Русская культура периода удельных княжеств



И татаро-монгольского нашествия ( XIII - XV вв.)

Социально-управленческая культура удельной Руси. В историко-культурном процессе Руси ХIII-ХV вв. выделяются два периода: первый (с 1240 г. до середины ХIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с татаро-монгольским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов); второй период (вторая половина ХIV-ХV вв.), когда отмечается подъем национального самосознания и возрождение русской культуры.

Иноземные вторжения особенно пагубно сказались на южных и западных землях. Поэтому центр общественно-политической и культурной жизни сместился на северо-восток, где в силу ряда причин с середины ХIV в. установилась гегемония Москвы. Именно Московскому княжеству суждено было, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой орды и к концу ХV века завершить оба процесса созданием единого и независимого государства.

Во второй половине ХII века на Руси завершается процесс образования системы отдельных княжеств. Наступил период феодальной раздробленности. Наша задача состоит в том, чтобы дать объективную оценку этому периоду с точки зрения культурного развития. Выделим несколько основных положений.

Во-первых, дробление Руси – это закономерный и в целом прогрессивный по своему содержанию процесс. Во-вторых, следует иметь в виду, что существование самостоятельных княжеств создало благоприятные условия для дальнейшего экономического, политического и культурного развития русских земель. В-третьих, единое Древнерусское государство, выполнив свою историческую роль, становилось помехой для поступательного движения вперед.

«Период феодальной раздробленности, - пишет академик Б.А. Рыбаков, - полон сложных противоречивых процессов, которые нередко ставят историков в тупик». (Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Указ. соч. – С. 74). Среди отрицательных моментов раздробленности Рыбаков называет: явное ослабление общего военного потенциала; междоусобные войны; дробление Руси на мелкие княжества, облегчающее иностранное завоевание. С другой стороны, Рыбаков обращает внимание на то, что до того момента, пока в историю развития культуры Руси не вмешался фактор иностранного завоевания, культура развивалась по нарастающей, бурно росли города, и русская культура в ХII – начале ХIII века ярко проявила себя во многих областях.

В период феодальной раздробленности на Руси количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. В середине ХII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне ордынского нашествия на Русь (1237-1240 гг.) – около 50, а в ХIV веке, когда уже начался процесс феодальной консолидации, их число приближалось к 250. Наиболее заметную роль в последующем развитии Руси сыграли следующие княжества: Киевское, Смоленское, Черниговское и Северское, Муромо-Рязанское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое и Новгородская земля

Общественно-политическая жизнь Новгорода имела существенные особенности. Сначала Новгород наряду с другими русскими княжествами подчинялся Киеву. Но в ходе развития вечевого строя Новгород в ХII веке стал самостоятельной феодальной республикой и принимал к себе князей только по собственному выбору и на известных условиях.

Князья на новгородском престоле не задерживались. В ХII-ХIII вв. на престоле побывали десятки представителей суздальской, смоленской и черниговской княжеских ветвей. Князь ведал вопросами защиты Новгорода и его владений от нападений внешних врагов, был высшей судебной инстанцией. Новгородцы подписывали с ним договор (ряд) об условиях княжения, которые князь обязан был выполнить или, в противном случае, покинуть Новгород. Так, в 1136 г. восставшие новгородцы изгнали князя Всеволода (старшего сына Мстислава Владимировича Великого), обвинив его в «небрежении» интересов Новгорода.

Высшим органом власти в Новгороде было вече – собрание мужского населения города. Вече обладало чрезвычайно широкими полномочиями: призывало князя в Новгород; судило о его «винах» и в случае невыполнения им ранее оговоренных условий «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и епископа и судило их; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало всех представителей власти в новгородских владениях, принимало жалобы на них и в случае их неправильных действий наказывало виновных.

Главными правительственными лицами в Новгороде был посадник и тысяцкий. Посадник избирался из самых влиятельных бояр на неопределенное время – пока будет «годен народу» – и не мог быть смещен князем без вины и суда. Как правило, посадники избирались из четырех крупнейших Новгородских родов. будучи посредником между князем и народом, он вместе с князем имел право судить и управлять, руководил совещаниями веча, от имени Новгорода вел переговоры с другими княжествами и зарубежными государствами и заменял князя в его отсутствие. Князя предупреждали: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать».

