ГЛАВА IV . НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА В ЕВРОПЕ И АЗИИ



(ХI – XIV ВВ.)

 

 

Западная Европа

 

XI – XIV вв. стали для Западной Европы временем значительных перемен. В социально-экономической сфере наблюдался расцвет фео­дализма и зарождения буржуазных отношений. Этому способствовал бурный рост городов, которые породили сословие бюргеров – пред­шественников буржуазии, преодолевалась феодальная раздроблен­ность, складывались национальные государства с сословно-предста­вительными монархиями. Церковь, чувствуя ослабление власти над обществом, любыми средствами пыталась ее сохранить и укрепить, но это уже было невозможно. Указанные изменения шли на фоне мощной экс­пансии западного мира, которая и определила в конечном счете кро­вавый, жестокий характер эпохи.

В конце Х – начале XI века в Западной Европе начинается пе­риод стабилизации и медленного постепенного расцвета. Это время ознаменовалось несколькими важнейшими явлениями в различных сфе­рах жизни общества.

Х – XIII века стали периодом так называемой аграрной революции. Ее составляющими явились: переход к оседлости и земледелию пос­ледних кочевых племен (норманны); распространение трехпольного се­вооборота, который позволил увеличить засеваемые площади (вместо 1/2 только 1/3 оставалась под паром); совершенствование техники. Как результат этих процессов – рост урожайности, улучшение пита­ния и рост населения в Западной Европе (хотя уровень производства при этом оставался очень скромным). По мнению М.К. Беннета, насе­ление всей Европы выросло с 42 млн в 1000 году до 73 млн человек в 1300 [2].

Первый крестовый поход состоялся в конце XI века и завер­шился созданием Иерусалимского королевства (просуществовало до 1187 г.). В XIII веке захватнические войны, вдохновляемые папс­твом, стали терять свою религиозную окраску, все больше стали проявляться их чисто грабительские цели. Ярче всего их подлинная суть выразилась в четвертом крестовом походе (1202 – 1204 гг.). Ве­нецианский правитель Энрико Дандоло, вступив в сговор с вождями рыцарских отрядов (французов, итальянцев, немцев), сумел изменить направление похода. Осенью 1202 года крестоносцы завоевали хрис­тианский город Задар в Далмации, а затем 12 апреля 1204 года фак­тически с благословления папы Иннокентия III захватили Константи­нополь – столицу Византии и православного мира. В пламени пожаров сгорели богатейшие библиотеки, навсегда исчезли прекрасные памят­ники античного искусства, средоточием которых являлся Константи­нополь. Крестоносцы вывезли из византийской столицы величайшие ценности. Позолоченная бронзовая квадрига (четверка коней), тво­рение древнегреческого скульптора Лисиппа, украшавшая константи­нопольский ипподром, до сих пор возвышается над главным входом в венецианский собор Св. Марка.

Варварский захват Константинополя основательно подорвал папскую идею «священный войны» против мусульман. Поражением за­кончился пятый поход (1217 – 1221 гг.) против мусульман. Недолго­вечным оказался успех шестого похода (1228 – 1229 гг.). К концу XIII века крестоносцы утратили свои владения на востоке.

Современные западные историки оценивают результаты кресто­вых походов все более мрачно. «Святые земли, ставшие ареной вой­ны, отнюдь не были источником хороших или плохих заимствований, о которых заблуждавшиеся историки некогда с увлечением писали», – отмечает французский исследователь Жак Ле Гофф. Он считает, что крестовые походы не способствовали подъему торговли, не приносили ни технических новшеств, ни новых производств, непричастны к духовным ценностям. Напротив, они вели к оскудению Запада, осо­бенно рыцарства, походы сделали непроходимым ров, разделявший За­пад и Византию.

До XIV века разговоры о крестовых походах возобновлялись часто, но в поход никто не собирался.

Важнейшей составной частью средневековой цивилизации явля­лись города, которые во многом отличались от своих предшественни­ков – городов античности.

