Именно аристократию кладет Платон в основу своего проекта идеального государства.



Основные принципы идеального государства:

1. Верховенство закона.

2. Устойчивость за­кона должна быть выведена из сущности государства, т.е. из его идеи.

3. Тотальное подчинение индивида государству и закону.

4. В идеальном государстве учитываются естественные склонности людей - таковы предпосылки трех классов обще­ства.

5. Естественное разделение на классы обеспечивает три функции государства:

- познание истины и написание правильных законов (философы);

- исполне­ние законов

- производство необходимых продуктов (ремесленники и зем­ледельцы)

6. Трехклассовая структура должна быть жесткой, поскольку ее разрушение повлечет за собой разрушение всей системы.

7. Обосновывается необходимость жесткого контроля, недопущения вольнодумия, системы принуждения, принудительного имущественного уравнивания.

8. В идеальном государстве не нужны ни искусство, ни свободная наука. Они лишь отвлекают от истины и способствуют моральному разложению.

9. С целью сохранения идеологии предусматривается применение методов манипуляции общественным мнением (обман, дезинформация, отвлечение внимания на второстепенные темы, об­работка сознания населения, сокрытие авторства законов, кампании против мнимых врагов государства и народа как средство подавления инакомыслия).

 

Ретроспектива пла­тонизмаДревняя Спарта, перспектива платонизматоталитарные режимы XX в.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.)

Труды Аристотеля:

 «Корпус Аристотеликум» — свод сочинений, считающийся каноническим.

В него входят:

 1. «Органон», в котором собраны трактаты по логике: «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софических опровер­жениях».

2. Трактаты «Физика»,«О небе»,«О душе».

3. Трактат «Метафизика», насчитывающая 14 книг.

4. Сочинения по этике (моральному учению): «Никомахова этика», «Большая эти­ка», «Политика».

5. Трактаты «Риторика» и «Поэтика».

6. Биологические труды: «История животных», «О происхождении животных», «О частях животных».

 

 

Труды Аристотеляотличаются систематичнос­тью и последовательностью изложения

 

Философия по Аристотелю – наука наук, наука об основа сущего, «первая философия» (метафизика).

Метафизика Аристотеля (Первая философия)

Метафизика Аристотеля – учение о сущности бытия.

Основа ее – учение о форме и материи.

     
Форма  - близка к «сущности». Это внутренняя структура вещи, закон ее существования, развития, принцип вещи. Серединное между единичным и родовым. Обладает порождающим началом - активностью в процессе производства вещей. Обладает качеством вечности
 
Материя – неоформленный субстрат, пассивна, неспособна ничего из себя породить. Обладает качеством вечности.

 


+

     
 


Многообразие вещей

 

Порождение вещей – есть процесс движения.

Движение – процесс превращения потенциального в актуальное, обнаруже­ние активности формы в момент ее соединения с материей. Движение неотрывно от вещей.

Формы движения:

1. Пространственное перемещение;

2. Изменение свойств (качественное изменение или превращение);

3. Уменьшение и увеличение.

4. Возникновение или уничтожение

 

Проблема причинности

Аристотель различает потенциальную и актуальную стороны бытия. Оно тесно связано с соотношением материи и формы.

специально рассматривает причинность, вы­деляя четыре класса (или вида) причин:

1) материальную причину (это есть субстрат, материя, из которой образуются тела;

2) формальную причину (когда форма активно проявляет себя);

3) действующую, или производящую, причину (она раскрывает источник движения, источник превращения возможности в действительность);

4) целевую, или конеч­ную, причину (цель движения).

 

 

Есть «причина причин», «форма форм». Это Космический Ум, или Нус, Бог.

 

 

Для характеристики единичного, конкретного бытия Аристотель вводит понятие «субстанция».

Содержанием субстанции является взаимосвязь материи и формы.

 

Гносеология Аристотеля

Категориальный строй человеческого знания должен соответствовать категориальному строю объективной действительно­сти.

    1. Разработка категориального каркаса познания сущего. Выделяет 10 категорий. Это — сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.

  2. Помимо категорий выделаются другие наиболее общие понятия («материя», «форма», «движение», «необходимость», «привходящее», или «случайность», «возможность» и «действитель­ность».

  3. Выделенные категории и понятия характеризуют общее в вещах и позволяют обосновать и систематизировать многообразие мира.

4. Существует только множе­ство индивидуальных предметов, заключающих в себе сущность. Нет никаких самостоятельных сущностей, пребывающих вне конкретных образований.

Этика и Политика

Аристотель создал учение об обществе и государстве, о человеке как общественном существе (« Человек есть полити­ческое животное»).

Все формы государственного устройства, считал он, подразделяются по:

1) количеству правящих (по имущественному признаку);

2) цели правления (моральной зна­чимости).

1. По количеству правящих:

     
Правильные формы: Монархия Аристократия Полития (республика)
 
Непра­вильные формы тирания, олигархия демократия  

 


2. По моральной значимости правления:

     
Правильные формы: Власть используется для общей пользы
 
Непра­вильные формы Власть используется для собственной пользы правящих  

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!