Кирилл Туровский. Слово в новую неделю по пасхе



Кирилл Туровский – выдающийся писатель и оратор второй половины ХII века. Знакомясь с его «Словом», проанализируйте, как построена данная речь, например: где используются повторы, на какой метафоре строится текст и каким образом автор распространяет свои мысли. Некоторые древнерусские слова исправлены и воспроизведены в современном написании, а ряд старых написаний сохранен для ощущения стилевого колорита древнерусского текста. При комментировании данного текста старайтесь объяснить древнерусские старинные слова и грамматические формы через современные, в то же время представить, почему данный текст обладает такой силой и привлекательностью.       

…Ныне солнце, красуяся, к высоте восходит и радуяся, землю огревает, взыде бо нам от гроба праведное солнце Христос и вся верующая ему спасает. Ныне луна, с вышняго соступивше степени большему светилу честь подавает, уже бо ветхий закон по писанию с субботами преста и пророки, Христову закону с неделею[7] честь подает.

Ныне зима греховная покаянием престала есть и лед неверия богоразумием растаяся; зима убо языческаго кумирослужения апостольским учением и Христовою верою престала есть, лед же Фомина неверия показанием Христовых ребр растаяся.

Днесь весна красуется, оживляющи земное естество, бурные ветры, тихо повевающее, плоды гобьзуют[8] и земля, семена питающи, зеленую траву ражает. Весна убо красная есть вера Христова, яже крещением поражает человеческое паки естество, бурные же ветры – грехотворные помыслы, иже[9] покаянием претворшеся на добродетели, душеполезныя плоды гобьзуют; земля же естества нашего, аки семя Слово Божие примше и страхом его болящи, присно дух спасения ражает.

Ныне новоражаеми агньци[10] и уньци[11], быстро путь берущее, скачут и скоро к матереем возвращающиеся, веселятся, да и пастыри, свиряюще веселием Христа хвалят. Агньца глаголю – кроткия от язык люди, а уньца – кумирослужителя неверных стран, иже Христовым вчеловечиванием и апостольским учением и чудесы, скоро по закон емьшеся, ко святей Церкви взвратившеся, млеко си учения сьсуть, да и учители Христовав стада, о всех молящееся, Христа Бога славят, вся волкы и агньца во едино стадо собравшаго.

Ныне древа леторасли[12] испущают, и цветы благоухания процветают, и се уже ограды[13] сладку подавают воню, и делатели[14], с надежею тружающиеся, плододавца Христа призывают. Бехом бо преже аки древа дубравная не имущи плода, ныне же присадися Христова вера в нашем неверии и уже держащеся корене Иосеева, яко цветы, добродетели пущающе, райскаго паки жития о Христе ожидают, да и святители, о церкви труждающеся, от Христа мзды ожидают.

Ныне ратаи слова, словесныя уньца к духовному ярму приводяще и крестное рало в в мысленных браздах погружающе и бразду покаяния прочертающе, семя духовное всыпающе, надежами будущих благ веселятся.

Днесь ветхая конец прияша и се быша вся нова воскресения ради.

Ныне реки апостольския наполняются, и язычныя рыбы плод пущают, и рыбари, глубину Божия вчеловечивания испытывше, полну церковную мрежю ловитвы обретают. Реками бо, рече пророк, рассядется земля, узрят и разболятся нечестивые людье.

Ныне мнишескаго образа трудолюбивая пчела, свою мудрость показающи, вся удивляет; яко же бо они, в пустынях самокормием живуще, ангелы и человеки удивляют, и си, на цветы взлетающи, медвены соты стваряют, да человеком сладость и церкви потребная подаст.

Ныне вся доброгласная птица, церковных ликов гнеездящеся, веселятся. И птица бо, рече пророк, обрете гнездо себе - олтаря Твоя, и свою каяждо поющи песнь, славит Бога гласы немолчными. /…/

Феофан Прокопович. Слово на погребение Петра Великого

Феофан Прокопович (1681-1736) – церковный и политический деятель, писатель и ученый, поэт и проповедник. Читая его речь на похоронах Петра Великого, оцените, как строится композиция, почему так кратки первые обращения и как, постепенно, овладевая собой (рассказывают, что Феофан Прокопович долгое время не мог начать говорить), оратор начинает выстраивать величественный образ Петра – преобразователя России.

Какие фигуры речи имеются в этом тексте?

Какие старинные или книжные слова формируют стиль данного текста?

 

Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? Ох, как истинная печаль! Ох, как известное наше злоключение! Виновник бесчисленных благополучий наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу, или паче, рождший и воспитавший прямый сый отечествия своего отец, которому по его достоинству добрии российстии сынове бессмертну быть желали, по летам же и составу крепости многолетно жить еще жить имущаго вси надеялися, - противно и желанию и чаянию – скончал жизнь и – о лютой нам язвы! – тогда жизнь скончал, когда по трудах, беспокойствах, печалех, бедствиях, по многих и многообразных смертех жить нечто начинал.

Довольно же видим, коль прогневали мы тебе, о Боже наш! И как раздражили долготерпение Твое! О недостойных и бедных нас! О грехов наших безмерия! Не видяй сего слеп есть, видяй же и не исповедуяй, в жестокосердии своем окаменен есть. Но что нам умножать жалости и сердоболия, которыя утолять елико возможно подобает. Как же то и возможно, понеже есть ли великия его таланты, действия и дела воспомянем, еще вящше утратою толикаго добра нашего уязвимся и возрыдаем. Сей воистину толь печальной траты разве бы летаргом некиим, некиим смертообразным сном забыть нам возможно.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 391; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!