В римском мире города были прежде всего политическими, адми­нистративными и военными центрами и только затем – экономичес­кими. В раннее средневековье города сохраняли почти исключительно политическую и административную функции, и то ослабевшие. Некото­рые из них повысили свой статус благодаря присутствию епископа. Будучи религией преимущественно городской, христианство поддержи­вало на Западе городскую жизнь.

Средневековый город зародился и получил развитие благодаря именно экономической функции. Возобновленная торговля, особенно международная, породила Венецию, Флоренцию, Пизу, Милан, Париж, Гамбург, Любек и другие крупные средневековые города. Но условием их существования был подъем сельского хозяйства (о нем говорилось выше), который позволил лучше обеспечивать городские центры про­довольствием и людьми. Развитие торговли достигало столь значи­тельного уровня, что города заключали между собой договоры, ставя под контроль торговые пути, целые регионы. Ярчайшим примером яв­лялся Ганзейский союз.

Особенностью развития немецких земель являлось ослабление императорской власти и усиление политической раздробленности. Центральная власть не могла оградить быстро развивающиеся города от произвола князей, грабежей со стороны рыцарей и защитить инте­ресы немецких купцов во внешней торговле. В этих условиях горо­да вынуждены были сами взять на себя защиту своих интересов как внутри, так и вне Германии. С этой целью они стали объединяться в союзы.

Крупнейшим из таких союзов была северогерманская Ганза. Ее история началась с соглашений между отдельными городами и группа­ми городов. К середине XIV века Ганза охватила почти все германс­кие города, расположенные на берегах Северного и Балтийского мо­рей. Ядром союза стали Штральзунд, Росток, Висмар, Любек, Гамбург и Бремен. Они стремились сосредоточить в своих руках всю госу­дарственную торговлю в бассейне Балтийского и Северного морей, а также с Русью. С этой целью Ганзейский союз основал свои торговые конторы в Каунасе, Бергене, Стокгольме, Брюгге, Лондоне, Новгоро­де и других городах.

К 1199 году относится первая договорная грамота одного из активнейших членов Ганзейского союза Любека с Новгородом, который вплоть до XV века был для Руси основным торговым «окном в Евро­пу». Эта грамота содержит статьи о мире, о посольских и торговых отношениях. К этому времени Новгород был вольным городом, а Любек получил этот статус в 1226 году.

Любекские купцы, посещавшие Новгород с торговыми целями, издавна имели здесь свое подворье. В 1184 году на Немецком купеческом дворе была открыта церковь св. Петра. Католический священ­ник приезжал в Новгород с открытием навигации и жил в немецком («любском») дворе. Двор этот был отгорожен высоким тыном, за ко­торым скрывались многочисленные постройки, где жили и хранили свои товары ганзейские купцы.

Любек и Новгород имели взаимную выгоду от торговли, но иног­да заморские купцы оказывались особенно желанными гостями. Так, в 1230 году по всей Руси свирепствовал голод, особенно он был силен в Новгороде, всегда зависевшим от импорта продовольствия. Люди ели мох, сосновую кору и собак. Но, как повествует новгородский летописец, «вскоре прибегоша немцы из-за моря с житом и мукою и сотвориша много добра, а ужо бо был при кончине град сий».

Заморским гостям, посещавшим новгородские земли, предостав­лялись большие привилегии. Так, в 1270 году немцам позволялось рубить лес по берегам рек для постройки судов и пользоваться кор­мом для привозимых животных. Их корабли могли свободно посещать русские гавани.

Одну из основ процветания Ганзы и Новгорода составляла тор­говля русским воском. Свечи из воска требовались в большом коли­честве для богослужений как в православных, так и в католических храмах. Новгород являлся основным транзитным центром, через кото­рый шло снабжение воском многих стран и городов католической Ев­ропы. Через Новгород шел воск, добывавшийся не только в «землях святой Софии» (т.е. новгородских владениях), но и в соседних рус­ских княжествах. Так, в договоре Новгорода с ганзейскими города­ми, заключенным 6 января 1342 года, в качестве поставщиков воска называются «низовцы», то есть жители районов средней Волги, Оки, муромской и рязанской земель, карелы.

