Социальный строй Киевской Руси



 

Основными источниками по данному вопросу является «Русская Правда», «Повесть временных лет», а также свидетельства иностран­ных авторов-современников событий.

«Русская Правда» называет основным населением страны сво­бодных общинников-людинов или людей (отсюда – сбор дани с кресть­ян-общинников – полюдье). Людины, согласно этому своду законов, объединялись в сельскую общину – вервь.

Вторая группа населения – смерды. Это, возможно, не свобод­ные или полусвободные княжеские данники.

Третья группа населения – рабы. Они известны под разными названиями – челядь, холопы. Челядь – это раннее название, холопы – более позднее. Рабство было двух видов – полное и неполное. Ис­точники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба и др. Неполные рабы – закупы, появились в XII веке. Закуп – это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Он мог выкупиться, вернув долги. Большинство истори­ков считает, что рабство на Руси не получило широкого распростра­нения.

 

Русь в период феодальной раздробленности

 

Период феодальной раздробленности на Руси длился с первой половины XII до конца XV века. Один из летописцев записал в своей хронике под 1132 годом: «И раздрася вся Русская земля...», когда после смерти великого князя киевского Мстислава, сына Мономаха, все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и начали жить са­мостоятельной жизнью. С этого времени некогда единое государство стало делиться на самостоятельные княжеские владения. В середине XII века на Руси было 15 княжеств, а в XIV веке – примерно 250.

Внутри рассматриваемого периода существовал четкий рубеж – татарское нашествие 1237 – 1241 годов, после которого естествен­ный ход русского исторического процесса был нарушен. В данной статье освещается только первая фаза феодальной раздробленности, которую нередко называют обобщенно «домонгольским периодом» исто­рии Руси.

Говоря о феодальной раздробленности, необходимо иметь в виду, что политическое дробление Киевской Руси не повлекло за собой культурной раздробленности. Общее религиозное сознание, традиции, единство церковной организации замедлили процесс обособления и создали предпосылки для возможного будущего воссоединения русских княжеств.

Много неясности в определении причин, породивших феодальную раздробленность. Большинство ученых на первое место ставит эконо­мические причины: господство натурального замкнутого хозяйства, означающее отсутствие у производителей заинтересованности в раз­витии товарных отношений, развитие феодальной вотчины, играющей организующую роль в развитии сельскохозяйственного производства.

Ряд авторов связывает этот процесс с политическими, куль­турными и социально-психологическими факторами такими, как неот­регулированность порядка княжеского престолонаследия («лестничное восхождение»), распри внутри правящей династии, сепаратизм и ам­биции местной земельной знати.

Таким образом, в Киевской Руси в начале XII века существова­ли как объединяющие (внешняя опасность, культура, порядок насле­дования и т.д.), так и разъединяющие начала (экономическое разви­тие территорий, политические и социально-психологические факто­ры).

С оригинальным объяснением раздробленности Киевской державы выступил Л.Н. Гумилев. Согласно его концепции, она стала резуль­татом спада пассионарной энергии в системе древнерусского этноса.

Постепенно на Руси сформировалась новая политическая карта со многими политическими центрами. Местные князья об­ладали всеми правами суверенных государей. Небольшие размеры кня­жеств позволяли им лично вникать во все дела по управлению, вер­шить суд на своем дворе или объезд владений.

При князе, как правило, существовала боярская «дума», состо­явшая из родовитых бояр и духовенства. Этот совещательный орган не имел юридического статуса, его состав, созыв, вопросы для об­суждения полностью зависели от князя. Рекомендации думы были не обязательны, но чаще всего князья прислушивались к ним.

Нуждаясь в послушной и надежной опоре в борьбе с самоуправством бояр, князья стали опираться на людей, которых в XVI ве­ке стали называть дворянством или «детьми боярскими». Это были дружинники, слуги, рядовичи, тиуны, выполнявшие хозяйственные и административно-судебные функции в княжестве и получавшие за службу княжескую «милость» – княжеские земли во временное пользование. Возможно, часть из них за особые заслуги получала земли в наследственное, вотчинное владение, переходя в разряд боярства.

Таким образом, соперником бояр и опорой князей в XII веке становятся служилые люди.

