О ТЕХ, КТО ОТРИЦАЕТ НЕКОТОРЫЕ



ИМЕНА И АТРИБУТЫ АЛЛАХА

Всевышний Аллах сказал:

«...Они не веруют в Милосердного. Скажи: "Он — Господь мой! Нет никого достойного поклонения , кроме Него. На Него я уповаю, и к Нему моё обращение!"» (ар-Ра’д, 30).

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис:

Али сказал: "Рассказывайте людям по мере их понима ния . Разве вы хотите чтобы Аллах и Его посланник были отвергнуты?" (Аль-Бухари, 1/199).

Абд ар-Раззак передал от Мамара [ибн Рашида. — Ред.] от Ибн Тавуса от его отца о том, что Ибн Аббас рассказывал:

« Я видел человека, который резко вздрогнул в знак возмущения, услышав хадис от Пророка по поводу качеств Аллаха. Я спросил: "Что пугает их? Они принемают ясные аяты, однако гибнут от неясных ?" » (Абд аль-Кадир аль-Арнаут сказал, что иснад этого хадиса достоверен).

Когда курайшиты услышали упоминание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о Милосердном, они отвергли это. Тогда Аллах ниспослал по их поводу: «.„Они не веруют в Милосердного...» (Ра’д, 30).

 

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Отрицание какого-либо из имён и качеств Аллаха является признаком отсутствия веры.

2. Тафсир 30 аята из суры «Ра’д».

3. Запрещение рассказывать то, чего слушающий не понимает.

4. Причина этого заключается в том, что непонятное ведёт к отвержению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, даже если отрицающий делает это непреднамеренно.

5. Высказывание Ибн Аббаса о том, кто отрицает что-либо из имён и качеств Аллаха, и что это губит его.

Глава 41

О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:

﴿يَعْرِفُونَ نِعْمَ ت َ اللَّهِ ثُمَّ يُنكِرُونَهَا وَأَكْثَرُهُمْ الكَافِرُونَ ﴾

«Они знают благо Аллаха, а потом отрицают его, и большинство из них – неверующие» Из суры ан-Нахль 83 аят.

 

Муджахид сказал, что смысл этого в том, что человек говорит: «Это — моё имущество, которое я унаследовал от моих предков».

Аун ибн Абдулла сказал, что эти слова относятся к тому, кто говорит: «Если бы не такой-то, то так бы не случилось».

Ибн Кутайба сказал: «Они говорят: "Мы добились этого вследствие заступничества наших божеств"».

После хадиса Зейда ибн Халида, в котором говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Среди Моих рабов выявились вер ую щие в Меня и неверующие...», — Абу аль-Аббас [Ибн Теймийа. — Ред.] писал: «В Книге Аллаха и Сунне много текстов, в которых Всевышний осуждает тех, кто приписывает Его блага другому и таким образом приобщает к Нему сотоварища».

Некоторые саляфы  сказали, что эти слова относятся и к тем, кто при удаче говорит, что «ветер был благоприятным, а штурман был — искусным», и тому подобное, что и сейчас у многих на языке.

 

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Разъяснение познании и отрицании блага Аллаха.

2. То, что подобное распрастранено у многих на языке.

3. Подобные высказывания называются «отрицанием блага Аллаха».

4. В сердце человека может сочетатся две противоположности.

 

Глава 42

О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:

﴿ فَلَا تَجْعَلُوا لِلَّهِ أَندَادًا وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ﴾

«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно»

Из суры аль-Бакара 22 аят.

В отношении этого аята Ибн Аббас сказал: «Придавание Аллаху равных является ширком, который более скрыт, чем следы муравья, ползущий по чёрному, гладком камню в кромешном мраке ночи. Таким ширком будет, если ты скажешь: "Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!" или "Если бы не эта собачка, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры". Иногда один человек говорит другому: "Если пожелает Аллах и ты..." Или могут сказать: "Если бы не Аллах и такой-то; не надо приписывать милость кому-то кроме Аллаха". Во всех этих выражениях присутствует ширк». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.

От Абдуллы ибн Умара ибн аль-Хаттаба передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие и ( или ) в ширк » .Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его хорошим, а аль-Хаким сказал, что он является достоверным. (Ат-Тирмизи (1535), Ахмад 2/69, 87 и 125, аль-Хаким и др., достоверный хадис).

Ибн Масуд сказал: «Я бы предпочёл ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом».