Тысяцкий избирался из небоярского населения Новгорода. Как судья он имел дело преимущественно с «черными людьми». Тысяцкий осуществлял контроль над налоговой системой – ему подчинялись сотские (для сбора податей город делился на 10 сотен во главе с сотскими). Он ведал также городским ополчением.

Во главе Новгородской церкви стоял епископ (позднее – архиепископ). Он принимал участие во всех важнейших гражданских делах, имел свой суд, собственный штат и даже собственный воинский полк. Его кафедре принадлежали обширные мнения. Совета владыки искали князья и посадники, и все договоры с другими княжествами и иностранными государствами заключались с его благословения.

Кроме высших органов власти были низшие, территориально-административные органы самоуправления. Обе стороны – Софийская и Торговая – делились на несколько городских районов – концов. В концах собирались свои веча, избиравшие кончанских старост. Концы в свою очередь делились на улицы во главе с уличанскими старостами.

Такого рода феодальная боярская республика, где боярам удалось подчинить себе князей, создалась позднее (в ХIХ в.) и в Пскове. В других землях, где князья подавили бояр, власть князей установилась в форме монархии.

Нормальное развитие русской культуры в ее уделах было нарушено татаро-монгольским завоеванием..

С целью контроля за Русскими землями был создан институт баскаков – руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. По доносам баскаков русских князей вызывали в Сарай, где лишали ярлыка на княжение, или организовывали карательные походы. Достаточно сказать, что только за последняя четверть ХIII века было организовано 14 подобных походов на русские земли. Размер дани был очень велик. Только «царева дань», то есть дань в пользу хана, составляла 1300 кг серебра в год.

Большую роль в сохранении самостоятельной русской культуры сыграл Александр Невский (1252-1263) – второй сын Ярослава Всеволодовича от его третьей жены, Феодосии Игоревны. Шестнадцатилетним юношей он стал князем-наместником Новгорода. В 1240 году он разбил шведов на Неве, за что получил прозвище Невский. 5 апреля 1242 года он разбил немецких псов-рыцарей на Чудском озере. Было убито 400 рыцарей (из них 200 меченосцев) и много эстов, 50 рыцарей попало в плен. Эта битва вошла в историю как Ледовое побоище.

Татаро-монгольское нашествие оставило страшный след в русской культуре: массовая гибель населения, насилия и грабежи, непосильная дань; утрата большого количества бесценных рукописей и большого числа ремесленников, целых ремесел; разграбление и сравнивание с землей городов; сокращение количества городского населения; упадок изобразительного и прикладного искусства; гибель многих князей и их дружинников – профессиональных воинов-феодалов приостановила развитие феодального землевладения.

Однако следует учитывать, что при всех тяжелых последствиях золотоордынское нашествие на Русь имело некоторые особенности, способствовавшие тому, что русский народ в условиях ига не только сохранил свою самостоятельность и культуру, но и обогатил ее, нашел в себе силы изгнать угнетателей.

Во-первых, в отличие от стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья монголо-татары отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды и создания на них своей постоянно действующей администрации. Зависимость Руси от Орды выражалась главным образом в уплате дани.

Во-вторых, в конце ХIII века ордынцы вынуждены были и сбор дани передать в руки русским князьям. Затем из русских городов были отозваны баскаки, что уменьшило возможность Орды вмешиваться во внутриполитическую жизнь Руси.

В-третьих, монголо-татары не посягали на духовный образ жизни русских людей, прежде всего, на их православную веру, хотя и варварски разрушали церкви. Русское духовенство ордынцы не без оснований считали своим союзником. Это объясняется тем, что: русская церковь боролась против влияния католичества, а папа был врагом Золотой Орды; церковь в начальный период ига поддерживала князей, выступавших за союз с Ордой; ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали охранными грамотами на церковное имущество.

В-четвертых, в этот период произошло и обогащение отечественной культуры отдельными элементами золотоордынской культуры. В частности, Русь восприняла идею централизации государственной власти и военной организации, которая в дальнейшем укреплялась вплоть до установления царского самодержавия. Татаро-монголы впервые осуществили перепись русского населения, ввели денежное обращение, положили начало строительству дорог и учредили курьеров-ямщиков для передвижения между населенными пунктами.