Основу русско-ганзейской торговли составляли также мед, ко­жа, меха, пенька, оружие. Ганза везла специи, мыло, краски, сук­но, предметы роскоши.

История торговли, культурных связей Новгорода и северогер­манских городов насчитывает несколько столетий. За это время были периоды, когда отношения прерывались в силу политических причин (войны, прекращение отношений между государствами), но в основном эти взаимовыгодные контакты строились на принципах согласия и дружбы. Договорная грамота 1436 года, подписанная обеими сторона­ми гласила: «Новгородцу блюсти немца, как своего брата новгород­ца, а немцу блюсти новгородца, как своего брата немца».

В 1478 году Великий Новгород утратил независимость и был присоединен к Московскому княжеству. Центральная власть не жало­вала прямые контакты новгородцев с Западом, всячески стремясь по­дорвать их экономическую и политическую мощь, самостоятельность. Поэтому при первом удобном случае (незаконная казнь русс­кого купца Василия Сарана в Ревеле) Иван III приказал арестовать всех ганзейских купцов в Новгороде, а их товар был конфискован и отправлен в Москву (1495 г.). Фактически после этого события Ган­зейский союз прервал свою торговлю с Новгородом и она стала пос­тепенно перемещаться в другие города.

Если сначала город был преимущественно торговым узлом, рын­ком, то чуть позже его существеннейшей функцией стало производс­тво. Именно в городах началось разделение труда. Специализация ремесленных работ началась еще в раннее средневековье в сельской местности, но в городах она была доведена до логического конца, и ремесленник перестал быть одновременно и крестьянином. Но, будучи плоть от плоти феодального общества, городские ремесленники огра­ничивались удовлетворением преимущественно местных нужд.

Крупная торговля, которую вели купцы, играла важную роль для расширения денежного хозяйства, которое также было связано с раз­витием городов. Решающим периодом здесь стал XIII век. Флоренция, Генуя, Венеция, испанские, французские, немецкие и английские го­судари, чтобы удовлетворить потребности в деньгах, стали сначала чеканить серебряную монету высокого достоинства, а затем золотую (флорентийский флорин появился в 1252 году, а экю Людовика Свято­го в 1263 – 1265 гг., венецианский дукат в 1284 г.). Внедряясь в сельскую местность и преобразуя земельную ренту, денежное обраще­ние сыграло огромную роль в эволюции средневекового Запада, пос­тепенно разрушая и вытесняя натуральное хозяйство.

Первоначально города находились в полной зависимости от сеньора в соответствии с системой феодальных отношений в общест­ве. По мере того, как города богатели, опека сеньора стала для них обременительной. По всей Европе в X – XIII вв. прокатилась волна столкновений, подчас вооруженных, горожан с сеньорами. В результате так называемого коммунального движения многие западно­европейские города получили право самоуправления и личную свободу для своих граждан. В Северной и Средней Италии крупнейшие города – Венеция, Генуа, Милан, Флоренция, Пиза, Сиена, Болонья – доби­лись полной независимости и подчинили себе большие территории за пределами городских стен.

В свободном городе власть чаще всего принадлежала выборному совету – магистрату, все места в котором делились между патриция­ми – членами богатейших семей землевладельцев и купцов. Горожане объединялись в товарищества: купцы – в гильдии, ремесленники – в цехи. На территории города (внутри его крепостных стен) действо­вали свои законы, порядки, отличные от окружавших город земель.

Состав населения городов был весьма пестрым: ремесленники, купцы, ростовщики, представители духовенства, светские сеньоры, наемные солдаты, школяры, чиновники, артисты, художники и музы­канты, бродяги, нищие. Первоначально всех этих жителей называли бюргерами в Германии, буржуа во Франции. Но позднее термин стал распространяться только на свободных состоятельных граждан, кото­рые и составили новое сословие. По сути, все они были мелкими сво­бодными собственниками, славились своей расчетливостью, деловой сметкой. Именно в их среде в XIII – XIV вв. начинает складываться новое мировоззрение, которому были присущи рационализм, критичес­кий взгляд на мир, свободомыслие. Это были люди, которых во Фран­ции называли «третье сословие» и которые были предшественниками буржуазии. Именно в их среде капиталистические отношения получили быстрое развитие и привели к появлению первых мануфактур. В Ита­лии первые ростки раннекапиталистических отношений в городах поя­вились в XIV – XV вв., в Германии, Англии, Нидерландах – в XV – XVI веках.

