Расселение восточных славян в VI – IX веках.



Общественный строй и занятия

 

Вопрос о происхождении восточных славян в историографии воз­ник давно. Но отсутствие прямых письменных источников чрезвычайно затрудняет решение этой проблемы. Наиболее важным из дошедших до нас летописным сводом является «Повесть временных лет», автором которой считается монах Киево-Печерской лавры Нестор (конец 1113 года). Но и эта летопись не дает точных данных о происхождении славянства. Поэтому большое значение для решения данной проблемы имеют археологические данные и лингвистика, а также этнографи­ческий материал. Анализ фольклора, народного изобразительного ис­кусства показал, что эволюция первобытного сознания происходила не путем смены старого новым, а путем наслаивания нового на сох­ранившуюся старую форму, сберегая пережитки всех предшествующих веков.

Лингвистика XVIII – XIX веков условно подразделила все наро­ды, населяющие Землю, на 13 больших групп или семей – это индоев­ропейская, финно-угорская, тибето-китайская, тюрко-монгольская, семи­тическая и т.д. В каждую входят родственные по происхождению язы­ки. В индоевропейскую включены славянский, германский, летоли­товский, индоиранский, греческий, армянский и т.д. В далекой древности они были очень близки. Наиболее древними среди извест­ных в XIX веке считались мертвые древнеиранские языки – санскрит и язык древних гимнов Авесты. Родину индоевропейцев стали перво­начально искать в пределах Иранского плоскогорья. Заселение Евро­пы, по их представлению, шло волнами, вследствие чего раскалыва­лась индоевропейская общность. Сначала – на несколько частей, ко­торые дали основу деления на индоевропейские языки, а они, в свою очередь, также продолжали делиться и приобретать отличия. У славян шел тот же процесс расчленения племени-носителя единого языка. В России эту теорию поддерживал видный историк Шахматов. Он полагал, что славяне после распада индоевропейской общности входили в славяно-литовскую семью, жили на Немане и Даугаве, пос­ле обособились от литовцев и перешли в бассейн Вислы. Там они пе­режили общеславянский период своей истории. Затем произошло их расселение на запад, юг и восток. Родиной восточных славян он считал область Прикарпатья и территорию в пределах Русской равни­ны. Не ранее I тысячелетия, двигаясь на восток и северо-восток, они заняли Поднестровье и вытеснили автохтонные (местные) племе­на, захватив северные области. К VIII – IX векам они достигли верховьев Днепра, Волхова и древнего Поволжья.

Теория переселения славян была пересмотрена советскими исто­риками: восточные славяне – местные жители Восточной Европы. По их мнению, процесс образования народов есть следствие укрупнения этноса, а не дробления. Расчленение индоевропейцев действительно характерно для первобытно-общинного строя, а с переходом к классовому об­ществу начинается процесс укрупнения на базе языка народности, формируется язык нации.

Советские историки сначала определяли родину индоевропейцев в Азии, так как считали их скотоводами, которые кочевали к восто­ку от Азовского моря и занесли индоевропейские языки в Азию. В дальнейшем данная точка зрения изменилась; в связи с археологи­ческими открытиями основным занятием стали считать земледелие. Самые ранние земледельческие хозяйства возникли на Балканах, в Малой Азии, поэтому и родину индоевропейцев стали искать там.

Ясно одно – родина индоевропейцев – юго-восток Азии. Счита­ется, что они обитали в Европе в конце каменного века, были ско­товодами и земледельцами, к концу I тысячелетия до н.э. рассели­лись с юга по всей Европе. Их соседями на западе были носители протобаского языка на Пиренеях и финно-угорского – на северо-вос­токе Европы. В I тысячелетии до н.э. из индоевропейских племен выделилась группа протославянских племен, они заняли территорию Чехии, Польши и вплоть до Днепра. Для них характерны общности: 1) территории; 2) языка; 3) культуры; 4) полей погребений.

Славяне разделились на три группы: западные (венеды), южные (славены на Дунае) и восточные (анты). Они были известны древнегречесческому ученому Геродоту. Он писал: «На севере живут энеты, ...поступает янтарь».

Плиний говорит о венедах, живущих от Дуная на север. Соседя­ми венедов на севере были финно-угры, на юге – сарматы (I – II вв.). Двигаясь на восток, славяне ассимилировали со скифами и сарма­тами. Источники тех лет называли их великим народом.