В последней четверти ХIII века Золота Орда также переживала феодальную раздробленность и ослаблялась междоусобицей. Такая же междоусобица, в частности, борьба сыновей Александра Невского – Дмитрия и Александра – за великое княжение, мешала русскому народу начать борьбу за освобождение.

Однако в ХIV в. в Северо-Восточной Руси начинается медленный подъем сельского хозяйства. Пашенное земледелие дополняется скотоводством, рыбной ловлей, охотой, бортничеством, добычей соли. В ХIV в. на Руси начало практиковаться пасечное пчеловодство.

Основной формой крупного феодального землевладения в ХIV веке была вотчина – княжеская, боярская и церковная. Из условного (за службу) землевладения военных и административных слуг князя – дворян и детей боярских впоследствии развилась поместная система. Однако землевладение на вотчинном и условном держании островками вкрапливалось в море крестьянских общин.

Система русской феодальной иерархии ХIV в. включала в себя четыре нисходящие ступени. На верхней ступени возвышались великие князья – верховные правители Русской земли. Вторую ступень занимали вассалы великого князя – удельные князья, обладавшие правами суверенных правителей в пределах своих уделов. На третьей ступени находились вассалы удельных князей – бояре и служилые князья, утратившие права удельных, иными словами – крупнейшие феодалы-землевладельцы. На низшей ступени феодальной иерархии стояли слуги под дворским – управляющим княжеским хозяйством, составлявшие княжескую и боярскую администрацию. Они получали от князя или боярина небольшие участки земли за службу. В конце ХIV - начале ХV века их начали называть дворянами и детьми боярскими.

Ранее сложившийся на Руси политический строй княжеств существенно не изменился в ХIV веке. По-прежнему князьям принадлежала в их княжествах высшая судебная и административная власть над населением. С конца ХIV века сокращаются права землевладельцев. Сначала в ведение князя или его ближайшего доверенного лица перешел суд по делам об убийстве («душегубстве»), а затем о разбое и воровстве («татьбе»).

Во главе управления княжескими землями и хозяйством стоял дворецкий. В его ведении находились все прочие слуги княжеского двора, руководившие отдельными отраслями хозяйства: конюшие, стольники, чашечники, ловчие, сокольничие. Казной князя ведал казначей, а его архивом – печатник. С появлением в суде, дипломатии и управлении хозяйством письменной документации у князя сложился штат дьяков и подьячих. Позднее этот бюрократический штат вошел в систему великокняжеских (государственных) приказов. Следует заметить, что отличительной чертой управления в княжествах ХIV века являлось слияние дворцового управления с государственным. Во всех делах князья опирались на духовенство, которое обычно поддерживало княжескую власть.

Постепенно политическая, экономическая и культурная жизнь Руси стала перемещаться на Северо-Восток, прежде всего, в Московскую землю. Главные причины этого - Москва была центром территории, где формировалась великорусская народность; она была в центре торговых путей и стала экономическим объединительным центром; географическое положение Москвы гарантировало ей известную безопасность; Московское княжество стало территорией развитого феодального землевладения; наконец, московские князья проводили активную политику.

Московский князь Иван Данилович (Иван Калита) с помощью Золотой Орды смог устранить своих соперников и прочно занять великокняжеский престол (1328-1340). Москва стала центром общерусской митрополии (до 1326 года она находилась во Владимире). Столица Руси также в 1326 г. была перенесена из Владимира в Москву.

Иван Калита был внуком Александра Невского. Он унаследовал от своего великого деда мудрость и дальновидность. Он сам часто ездил в Орду, исправно платил дань. Во время княжения Ивана Калиты вторжения Орды на Русь полностью прекратились. При нем была ликвидирована система баскачества, и он был назначен главным сборщиком дани.

Иван Калита заложил основы Могущества Московского княжества. Его называют первым собирателем Русской земли. Это делалось и силой, и дипломатией, и удачными родственными связями. Он умер в 1340 году, приняв монашество. Во многом благодаря ему во второй половине ХIV века Северо-Восточная Русь с центром в Москве получила название «Великая Русь». Отсюда и происходит наименование «великорусская народность», «великорусский народ». Более высокой ступенью этнического развития являются нации, но они появятся позже – в ХVII веке.