Город оказал глубокое влияние и на развитие культуры. Начи­ная с XII века центр ее развития перемещается из монастырей в го­рода. Особенно ярко это проявлялось в области образования и архи­тектуры (созданы светские частные школы, университеты; появился готический стиль архитектуры, наиболее ярко проявившийся в готическом городс­ком соборе).

Одним из «главных действующих лиц» средневековья была церковь. В «темные века» раннего средневековья она была единственной си­лой, объединявшей западноевропейские земли, задавала тон всему христианскому обществу. Позднее, несмотря на высокую приспособля­емость католической церкви, она уже не могла властвовать во всех сферах жизни. С XIII века, по мнению ряда западных историков, на­чинается процесс падения влияния официальной церкви на человека и государство. Видя это, католические отцы начинают активно приме­нять силу, появляется новое церковное учреждение – инквизиция.

Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда католической церкви для борьбы с ересью и свободомыслием было положено папой Иннокентием III (1198 – 1216 гг.); она действовала почти во всех католических странах с XIII по XIX вв.

Иннокентий III в борьбе за всемирное укрепление авторитета церкви и папской власти придавал особое значение искоренению ере­си. В 1204 году он поручил монахам цистерианского ордена в ка­честве посланцев Папы с исключительными полномочиями истребить альбигойскую ересь на юге Франции.

Вопрос об искоренении ереси обсуждал Вселенский Собор (1215 г.), который возложил на церковь ответственность за преследование инакомыслящих.

В XIII в. инквизиционные трибуналы были учреждены на юге Франции, в Италии, Германии, Испании, Португалии, позже в других странах Европы.

Папа Григорий IX (1227 – 1241 гг.) передал дело инквизиции орденам нищенствующих монахов – доминиканцам и францисканцам. Ос­нователь ордена Доминик Гусман за фанатичную преданность папскому престолу и заслуги ордена в расправе с еретиками в 1234 г. был возведен в ранг святых.

Кровавый след в истории оставила испанская инквизиция. В 1480 г. король Фердинанд Кастильский учредил так называемую Новую инквизицию во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой. Она стала орудием абсолютизма в борьбе против всех инакомыслящих. Всего в Мадриде с 1481 по 1808 г. взошли на костер 31912 человек и почти 300 тысяч понесли другие тяжкие наказания. За первые 18 лет по ее приговору было заживо сожжено 10220 человек. Последний акт сожже­ния на костре имел место в Испании в 1826 г.

В течение веков менялась конкретная направленность деятель­ности инквизиционных трибуналов, но оставалась неизменной ее ре­акционная сущность. В XIII – XIV вв. она в основном преследовала участников народных еретических движений.

Инквизиция была отменена в протестантских странах в XVI в., во Франции в 1789 г., в Португалии в 1820 г., в Испании в 1834 г.

Таким образом, костры в средневековой Европе были проявлени­ем борьбы католической церкви за слабеющую власть над обществом, борьбы за абсолютное господство в области идеологии, мировоззре­ния.

Кроме власти духовной, церковь продолжала активную борьбу за власть светскую. В XI – XIV веках даже самые сильные из госу­дарств-монархий не имели определенной территории и династической преемственности. Шел медленный и мучительный процесс складывания централизованных государств после кровавого периода феодальной раздробленности и усобиц. Ранее других централизованная монархия складывается в Англии (правление Генриха I в 1100 – 1135 гг. и Генриха III Плантагенета в 1154 – 1189 гг.). В начале XIV века Англия была наиболее сформировавшимся и устойчивым христианским государством.

