РУГАЮЩИИ ВРЕМЯ ОСКОРБЛЯЕТ АЛЛАХА



Всевышний Аллах сказал:

«И сказали они: "Это ведь — только наша ближняя жизнь: умираем мы и живём, и губит нас только время". Нет у них об этом никакого знания, они только предполагают!» (аль-Джасия, 24).

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« Всевышний Аллах изрёк: "Меня обижает сын Адама [человек. — Ред.], ругая время, ибо Я есть время: Я чередую ночь и день" » (Аль-Бухари 8/441 и 13/389, Муслим [2246]).

В другой ривайе сказано:

« Не ругайте время, ибо, истинно, Аллах есть время » . (Муслим (2246), Ахмад 2/395, 491, 496 и 499 от Абу Хурайры).

 

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрет ругать время.

2. Ругание времени считается оскорблением Аллаха.

3. Размышление по поводу изречения: «...ибо, истинно, Аллах есть время».

4. Ругающий время оскорбляет Аллаха, даже если он не преследует такой цели в своём сердце.

 

Глава 46

О ТИТУЛАХ ВРОДЕ «СУДЬЯ ВСЕХ СУДЕЙ»

И ТОМУ ПОДОБНЫХ

 

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры, который слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« Самым низким человеком у Аллаха является тот , кого называли царь всех царей, ибо нет царя, кроме Аллаха. (Передали Аль-Бухари 10/486, Муслим (2143), Абу Дауд (4961), ат-Тирмизи [21391]).

Суфйан [ибн Уйайна. — Ред.] сказал: «Это то же, что и "шахин-шах"».

В другой ривайе говорится: «Этот человек вызовет самый сильный гнев Аллаха и будет самым скверным человеком у Аллаха в Судный день » .

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрет называться «царь всех царей».

2. Все выражения, имеющие такой же смысл, также запрещены, и на то указал Суфйан ибн Уйейна.

3. Понимание того, что это и подобные выражения запретны, даже если человек не преследует такой цели в своём сердце.

4. Понимание того, что человек должен отказаться от подобных титулов ради уважения к Всевышнему и Всемогущему Аллаху.

 

Глава 47

О НЕОБХОДИМОСТИ УВАЖЕНИЯ ИМЁН ВСЕВЫШНЕГО

АЛЛАХА И СМЕНЫ ИМЕНИ РАДИ ЭТОГО

Абу Шурайх рассказывал, что его прозвали Абу аль-Хакам [«наилучший судья»; букв.: «отец судьи». — Ред.], и как-то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Истинно, Аллах — Он есть Судья, и Ему принадлежит вся власть». Абу Шурайх объяснил: «Когда в среде моего племени возникал какой-нибудь конфликт, они приходили ко мне, и я вершил суд между ними так, что обе стороны оставались довольными». Пророк сказал: «Это прекрасно. А есть ли у тебя сыновья?» Тот ответил: «Шурайх, Муслим и Абдулла». Пророк спросил: «А кто из них старший?» Он ответил: «Шурайх». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда ты — Абу Шурайх («отец Шурайха»)». Этот хадис передали Абу Дауд и другие. (Абу Дауд (4955), ан-Насаи 8/226; хороший хадис).

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Необходимость уважительного отношения к именам и качествам Аллаха и запрещение присваивать их людям, даже если в этом нет специального умысла.

2. Смена своего имени ради этого.

3. Выбор имени старшего сына для куния.

Глава 48

О ХОЛАТНОМ ОТНОШЕНИИ К ТОМУ, В ЧЁМ

УПОМИНАЕТСЯ ИМЯ АЛЛАХА, К КОРАНУ И К

ПОСЛАННИКУ АЛЛАХА, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ

Всевышний Аллах сказал:

«А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: "Мы просто беседовали и шутили!" Скажи: "Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались?" Не извиняйтесь! Вы стали неверными после вашей веры ...» (ат-Тауба, 65— 66).