К VI – VII векам славяне заселили территорию от Эльбы (Лабы) и Рейну к Ладожскому озеру, Неве, Нарве до Волги. В «Повести вре­менных лет» Нестор указывает территории расселения восточных сла­вян. По летописи первые славянские поселения на нашей земле – это поселения полян и древлян.

Поляне занимались земледелием и отличались большой культурой в быту по сравнению с древлянами. Нестору также было хорошо из­вестно расселение еще тридцати крупных племенных образований, на основе которых сложилось государство Русь. Он считает, что госу­дарство получило такое название потому, что в его время полян на­зывали русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по реке Десне, Сейму, Суле и Северному Донцу. В низовьях Днепра, юж­нее полян, жили уличи; на западе были земли волынян, бужан и ду­лебов. На Днестре (Тирасе) и на Дунае – тиверцы; белые хорваты – в Закарпатье; по левому берегу Припяти находились земли дрегови­чей; а на востоке от них, по реке Со – радимичи; на реке Оке и Москве-реке – вятичи; в верховьях Волги, Днепра и Двины – криви­чи; вокруг озера Ильмень – полочане и словене. Некоторые из них представляли собой племенные союзы и территориальные объединения (полочане, бужане).

Племенной союз – это федерация племен. Племя – совокупность родственных родов, занимавших территорию примерно 60 км. Для решения основных вопросов общественной жизни собиралось вече; выбирался военный вождь (князь) только на время военных походов; существовала дружина из молодежи и ополчение.

Племя имело свой центр (град), в котором собиралось вече, вершился суд и был торг. В граде имелось общеплеменное святили­ще.

Процесс распада первобытно-общинных отношений в племенных со­юзах начался у восточных славян давно, но шел неравномерно. Эко­номически более развитыми были племенные объединения среднего Днепра и Поднестровья, которые находились на пороге создания го­сударства. Появление и развитие новых орудий труда способствовало распаду патриархальной кровно-родственной общины и дроблению ее на соседские и территориальные. Родичей помнили и чтили, но в облас­ти прав хозяйственная связь между ними распадается. В соседской общине прогрессирует процесс социального и имущественного рассло­ения и дифференциации, вызванной появлением излишков жизненно важных продуктов, являвшихся результатом более производительных орудий труда (металлических) и наличием в семье рабочих рук, тру­довых и практических навыков в земледелии и скотоводстве.

В VI – IX веках в хозяйственной жизни восточных славян переп­лелись производящие и непроизводящие виды деятельности. Еще в древности они пережили первое общественное разделение труда, то есть отделение земледелия от скотоводства. До VII века занятиями славян были охота, рыболовство, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел), подсечное земледелие.

В земледелии возникли новые большие изменения: а) залежная и переложная система обработки земли; б) двух- и трехпольная систе­ма земледелия; в) происходит рост количества выращиваемых культур: ржи, ячменя, пшеницы, овса, конопли, льна, капусты, лука, репы, редьки, гороха.

На рубеже VIII – IX веков у восточных славян произошло вто­рое общественное разделение труда, то есть отделение ремесла от земледелия и возникли центры ремесла – города.

Существовали следующие виды ремесла: ткачество, кузнечное, гончарное, плотницкое, оружейное, ювелирное и др. Часто славяне отправлялись в западные земли, так при Карле Великом (768 – 814 гг.) во французском государстве побывали торговые славяне. К IX веку у восточных славян сложились этнические объединения-протого­сударства, в которых существовала частная собственность и ранние формы эксплуатации.

 

Религия славянских племен

 

Древние славяне были язычниками. Основными причинами возник­новения языческой религии славян являются: социально-экономи­ческие, политические, познавательные, а также и психологические корни, связанные с загадкой смерти. С помощью язы­ческих представлений славяне пытались объяснить свое существова­ние и происходившие на их глазах природные процессы. Религия вы­полняла регламентирующую функцию через систему ритуальных запре­тов и разрешений. Это должно было вырабатывать в сознании славян нравственные ценности.

Условно верования можно разделить на три большие группы: 1) вера в богов, которые представляли собой основные стихии, и бо­гов-покровителей тех или иных видов хозяйственной деятельности; 2) вера в духов; 3) культ предков. К высшему уровню богов относи­лись два праславянских божества: Перун и Велес, а также древне­русские Сварог и Дажьбог. К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обряда­ми, а также боги небольших замкнутых коллективов: Мокошь, Чур, Купало.