В 1380 г. его сын Дмитрий Иванович во главе объединенного русского войска на Куликовом поле разгромил войско Мамая, положив начало освобождению Руси. Эта победа не была окончательной. Хан Тохтамыш в 1382 г. взял и разграбил Москву (при защите города впервые применялись пушки «тюфяки») и ряд других городов. В 1395 г. Тохтамыш был разгромлен среднеазиатским властелином Тимуром (Тамерланом) и бежал в Литву к Витовту.

Объединению русских земель способствовала Православная Церковь. После смерти московского митрополита Фотия представители духовенства учли пожелание Василия II и избрали главой русской церкви рязанского епископа Иону, но константинопольский патриарх отверг эту кандидатуру и назначил митрополитом всея Руси грека Исидора.

В этот период Византия под угрозой нашествия Османской империи вступила в переговоры с римским папой о соединении православной и католической церквей. Было решено провести в Италии Вселенский собор для заключения унии. Василий II Темный не рекомендовал Исидору ехать и предупредил, что Русь не примет унии.

В результате 5 июля 1439 г. уния была подписана, в том числе и Исидором. Весной 1441 г. он прибыл в Москву с грамотой от папы. Но великий князь велел сместить его с его поста и арестовать. В 1442 г. собор русского духовенства в Москве по предложению Василия II назначил митрополитом Иону без санкции константинопольского патриарха. Этот акт означал конец зависимости русской церкви от Константинопольской патриархии. Означало это и другое. Теперь церковь попадала в зависимость от великокняжеской власти, которая должна была защитить ее от наступления латинской ереси.

Во время княжения Ивана III начался решающий этап процесса объединения русских земель вокруг Москвы. Рязанское княжество было присоединено мирным путем, Казанское ханство – путем завоевания, правда, со второй попытки (Казань сдалась в 1469 г.).

1480 год вошел в историю Руси как год свержения ордынского ига. Целых 243 года тяжелое ярмо этого ига висело на шее русского народа. Как считает большинство историков, Иван III прекратил платить дань Орде еще в 1475 или 1476 гг. Желая проучить русского великого князя, хан Ахмат в 1480 г. двинул свои войска на Москву.

В результате стояния на реке Угре стороны так и не решились на генеральное сражение. Ордынцы отступили. Ахмат в бессильной злобе разграбил и сжег дотла первый попавшийся ему русский город. По иронии судьбы им оказался легендарный Козельск. Через неделю после бегства ордынцев в Угры Иван III в Боровске распустил свои войска. В рождественский пост он торжественно, с колокольным звоном и молебнами, вернулся в Москву.

Новые изменения в социально-политической жизни общества. В процессе создания единого государства и усиления великокняжеской власти произошли изменения в структуре господствующего класса феодалов.

Наряду с боярской верхушкой и княжатами бывших удельных княжеств появилось служилое дворянство, составлявшее основу армии. Служилые люди – дворяне, будучи опорой князя в его борьбе с боярством, получали от него поместья. Они не передавались по наследству, а сохранялись только на время службы.

Изменения произошли в армии. Феодальные дружины, поставляемые боярами, теперь уже играли в ней второстепенную роль. Ее главную силу составляли ополчения дворян, дворянская конница, пешие полки с огнестрельным оружием (пищалями) и артиллерия.

Помимо армии дворяне занимали различные должности во вновь создаваемом аппарате централизованного управления государством. В качестве дьяков они входили в аппарат Боярской думы – совещательного органа при великом князе и двух общественных ведомств – Большого дворца и Казны, из которых позже выделились главные органы отраслевого управления – приказы.

Несколько уменьшился фонд вотчинных земель из-за роста церковно-монастырского землевладения. В распоряжении монастырей, митрополита и епископов находились огромные богатства с большим числом зависимых крестьян. Будучи крупнейшим землевладельцем, церковь в то же время активно выступала за усиление великокняжеской власти, против независимой политики крупных феодалов. Увеличивалось число служилых холопов и кабальных людей.