Ибн Умар, Мухаммад ибн Ка'б, Зейд ибн Аслам и Катада рассказывали: «Во время похода в Табук один человек сказал: "Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана",— имея в виду посланника Аллаха и его сподвижников, читающих Коран. Ауф ибн Малик возразил ему: "Ты не только лжец, но и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха". После этого Ауф отправился к Пророку, чтобы обо всём ему рассказать. Однако, придя, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха, чтобы извиниться, Пророк уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: "О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы..." Ибн Умар рассказывал: "Он выглядел привязанным к подпруге верблюдицы Пророка, а его ноги ударялись о камни, и он повторял: "Мы просто беседовали и шутили!.." Посланник Аллаха же сказал ему только: «Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались?» Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному». (Передал Ар-Рифаи 2/350 от Ибн Исхака; достоверный хадис).

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Очень важный вопрос о том, что любой, позволяющий себе подобные шутки, является неверным.

2. Таково толкование аята в отношении совершившего это, кем бы он ни был.

3. Разница между доносом и благожелательностью по отношению к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

4. Разница между милосердием, которое угодно Аллаху, и беспощадностью по отношению к врагам Аллаха.

5. Вопрос о том, что не каждое извинение должно приниматься.

Глава 49

О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:

﴿ و َ ل َ ئ ِ ن ْ أ َ ذ َ ق ْ ن َ اه ُ ر َ ح ْ م َ ة ً م ِ ن َّ ا م ِ ن ْ ب َ ع ْ د ِ ض َ ر َّ اء َ م َ س َّ ت ْ ه ُ ل َ ي َ ق ُ ول ُ ن َّ ه َ ذ َ ا ل ِ ي وَمَا أَظُنُّ السَّاعَةَ قَائِمَةً وَلَئِنْ رُجِعْتُ إِلَى رَبِّي

 إِنَّ لِي عِنْدَهُ لَلْحُسْنَى فَلَنُنَبِّئَنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا بِمَا عَمِلُوا وَلَنُذِيقَنَّهُم مِّنْ عَذَابٍ غَلِيظٍ﴾

« А если мы дадим ему вкусить милость Нашу после постигшей его нужды, он, конечно же, говорит: «Это – мое, и я не думаю, что наступит Час. А если я и буду возвращен к своему Господу, то непременно, для меня у Него – хороший удел. Поистине, мы сообщим тем, которые не веровали, о том, что они совершили, и дадим им вкусить суровое наказание! »

Из суры Фуссилат 50 аят.

Муджахид сказал, что это откровение ниспослано о тех, кто говорит: «Я заработал это собственным трудом, и я заслужил это».

Ибн Аббас сказал: «То есть я сам себе сделал эту милость».

Другие же сказали: «Это по тому, что Аллах знал, что я этого достоин»

Всевышний также сказал:

«Он сказал: "Всё, что мне даровано, — благодаря знанию"...» (аль-Касас, 78). Катада сказал: «Здесь выражение "...благодаря знанию..." означает "благодаря приобретённому мною знанию"».

Некоторые другие комментаторы сказали: «Это благодаря тому, что Аллах знает меня как человека, достойного этого», — что по смыслу идентично высказыванию Муджахида: «Это было даровано мне в знак почёта».

Абу Хурайра рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Некогда жили трое из сынов Израилевых: прокажённый, плешивый и слепой. Желая подвергнуть их испытанию, Аллах послал к ним ангела. Подойдя к прокажённому, ангел спросил его: "Чего бы тебе хотелось больше всего?" Прокажённый ответил: "Чистой, приятного цвета кожи, и чтобы исчезло то отвращение, которое питают ко мне люди". Ангел прикоснулся к его телу и очистилась его кожа, став чистой и приятного цвета. После этого ангел спросил его: "А какое имущество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Верблюдов или коров". И была дарована ему жеребая верблюдица, и ангел сказал: "Да будет тебе в ней благословение Аллаха ".

Придя к плешивому, ангел спросил его: "Чего бы тебе хотелось больше всего?" Плешивый ответил: "Красивых волос, и чтобы исчезло то отвращение, которое питают ко мне люди". Ангел прикоснулся к его голове, и исчезла его болезнь, и были дарованы ему прекрасные волосы. Затем он спросил его: "А какое имущество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Коров". И была дарована ему стельная корова, и ангел сказал: "Да будет тебе в ней благословение Аллаха ".

