого города был обнаружен русский поселок. Вопреки распространенному и распространяемому мнению, население поселка отнюдь не было рабами. По крайней мере, они носили ювелирные украшения, пользовались наряду с повседневной, также покупной праздничной посудой.

Наконец, они разводили собственный скот (найдены кости свиней, которых мусульманское население, понятно, не держало) и пользовались религиозной свободой. Как-то все это не вяжется с классическим образом раба. Между прочим, подобная «классика» также присутствовала, например, захоронения рабов вблизи промануфактур-кархана на Селитренном городище (интересно, что скажут археологи будущего насчет остатков зэковских бараков и захоронений «времен культа личности»).

Итак, население русского поселка на Водянском городище было лично свободным и пользовалось многими благами цивилизации. Между прочим, такие поселки были во многих золотоордынских городах. Русский, мордовский и армянский поселки в Булгаре, упоминание об иноэтничных поселках в Сарае (асских, генуэзских и т.д.) говорят нам об этом. Но самое интересное для нас в этой ситуации другое – со временем население поселка ассимилируется. По крайней мере, землянки с православной религиозной атрибуцией уступают место обычным кирпичным золотоордынским домам с тандыром, каном и без всяких следов христианства.

Что это? По-видимому, население поселка попросту ассимилировалось во вмещающем обществе, приняв ислам и тюркский (татарский) язык. И подобная ситуация, скорее всего, была нередка. В качестве примера можно привести аналогичную ситуацию с мордвой в Наровчатском городище. К сожалению, такие объекты далеко не везде были найдены (в Селитренном городище, по словам директора археологического музея Е.М.Пигарева, «такими темпами нам еще пять тысяч лет копать»), и далеко не везде исследованы.

Так что же, получается, что в золотоордынский период принятие русскими ислама не было чем-то необычным? По крайней мере, мы видим, как население целого квартала крупного золотоордынского города перешло в другую религию, да и в самих русских княжествах летописи отмечают лишь факт убийства бывшего монаха Изосимы, а не предшествовавшую этому смену религии. Выходит, что так. Но при этом практически, как в доордынский период, происходила инфильтрация новых мусульман (не только русских, но и мордвы, армян, генуэзцев и т.д.) в общегосударственный мусульманский этнос и растворение в нем. Иными словами, новые мусульмане XIII-XV веков, принимая ислам, переходили в народ, который принес им ислам, и становились его частью.

ù

Краткий экскурс в Историю Ислама России

Ислам и Золотая Орда

Первым монгольским правителем, принявшим ислам, был хан Берке (по-монгольски «сокол»). Он действительно стал соколом ислама. Внук Темучжина (Чингиз-хана), участвовавший во множестве походов своего деда и братьев, в том числе и направленных против мусульман, он принял ислам от шейха Бохарзи в городе Бухаре. При этом он, могущественный наследник престола одной четвертой части империи, включавшей в себя большую часть обитаемого мира, внук «Покорителя Вселенной», в течение трех дней ждал приема у дверей шейха – жителя покоренной страны! Поистине, какое же нужно иметь терпение и какова была сила его веры!

Сразу после принятия ислама Берке-хан устанавливает отношения с крупнейшим в середине XIII в. мусульманским государством – Государством мамлюков, включавшим в себя Египет, Аш-Шам (историческая область, состоящая из современных Сирии, Ливана, Палестины и Иордании), Судан, Хиджаз (часть современной Саудовской Аравии, в которую входят Мекка и Медина).

После взятия монголами Багдада мамлюки пригласили к себе представителей аббасидской династии и провозгласили Халифат. Несмотря на всю формальность власти халифа, это давало мамлюкам некую сакральность их правления и возможность претендовать на распространение своего суверенитета на весь остальной исламский мир. Помимо государства мамлюков, в тот момент в мире существовали лишь мусульманская Испания (Аль-Андалус), сельджукские султанаты Малой Азии и разрозненные эмираты Северной Африки.

Кто они – мамлюки?

Салах ад-Дин аль-Айюби, освободив от крестоносцев большую часть Аш-Шама и разгромив исмаилитское государство Фатимидов в Египте, создал в XII в. на этих землях фактически независимое государство, формально вернув их под власть аббасидского халифа.

