Почему Узбек не пошел дальше?



Часто задают вопрос, почему Узбек-хан не пошел дальше и не принялся распространять ислам среди славян и финно-угров (последние составляли не менее половины населения образовавшегося позднее Казанского ханства, основное население Касимовского и, по мнению многих историков, основную массу податного населения Владимиро-Суздальской Руси, Новгородчины и Рязанской земли). Более того, именно при Узбек-хане и его сыне Джанибек-хане – весьма активных распространителях ислама во внутренних областях Орды – очень усилились позиции православия в русских княжествах. Причин может быть две. Первая: в представлении Узбек-хана население его державы четко подразделялось на две неравные подгруппы – на тех, кто «на коне», и всех остальных – податного населения. Конное войско служило опорой этого государства, из него выходила знать, и именно от его позиции зависела судьба страны. Недаром земли, непосредственно подчиненные ханской власти («тахт иле» – «страна трона») были землями кочевых племен. И именно сюда направлялись имамы даавата (даи), подготовленные в медресе Булгара и Хорезма, а при нехватке своих приглашались и «зарубежные» из Мавераннахра (улус Джагатая). Может быть, эти великие ханы-подвижники, прославившиеся еще и небывалым укреплением мощи государства, просто не обращали внимания на не представляющее из себя, с их точки зрения, ничего серьезного податное христианское и языческое население. Но такой высокомерный подход в скором времени дал очень негативный результат.

Вторая точка зрения: возможно, в дальнейшем Узбек и имел в виду исламизацию славянского, финно-угорского и прочего податного населения. Но для этого ему требовалось укрепить позиции ислама среди конного войска – опоры своего трона. И первым делом он даже пошел на репрессии против собственных родственников, когда за нежелание принять ислам было казнено 70 чингизидов (наследников Чингиз-хана). С этой точки зрения можно понять и такой вроде бы странный шаг, как благоприятствование увеличивающемуся в его правление распространению христианства среди финно-угров. Если рассматривать христианство как переходную ступень от язычества к исламу, то последний факт можно было бы объяснить в целях подготовки язычников финно-угров к восприятию ислама. Но не все конное войско приняло ислам – часть, не приняв его, ушла в находившиеся под защитой Орды русские княжества. Там они были приняты и наделены уделами на кормление. Часть же конного войска, особенно находившаяся вдали от влияния центров исламской культуры, так и не приняв ислам, осталась в Степи – это предки донского и запорожского казачества.

Все эти факты однозначно подтверждают то, что едва ли найдется общество, равное по толерантности мусульманскому. Следует также обратить внимание еще на один факт: активно директивное распространение ислама в ордынский период проходило лишь в период правления Узбек-хана (1312–1341 гг.) и его сына Джанибек-хана (1342–1357 гг.). После же Джанибека распространение ислама носило лишь народный характер и характер частной инициативы. Но, тем не менее, начиная с Узбек-хана и вплоть до середины XVI в., большая часть населения современной Российской Федерации проживала в мусульманском государстве, что не могло не оставить след в народном сознании. Причем мусульманское правление распространялось и на периферийные зоны Золотой Орды.

ù

Московское правоверие: Халиф Иван и Аяты Корана на шлеме Невского

«Дерптский епископ Герман в это время начал враждовать с русскими. Те хотели подняться против Христианства, как прежде» (Старшая рифмованная ливонская хроника, XIII в.).

«Князья при содействии Церкви сплотились в борьбе против Золотой орды. Это общеизвестные вещи, которые и комментировать как-то неудобно» (замдиректора Института российской истории РАН Владимир Лавров).

Неожиданное открытие

Компьютер, да еще подсоединенный к инету, это такой шайтан-экран, который периодически вытаскивает на свет Божий информацию, о существовании которой ты даже не имел представления, и которая отказывается совмещаться с общеизвестными академическими постулатами. Вот и сейчас он как-то сам догадался, что меня может заинтересовать и подсуетился с информацией.

Так, на мой запрос о шлеме Невского, Инет в довесок подбросил еще парочку интересных вещей, среди них – шлем Ивана Грозного. И, в частности, сообщил, что:

«Конусообразный колпак шлема разделен на узкие чередующиеся сегменты, украшенные орнаментом золотых трав и цветов. По венцу шлема идут три декоративных пояса. Верхний золотой представляет собой имитацию арабской надписи. Нижний украшает золотой узор из сплетенных трав, листьев и цветов. Манера исполнения этого восточного по своему стилю орнамента свидетельствует о том, что выполнил его русский мастер, хорошо владевший техникой инкрустации золотом и явно близко знакомый с декоративным оформлением турецкого оружия и доспехов.