Сложно шло восстановление королевской власти во Франции, но и там к концу XIII – началу XIV в. она окончательно утвердилась (правление Филиппа Храброго в 1270 – 1285 гг., Филиппа IV Краси­вого в 1285 – 1314 гг.).

Одновременно шло становление в Европе наднациональной монар­хии во главе с Папой Римским. Обеспечив власть над епископами, взяв в свои руки кодификацию канонического права, использовав фи­нансовые источники церкви, в XIII в. папство превратилось в мощ­ное государство.

Тенденция к складыванию централизованных государств потерпе­ла поражение в Италии и Германии. В Италии одной из причин это­го стало вмешательство папской власти. И тем не менее, наступало время становления территориальных национальных государств.

Особенностью европейских государств этого периода явилось то, что они складывались в форме сословно-представительной монар­хии. Уже в XIII в. во Франции короли неоднократно созывали для решения главным образом финансовых вопросов представителей от го­родов и рыцарей. В отдельных областях существовали свои местные сословные собрания – «штаты», рассматривавшие областные дела и местное налоговое обложение. При Филиппе IV Красивом, особенно после 1302 г., штаты стали созываться все чаще. Генеральными они назывались в тех случаях, когда на них присутствовали представи­тели сословий из всех областей королевского домена.

Французское сословное представительство состояло из трех па­лат, которые соответствовали основным сословиям общества – духо­венству, дворянству, «третьему сословию». Главную роль на заседа­ниях штатов играли города, поддерживающие политику централизации и дававшие королю основную часть субсидий. Французские короли ис­пользовали в своих интересах рознь разных сословий, очень редко выступавших совместно, поэтому Генеральные штаты так и не доби­лись тех больших прав, которые завоевал английский парламент.

В Англии парламент окончательно сложился в правление Эдуарда I (1272 – 1307). Как Эдуард I, так и его преемники видели в этом органе противовес крупным феодалам. Парламент давал возможность королю больше опираться на рыцарство и городскую верхушку.

По своей структуре английский парламент отличался от фран­цузского. В него приглашались личными королевскими письмами архи­епископы, епископы, аббаты крупнейших монастырей и бароны. Кроме того, туда вызывались по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от наиболее крупных городов. Рыцари и городские предс­тавители избирались на местных собраниях в графствах и в городах наиболее зажиточными людьми. Массы свободного крестьянства и го­родская беднота не были представлены в парламенте.

В первой половине XIV в. парламент стал делиться на две па­латы: верхнюю – палату лордов, где заседали прелаты и бароны, и нижнюю – палату общин, где заседали рыцари и представители горо­дов: вместе они имели численный перевес над баронами. Прочный со­юз рыцарства и городской верхушки в парламенте обеспечил им боль­шее политическое влияние по сравнению с сословно-представительны­ми собраниями других стран, в частности с Генеральными штатами Франции. В XIV в. помимо права устанавливать налоги парламент приобрел право участвовать в издании статусов (законов), которые обычно принимались королем и палатой лордов по петиции палаты об­щин.

В XIII – XIV вв. английский парламент играл прогрессивную роль, поскольку он ограничивал политические притязания реакцион­ного баронства и направлял политику короля в интересах передовых слоев общества того времени – рыцарства и верхушки горожан.

Византия

 

Одним из самых могущественных средневековых государств оста­валась Византийская империя. В конце XII века положение внутри государства было крайне неустойчивым: шла острая борьба за власть, сопровождавшаяся частыми дворцовыми переворотами. Одно за другим вспыхивали народные восстания, особенно частые и массовые в Константинополе (1181, 1182, 1185, 1186 гг.).

В самом начале XIII в. ослабленная внутренней борьбой Византия стала легкой добычей крестоносцев. Венеция, Германская империя и папство, направившие IV крестовый поход к стенам Константинополя, нанесли удар Византийской империи, в результате которого она вре­менно прекратила свое существование. На развалинах Византии в 1204 г. возникло новое, искусственно созданное государство – Ла­тинская империя. Латинское завоевание привело к экономическому упадку государства, в частности многих цветущих городов. Большое недовольство православного населения вызвало то, что завоеватели ввели богослужение по католическому обряду и совершенно не счита­лись с верованиями и обычаями греков.