Славянские языческие верования делили весь мир на три косми­ческие зоны: потусторонний мир, мир (землю) людей, небесное царс­тво богов. Общеславянским богом, объединявшим военную, религиоз­ную, хозяйственную функции, был громовержец Перун, небесный бог войны. Стрибог олицетворял ветер, Хорс, Дажьбог – солнце; Велес (Волос) – бог скота; Сварог – бог неба; Месяц олицетворял время; Лада – добро, богиня красоты, любви, весны, очарования; Купало олицетворял время наивысшего развития творческих сил природы.

Сегодня насчитывают 15 главных астральных богов Руси. Богам иногда строили святилища, или капища. Например, Перынь – культовый центр Перуна, находящийся около Новгорода. Святилище имело форму восьмилепестковой розетки диаметром около 20 метров с идолом Пе­руна в центре; в лепестках розетки, углубленных в земле, горели жертвенные костры. Святилище было ориентировано по сторонам све­та.

Интересно, что языческие обряды календарных праздников сла­вян соответствуют движениям созвездий и других небесных тел. Все языческие боги являются созвездиями или другими небесными телами. Например, Велес – созвездие Тельца, Перун – созвездие Стрельца, Дана – созвездие Девы, Мокошь – созвездие Водолея и т.д.

Боги славян были антропоморфны, то есть подобны людям. С ни­ми было легче договориться, вступить в нормальные отношения, а святилища служили для поддержания этих отношений. Человеческими чертами наделялись и духи, населявшие леса (лешие), источники (водяные), поля (полудницы), вилы, лихорадки, мары, моры, кикимо­ры и т.д. Духи окружали человека повсюду: например, дома – домо­вой, берегини и рожаницы способствовали семейным предприятиям. Один и тот же дух мог быть и добрым, и злым, поэтому его нужно было задобрить.

Но главными помощниками на протяжении всей жизни считались предки. Умерший предок отправлялся в другой мир, который предс­тавлялся не как загробный, а как мир, начинающийся сразу за пре­делами первобытной общины и ее хозяйства. Умершие, покинувшие свой род, перешедшие в другой природный мир, тождественный для язычника с потусторонним, сливались в представлении потомков с духами, воплощавшими силы и явления природы. Но, будучи связанны­ми с человеческим родом и почитаемыми им, предки становились пок­ровителями потомков в ином мире, проводниками их желаний. Поэтому все хозяйственные праздники славян сопровождались поминовени­ем-почитанием предков. Это были дни объединения предков и потом­ков за общим жертвенным пиром. Пир являлся главным обрядом, соп­ровождающим все события жизни человека: рождение ребенка, свадь­бу, похороны. Смерть не пугала потому, что род был вечным и бесс­мертным. Славяне считали, что умерший рождается в потомке. Поми­нальная тризна – это не грустный обряд, а праздник обновления и возрождения рода. Отсюда – сочетание траура и ритуального ве­селья, воинских ристалищ (состязаний) и игрищ. Это демонстрация силы и жизнеспособности рода, противостоящего смерти. Жизнь воспринималась как цикл возрождений в рамках вечного рода и была по­добна сезонному циклу воскресений природы. Главной функцией умер­шего предка было управление явлениями мира природы, а сам он свя­зывал природу и человеческий род, включал его в природный цикл возрождения через смерть. Существовал цикл календарных праздни­ков, включая такие, как праздник Коляды, примерно 25 декабря; Масленицу, примерно период весеннего равноденствия; день Купалы – 23 июня (5 июля); летнее солнцестояние – 24 июня (6 июля); Ярилин день и др. Жертвоприношения совершал князь или глава рода. Были волхвы (предсказатели), с мнением которых считались не все предс­тавители рода. Перуну приносились человеческие жертвы, это были либо пленники, либо чужестранцы. Целью всех обрядов было обеспе­чение урожая и здоровья. Широко были распространены различные ви­ды гаданий о будущих событиях.

Восточные славяне на рубеже VIII – IX веков вплотную подошли к созданию древнерусского раннефеодального государства, которое первоначально родилось как союз поднепровских славянских и частично позднескифских племен. В нем завершался процесс скла­дывания классов, был единый язык, религия, культура.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!