Глава XIV. ТИМУРИДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ



 

 

В НАПРАВЛЕНИИ НОВОГО МИРА

 

В XV веке или, скорей, во второй его половине мир, получив импульс от Европы, изменился так радикально, как не менялся с ранней античности, и Азия в целом, как и Иран в частности, ощутили последствия этого. С 1453 г., когда турки взяли Константинополь, года, который часто выбирают условной датой завершения Средних веков и начала Нового времени, и в течение пяти последующих десятилетий события развивались стремительно. Самыми яркими из них были, конечно, открытие Америки Христофором Колумбом в 1492 г., повлёкшее последствия, которые сказались через определённое время и с тех пор сказывались всё больше, и плавание вокруг Африки Васко да Гамы, обогнувшего в 1498 г. мыс Доброй Надежды, плавание, результаты которого стали ошеломительными, так как традиционный для мировой торговли путь через Ближний Восток и Средиземное море, где доминировали итальянские мореплаватели, перестал быть неизбежным, так как теперь европейцы, закупая товары в Индии и Китае, могли обходиться без посредников, что лишило транзитные страны одного из источников богатств и привело в порты Индии и Китая иноземцев из дальних и неведомых стран, людей алчных и агрессивных. Около 1505 г. пряности стоили в Лиссабоне в пять раз дешевле, чем в Венеции, образовались Португальская и Испанская империи. От этой новой ситуации Иран пострадал особо, ведь он не смог отреагировать так, как это сделали османы, завоевавшие Сирию и Египет, и оказался под угрозой удушения. Другие факты, как будто касавшиеся Азии не столь непосредственно, имели для Ирана, возможно, не меньшее значение, поскольку дали Европе средства для будущей гегемонии: развитие печати благодаря Гутенбергу, знаменитая Библия которого появилась в 1450‑1455 г., дало возможность для необыкновенно широкого распространения знаний; решительное усовершенствование огнестрельного оружия постепенно лишило кочевников превосходства, какое давали им подвижность коней и эффективность стрельбы из луков, превратило высокие стены городов в театральную декорацию.

Вследствие ли великих открытий или нет, но Европа за эти полвека претерпела эволюцию решающей важности, отвернулась от своего прошлого и пережила интеллектуальное, художественное, политическое и экономическое брожение, толкнувшее её вперёд. С наступлением Кватроченто кончилось то, что ещё оставалось от средневековья, и началось Возрождение, когда не только вернулись к греко‑латинским истокам, но и открыли возможность по‑новому чувствовать, мыслить и жить. Именно тогда расцвела полифоническая музыка, появились на свет Рафаэль, Микеланджело, Тициан, именно тогда Леонардо да Винчи написал в Милане «Тайную вечерю», в 1473 г. родился Коперник, в 1483 г. – Лютер, которые поставят под вопрос самые укоренившиеся убеждения. Время княжеств кончилось, во Франции – с исчезновением герцогства Бургундского и браками Анны Бретонской с представителями королевской семьи, в Испании – с объединением Кастилии и Арагона в 1469 г. и завершением Реконкисты (взятием Гранады в 1492 г.), в Германии – с воцарением Фридриха III (1440‑1493) и Максимилиана (1493‑1519), царствование которых предвещало гегемонию Австрийского дома, на Руси – с воцарением Ивана III (1462‑1515), «собирателя земли русской», который основал Московское государство. Всё показывало, что баланс сил в мире меняется, что Восток теряет тысячелетнее превосходство над Западом, которым он, несмотря на существование Римской империи, всегда обладал. В Азии XVI и XVII вв. ещё, конечно, будут великие эпохи, в Китае – при Канси (1662‑1722), в Индии – при Акбаре (1556‑1605) и Шах‑Джахане (1605‑1627), в Турции – при Сулеймане Великолепном (1520‑1566), в Иране – возможно, при шахе Аббасе I Великом (1588‑1625), но на этот континент уже проникла болезнь, которая его подточит.

Тем временем, словно всё это возбуждение их стимулировало, на землях, которые занимают нас, землях иранского или, если угодно, ирано‑тюркского мира на рубеже тысяча пятисотого года появилось три монарха исключительного масштаба: Бабур (1483‑1530) – Тимурид, Шейбани‑хан (1468‑1510) – узбек, шах Исмаил (1501‑1524) – Сефевид и, может быть, четвёртый, если забыть о его недостатках как политика и учитывать только его роль в культуре: Хусейн Байкара (1469‑1506).

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!