История Тима : «Зачем Бог посылает мне эти видения ? »



Несколько лет назад мне позвонил мужчина по име­ни Тим и попросил об одной консультации. Причину своего обращения он назвал так: «Самый важный во­прос существования... ну, или моего существования».

Затем он добавил: «Повторяю, одна-единственная кон­сультация. Я — религиозный человек».

Через неделю он переступил порог моего кабинета, в белом, заляпанном красками одеянии художника, с ог­ромной папкой рисунков в руках. Это был невысокий полный мужчина 65 лет, с большими ушами и ежиком светлых волос. Он улыбался так широко, что видны были его зубы, напоминавшие белый забор, в котором не хва­тало нескольких штакетин. Очки у него были с такими толстыми стеклами, что я невольно подумал о донышках бутылок из-под кока-колы. Он достал маленький магни­тофон и попросил разрешения записать наш сеанс.

Я согласился и начал задавать ему ознакомительные вопросы. Итак, ему 65, последние 20 лет работал в строительстве, четыре года назад вышел на пенсию и со­бирался посвятить себя живописи. А затем он перешел к сути, и мне даже не пришлось подталкивать его к этому.

— Я позвонил вам, потому что однажды прочел вашу книгу «Экзистенциальная психотерапия», и мне показа­лось, что вы — мудрый человек.

— А почему же, — спросил я, — вы хотите встретить­ся с этим мудрым человеком всего единожды?

— Потому что у меня всего один вопрос, и я верю, что вы достаточно мудры для того, чтобы ответить на него за один сеанс.

Удивленный столь быстрым и ясным ответом, я взгля­нул на него. Он отвел глаза, посмотрел в окно, засуетил­ся, дважды вскочил со стула, уселся обратно и крепче сжал свою папку.

— Та единственная причина — внутри?

— Я знал, что вы об этом спросите. Я часто могу пре­дугадать, что люди собираются мне сказать. Но я воз­вращаюсь к вашему вопросу. Я назвал вам главную при­чину, но она не единственная. На самом деле их три. Первая: мои финансовые дела в порядке, но не блестя­щи. Вторая: ваша книга мудра, но из нее явствует, что вы — неверующий, а я здесь не за тем, чтобы защищать свою веру. Третья: вы — психиатр, а все психиатры, с которыми я имел дело, пытались подсадить меня на «ко­леса».

— Тим, я ценю вашу прямоту и ваш способ выраже­ния мыслей. Попытаюсь ответить вам тем же. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы помочь вам за одну встречу. В чем заключается ваш вопрос?

— Кроме строительства, чем я только не занимался вжизни... — быстро заговорил Тим, словно отрепетиро­вал свою речь заранее. — Я был поэтом. В молодости был музыкантом, играл на фортепиано и на арфе и сочи­нил несколько произведений и одну оперу, которую по­ставили в местном театральном кружке. Но последние три года я не занимаюсь ничем, кроме живописи. Вот здесь, — он кивнул на свою папку, которую все еще сжи­мал в руках, — мои работы только за прошлый месяц.

— А в чем вопрос?

— Все мои рисунки и картины — просто копии виде­ний, которые посылает мне Господь. Почти каждую ночь
на грани сна и бодрствования ко мне приходит божест­венное видение. И весь следующий день — или несколько дней — я просто копирую его на бумагу. Так, вот мой вопрос: зачем Господь посылает мне эти виде­ ния ? Взгляните.

Он аккуратно открыл папку, явно не желая, чтобы я увидел все работы, и достал большой рисунок.

— Вот это, например, было на прошлой неделе.

Это был замечательный рисунок, с большой тщатель­ностью выполненный пером. Обнаженный мужчина ле­жал на земле лицом вниз, обнимая поверхность; скорее даже это походило на акт любви. Кусты и деревья протя­гивали к нему свои ветви, и, казалось, ласкали. Вокруг него собрались разные звери — жирафы, скунсы, верб­люды, тигры — и все с благоговением взирали на него, задрав головы. В нижней части рисунка была надпись: «Я люблю землю-матушку».

Тим принялся вытаскивать один рисунок за другим. Я был изумлен его причудливыми, запутанными, захватывающими рисунками и картинами, которые изобило­вали архетипическими символами и элементами христи­анской иконографии (он писал акриловыми красками). Было в этой папке и несколько очень ярких мандал. Посмотрев на часы, я был вынужден оторваться от своего занятия.

— Тим, наш сеанс подходит к концу, и я хочу попы­таться ответить на ваш вопрос. Позвольте мне поделить­ся своими наблюдениями. Во-первых, вы — исключи­тельно творческий человек, и это проявлялось в течение всей жизни — музыка, опера, поэзия и теперь ваши уди­вительные рисунки. Во-вторых: у вас очень низкая са­мооценка: не думаю, что вы признаете и цените свои та­ланты. Пока все правильно?

— Думаю, да, — ответил Том. Он выглядел обескура­женным и снова уставился в окно. — Я уже не первый раз это слышу.

— Так вот, я считаю, что и эти идеи, и ваши замеча­тельные рисунки приходят из источника творчества, ко­торый находится внутри вас. Но поскольку ваша само­оценка низка, вы так сильно сомневаетесь в себе, что да­же не можете поверить, что способны сотворить такое... Вы автоматически приписываете все это кому-то друго­му, в данном случае — Богу. Итак, мое мнение: даже если вашим даром вас наградил Господь, я убежден, что вы, и только вы, создаете эти образы и рисунки.

Тим внимательно слушал меня и кивал. Он указал на магнитофон (помните, он попросил у меня разрешения записать наш сеанс) и сказал:

— Я хочу запомнить ваши слова, и я буду снова и снова прослушивать эту кассету. Думаю, что вы дали мне именно то, что мне было нужно.

Таким образом, работая с религиозными людьми, я следую заповеди, которая занимает первое место в моей личной иерархии ценностей: забота о пациенте . Я не имею права ни во что вмешиваться. Не могу представить себе, чтобы я попытался подорвать чью-либо систему убеждений, если она приносит этому человеку пользу, пусть лично мне она кажется совершенно фантастиче­ской. Так, если ко мне обращается за помощью религи­озный человек, я никогда не бросаю вызов его убежде­ниям; как правило, они формируются у людей очень ра­но. Напротив, я часто ищу способы укрепить их веру.

Как-то я работал со священником, который всегда находил утешение в «беседах» с Иисусом перед пятича­совой мессой. В то время, когда мы начали общаться, он был так измотан административными обязанностями и конфликтом с другими служителями своей епархии, что ему пришлось сокращать эти беседы, а иногда и вовсе отменять их. Я начал узнавать, почему он лишает себя того, что приносит ему такое утешение и поддержку. Вместе мы работали над снятием его блоков. Мне ни ра­зу не пришло в голову поставить его привычку хоть под малейшее сомнение.

Однако я помню и одно грубое нарушение моего же принципа — не бросать вызов вере пациентов. Тогда я изменил своему терапевтическому подходу.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!