В 1261 году в результате длительной борьбы народа за свою независимость Латинская империя пала, и вновь возродилось Визан­тийское государство. Войска Михаила Палеолога при помощи населе­ния столицы овладели Константинополем. На императорском престоле в лице Михаила III укрепилась династия Палеологов, правившая Ви­зантийским государством с некоторыми перерывами до конца его су­ществования (1261 – 1453 гг.). Но восстановленная Византия не приобрела прежнего величия. Далеко не все земли были возвращены, а развитие феодализма привело в XIV в. к феодальной раздроблен­ности.

В XIV – XV вв. в экономике Византии все большую роль играли товарно-денежные отношения, наблюдался процесс активной имущест­венной дифференциации крестьянства. В то же время для Византии этого времени был характерен все возрастающий упадок городской жизни. Исключение составили некоторые города, ставшие центрами хлебной торговли. Это было во многом результатом латинского заво­евания, которое привело к заполнению византийских городов италь­янскими купцами и ремесленниками, вытеснявшими жителей местных городов.

С XIV века в результате недальновидной политики византийских правителей значительная часть внешней торговли сосредоточилась в руках генуэзских, венецианских, пизанских и других западноевро­пейских купцов. Некогда могущественный флот Византии пришел в упадок. Эти причины обусловили упадок экономики Византии в XIV – XV вв., хотя Константинополь продолжал играть роль крупного тор­гового центра, сохранял значение столицы православного мира.

С конца XIII в. самым опасным врагом Византии стали тур­ки-османы, которые стремились вытеснить ее из Малой Азии. Взятием Никеи в 1331 г. было завершено завоевание ими малоазийских владе­ний Византии. Начался захват европейских областей.

К концу XVI в. территория Византийского государства была сведена к Константинополю с очень небольшим количеством ближайших восточно-фракийских городов. Но и в этих сложнейших условиях не прекращалась внутриполитическая борьба среди правящей верхушки византийского общества: одни мечтали о спасении государства с по­мощью Запада (латинофилы), другие стремились отстоять «чистоту веры» и независимость самостоятельно, третьи уже откровенно смот­рели в сторону турок, заботясь лишь о спасении своих богатств.

В 1430 г. турки овладели крупнейшим экономическим центром Византии – Фессалоникой. В этой обстановке византийское прави­тельство решило любой ценой получить помощь Запада. В 1439 г. на Ферраро-Флорентийском церковном соборе была заключена уния между католической и православной церквями на условии признания гла­венства папского престола. Уния, за которую была заплачена столь высокая цена, никакой реальной помощи Византии не принесла. Более того, она вызвала недовольство и обострение политической борьбы в самой Византии, что помешало сплочению сил для защиты от турок.

Весной 1453 года турецкий султан Мехмед II с большими си­лами осадил столицу. Под стенами Константинополя собралась 200-тысячная турецкая армия, снабженная превосходной для того времени артиллерией, а многочисленный турецкий флот закрыл подступы к го­роду с моря. Несмотря на героическое сопротивление защитников, Константинополь 29 мая 1453 года был взят штурмом и подвергнут трехдневному разграблению. Последний византийский император Конс­тантин IX Палеолог был убит в сражении. Большинство жителей горо­да было перебито или обращено в рабство.

С падением Константинополя прекратила свое существование Ви­зантийская империя. В Константинополь, переименованный в Стамбул, была перенесена столица Османской империи.

Турецкое завоевание Византийской империи, славянских народов Балканского полуострова имело для них негативные последствия: за­держалось самостоятельное экономическое и политическое развитие, установился национальный и религиозный гнет.

Утверждение турок на Балканах на несколько столетий создало военную угрозу для европейских государств, осложнило их торговлю с Востоком.