Значительную часть его войска составляли мамлюки – рабы-воины, воспитанные специально для ведения боевых действий. Мамлюки были белые и черные. Если черные по происхождению были суданцами, то белые состояли исключительно из представителей наших российских народов – кыпчаков и черкесов. Кыпчаки были выходцами из степи, а черкесами называли всех кавказских горцев без различия их происхождения. Очень важным моментом является и то, что все мамлюки на момент своей продажи в рабство не были мусульманами, а приняли ислам, уже будучи в неволе. Это обстоятельство сыграло весьма существенную роль при распространении ислама на Западном Кавказе, но это произошло несколько позже описываемых нами событий.

Мамлюки сыграли огромную роль в военных операциях Салах ад-Дина аль-Айюби, являясь основой его регулярных войск, состоявших, помимо них, из его соплеменников-курдов, наемных туркменских и бедуинских арабских племен. Впоследствии, когда потомки Салах ад-Дина выпустили знамя из своих рук, его подхватили вчерашние рабы, а ныне эмиры из мамлюков.

Наступило время мамлюкских султанов – наших соотечественников, по воле Аллаха попавших в Египет рабами, принявших там ислам и ставших правителями этой обширной страны. Первым в череде этих султанов стал Котуз, правивший сравнительно недолгий срок, после чего его сменил Захир Рукн ад-Дин Бейбарс (1260–1277 гг.).

Мамлюкские эмиры и султаны оставили неизгладимый след в истории и культуре Египта и Сирии. Защитив их от крестоносцев и монголов, они стали покровителями наук и искусств. Многие из них сами стали учеными – ханафитский факих Аргун-наиб, Халиль ибн Киклади аль-Алаи, прозванный «хранителем Востока и Запада». Являясь носителями литературных традиций своих народов, некоторые мамлюки стали превосходными литераторами и на арабском языке: аль-Ашраф Халиль, сын эмира Калауна, эмир Башкерд и многие другие. А об эмире Дамаска Ала ад-Дине ибн Абдаллахе ат-Танбаге аль-Джавали (умер в 1343–44 гг.), прозванном «самым поэтичным тюрком», его современник Ибн аль-Адим аль-Катиб написал следующие строки: «Я всегда думал, что турок отличают чарующие глаза и веки. Я нашел божественные рифмы, прекрасный диван и уверился, что у них чудесно все». Долгие века в Египте блистали построенные мамлюками медресе «Сарагатмышийя» и «Бейбарсийя». Многие наши сведения о том времени почерпнуты из трудов историка Ибн Тагрибарди, мамлюка по происхождению.

Сарай-Берке

Как уже упоминалось ранее, одним из первых дел хана Берке в качестве мусульманского правителя улуса Джучи, называемого в русскоязычной традиции Золотой Ордой, было то, что он установил дипломатические отношения с Государством мамлюков, являвшимся в то время хранителем власти халифа. Более того, он даже приказал своим войскам, воевавшим на стороне его двоюродного брата хана Хулагу против мамлюков, перейти на сторону последних.

За время правления хана Берке с 1256 по 1266 гг. его государство несколько раз обменивалось посольствами с далеким Египтом. Построенная ханом Берке новая столица Сарай-Берке стремительно выросла в один из самых больших городов Европы. По описанию географа Ибн Батуты, посетившего город в XIV в., путешественнику требовалось полдня, чтобы объехать его вокруг. По данным археологов, население Сарай-Берке составляло от 75 до 100 тысяч. И это в то время, когда население Рима было 35, а Парижа – 58 тысяч жителей. (Сразу после образования улуса Джучи – четвертой части империи, выделенной Темучжином для правления в ней потомков своего сына Джучи, Бату-хан разместил свою столицу в Булгаре – центральном городе наиболее культурной и развитой области страны. Но в скором времени он перенес свою ставку в нижнее течение Волги, выстроив там город Сарай-Бату.)

Сарай-Берке, или, как его еще называли, Сарай-аль-Джадид, был не только одним из крупнейших городов Европы того времени. В то время, как в Париже конный посыльный мог увязнуть в нечистотах, Сарай-Берке обладал развитой системой водопроводов и канализаций – следует отметить, что это было характерной чертой многих крупных мусульманских городов того времени. По сведениям Ибн Арабшаха, на службе у ханов Берке, Узбека, Джанибека и других правителей Орды были мауланы Кутб ад-Дин аль-Ислам ар-Рази, шейх Саад ад-Дин ат-Тафтазани,шейх Джаляль ад-Дин и другие ученые ханафитского и шафиитского толков, а также Хафиз ад-Дин аль-Баззази, Ахмед аль-Хаджандари и другие. Сарай-аль-Джадид, будучи молодым городом, сначала приглашал ученых из других научных и культурных центров, а потом начал выпускать собственные кадры, прославившие великую столицу. К сожалению, сейчас мы крайне мало знаем наследие наших предков – дало о себе знать планомерное уничтожение всех мусульманских книжных собраний, начатое «опричниками в рясах» во времена Ивана Грозного и продолженное их наследниками, вплоть до «комиссаров в пыльных шлемах». В наши дни одним из крупнейших собраний книг на тюрки считается каирское (также результат работы мамлюков), но оно еще ждет своего исследования.