Между двумя орнаментальными поясами проходит узкая лента с древнерусской надписью: «Шеломъ Князя Ивана Василиевичя Великого с(ы)на Василаа Ивановичя Господаря Всея Руси Самодержца». Содержание этой надписи дает возможность предположить, что шлем был изготовлен до 1547 года - момента, когда великий князь московский Иван Васильевич принял царский титул. Шлем, выполнен, как предполагают исследователи, в Оружейной палате московского Кремля».

Я смутно могу представить себе мотивы, по которым русскому мастеру из Оружейной палаты Кремля вздумалось наносить имитацию арабской надписи. Здесь быстрее прочитывается желание не видеть очевидное. Косвенно это подтвердилось в следующей заметке, где указывалось, что:

«Генеральный консул Ирана Сейед Голамрез Мейгуни расшифровал арабскую надпись на шлеме Ивана Грозного, выставленного в астраханском Музее боевой славы. Дипломат утверждает, что выполненная на верхнем горизонтальном поясе царского шлема надпись переводится с одного редкого арабского диалекта как «Аллах Мухаммад».

Эти слова могут быть сокращенной версией известного выражения «Велик Аллах, и Мухаммед - Пророк Его». «Мы рассматриваем перевод иранского консула как версию, которая, безусловно, требует проверки лингвистов, востоковедов. Одним из объяснений, почему такая надпись могла быть на шлеме православного русского царя, может служить предположение, что головной убор был подарен отцу Ивана Грозного турецким султаном для его сына. Ведь на втором горизонтальном поясе шлема надпись сделана уже на славянском языке - «Шелом Князя Ивана Васильевича, Великого Князя сына Василия Ивановича, господаря Всея Руси Самодержца», - пояснила старший научный сотрудник музея Елена Арутюнова».

Здесь хочется отметить простоту, с которой госпожа Арутюнова озвучила подозрение, что иранский консул мог, грубо говоря, соврать. Ну, она ведь не дипломат, а старший научный сотрудник музея и для нее вопрос научной истины важнее дипломатической этики. Понимаем…

Итак, мы имеем две статьи с взаимоисключающими утверждениями. В первой говорится, что на шлеме, выполненном русским мастером из Оружейной палаты, нанесена имитация арабской надписи. Во второй – что на шлеме, подаренном отцу Ивана Грозного турецким султаном для его сына (не типичная комбинация, не правдали?) все же арабская надпись, прославляющая Аллаха и Пророка Мухаммада.

Вот какой из этих вариантов господин Лавров назначит «общеизвестным»? Собственно, даже отречение Грозного от престола в пользу татарина Саинбулата на данный момент не очень-то общеизвестно, особенно в вопросе причины, побудившей царя к такому поступку. Ну, да Бог с ним.

Понятно, что подобная надпись не стыкуется с привычным для нас школьным образом самодержца православной державы. Значит, возникает вопрос – были ли эти земли православными в современном каноническом понимании, и был ли в действительности антагонизм между христианами и «магометанами» в том мультяшном виде, к которому мы привыкли?

Коран на шлеме Невского

Начинать здесь следует с Александра Невского, которого отец, Ярослав Всеволодович, отдал в заложники Батыю, как условие получения ярлыка на княжение. Предположительная дата рождения Александра – 1230 год. В аманаты Батый его забрал в 1238, то есть – достигшего «школьного» возраста.

Плано Карпини, папский посол при ставке Батыя, подтверждает его присутствие там в 1247. То есть мальчик вырос и воспитался в Орде, впитав в себя ее ментальность. А многолетняя подростковая дружба с Сартаком, сыном Батыя, завершилась братанием на крови. Лев Гумилев отмечает, что «Побратимство считалось выше кровного родства; анды - как одна душа: никогда не оставляя, спасают друг друга в смертельной опасности».

Александр, возвратившись на север, привез с собой каплю крови Чингизидов. А также ордынскую верность этой крови, которые он передал по наследству.

Поэтому, когда родной брат Андрей предложил ему присоединиться к союзу с Даниилом Галицким против Орды, Александр, будучи «как одна душа» с Сартаком, выбрал то, что «считалось выше кровного родства», а фактически – верность Орде. Следствие этой верности – Неврюева рать, бегство Андрея, подушная перепись для сбора дани Орде, татарский контроль над Новгородом (на стороне которого был его сын).

И, возможно, как зримое подтверждение духовного родства на шлеме Александра был вычеканен 13-й аят 61-й суры Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы» (в переводе, приведенном в Оружейной палате, «Аллах» заменен на «Бог»). Нужно заметить, что среди ордынцев (тот же Сартак), до введения ханом Узбеком мусульманской религии в ранг государственной, было какое-то количество христиан (в основном - несториане), но в действительности и в Орде, и в Москве граница между Исламом и Христианством была очень зыбкой.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!