Сложившиеся в обществе новые экономические и социальные отношения требовали создания нового законодательного порядка. Поэтому из всех новшеств Ивана III наиболее значительной была судебная реформа.

Она была обнародована в 1497 году в виде специального законодательного сборника – Судебника. Территория страны делилась на уезды, границы которых восходили к рубежам бывших княжеств, а уезды на станы и волости. Власть в уезде принадлежала великокняжескому наместнику, в станах и волостях – волостелям. Эти должностные лица получали не жалованье, а управление территориями «в кормление», то есть их содержание перекладывалось на плечи местного населения. Их законным вознаграждением были судебные пошлины («присуд») и часть налогов («кормленческий доход»), но среди кормленщиков процветало взяточничество.

Впрочем, официально Судебник Ивана III запретил «посулы» (взятки) за судопроизводство и «печалование» (ходатайство), провозгласил нелицеприятный суд («судом не мстити, не дружити никому») и установил единообразные судебные пошлины за все виды судебной деятельности.

В основу Судебника были положены «Русская Правда» и некоторые нормы боярского и наместничьего суда из областных уставных грамот. В Судебнике сохранились и некоторые нормы старого права. Так, жалобники могли решать спор «полем», то есть поединком на дубинах. В этом случае суд должен был наблюдать, чтобы один противник не убил другого.

Уголовные преступления: разбой, душегубство, двукратное воровство (ранее – только за третью кражу), святотатство, поджоги – карались смертной казнью. Судебник ввел смертную казнь и для заговорщиков-мятежников.

Судебник установил единый для территории всей Руси срок возможного перехода крестьянина от одного феодала к другому – за неделю до Юрьего дня осеннего (26 ноября) этот срок начинался и через неделю после него заканчивался.

Создание общегосударственного кодекса – значительная веха в истории русского законодательства, ибо таких кодексов тогда не существовало, в частности, в Англии и во Франции.

Иван III провел реформу календаря. С 1492 г. (с 7000 г. от сотворения мира) Новый год стали отмечать не 1 марта, а 1 сентября. Это было не просто формальностью. Эта дата была более приемлемой для исчисления доходов, поскольку урожай собирался к 1 сентября.

Отечественная духовная культура Х III -Х V вв. Вековое чужеземное иго не повлекло за собой ни краха русской культуры, не прервало развитие культурной традиции. Процесс культурного творчества продолжался, несмотря на катастрофические для народа и государства последствия татаро-монгольского нашествия. Г. Флоровский писал в «Путях русского богословия»: «В истории русской культуры татарское иго не было разделом эпох… Культура сдвигается или смещается к северу, это верно…Но это было именно разрастанием уже ранее образовавшихся и сложившихся очагов, а не «переносом просвещения» с культурного Киевского юга на полудикий северо-восток… Север давно уже не был диким и девственным»[8].

В эпоху средневековья распространение грамотности и знаний шло разными путями в княжеских дворцах, монастырях, торговых городах и в деревне. В бесписьменной деревне знания о природе, человеке, устройстве мира, родной истории передавались молодому поколению из уст в уста в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, сказов, эпической поэзии и т.п. Просвещение в городах, монастырях и вотчинных замках основывалось на книгах.

Судя по житийной литературе ХIV-ХV вв., обучение детей начиналось в возрасте 7 лет. Сначала их учили чтению («грамоте»), а затем письму. Церковная монополия на образование придавала ему преимущественно богословский характер. Как свидетельствуют археологические находки, применялся слоговый принцип обучения чтению и письму. Многочисленные берестяные грамоты говорят о том, что русские горожане, в том числе женщины, широко использовали свои знания как в деловой практике, так и в быту.

Несмотря на тяжесть монголо-татарского ига, в ХIV-ХV вв. на Руси развивалось книжное дело. Постепенная замена дорогого пергамента бумагой делало книги более доступными. На Руси развивалось книжное дело. Постепенная замена дорогого пергамента бумагой делало книги более доступными. К ХV веку известны уже многие библиотеки. Хотя большинство книг того времени погибло в огне военных пожаров, в кострах церковной цензуры и т.п., от ХIII-ХV вв. до нас дошло все же 583 рукописные книги. Широко было распространено коллективное использование средневековых книг. Чтение вслух было тогда широко распространено во всех странах и разных слоях общества.