Важным элементом средневекового общества являлись города. Средневековый город был сложным и многообразным социальным орга­низмом, который никак нельзя охарактеризовать какой-нибудь одной чертой. Город был крепостью, убежищем во времена опасности для окрестных смердов, он был как бы, по словам Б.А. Рыбакова, коллективным замком крупных земельных магнатов округов во главе с самим князем. Он был административным центром княжества, местом суда и платежа, местом издания разных постановлений. Он был сре­доточием разнообразного ремесла: здесь производилось все, что бы­ло нужно для хозяйства или войны. Он был также главнейшим (а иногда и единственным) местом торговли округи и средоточием запа­сов и богатств.

В каждом княжестве, сообразно особенностям его исторического развития, складывалось свое соотношение сил, определялась специ­фика политического и экономического развития.

В конце XII – начале XIII вв. на Руси определились три ос­новных политических центра, каждый из которых оказывал воздействие на развитие соседних земель и княжеств: для северо-восточной и западной, а также в некоторой степени и для северо-западной Руси – Владимиро-Суздальское княжество; для южной и юго-западной Руси – Галицко-Волынское княжество; для северо-за­падной Руси – Новгородская феодальная республика.

Территория современной Ивановской области входила во Влади­миро-Суздальское княжество. На рубеже V – VI веков на территории Верхнего Поволжья коренным населением были финно-угорские языко­вые племена меря и одно из племен мордовского племенного союза мурома. Славяне появились в верховьях Волги в Х веке. С северо-запада сюда пришли новгородские словене, а с запада и юго-за­пада – кривичи. Процесс переселения длился около 300 лет – с Х по XIII век. Причинами переселения было стремление укрыться от набе­гов кочевников на юге и сурового климата на севере. Славяне не были завоевателями, они мирно осели рядом с мерянами. Постепенно, в результате межэтнических браков, славянский элемент возобладал над финно-угорским, и сейчас о мерянах напоминают лишь неко­торые географические названия: например, рек в окрестностях Ивано­ва – Молохта, Вандога, Ухтохма.

Географическое положение северо-восточной земли было удоб­ным: здесь не было угрозы половецких набегов, так как степь была далеко, здесь, за непроходимыми лесами, вдали от Киева киевские князья не были так сильны, сюда с трудом могли проникнуть варяжс­кие отряды. Все это создавало относительную безопасность этой территории. С другой стороны, в руках суздальских князей был та­кой магистральный путь, как Волга, по которой проходил путь «из варяг в греки».

Самыми старыми городами Владимиро-Суздальского княжества бы­ли Ростов и Суздаль. Столицу княжества – город Владимир основал Владимир Мономах в 1108 году.

Ростово-Суздальская земля обособилась от Киева одновременно с другими русскими землями в 1132 – 1135 годах. Здесь княжил один из младших сыновей Мономаха – Юрий, получивший характерное проз­вище Долгорукого, очевидно, за свою неуемную тягу к далеким чужим владениям. Его внешняя политика определялась тремя направлениями: войной с Волжской Болгарией, торговым конкурентом Руси, дипломати­ческим и военным нажимом на Новгород и изнурительными бесполезными войнами за Киев, заполнившими последние 10 лет его княжения и завер­шившиеся его победой.

В годы его правления впервые упоминается Москва. В 1147 году князь Юрий пригласил в Москов замок боярина Кучку, князя Святос­лава Олеговича. 4 апреля 1147 года здесь был устроен «обед си­лен», о чем записано в летописи.

Юрий Долгорукий построил и укрепил многие города: Москву, Юрьев-Польский, Кидекшу, Звенигород и др. У В.Н. Татищева сохра­нилось описание Юрия Долгорукого, восходящее, очевидно, к враж­дебным ему киевским источникам: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый; глаза не вельми велики и нос долгий и на кривленный; брада малая, великий любитель жен, сладких вин и пития; более о веселиях, нежели о расправе и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любим­цев».

Настоящим хозяином Северо-Восточной Руси крутым, властолю­бивым, энергичным стал сын Долгорукого – Андрей Юрьевич Бого­любский (1157 – 1174 гг.). Еще при жизни отца, когда Юрий Долго­рукий княжил в Киеве, Андрей, нарушая отцовское распоряжение, ушел в 1155 году в Суздальскую землю, очевидно, приглашенный местным боярством. После смерти в 1157 году Юрия Долгорукого, произошло избрание Андрея великим князем «Ростовским и Суздальским и вси пояша Андрея». Боярам Ростова и Суздаля хотелось иметь своего князя, свою династическую ветвь, чтобы прекратить перемещение правителей, не связанных интересами данной земли. Андрей Юрьевич, с юности прославивший себя рыцарскими подвигами на юге, казался подходящим кандидатом. Он с радостью принял это приглашение.