Придя к слепому, ангел спросил его: "А тебе чего хочется больше всего?" Слепой ответил: "Чтобы вернул мне Аллах зрение, и чтобы я мог видеть людей". Ангел прикоснулся к нему, и Аллах вернул ему зрение. Затем ангел спросил его: "А какое имущество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Овец". И была дарована ему беременная овца. Затем животные расплодились, и у одного появилось стадо верблюдов, у другого — стадо коров, а у третьего — отара овец.

Затем ангел в образе прокажённого явился к первому из них и сказал: "Я — бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и н и к т о мне сегодня не сможет помочь , кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто даровал тебе приятную внешность и чистую кожу, а также это имущество, прошу тебя дать мне одного верблюда, чтобы я смог продолжить свой путь". Он ответил: "Но ведь это принадлежит не только мне одному..." Тогда ангел сказал ему: "Я, кажется, узнал тебя! Разве не ты был прокажённым и презираемым всеми бедняком, а затем Аллах, Всемогущ Он и Велик, даровал тебе это богатство?" Он ответил: "Нет, я унаследовал это по наследству ". Ангел сказал: "Да вернёт тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжёшь!"

Затем он явился ко второму в образе плешивого и сказал ему то же, что говорил первому, но он ответил так же, как и предыдущий. Ангел сказал ему: "Да вернёт тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжёшь!"

Затем ангел явился к третьему в образе слепого и сказал: "Я — бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и н и к т о мне сегодня не сможет помочь , кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто вернул тебе зрение, прошу тебя дать мне в дорогу одну овцу, чтобы я смог продолжить свой путь". Он ответил: "Я был слепым, но Аллах вернул мне зрение. Поэтому бери себе, что хочешь, и оставь, что хочешь. Клянусь Аллахом, я не собираюсь мешать тебе взять то, что ты возмешь ради Аллах а ". Тогда сказал ему ангел: "Оставь себе своё богатство, ибо было послано вам испытание. Аллах остался доволен тобой и разгневался на твоих двух товарищей"».

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Тафсир аята из суры «Фуссилат»: «...Он, конечно же, говорит: "Это — моё..."».

2. Смысл слов: «...конечно же, говорит: «Это – мое (или даровоно мне)»

3. Смысл слов: «Всё, что мне даровано, — благодаря знанию» из суры «аль-Касас».

4. Поразительный рассказ, содержащий много поучительных уроков.

 

Глава 50

О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:

﴿ف َ ل َ م َّ ا ءَا ت َ اه ُ م َ ا ص َ ال ِ حاً ج َ ع َ لا َ ل َ ه ُ ش ُ ر َ ك َ اء َ ف ِ يم َ ا ءَا ت َ اه ُ م َ ا فَتَعَالى اللهُ عَمَّا يُشْرِكُونً﴾

«Когда же Он даровал им здорового ребенка, они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им» Из суры аль-А‘раф 190 аят.

Ибн Хазм сказал: «Они [саляфы. — Ред.] единогласно согласились с тем, что любое имя, смысл которого содержит преклонение перед кем-либо помимо Аллаха как, например, Абду Амр ("раб Амра"), Абду аль-Кааба ("раб Каабы") и т.п., является запретным. Исключением [из единогласного мнения. — Ред.] является имя Абд аль-Мутталиб».

Комментируя приведённый выше аят, Ибн Аббас сказал: «Адам овладел ею [Евой] и она забеременела от него. Тогда пришёл к ним Иблис и сказал: "Я — ваш приятель, который вывел вас из Рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребёнка рогатым, с рогами горного козла, и он разорвёт тебе живот". Он продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его Абд аль-Харисом (Аль-Харис, букв. «пахарь» — имя Иблиса). Таким образом, Абд аль-Харис означает «раб Иблиса» [«раб Шайтана». — Ред.]). Однако они отказались повиноваться ему, и ребёнок родился мёртвым. Затем она забеременела во второй раз, и Иблис опять пришёл к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и ребёнок опять родился мёртвым. Она забеременела в третий раз. Опять пришёл Иблис и напомнил им о случившемся дважды. На этот раз любовь к ребёнку овладела ими, и они назвали его Абд аль-Харисом. Поэтому было сказано: «...Они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им» (аль-А‘раф, 190). Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.