Космологические представления русские книжники черпали из христианской и другой богословской литературы, трактовавшей вопросы мироздания весьма противоречиво. Среди сочинений такого рода в ХIII-ХIV вв. наиболее популярными были компилятивное дохристианское произведение «Книга Еноха» (II-I вв. до н.э.) и «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (ок. 549 г.). Согласно «Книге Еноха» мир представляет собой землю и 7 небес над нею. На первом пребывают духи, ведающие дождем и снегом; второе – является средоточием тьмы, прибежищем темных сил; третье – местом отдыха Бога, рай; на четвертом расположены солнце, луна и звезды; на пятом – томятся в заключении падшие ангелы; на шестом– находятся духи, ведающие движением светил, сменой времен года и т.п.; седьмое небо – место постоянного пребывания Бога, окруженного высшими духами. Правда, в другом месте этой книги дается совершенно иное описание устройства мира.

Окончательно сбить с толку читателя могли фантастические представления К. Индикоплова, который описывал Землю в виде стола или четырехугольной доски. Большим шагом вперед явилось возрождение на Руки в начале ХV века античных представлений о мироздании. В сборнике «Странник со иными вещами» (1412 г.) содержится прямое заявление о шарообразности Земли. Автор сопоставляет ее с яичным желтком, а небо и воздух – с белком и скорлупой.

С постепенным развитием в ХIV-ХV вв. торговли, восстановлением дипломатических связей, возрождением паломничества происходило расширение географического кругозора русских людей. К этому времени относится составление множества рукописных сборников, содержащих подлинные и подробные описания земель, где побывали путешественники. Самым выдающимся памятником такого рода является «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, совершившего в 1466-1472 гг. небывалое путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию.

Общественные идеи, связанные с осмыслением человека в мире и обществе, а также политические теории со времени утверждения христианства на Руки в основном укладывались в рамки религиозного мировоззрения. В ХIV – начале ХV вв. Русь, восприняв в основном философско-богословские течения Византии, отставала от нее по уровню философского мышления.

Если в Византии господствовали два главных идейных течения: победивший исихазм (от греч. hesychia – покой, безмолвие, отрешенность) – мистическое течение, в широком смысле – этико-аскетическое учение, возникшее в Византии в IV-VIII веках, включало систему психофизического контроля, имеющую некоторую сходство с йогой), и побежденный рационализм, то на Руси ситуация была сложнее. Здесь взаимодействовали три течения философско-богословской мысли: православие в традиционном понимании, слабые ростки рационализма (в виде ересей) и исихазм.

Афоно-византийский исихазм – это движение в православном богословии, оказавшее серьезное влияние на русскую религиозно-философскую мысль. Как уже отмечалось, исихазм, возникший на Афоне в ХIII-ХIV вв. (крупнейшие представители – Григорий Синаит, Григорий Палама) имел своим истоком нравственно-аскетическое учение христианских подвижников IV-VII веков (Макария Египетского, Евагрия, Ионна Лествичника и др.) о стяжении благодати через «очищение сердца», постоянное волевое усилие в отвержении греховных помыслов, практически непрерывную молитвенную практику (молитва Иисусова).

Ортодоксальной христианской идеологии всегда было присуще утверждение о доступности человеческим чувствам сверхъестественных явлений (Бог действовал на земле, являясь людям в видениях, через ангелов и святых, «явлением» икон, чудесными исцелениями и т.п.). Идеологи исихазма развивали взгляды раннехристианских учителей церкви, открывая перед верующими возможность богопознания, духовного и даже телесного соединения с Богом через восприятие Божественной энергии. На Руси в середине ХIV века это учение утверждалось в ожесточенной борьбе одновременно как способ индивидуального подвижничества (исихазм «келейного» уровня) и как новый стиль духовно-культурной жизни. Особенно трудно исихазм прививался на русской почве как система философского мышления, вступив в известное противоречие с косной практикой церковной жизни.