Хузейфа рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« Не говорите: "Если будет угодно Аллаху и такому-то". Вам следует говорить: "Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то » .Достоверный хадис, приведённый Абу Даудом. (Абу Дауд, (4980), Ахмад 5/3 84).

Ибрахим ан-Нахаи считал запретным говорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите», а разрешал говорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя». Он сказал: «Допустимо также говорить: "Если бы не Аллах, а затем такой-то...", но не говорите: "Если бы не Аллах и такой-то..."».

 

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Тафсир 22 аята из суры «аль-Бакара» в отношении приобщения к Аллаху равных.

2. Сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах и да благословит нашего Пророка, толковали этот аят, ниспосланный по поводу большого ширка, в том смысле, что он включает и запрещение малого ширка.

3. Клятва не Аллахом является ширком.

4. Истинная клятва не Аллахом более греховна, чем ложная клятва Аллахом.

5. Разница между союзом «и» и наречием «затем» в речи.

 

Глава 43

О ТЕХ, КОГО НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ

КЛЯТВА АЛЛАХОМ

 

Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« Не клянитесь своими отцами! Кто же поклялся Аллахом, тот должен сказать правду, а тот, кому поклялись Аллахом, должен удовлетвориться. Если же это его не удовлетворяет, то он не от Аллаха » . Хороший хадис, переданный Ибн Маджой. (Ибн Маджах (2101); достоверный хадис).

 

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрещение клясться отцами.

2. Повеление удовлетворяться тому, кому клянутся Аллахом.

3. Суровая угроза тому, кто не удовлетворяется ею.

 

Глава 44

О ВЫРАЖЕНИИ : «ЕСЛИ ПОЖЕЛАЕТ АЛЛАХ И ТЫ »

Кутейля рассказывала:

« Однажды к Пророку пришёл один иудей и сказал: "Вы совершаете ширк, так как говорите: 'Если пожелает Аллах и ты', а также клянётесь Каабой". После этого Пророк повелел, чтобы, принося клятву, люди говорили: "Клянусь Господом Каабы", а также: "Если пожелает Аллах, а затем ты"». Этот хадис передал ан-Насаи и назвал его достоверным.(Ан-Насаи 7/6, Ахмад 6/371 и 372; достоверный хадис).

 

Он же передал хадис Ибн Аббаса:

Один человек сказал Пророку: "Если пожелает Аллах и ты". В ответ на это Пророк спросил его: Ты что, приравниваешь меня к Аллаху? Если пожелает Один Аллах! (Передали Ан-Насаи в «Аф'аль аль-Йаум ва-ль-Лейла», Ахмад 1/214, 283, 347 и др.).

Ибн Маджах передал хадис Туфейла, брата Аиши по матери:

Однажды во сне я увидел, что подошёл к группе иудеев и сказал: "Поистине, вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили, что Узейр — сын Аллаха. Они ответили: "И вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили: "Если пожелает Аллах и Мухаммад". Затем я подошёл к группе христиан и сказал им: "Поистине, вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили, что Иса — сын Аллаха". Они сказали: "И вы были бы прекрасным народом, если бы не говорили: "Если пожелает Аллах и Мухаммад". Проснувшись утром, я рассказал об этом некоторым людям, а затем пришёл к Пророку и также рассказал ему о своём сне. Он спросил: "Ты рассказал кому-нибудь об этом?" Я ответил: "Да". Тогда Пророк воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, а затем сказал: "Туфейль видел сон, о котором рассказал некоторым из вас. Вы употребляли выражение, которое в силу некоторых обстоятельств я не мог запретить вам ранее. Так вот, не говорите более: "Если пожелает Аллах и Мухаммад",— а говорите: "Если пожелает Один Аллах". (Передали Ибн Маджах (2118), Ахмад 5/72, ад-Дарими 2/295 и др. от Хузайфы ибн Йамама).

 

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Знание иудеев о малом ширке.

2. Понимание человеком подобных вопросов [в данном случае: понимание иудеями малого ширка. — Ред.], если это соответствует его страстям.

3. Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Ты что, приравниваешь меня к Аллаху?Чего же тогда заслуживает человек, который написал следующие строки: «О благороднейший из людей! [т.е. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред.]. Не у кого мне искать спасения, кроме как у тебя...»

4. Это выражение не является большим ширком, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ...в силу некоторых обстоятельств я не мог...

5. Праведное сновидение является частью Божественного откровения.

6. То, что сон иногда может служить основанием для некоторых законоположений.

 

Глава 45


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!