Однако новый князь сразу решительно поставил себя не рядом с боярством, а выше его. Своей столицей он сделал сравнительно но­вый город Владимир, а резиденцией – великолепный белокаменный за­мок в Боголюбове, близ Владимира.

Для правления князя Андрея характерны две тенденции: с одной стороны, стремление стать хозяином всей русской земли, а с другой – проводить самостоятельную политику во Владимиро-Суздальском княжестве, подталкивая тем самым страну к феодальной раздроблен­ности. В борьбе за власть Андрей Юрьевич опирался на дворянство и горожан. Он проводил достаточно самостоятельную политику. Так, князь, видимо, отнял замок Москов у боярина Степана Ивановича Кучки и построил на этом месте крепость. Боярство не могло спо­койно смотреть на окняжение своих замков. Недовольство бояр и на­селения вызывали также военные замыслы князя, не связанные ни с обороной, ни с интересами людей (например, поход на Киев в 1169 году). Трагическая развязка противостояния князя боярству прои­зошла в 1174 году. Группа бояр, руководимая кучковичами, организовала в 1174 году заговор против Андрея. Ночью 29 июня вооруженные заговорщики ворвались в княжескую спальню и убили этого незауряд­ного правителя, бывшего, и полководцем, и заказчиком превосходных архитектурных сооружений. В.Н. Татищев так обрисовал Андрея Бого­любского: во-первых, он, подобно Соломону, создал великолепный храм (Успенский собор во Владимире), во-вторых, «...град же Вла­димир расшири и умножи всяких в нем жителей, яко купцов, хитрых рукодельников и ремесленников разных населил. В воинстве был храбр, и мало кто из князей подобный ему находился, но мир паче, нежели войну и правду паче великого приобретения любил. Ростом был невелик, но широк и силен вельми, власы черные, кудрявые, лоб высокий, очи велики и светлы. Жил 63 года».

На следующий день после убийства князя, горожане Боголюбова, мастера дворцовых мастерских и даже крестьяне крепостных сел под­няли восстание против княжеской администрации: дома посадников и купцов были разграблены, а сами княжеские управители, включая «детских» и мечников, были убиты. Восстание охватило и Владимир.

Процесс развития Владимиро-Суздальского княжества был прер­ван в 1238 году нашествием монголо-татар.

Крупнейшим центром русских славян на северо-западе был Нов­город. Развиваясь относительно независимо, он отличался сходством с европейским типом развития городов. Новгородскую республику (XI – XIII вв.) можно сравнить с городами-республиками Ганзейского Союза или городами-республиками Италии (Венеция, Генуя, Флоренция). Она об­ладала громадным земельным фондом и богатейшими промыслами, занимала выгодное географическое положение на перекрестке торго­вых путей: Западная Европа – Русь – Восток – Византия, была уда­лена от набегов кочевников.

В этих условиях корпоративно сплоченное Новгородское боярс­тво сумело избежать монархической формы правления, установить фе­одальную боярскую республику. Фактическая власть принадлежала бо­ярству, высшему духовенству и именитому купечеству. Все высшие исполнительные органы – посадники (глава правительства), тысяцкие (глава городского ополчения и судья по торговым делам), епископ (глава церкви, распорядитель казны, контролировал внешние сноше­ния Великого Новгорода) и др. выбирались из числа бояр. Своеоб­разным было здесь и положение князя. Он не обладал полной госу­дарственной властью, не наследовал новгородскую землю, а пригла­шался для исполнения представительских и властных функций. Любая попытка вмешаться во внутренние дела неизбежно заканчивалась его изгнанием: с 1095 по 1304 год на новгородском престоле побывало 40 человек из трех княжеских ветвей – суздальской, смоленской и черниговской. Некоторые князья занимали престол не по одному ра­зу, и всего смена княжеской власти происходила за это время 58 раз.

Высшим органом власти в республике было народное собрание – вече. Оно существовало здесь дольше, чем в других территориях русской земли. Новгородское вече обладало широкими полномочиями: рассмотрение важных вопросов внутренней и внешней политики, приг­лашение князя и заключение с ним договора, определение торговой политики, выборы посадника, суд по торговым делам и т.д.