В русской религиозной мысли, не менее влияние традиции исихазма было значительным и никогда не прерывалось. Очень рано на православной Руси стала известна раннехристианская аскетическая литература, ставшая духовной основой Афонского исихазма ХIV в. Собственно. уже у Феодосия и других подвижников Печерского монастыря мы можем видеть восприятие и продолжение именно этого раннехристианского духовного движения. Труды же Григория Синаита и Григория Паламы, в преодолевающей последствия векового ига, теперь уже Московской Руси, пользовались большим авторитетом. В ХV-ХVI вв. традиция исихазма c особой силой проявилась в идеологии заволжских старцев-нестяжателей в их полемике с иосифлянством.

Учение о неизбежности конца мира и божественного суда на ним, эсхатология, всегда занимало значительное место в христианском мировоззрении. Но в эпохи социальных потрясений эсхатологические идеи принимали форму реального ожидания «второго пришествия» Христа. Такой период переживала Русь в ХIV-ХV в. Летопись конца ХIV – начала ХV в. – это хроника трагических событий (после победы 1380 г. на Куликовом поле – опустошительный набег Тохтамыша в 1382 г.; в 1387 г. и последующие годы – мор в Смоленске; татары разграбили Нижний Новгород и т.п.). Поэтому интерес к эсхаталогии в это время захватил практически все слои населения Руси. Но отношение к проблеме второго пришествия было весьма неоднородным.

Одним из важнейших и наиболее интересных явлений духовной жизни Руси этого периода были ереси. Возникновение и развитие ересей было связано с определенными изменениями социальных условий в жизни средневекового общества. Развивались города, росли буржуазные элементы, которые были питательной средой еретических выступлений.

В 70-е годы ХIV в. возникла в Новгороде, позже распространилась на Псков ересь стригольников (название, видимо, связано с обрядом пострижения в причетники, по другой версии – это отзвук ремесленной специальности – стрижка овец). Широкий характер движения предопределил состав еретиков (горожане и низшее духовенство), возглавили его дьяки Карп и Никита (казнены в 1375 г.).

Рационалистическая критика православной церкви велась стригольниками по двум направлениям: по вопросам богословской догматики (оспаривали божественное происхождение таинств, священства, причащения, крещения, покаяния и др.) и по линии организационных основ церкви (отвергали церковную иерархию, выступали за предоставление мирянам права проповеди и за «дешевую» церковь. Эта программа по сути предвосхитила требования реформационного движения в Европе.

Начиная с 1471 г. среди части русского белого духовенства и верующих стала распространяться иудействующая ересь. Она появилась в Новгороде во второй половине ХV в. и оттуда проникла в Москву. По свидетельству летописцев, ее первым проповедником был еврей Сухария, приехавший в Новгород из Киева в свите литовского князя Михаила Олельковича, которого новгородцы пригласили на престол. Социальной средой, породившей эту ересь, был городской посад, а выразителями – рядовые представители белого духовенства. Это была типичная средневековая городская ересь с характерными для нее элементами рационалистического мышления и критического отношения к обрядам и догмам церкви.

Рационалистическая критика богословских догм открывала пути научному познанию, подрывавшему основы религиозного мировоззрения. Еретики проявляли большой интерес к научным знаниям. Они занимались философией, астрономией, математикой, юриспруденцией, языкознанием, были хорошо знакомы со многими произведениями не только средневековой, но и античной философии и высказали ряд интересных мыслей по различным вопросам.

Так, например, Федор Курицын в «Лаодикийском послании» высказал мысль о свободе воли («самовластии души»), причем свобода воли непосредственно связывалась с образованностью человека. Брат Ф. Курицына дьяк Иван –Волк Курицын составил сборник «Мерило праведное», в котором были собраны различные законы, что говорило об интересе участников еретического кружка к вопросам организации суда, вставшем с особой остротой в связи с централизацией государственной власти.

Гонение на еретиков возглавляли новгородский архиеписком Геннадий и Иосиф Волоцкий – основатель Волоколамского монастыря. Ссылаясь на испанскую инквизицию, Геннадий требовал казни всех еретиков. Новгородского архиепископа полностью поддерживал Иосиф Волоцкий. Его перу принадлежат несколько посланий, вошедших в полемический трактат «Просветитель» – одно из первых богословских сочинений на Руси. Иосиф Волоцкий отстаивает незыблемость церковных догм и право монастырей на земельную собственность.

