СЕАНС ПСИХОТЕРАПИИ : ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ПРОЦЕССОМ И СОДЕРЖАНИЕМ



Иногда, когда я рассказываю в своих лекциях о том, что терапия должна учитывать условия существования человека, студент может (и должен) возразить: «В этих идеях о нашем месте в существовании есть зерно исти­ны, но они кажутся такими размытыми и расплывчаты­ми... Что экзистенциальный терапевт должен делать на сеансе?» Или еще проще: «Если я был бы мухой и наблю­дал ваш сеанс, сидя на стене кабинета, что бы я увидел?»

Ответ на этот вопрос я начинаю с того, что рассказы­ваю об одном секрете, который помогает правильно проводить и интерпретировать сеансы. Обычно тера­певты рано узнают о нем, но и после многих лет практи­ки он не теряет своей ценности. Секрет прост: разграни­ чивайте содержанием процесс (говоря «процесс», я имею в виду природу терапевтического общения).

Под «содержанием» я, разумеется, понимаю темы и проблемы, обсуждаемые во время сеанса. Здесь в игру вступают все те идеи, о которых я подробно писал в пре­дыдущих главах. Бывают сеансы, когда мы с пациентом надолго погружаемся в экзистенциальное содержание. Но часто эти темы не затрагиваются в течение несколь­ких недель, так как пациент желает обсуждать другие факторы тревоги: любовь, секс, выбор профессии, про­блемы с детьми, деньги.

Иными словами, экзистенциальное содержание мо­жет выступать на первый план для некоторых клиентов (но не для всех) и на некоторых (но не на всех) этапах терапии. Вот так это должно быть. Успешный терапевт никогда не станет навязывать то или иное содержание: терапия должна строиться не на теориях, но на челове­ческих отношениях.

Одно дело — проводить сеанс ради содержания, со­всем другое — ради «отношений». Психотерапевт, вос­приимчивый к экзистенциальным вопросам,относится к пациенту не так, как психотерапевт, не учитывающий их. Эта разница ощущается в каждом сеансе .

В предыдущих главах я подробно останавливался на экзистенциальном содержании; в большинстве описан­ных мною случаев я делал акцент на роли идей в измене­нии личности (например, принципы Эпикура, «волновой эффект», самореализация). Но обычно одних концеп­ций недостаточно: реальная терапевтическая сила за­ ключается в синергии идей и человеческого общения .

В этой главе я предложу ряд рекомендаций, которые помогут психотерапевтам повысить эффективность те­рапевтического общения и придать ему больший смысл. Это, в свою очередь, даст терапевту новые возможности для помощи пациентам, которые хотят вступить в кон­фронтацию со страхом смерти и преодолеть его.

Идея, что в эффективности терапии ключевую роль играют именно отношения, сама по себе не нова. Клини­ческие психотерапевты и преподаватели психиатрии давно поняли, что лечит не теория и не концепции, но человеческие отношения. Первые психоаналитики зна­ли, что необходимо устанавливать с пациентом прочный терапевтический контакт, и исследовали отношения психотерапевта и пациента до мельчайших деталей.

Если мы принимаем допущение, что терапевтические отношения — действенный инструмент психотерапии (а в его пользу убедительно говорит множество исследо­ваний), возникает резонный вопрос: какой тип отноше­ний наиболее эффективен? Более 60 лет назад Карл Роджерс, один из первопроходцев психотерапевтиче­ских исследований, дбказал, что прогресс в терапии связан с рядом особенностей поведения психотерапев­та. Успешные психотерапевты неподдельно искренны, проявляют необходимую эмпатию и позитивное отно­шение, не зависящее от конкретных условий.

Эти качества психотерапевта важны для любых тера­певтических подходов, и я очень рекомендую развивать их. Однако я считаю, что при работе со страхом смерти или с другим экзистенциальным вопросом понятие искренности приобретает иной, более широкий смысл, ко­торый может привести к радикальным изменениям сущ­ности терапевтических отношений.

РОЛЬ ОТНОШЕНИИ В ПРЕОДОЛЕНИИ СТРАХА СМЕРТИ

Когда я обращаю свой взгляд на экзистенциальные жизненные факты, я не ощущаю четкой границы между моими пациентами, пораженными «недугом», и самим собой, целителем. Стандартное описание ролей и харак­терологические диагнозы скорее препятствуют, чем способствуют, эффективности терапии. Так как я счи­таю, что противоядие для многих страданий — простые человеческие отношения, я постараюсь прожить час се­анса вместе с моим пациентом, не возводя искусствен­ных и ненужных барьеров.

В процессе сеанса я выступаю как специалист, «веду­щий» пациента, но это не значит, что я безупречен. Да, я не раз совершал подобные путешествия — ив одиночку, желая выяснить что-то о самом себе, и сопровождая многих других людей.

Работая с пациентами, я ставлю взаимоотношения на первое место. Для этого я готов действовать просто и добросовестно: никакой формы, никаких особенных костюмов, никакого «парада» дипломов, званий и на­град. Я никогда не стану претендовать на всезнание, ибо есть понятия, которыми я не владею; не буду скрывать, что экзистенциальные дилеммы беспокоят и меня само­го; никогда не откажусь отвечать на вопросы. Я не буду прятаться за свою роль. И наконец, не посмею скрывать, что я — тоже человек, и мне не чужды человеческие сла­бости.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!