Он же передал достоверный хадис Катады, который сказал: «В сотоварищи были приобщены к Нему в повиновении, но не в поклонении».

По поводу же высказывания Всевышнего «"Если Ты даруешь нам здорового ребёнка, мы будем Тебе благодарны!"» (Преграды, 189), Муджахид сказал: «Они боялись, что он не будет человеком». Об этом же упоминали аль-Хасан [аль-Басри. — Ред.], Саид [ибн Джубейр. — Ред.] и другие.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрет на все имена, смысл которых содержит преклонение перед кем-либо, помимо Аллаха.

2.Тафсир 190 аята из суры «аль-А‘раф».

3. Этот ширк только в имени, а не в настоящий.

4. Дарование Аллахом человеку здоровой девочки также является Его благом.

5. Саляфы  подчёркивали разницу между ширком в повиновении и ширком в поклонении.

Глава 51

О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:

﴿ وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا و َ ذ َ ر ُ وا ال َّ ذ ِ ين َ ي ُ ل ْ ح ِ د ُ ون َ ف ِ ي أ َ س ْ م َ ائ ِ ه ِ﴾

«У Аллаха – прекрасные имена; взывайте к Нему ими, и оставьте тех, кто уклоняется от истины в Его именах. Им воздастся за то, что они делают!»

Из суры аль-А‘раф 180 аят.

Ибн Абу Хатим приводит толкование Ибн Аббаса о словах Аллаха: « ...тех, кто уклоняется от истины в Его именах ...» — это те, кто придаёт Ему сотоварищей».

Ибн Аббас также сказал: «Название ал-Лат произошло от «аль-Илаh» (Божество), и название «аль-Узза» — от «аль-Азиз» (Могущественный)».

Аль-Амаш сказал: «Они [которые уклоняются от истины] вносят в них [имена Аллаха. — Ред.] то, что к ним не относится».

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Утверждение наличия имён у Аллаха.

2. И Его имена прекрасны.

3. Повеление взывать к Аллаху по средством этих имен.

4. Повеление отвергать невежественных людей, которые отрицают имена Аллаха и уклоняются от истины в них.

5. Разъяснение понятия «уклоняются от истины» в отношении имён Аллаха.

6. Угроза тому кто уклоняются от истины.

 

Глава 52

О НЕДОПУСТИМОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ « АС-САЛЯМУ АЛЯ АЛЛАХ »

 

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис Ибн Масуда: «Когда мы были вместе с Пророком на Намазе мы говорили: "Мир Аллаху от рабов Его, мир такому-то и такому-то...". Услышав это, Пророк сказал нам:

« Не говорите " салям аля Аллах " ( мир Аллаху ) ибо, поистине, Аллах Сам есть ас-Салям» . (Аль-Бухари 2/266, Муслим (402) и (58), Абу Дауд (968), Ибн Маджах (899) и ан-Насаи 2/240).

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Тафсир слова «салям».

2. Указание на то, что это является приветствием.

3. Это приветствие неприемлемо по отношению к Аллаху.

4. Указание на причину этого.

5. Как нужно обращаться к Аллаху с приветствием.

Глава 53

О ВЫРАЖЕНИИ «О АЛЛАХ, ПРОСТИ МЕНЯ,

ЕСЛИ ТЕБЕ ЭТО УГОДНО! »

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« Пусть ни один из вас не говорит: «О Аллах, прости меня, если это угодно Тебе!» или «О Аллах, помилуй меня, если это угодно Тебе!» Необходимо упорно просить желаемое, ибо ничто не может принудить Аллаха к чему-либо » . (Аль-Бухари 11/118, Муслим (2679).

В ривайе у Муслима говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

« Настойчиво просите желаемое, так как все что Он дает, ничего для Него не стоит» .

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрет говорить «Ин ша Аллах» при дуа.