Берке, Узбек и другие

Всего за десять лет своего правления хан Берке сумел достичь того, что мусульмане, по крайней мере на подвластных ему территориях, перестали воспринимать монголов как нечто безусловно враждебное. После его смерти ханы сменяли друг друга на престоле улуса Джучи.

Большая часть из них была мусульманами, лишь некоторые были язычниками-тенгрианцами или христианами. Но главное было сделано – улус Джучи постепенно принимал образ мусульманского государства. Точку над «i» в этом вопросе окончательно поставил хан Узбек, правивший в 1312–1340 гг. Именно он объявил ислам государственной религией улуса Джучи, к тому времени уже окончательно ставшего самостоятельной державой. Произошло это знаменательное событие в городе Наровчате (ныне Пензенская область) – административном центре одной из провинций улуса Джучи. К сожалению, сейчас в этом городе, согласно данным Единого духовного управления мусульман Пензенской области, мусульман нет, нет и ни одной действующей мечети.

Особо примечательным является то, что из всех ханов монгольских государств первым принял ислам именно хан улуса Джучи, располагавшегося большей частью на территории современной России. Правители других монгольских государств принимают ислам позднее – в улусе Джагатая в 1378 г., в улусе Тулуя в 1294–95 гг., несмотря на то, что доля мусульманского населения в них была выше. Не обошлось при принятии ислама в этих странах и без досадных курьезов. Так, например, правитель улуса Тулуя ильхан Газан до принятия ислама длительное время воевал с мусульманами – египетскими мамлюками. Приняв ислам и получив новый титул «великий султан, султан ислама и мусульман, победоносный в мире и вере Махмуд Газан», продолжил воевать против мамлюков. Взяв Дамаск, он зачитал свой указ: «Мы услышали, что правители Египта и Сирии уклоняются от пути веры, не придерживаются заповедей ислама, нарушают свои обязательства, дают нечестивую клятву; у них нет ни верности, ни долга, когда кто-нибудь из них приходит к власти, то стремится получить земли, чтобы разорить их, а Аллах не любит разорения, религиозное рвение и интересы защиты ислама заставили нас отправиться в эту страну, дабы уничтожить такую несправедливость».

О пользе и «вреде» мыла

Лишь в одном из улусов, данных во владение своим сыновьям могучим завоевателем Темучжином (Чингиз-ханом), правители не приняли ислам – в улусе Угедея. Когда правителем последнего был внук Темучжина Гадан (другая форма имени – Кадаган), то однажды он тяжело заболел каким-то кожным заболеванием. Лекари не могли его вылечить, но пришел один буддийский монах, вылечил таинственную болезнь и благодарный правитель повелел всему населению своей страны исповедовать буддизм. Некоторые комментаторы этой легенды, хорошо знакомые с монгольским бытом и с Ясой – кодексом Темучжина, строго запрещающим мыться, – утверждают, что чудодейственным лекарством был кусок обычного мыла. Пожалуй, это первый пример использования изобретений, сделанных мусульманами (в данном случае – мыла), против ислама.

В государстве Угедея распространение ислама было надолго остановлено. В качестве иллюстрации можно указать на некоторые известные факты из истории одного из его правопреемников – Джунгарского ханства. В последнем «виновных» в заклании скота согласно нормам шариата казнили способом, аналогичным закланию. Даже отдельные родоплеменные группы, прежде бывшие мусульманами, попав в Джунгарию, были принуждены отказаться от ислама. Среди таких известен род хотан-кыпчаков у алтайцев – потомков переселенцев из Восточного Туркестана, возможно, также алтайские рода найманов и кыпчаков.

От тенгрианства к исламу

Население западных улусов монгольской империи (Джучи, Джагатая и Тулуя) состояло из достаточно многочисленного местного населения, оседлого и кочевого, и относительно малочисленного кочевого населения, пришедшего из Центральной Азии (здесь и далее под этим регионом мы понимаем Монголию и прилегающие к ней области современных России и Китая). Это пришлое население, монгольское и восточно-тюркское по происхождению, несмотря на свою относительную малочисленность играло чрезвычайно важную роль: именно из него состояла феодальная знать – выражаясь современным языком, генералитет, высшее офицерство и значительная часть административного аппарата. И именно на них, в первую очередь, была направлена политика исламизации, которую повел хан Узбек, провозгласив ислам религией своей державы.

