Основной принцип государственной жизни - приоритет общества



Над индивидом.

 

Позднеантичная философия

«Сократические школы»

Школа Киников

Ее основатель – Антисфен, ученик Сократа и Горгия.

Сочинения Антисфена: «О природе», «О благе», «О законе», «О слоге», «О воспитании», «О жизни и смерти» и др. 

Антисфен разработал:

- учение об общем и отдельном,

- теорию понятия, т.е. того, что характеризует вещи,

- учение о противоречии.

В центре внимания – этика и ее проблемы

Рассматриваемые вопросы: счастья и добродетели, свободы.

Добродетель – едина для всех, дает счастье.

Счастье состоит в свободе.

Свобода достигается отказом от потребностей.

Диоген Синопский – образ кинического мудреца.

Школа Киренаиков

Киренаики противопоставили аскетизму киников свой гедонизм (греч. – наслаждение). Основатель школы – Аристипп из города Кирены.

Гедонизм – этическое учение, высшую ценность и цель жизни усматривает в наслаждении.

 Гедонизм – разновидность эвдемонизма («эвдемониа» - счастье) - видит смысл жизни в счастье, а счастье понимает как наслаждение.

Этический гедонизм киренаиков основывался на сенсуализме: ощущения - единственный источник знания.

Этика киренаиков: проповедь гедонизма вела к аморализму, критерием добра и зла оказывалось наслаждение (Хорошо то, что дает наслаждение, плохо то, что его лишает). Недостижимость наслаждения лишает жизнь смысла.

Эллинистические школы.

Эпикуреизм

Основатель школы – Эпикур.

Учение Эпикура – материалистическое.

Философия Эпикура включает:

- учение о природе (физика),

- учение о нравственности (этика),

- учение о познании (каноника).

Физика Эпикура – продолжение атомистики Демокрита –Левкиппа. Тела состоят из атомов. Реальность – из тел и пустоты.

Логика Эпикура изучает законы познания истины.

Этика Эпикура исходит из идеи блага, которое видится в удовольствии, блаженстве, наслаждении. Оно состоит:

 - в удовлетворении естественных потребностей;

- в достижении спокойствия духа (атараксия);

- в достижении счастья.

Счастье – состоит в отсутствии страдания.

Эпикур разрабатывает иерархию удовольствий, деля их на высшие и низшие.

- удовольствия тела

- удовольствия души;

- удовольствия ума и духа (высшие).

 

Высшее блаженство, согласно Эпикуру, состоит в добродетели и нравственности

Главное же препятствие на пути к счастью – страх (богов и смерти).

 

Эпикуреизм получил свое продолжение в философии Тита Лукреция Кара (99-55 до н. э.).

 

 

Скептицизм

Основатель – Пиррон. Его ученики: Тимон, Агриппа, Секст Эмпирик.

Исходная позиция скептицизма заключается в отрицании истинности любого познания.

 

Рассматривает основное гносеологическое затруднение: соотношение логики мышления (доказательности) и логики реальности.

О реальных вещах судить невозможно: любое суждение опровергается противоположным. Следует вообще воздерживаться от суждений.

Цель жизни - обретение устойчивого и невозмутимого покоя (атараксия).

 

Стоицизм

Его основательЗенон из Китиона.

Последователи – Хрисипп (Греция), Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий (в Риме). Стоицизм получил широкое развитие в эллинистическом мире

и в римской культуре.

Стоицизм принимает академическое 3-частное строение философии: логика, физика, этика.

Логика стоицизма складывается из:

- риторики (правила построения беседы, речи),

- диалектики (собственно логики – прояснение критериев истины),

- грамматики (искусства слова).

 

Стоицизм – серьезное и глубокое философское учение. В нем разработаны:

- физика (основана на синтезе предшествующих систем – аристотелизма, платонизма, диалектики Гераклита, неоплатонизма),

- гносеология (исследует процесс мышления, ступени познания мира разумом),

- логика (теория умозаключений, проблемы логической семантики),

- учение о человеке (о душе и разуме как части мирового разума).

Этика стоицизма – наиболее важная часть наследия. Исходит из того, что цель человека – счастье (трактат Зенона «О человеческой природе»).

Основные тезисы этики стоицизма:

а) в мире правит необходимость; следовательно

б) счастливая (правильная) жизнь состоит в согласии с природой;

в) основа этого – сохранение здоровья и разума;

г) внешний мир воздействует на человека, порождая разнообразные страсти; 

д) мудрость состоит в том, чтобы не допускать разрушающих страстей, страдания, которое возникает от несоответствия между нашими желаниями и ходом вещей в мире.

Идеал стоика – покой, отсутствие страстей («апатия») или безучастное терпение («анатея»).

Свобода достигается не путем удовлетворения желаний, а путем отречения от них («Счастье мудрого в том, чтобы не желать никакого счастья»).

 

Литература:

1. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху Греции. М., 1994.

2. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993

3. Диоген Лаэотский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

4. Платон. Собр соч.: В 4 т. М., 1993.

5. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1.

6. Соловьев Вл. Жизненная драма Платона. // Соловьев Вл. Соч. В 2 т. М., 1990.

7. Трубецкой Е. Социальная утопия Платона. М., 1908.

8. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона: Вступ ст. // Платон. Собр. Соч. Т.1.

9. Платон. Апология Сократа // Собр. Соч. Т.1. М., 1992.

10.  Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры

11.  Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993

 

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!