2. Указание причины этого запрета.

3. Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Необходимо упорно просить желаемое...

4. Необходимость усиливать пожелание обращающегося с мольбой.

5. Указание на причины этого.

 

Глава 54

О НЕДОПУСТИМОСТИ ВЫРАЖЕНИЙ

«МОЙ РАБ» ИЛИ «МОЯ РАБЫНЯ»

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« Пусть никто из вас не говорит [своему слуге. — Ред.]: «Накорми своего господа», либо: « Помоги с оверши ть омовение свое му господ у ». Следует говорить «...своего господина» или «...своего хозяина ». Пусть никто из вас не говорит: «Мой раб» или «моя рабыня» , а говорит «мой юноша» «моя девочка» или «мой мальчик». (Аль-Бухари 5/129—131, Муслим (2249) и (15), Ахмад 2/316).

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрет выражений «мой раб» и «моя рабыня».

2. Слуга не должен обращаться к своему хозяину со словами «мой господь», а хозяину не следует говорить своему слуге «накорми своего господа».

3. Хозяину следует обращаться к слуге со словами: «мой юноша», «моя девочка» или «мой мальчик».

4. Слуге же следует обращаться к своему хозяину со словами: «мой господин» или «мой хозяин».

5. Цель этого заключается в воплощении таухида даже в словах.

 

Глава 55

О ТОМ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ОТКАЗЫВАТЬ

ИСПРАШИВАЮЩЕМУ ИМЕНЕМ АЛЛАХА

 

Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« Если кто-то попросил у вас что-либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил у вас убежищя именем Аллаха, то представте его ему; если кто-то позвал вас (в гости) , то ответьте ему; если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, а если вы не найдёте чем отблагодарить, то сделайте за него дуа , пока не посчитаете, что вы его отблагодарили » . Достоверный хадис, переданный Даудом и ан-Насаи*. (Абу Дауд (1672), ан-Насаи 5/82, Ахмад 2/68, 99, Ибн Хиббан (2071), аль-Хаким 1/4126; достоверный хадис).

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Необходимость предостовления убежища тому, кто просил его именем Аллаха

2. Необходимость удовлетворения просьбы просящего именем Аллаха.

3. Необходимость ответа на зов того, кто зовёт в гости.

4. Необходимость отблагодарть того, кто сделал вам добро.

5. Если человек не имеет невозможностей отблагодарть, то ему необходимо сделать за него дуа.

6. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: « ...Пока не посчитаете, что вы его отблагодарили » .

Глава 56

ЛИКОМ АЛЛАХА МОЖНО

ИСПРАШИВАТЬ ТОЛЬКО РАЯ

Джабир ибн Абдулла рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« Ликом Аллаха можно испрашивать только Рая ». Этот хадис передал Абу Дауд. (1671 ; слабый хадис).

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1 . Запрет испрашивать что-либо ликом Аллаха, кроме наивысшей цели — Рая.

2. Утверждение атрибута лика.

 

Глава 57

О ВЫРАЖЕНИИ «ЕСЛИ БЫ...»

Всевышний Аллах сказал:

«Они говорят: "Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь"...» (Али Имран, 154).

Всевышний сказал также:

«Те, которые сказали про братьев своих, сами оставшись дома: "Если бы они послушались нас, то не были бы убиты"...» (Али Имран, 168).

В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал ему:

« Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся [перед трудностями. — Ред.]. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: «Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это предопределил Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно»,— поскольку «если бы...» открывает возможность для козней Шайтана » . (Муслим [2664]).

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аятов 154 и 168 из суры «Али Имран».

2. Явный запрет на произношение выражения «если бы...» в случае какой-либо неприятности.

3. Причиной этого является то, что при употреблении этого выражения открывается возможность для козней Шайтана.

4. Прекрасные слова, которые необходимо произносить в таких случаях.

5. Повеление настойчиво стремиться к полезному, испрашивая при этом помощи у Аллаха.

6. Запрет на то, что противоположно этому, то есть на проявление слабости и бессилия.