Монгольская империя

 

Посреди Евразийского континента тянется Великая степь, огра­ниченная с севера Сибирской тайгой, с юга – горными системами. В восточной части Великой степи расположены Монголия, Джунгария, восточный Туркестан. Климат здесь достаточно суровый, но зимой вы­падает мало снега, и травоядные животные могут, разгребая его, добывать сухую траву. Весной степь рано начинает зеленеть и обес­печивает копытных животных кормом на весь год. Эти условия оказа­лись благоприятными для создания могучих кочевых держав хуннов, тюрок и монголов.

К концу XII века монгольские племена переживали период рас­пада первобытного строя, совершался переход от родовой организа­ции к раннефеодальной. В условиях кочевого скотоводства, которое постоянно требует завоевания новых пастбищ, выделилось военное сословие, которое составило правящую верхушку монгольского об­щества.

В 1206 году на реке Онон состоялся курултай, на котором соб­рались вожди кочевых племен. Своим вождем она избрали Темучина из рода Борджигинов, который вошел в историю под именем Чингисхан. Это событие явилось началом создания огромной империи, мощь кото­рой во многом держалась на военной организации, равной которой не было ни в Азии, ни в Европе в XIII – XIV вв.

Войско Чингисхана и его преемников было построено по родово­му признаку. Рядовой единицей этого войска была десятка, семья, ближайшие родственники одной юрты, одного аила. В сотню входили люди одного рода. Тысяча могла объединить и два, и три аила. Да­лее шла тьма – десятитысячный отряд. Войско держалось на жесто­чайшей дисциплине: если с поля боя бежал один, казнили всю десят­ку, если бежала десятка – казнили сотню. Четкая, отработанная тактика ведения боя делала войско монголов трудноуязвимым.

Монолитность и сила Монгольского государства определялась и тем фактором, что завоевательные войны были выгодны правящей прослойке общества – нойонам, так как они давали новые пастбища и богатство. Военная организация была основой и административного деления Монгольского государства. Таким образом, вся власть и бо­гатство были сосредоточены в руках десятских, сотников, тысяцких, темников. Звания нойонов переходили по наследству к их потомкам, но могли быть отобраны у них великим наном за провинности или не­радение по службе. Экономические, социальные, религиозные отношения в монгольском обществе в XIII в. носили во многом патриар­хальный характер, регулировались «Великой Ясой» – законами, сос­тавленными Чингисханом.

В русской истории завоеватели, пришедшие с востока в XIII в., известны под названием «татары». Однако этот термин не отражает этнический состав кочевников-завоевателей. Китайские хронисты, от которых, возможно, и пришло это слово, называли татарами всех степняков, обитавших севернее Великой китайской стены. А это были племена найманов, меркитов, уйгуртов, кераитов, ойратов, монго­лов. В начале XIII в. именно племена монголов подчинили себе со­седей и стали основателями могущественного государства Чингисха­на. Условиями существования этого государства были постоянные зах­ватнические войны.

К 1211 году монголы завоевали земли бурят, якутов, киргизов, уйгуров. В результате вторжения в северо-западный Китай и захва­та Пекина в 1215 г. они взяли на вооружение китайскую боевую технику и средства передвижения, стали употреблять стенобитные, камнеметные и огнеметные орудия. В 1219 – 1221 гг. были завоеваны цветущие государства Средней Азии. Практически везде применялась практика опустошения и уничтожения культурных земель. При осаде городов пощада населению давалась только в случае немедленной сдачи. Если город оказывал сопротивление, то после его занятия полководцы Чингисхана прежде всего выгоняли всех жителей в поле, чтобы завоевателям было удобнее разграбить город и вывезти все ценное. Затем всех воинов убивали, а ремесленников с семьями, так же как и молодых девушек и женщин, уводили в рабство. Здоровых юношей брали в обоз и использовали для осадных работ.

Эта террористическая система применялась только при Чингис­хане (1206 – 1227 гг.) и его ближайших преемниках. Войны второй половины XIII и XIV вв. уже ничем не отличались от обычных фео­дальных войн, которые вели азиатские государства. Но и несколько десятилетий было достаточно, чтобы превратить в развалины цвету­щие города – Бухару, Самарканд, Термез, Мерв, Багдад и другие. Была разрушена с таким старанием и трудом созданная ирригационная система земледелия в Средней Азии, Иране, Ираке.