В 1504 г. Иван III созвал церковный собор, на котором были приняты решения о беспощадном искоренении ереси. Многие московские и новгородские иудействующие подверглись сожжению в клетке, в том числе Иван-Волк Курицын (его брат Федор Курицын, видимо, умер до этого) и новгородский архимандрит Касиан. Зосима еще в 1494 г. вынужден был отречься от митрополии. Остальных выявленных еретиков ждало заточение. Иван III поддержал наиболее консервативное крыло духовенства, очевидно, с целью сохранить устоявшуюся церковную организацию и пополнить фонд земель для служилых людей, поскольку нестяжатели сулили ему монастырские земли.

В то же время в среде православного духовенства шла острая полемика между двумя идейными течениями – нестяжателями и иосифлянами. Ярким представителем первого направления был Нил Сорский (1433-1508). Он происходил из боярского рода Майковых. Уже став монахом, он побывал на греческом Афоне, испытал сильное влияние доктрины исихазма. Вернувшись на родину, он создает скит на реке соре (отсюда – «Сорский»). Идеал монашеского жития по Нилу – это отшельничество, физический тру для собственного пропитания и никакого стяжательства, никакой значительной хозяйственной деятельности, хотя бы и преследующей филантропические цели. Будучи противником всякой церковной роскоши, он отдавал предпочтение не внешней обрядности, а религиозной практике «внутреннего делания». Речь шла о постоянной «внутренней молитве».

Группа церковников, отстаивавших церковное стяжание и торгово-предпринимательскую деятельность церкви, получила наименование иосифлян по имени своего главного идеолога – Иосифа Волоцкого (1439-1515) Иосифляне настаивали на том, что все земли и имущество церкви принадлежат богу, и всякого посягнувшего на них клеймили как обидчика бога, но в отличие от нестяжателей признавали зависимость духовной власти от светской. Примечательно, что впоследствии и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий были канонизированы Русской Православной Церковью.

В конечном итоге историческая победа оказалась за иосифлянами: нестяжательство было еще раз осуждено на соборе 1531 г.

Развитие художественной культуры. В развитии литературы можно выделить два основных этапа. Первый - ХIII-ХIV вв. (1223-1380). Ведущий жанр здесь – воинская повесть, главная тема – татаро-монгольское нашествие («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о подвигах и житии великого князя Александр Ярославича Невского» (житие, имеющее черты воинской повести) и другие. Особенно замечательно «Слово о погибели русской земли». Второй - 1380 – рубеж ХIV-ХV вв. Здесь заметно господство идеи объединения русских земель вокруг Москвы. Главная тема – победа над татарами. («Сказание о мамаевом побоище», «Задонщина» Софония Рязанца.

Следует также отметить, что о росте национального самосознания свидетельствовало возрождение общерусского летописания в конце ХIV – начале ХV веков. Первый общерусский свод, порвавший с местными интересами и ставший на позиции единства Руси, был составлен в Москве в начале ХV века (так называемая Троицкая летопись, погибшая во время московского пожара 1812 г.). Одним из самых значительных произведений русского летописания стал Московский свод 1479 г.

Зодчество. Возрождение зодчества начинается с конца ХIII века. строительство идет в основном в Новгороде и Пскове, а также Москве и Твери.

Живопись. Это естественное продолжение искусства домонгольской Руси. Центр искусства перемещается на север. В ХIII веке происходит кристаллизация новгородской и ростовской школ живописи, в ХIV – тверской, псковской, московской и вологодской.

Своеобразным бунтом против византийской традиции стали в Новгороде краснофонные иконы («Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» и др.).

ХIV век – расцвет монументальной живописи Новгорода, деятельность великого византийца Феофана Грека (30-е годы ХIV в.- после 1405 г.). До нас частично дошла его роспись церкви Спаса на Ильине. Около 1390 г. Феофан Грек приехал в Москву, где уже сложились свои традиции. Под его руководством расписаны церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского собора в Москве. Сохранилась одна из лучших его икон – «Богоматерь Донская» из Успенского собора Коломны.

Этот период – время творчества величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (ок.1360 – ок. 1430). Его самое совершенное произведение – икона «Троица» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Андрей Рублев похоронен в Спасо-Андрониковском монастыре в Москве.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!