Конкретное и всеобщее, множественное и единое, конечное и бесконечное.



Античная философия

План

1. Досократики. От теокосмогонии к натурфилософии.

2. Классический период античной философии.

3. Философия эллинистического и римского периодов.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

·Бытие — исходная философская характеристика наличного существования, о котором можно всего лишь сказать, что оно «есть».

·Душа — активное начало, связующее материю и идею на уровне творчества космоса.

·Идея — прообраз мира, его первореальность.

·Материя — страдательное начало, потенциальная возможность мира.

·Форма – одна из сторон, составляющих сущность вещей, активное начало.

·Субстанция — сущность; то, что существует неизменно и имеет причину в себе.

·Хаос — первопричина мира.

·Космос — упорядоченное единство мира.

 

Досократики. От теокосмогонии к натурфилософии.

 
Философия Античности (ок. VI в. до н.э. – VI в. н.э.)


 

Основные проблемы

 

         
   

 

 


Особенности древнегреческой философии:

· космоцентризм, т.е. восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях;

· поиски первоосноввсего сущего, первоначала («архэ»);

· поиски меры, гармонии, истины во взаимоотношениях человека с миром; - обращение к теме человека(Сократ, Платон, эллинизм).

· всеохватность– попытка охватить и осмыслить бытие в его полноте, сущности, многосоставности. Осмыслению подверглись все сферы: природа, человек, общество, культура.

· теоретичность – осмысление не на уровне интуиций, как в древневосточной философии, а в теоретических, абстрактных понятиях. А.ф. обнаруживает высокий уровень абстрагирования от эмпирической реальности.

Милетская школа.

 

Милетская школа

Фалес Архэ является вода, она не только основа, но и исток мира - впоследствии стали называть материей, «матерью» всех вещей и явлений окружающего мира.
Анаксимандр   Источник и основа всего - апейрон, т.е. беспредельное, порождает многообразие предметов, живых существ, в том числе людей. Апейронбеспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, Апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее). В Космосе существует свой порядок, не созданный богами.
Анаксимен   началом всего сущего считал воздух. Огонь - это разреженный воздух. Анаксимен все многообразие мира объясняет степенью сгущения воздуха. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землей и, наконец, камнем. Воздух – источник тела и души человека.

 

Милетская философия была направлена на поиски первоначала - архэ. Она характеризовалась стихийно-наивным материализмом.

Познание сущности мира и всех вещей – мудрость.

Пифагорейская школа

Пифагор (предположительно 571-497 до н. э.), положил в основу космоса число.

Основы учения:

1. Число - как определенное соотношение космоса является первоначалом сущего.

2. Числовые соотношения определяют основы существования мира, человека, их сущность. Каждое явление имеет свои числовые комбинации.

3. Числовые соотношения гармоничны («где нет числа и меры, там проживают хаос и химеры»).

4. Число рассматривается не как заместитель объекта, а как нечто, стоящее над реальностью этого объекта.

 

Элеаты (Элейская школа)

Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон

Знаменует начало собственно философского мышления в понятиях:

конкретное и всеобщее, множественное и единое, конечное и бесконечное.

Парменид:

1. Формулирует понятие единого бытия, неделимого и неизменного.

2. Считает, что осмысление бытия возможно только рациональным путем, с помощью логики и понятий. Пример – осмысление сущности и соотношения бытия и небытия. (Существует только то, что мыслимо и выразимо).

3. Построение системы доказательств. (Вопрос о соотношении бытия и мышления).

4. Разделил чувственное и рациональное, мир предметный (иллюзорен) и мир умопостигаемый (истинный). Следовательно, логика – выше, чем выводы эмпирического познания. Критерий истины – непротиворечивость в мышлении.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!