Войди в круг — выйди из круга



Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведе­ния в одиночестве, совершенствование навыков межлич­ностной коммуникации.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: не больше 10.

Описание игры: дети выбирают водящего и становят­ся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за та-


лию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пы­тается пробраться в круг — уговаривает, толкается, ста­рается разорвать цепь. Если водящему удается пробить­ся в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Комментарий: взрослый следит, чтобы дети не про­являли агрессию, помогает водящему, если ему прихо­дится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесцен­ный опыт общения с разными людьми, когда нужно в од­ной ситуации проявить уступчивость, попытаться угово­рить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

Зоопарк

Цель: развитие коммуникативных способностей, уме­ние распознавать язык мимики и жестов, снятие теле­сных зажимов.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их по­вадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хва­лят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животно­го, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

Старенькая бабушка

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: 8-10.


Необходимые приспособления: платки для завязыва­ния глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды —

бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» за­вязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к вра­чу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внуч­ки), постаравшись, чтобы их не сбила машина.



Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей стано­вятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побеседо­вать с детьми о необходимости оказания помощи пожи­лым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потрениро­ваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоотноше­ния между играющими. Бабушки (дедушки) должны до­вериться внукам, машины должны соблюдать правила.

Найди отличие (Е. Лютова, Г. Монина)

Цель: развитие коммуникативных навыков. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: взрослый + ребенок (группа детей).

Необходимые приспособления: лист бумаги, каран­дашей).

Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочет­ся, затем передает листок взрослому. Взрослый добавля­ет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ре­бенку, который должен найти изменения. Затем взрос­лый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняют­ся ролями.

Комментарий: если в игре принимают участие несколь­ко детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.

В зависимости от особенностей детей игра может про­ходить как в быстром, так и в медленном темпе.

После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рису­нок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.


Жужа

Цель: отреагирование отрицательных эмоций.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: полотенце.

Описание игры: выбирается ведущий — «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети



бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут ее. Когда «Жуже» это надоест, он вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спи­не.

Комментарий: нужно настроить детей на то, что драз­нилки не должны быть обидными. А «жужа» должен тер­петь как можно дольше.

Следующим «жужей» становится первый из обидчи­ков, до которого он дотронется.

Газета

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоле­ние тактильных барьеров.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное четы­рем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складыва­ют пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда рас­стояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важ­но для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут дей­ствовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.


Трио (К. Фопель)

Цель: развитие умения согласовывать свои действия,

действовать сообща.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность.

Возраст: 8-9 лет.

Количество играющих: кратное трем.

Необходимые приспособления: пустые коробки из-под

обуви.                                        ■ _                                           -

Описание игры: дети разбиваются на тройки, обнима­ют друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева — пра­вую. Таким образом, получается невиданное существо с тремя туловищами и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. Если дети успешно справля-



ются с заданием, можно предложить им взять в компа­нию еще игрока и еще... В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы справиться с заданием.

Комментарий: несмотря на то что автором игра пред­назначена для детей 8-9 лет, она вполне доступна для детей 6—7 лет. Она интересна как игра-соревнование, в процессе которого им необходимо прийти к согласию, чтобы достичь финиша. Но с детьми-дошкольниками пе­ред началом игры необходимо провести тренировку, сна­чала в парах, а уж затем в тройках, так как им трудно будет сразу научиться координировать свои движения, что может привести к падениям.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: от 4-х лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвра­щает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть об­щие связи между ними, а взрослому помогает опреде­лить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.


Чертик, чертик, кто я?

Цель: устранение страхов.

Нарушение: застенчивость/тревожность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: чем больше, тем лучше.

Необходимые приспособления: страшная маска.

Описание игры: выбирается водящий. Ему надевают страшную маску, а дети бегают вокруг него, кричат и ста­раются ухватить за руки. Водящий должен по голосу, либо ощупывая протянутые руки, сказать, кто перед ним.


Комментарий: одним из главных правил в этой игре, которое дети должны четко усвоить, должен стать дого­вор о том, что хватать «чертика» можно только за руки.

В роли «чертика» должны побывать все дети, чтобы они смогли испытать одинаковые эмоции, может быть, даже негативные. Тогда дети лучше понимают чувства другого.

Закончить игру лучше ритуалом, в ходе которого взрос­лый подходит к каждому игроку (если он был «черти­ком») и, поглаживая его по голове и рукам, говорит: . «Теперь ты мальчик (девочка) ... (имя)».

Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий мо­жет показывать любые движения, играющие должны по­вторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. По­бедивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Поварята

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, ЗПР.

Возраст: старше 4-х лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «каст­рюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морков-


кой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он вы­крикивает название ингредиентов. Названный впрыгива­ет в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра за­канчивается, можно приступить к приготовлению нового

«блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выпол­нять какие-либо действия с «продуктами»: резать, кро­шить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать за­кипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скован­ность через легкий имитационный массаж.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!