В 1221 г. одна из групп монгольских войск, руководимая луч­шими военачальниками Чингисхана Джебе и Субедеем, обогнув с юга Каспийское море, вторглась в Грузию и Азербайджан, затем через Северный Кавказ вышла в южнорусские степи. Разбив сначала аланов (осетин), а затем кыпчаков (половцев), завоеватели вступили в пределы Крыма. Половецкий хан Котян обратился за помощью к рус­ским князьям, и в 1223 году на р. Калка произошла первая встреча монголов с русскими дружинами, закончившаяся разгромом русско-по­ловецкого войска.

В 1236 году объединенные монгольские войска начали новый за­воевательный поход на запад. Во главе этой армии стоял хан Батый, сын Джучи, внук Чингисхана. Покорив половцев и волжских болгар, завоеватели зимой 1237 – 1238 года направились против северо-вос­точной Руси. В битве на р. Сити потерпели поражение владимиро-суз­дальские полки во главе с князем Юрием Всеволодовичем. 14 крупных городов, среди них Владимир, Рязань, Муром, были сожжены и разг­раблены.

Целью второго похода войск Батыя 1239 – 1242 гг. были земли южной Руси и центральной Европы. В 1240 г. был взят и варварски разгромлен Киев. В 1241 г. монгольские силы разделились на две группы. Одна, под командованием Батыя и Субедея, направилась в Венгрию, другая вторглась в Польшу. Опустошив Польшу и Силезию, монголы в сражении близ Лигницы разбили ополчения польских и не­мецких князей. И хотя монгольская армия вторглась в Венгрию и дошла почти до Венеции, понесенные потери ослабили монголов, и они вынуждены были повернуть назад.

К 1260 г. территория Монгольской державы достигла своих наи­больших размеров. Основную ее часть составляли собственно Монго­лия, Маньчжурия и Северный Китай. Здесь были две столицы – Кара­корум на р. Орхон и Кайпин в провинции Чахар. Это был коренной удел великих ханов. Потомки сыновей Чингисхана (Чингизиды) имели свои улусы. Так, владения старшего сына, Джучи, лежали к западу от Иртыша и включали Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Хорезм, ни­зовья Сыр-Дарьи и Иртыша. Это кыпчакское ханство или Золотая Ор­да, как называют это государственное объединение русские летопи­си, оформилось в 1243 году, в 60-е годы XIII в. оно получило зна­чительную самостоятельность от великих ханов. Именно в состав Зо­лотой Орды и вошли завоеванные войсками Батыя русские земли. Сто­лицей государства являлся Сарай, расположенный в низовьях Волги.

К середине XIV в. ситуация в Монгольской империи и в Золотой Орде значительно изменилась. Центральная власть все больше слабе­ла, начинался период феодальной раздробленности, который так же, как и в других странах, привел к жестокой кровопролитной борьбе за власть. После победы, одержанной русским народом над войсками Мамая на Куликовом поле (1380 г.), усилился распад Золотой Орды на отдельные ханства. Во второй четверти XV в. образовалось Ка­занское ханство, которое вело борьбу с Московским государством за господство в среднем Поволжье. В нижнем Поволжье в середине XV в. возникло Астраханское ханство. А чуть раньше – в первой четверти XV в. – при поддержке Литовского княжества, заинтересованного в ослаблении Орды, образовалось Крымское ханство. Большим полити­ческим влиянием в Казанском, Астраханском ханствах пользовалась Ногайская Орда, возникшая в конце XIV в. и кочевавшая на прост­ранствах от Волги до Иртыша.

Распад некогда многонационального единого государства был закономерностью, результатом естественного исторического разви­тия. Для русских земель, где в XV в. уже активно шел процесс скла­дывания единого государства, ослабление монголо-татарского могу­щества было важным политическим фактором. Русские князья успешно использовали противоречия между ханствами в своих интересах, про­должая, по сути, активно использовать внешние силы для решения сво­их внутренних проблем.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!