Глава 58

О ЗАПРЕТЕ РУГАТЬ ВЕТЕР

 

Убайй ибн Ка'б рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« Не ругайте ветер. Если вы увидели в нём то, что вам неприятно, то скажите: «О Аллах, мы испрашиваем у Тебя добра этого ветра, добра, которо го он несёт с собой, и добра, котор го ему велено творить, и прибегаем к Тебе от зла этого ветра, зла, которое он несёт с собой, и зла, которое ему приказано творить » . Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным. (Ат-Тирмизи, [2253]).

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрет ругать ветер.

2. Наставление говорить добрые слова, когда человек видит то, что ему неприятно.

3. Указание на то, что ветер подчинен воле Аллаха.

4. Ветру может быть приказано нести с собой добро или зло.

 

Глава 59

О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:

﴿يَظُنُّونَ بِاللَّهِ غَيْرَ الْحَقِّ ظَنَّ الْجَاهِلِيَّةِ يَقُولُونَ هَلْ لَنَا مِنَ الأَمْرِ من شَيْءٌ قُلْ إِنَّ الأَمْرَ كُلَّهُ للهِ﴾

﴿ الظ َّ ان ِ ين َ ب ِ الله ِ ظ َ ن َّ الس َّ و ْ ء ِ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ د َ ائ ِ ر َ ة ُ الس َّ و ْ ء ِ﴾

«Они неспроведливо думали об Аллахе, как это делали во времена джахилии, говоря: «Могли ли мы сами принять какое-нибудь решение (или получим ли мы что-нибудь от этого дело)»? Скажи: «Дела (или решения) целиком принадлежат Аллаху» Из суры Али Имран 154 аят. Так же, слова Его:«Которые имеют злые мысли относительно Аллаха, Зло это обернется против них» Из суры аль-Фатх 6 аят.

 

По поводу первого аята Ибн аль-Каййим сказал: «По мнению толкователей Корана, эти злые мысли мушриков заключались в том, что Всевышний, якобы, не помогает Своему посланнику и что его дело исчезнет. Другие толкователи считают, что эти мысли заключались в том, что всё происходящее не является следствием предопределения Аллаха и Его мудрости. Их также истолковывали как отрицание Мудрости Аллаха и Его предопределения, отрицание того, что Аллах довершит дело Своего и возвысит Ислам над всеми религиями. Это и есть те злые мысли, которые имели лицемеры и мушрики и о которых говорится в суре «аль-Фатх».

Это действительно были злые мысли, поскольку абсолютно не подобает измышлять подобное о Восхвалённом Аллахе, Его мудрости, славе и верном обещании. А те, кто допускает, что кто-то одержит победу над истиной, кто отрицает то, что всё происходящее происходит по Его Предустановлению и Предопределению и что Его Предопределение связано с глубокой мудростью, достойной прославления, и кто утверждает, что всё происходит по простому стечению обстоятельств, тот имеет такие же злые мысли, которые имеют неверные. Горе тем, которые не веруют от того что они попадут в Огонь!

Большинство людей имеют злые мысли об Аллахе под воздействием того, что происходит в жизни с ними или с другими людьми. От подобных мыслей могут избавиться только те, кто познал Аллаха, Его имена и качества и сознаёт причину и необходимость Его Мудрости и прославления Его. Пусть каждый умный человек подумает об этом, раскается пред Аллахом и попросит Аллаха простить его за свои злые мысли...

Кого ни спроси, увидишь раздражение от Предопределения и упрёк в его адрес. Все говорят, что должно было случиться так-то, а случилось так-то. Каждый человек в большей или меньшей степени жалуется на судьбу. Проверь себя, избавлен ли ты от подобного ропота?

Если ты освободишься от этого, то спасёшься от великого бедствия. И я не вижу для тебя другого способа спасения».

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Тафсир 154 аята из суры «Али Имран».

2. Тафсир 6 аята из суры «аль-Фатх».

3. Сообщение о том, что число разновидностей злых мыслей относительно Аллаха, которые имеют лицемеры и мушрики, не ограничено.

4. От подобных мыслей избавятся только те, кто познал имена и качества Аллаха и признал свою ничтожную сущность.

 

 

Глава 60


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!