История Новгорода первой половины XIII века не была так тра­гически прервана татарским нашествием, как это получилось с Кие­вом, Владимиро-Суздальской землей и другими городами. Новгород успешно отбился от немецких рыцарей и легче, чем другие земли, перенес татарское нашествие. Новгород играл очень важную роль в истории Руси, Западной Европы и далекого Северо-Востока, куда вместе с новгородской мирной колонизацией проникало русское ре­месло и земледелие. Еще одним крупным политическим образованием на Руси в этот период было Галицко-Волынское княжество. Оно рас­полагалось на окраинных западно-русских землях. Галицко-Волынское княжество отличалось благоприятными природно-климатическими усло­виями, богатством, многолюдностью и красотой городов (Галич, Вла­димир Волынский, Львов, Перемышль и др.), пересекалось важными торговыми путями общеевропейского значения. Оно граничило с Венг­рией и Польшей. С этими государствами у русского княжества были достаточно тесные экономические, идеологические и дипломатические связи.

Социально-экономической спецификой этого региона Руси явля­лась постоянная оппозиция боярства княжеской власти. Галицкие бо­яре были наиболее реакционной силой на Руси. Политическим идеалом боярства была слабая власть, пусть даже иноземная.

Поэтому еще одной специфической особенностью региона явля­лось постоянное вмешательство Запада как на стороне княжеской власти, так и бояр.

В результате история этого княжества представляет собой борьбу «центростремительного» начала с «центробежным». Первое олицет­воряли князья Владимира Волынского и Галича, второе – удельные князья и богатое, привыкшее к самостоятельности, боярство.

Расцвет Галицкого княжества связан с воспетым в «Слове о полку Игореве» Ярославом Осмомыслом (1157 – 1187 гг.). При нем процветали торговля, промышленность и земледелие: ведь владея Га­личем, Осмомысл в своих руках имел ключ к дунайской торговле. Прозвище Осмомысл, то есть думающий за восьмерых, Ярослав получил за заботливое, мудрое правление.

Широко известен был также волынский князь Роман Мстиславо­вич (1199 – 1205 гг.). Получив в удел Волынь, он смог присоеди­нить к своим владениям Галич (1199 г.) и тем самым объединить всю Галицко-Волынскую Русь. Позднее, когда он овладел Киевом, под его властью оказалась территория, равная по размерам Священной Римс­кой империи Фридриха Барбароссы. Имя Романа гремело далеко за пределам Руси. Папа Римский Иннокентий III мечтал обратить князя и его подданных в католичество, обещая за это королевский титул. Роман Мстиславович гордо отказал Папе в сомнительной милости под­чиниться Риму за титул, что, впрочем, не помешало ему именовать себя королем и в отношении с другими князьями и иностранными дер­жавами. Короткое княжение Романа Мстиславовича упрочило положение западно-русских земель и подготовило их дальнейший расцвет. Под­водя итоги правления первых князей, необходимо признать, что про­водимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и ук­репления центральной княжеской власти объективно была, безусловно, прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В про­ведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и выращенные ими самими мелких феодалов, полностью зависимых от князя. В противовес объединительной политике князей действовало крупное боярство, стремившееся замкнуться в своих вотчинах, огра­ничить власть князя. Правда, необходимо иметь в виду, что среди бояр были и сторонники сильной и действенной княжеской власти.

Борьба объединительных и сепаратистских начал достигла апо­гея во время княжения сына Романа – Даниила (родился около 1201 го­да, умер около 1264 года). Даниил осиротел 4 лет от роду и все его детство и отрочество прошли в условиях усобиц и ожесточенной феодальной борьбы. Лишь в 1234 году князь Даниил окончательно ут­вердился в Галиче. Возможно, Даниилу Романовичу удалось бы раз­бить внутренних врагов (боярство) и создать сильное государство, но этому помешали внешние обстоятельства – татаро-монгольское нашествие. Даниил долго уклонялся от признания власти над собой татарского хана и поездки в Орду, но в 1250 году он был вынужден подчиниться прямому вызову хана Батыя. Хан, видимо, «с честью» его принял. Но Даниил считал невозможным подчиниться Орде. Возв­ратившись в Галич, князь занялся укреплением и заселением своей земли. Он строил новые города и призывал в них новых поселенцев – купцов и ремесленников, не только русских, но и немцев, поляков, армян, евреев. При этом он не оставлял мысли о борьбе с татарами и свержении татарского ига.

После смерти Даниила Романовича в 1264 году в Галицкой земле снова начались боярские интриги, раздоры, смуты и усобицы. Этим воспользовались сопредельные государства, и в середине XIV века великие князья литовские захватили Волынь, а Польша овладела Га­лицией.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!