Каковы же были результаты? Среди монгольских племен, расселившихся по территории улуса Джучи, нам известны, например, кереиты, конгираты, катакины, джалаиры, мангыты и многие другие. Стоит назвать и тюркское племя найманов, также пришедшее с Темучжином.

Подавляющая часть этих племен была тенгрианцами или шаманистами, некоторые (найманы и кереиты) – несторианами. Сегодня мангытов-шаманистов или тенгрианцев не осталось, не осталось таковых среди джалаиров и катакинов. Совсем немного конгиратов-буддистов, зато огромное количество конгиратов-мусульман среди казахов и узбеков, много было и среди татар, но сейчас татары утратили племенное деление. Среди найманов не осталось несториан – все мусульмане (казахи, башкиры, татары), есть лишь небольшая группа найманов-язычников среди алтайцев, и то лишь «благодаря» политике джунгаров. Все мангыты – татары, ногайцы, казахи, узбеки – мусульмане. (Будучи честолюбивым племенем, они образовали внушительный слой феодальной знати, что дало повод к уподоблению терминов «мангыты» и «золотоордынская аристократия» в татарской исторической традиции, из мангытов же происходила и последняя династия бухарских эмиров.) Нет ни следа от несторианства в современных кереитах – башкирах, ногайцах, татарах, зато они дали свое имя целой династии – крымским Гиреям, правившим на обширной территории от границ Астраханского ханства до современной Румынии.
Оказала значительное влияние исламизация, объявленная ханом Узбеком, и на коренное кочевое население улуса – кыпчакские и башкирские племена, издавна жившие на этих землях. Начавшись еще в домонгольскую эпоху, сейчас она разгорелась с новой силой. Именно к XIV в. относится деятельность распространявшего ислам среди башкир Хусаин-бека – ученика шейха Ходжи Ахмада Ясави. Могила Хусаин-бека, расположенная около Уфы, на протяжении многих веков являлась объектом уважения к человеку, донесшему свет ислама до множества сердец.

Несмотря на то, что отдельные мусульмане среди башкир упоминались еще Ибн Фадланом, но массовое принятие ислама башкирскими племенами началась именно в XIV в. и во многом связана с ханом Узбеком.

Ислам в Сибири

В XIV же веке (ближе к его концу) правители земель, в будущем получивших название Сибирского ханства, пригласили из Мавераннахра (Средняя Азия) 360 накшбандийских шейхов для объяснения ислама своим подданным. Не все в даавате этих шейхов было сразу легко воспринято, часть из них погибла, объясняя людям ислам. Место их гибели около аула Астана на юге Тюменской области до сих пор почитается в народе. Часть шейхов вернулась на родину, а потомки оставшихся и сегодня пользуются большим уважением среди мусульман Сибири.

Именно из их потомков происходил наш великий соотечественник, сибирский татарин Абдур-Рашид Ибрагимов, распространявший ислам в Японии в начале ХХ в. и построивший там первую мечеть. Таким образом, ислам начал распространяться на обширных землях от современной Свердловской области на западе и до Томской и севера Кемеровской области на востоке, от границы Степи на юге и дальше вглубь тайги на север.

Этническим ядром были земли Омской и юга Тюменской областей. Помимо местного тюркского населения, в орбиту исламской цивилизации с ростом торговых контактов постепенно вовлекались финно-угорские народы – ханты, манси. Некоторые авторы пишут, что принятие ислама вызвало размежевание тюрков, ставших мусульманами, и финно-угров, оставшихся в язычестве. Но как тогда объяснить факт наличия в Сибири татарских аулов хантыйского происхождения, сохранивших свой быт и образ хозяйствования. Часть этих аулов имеет более позднее происхождение, но начало было положено еще в XIV в.

Одним из традиционных занятий сибирских татар была меновая торговля со своими северными соседями вплоть до Северного Ледовитого океана и на восток до Енисея и дальше. В ходе торговых контактов шло постепенное ознакомление с исламом народов тайги и тундры. Еще один интересный факт: некоторые следы влияния мусульманской культуры обнаружены у нганасанов – коренного населения Таймыра. Среди пантеона их духов упоминается «шайтан».

Возможно, есть и другие свидетельства проникновения исламского влияния, но вопрос требует серьезного изучения, причем и среди культур иных северных народов.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!