ЧТО ЗНАЧИТ «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ» ?



Для многих философски образованных людей этот термин несет в себе целый ряд значений: христианский экзистенциализм Кьеркегора, ставящий во главу угла свободу и возможность выбора; антирелигиозный де­терминизм Ницше; акцент Хайдеггера на быстротечно­сти и подлинности; ощущение абсурдности мира, свой­ственное Камю; идеи Сартра о бескорыстной самоотда­че ради выполнения «надчеловеческого» долга.

Но в своей врачебной практике я употребляю слово «экзистенциальный» в самом прямом смысле — «имею­щий отношение к существованию (экзистенции)». Хотя экзистенциальные мыслители могут занимать разные позиции, все они исходят из одного допущения: люди единственные существа , для которых их собственное существование является проблемой .

Таким образом,существование — ключевое понятие в моем подходе. С таким же успехом я мог бы использо­вать иные термины, например, «терапия существова­ния» или «экзистенциально ориентированная терапия». Но они представляются мне слишком громоздкими, и по­этому я остановлюсь на термине «экзистенциальная психотерапия».

Экзистенциальный подход — лишь один из множест­ва психотерапевтических методов, объединенных общей целью: справиться с человеческим отчаянием. Эк­зистенциальная психотерапевтическая позиция состоит в том, что мы страдаем не только на биологическом уровне (это психофармакологическая точка зрения), не только из-за борьбы с инстинктивными побуждениями (позиция Фрейда), не только из-за того, что значимые в нашей жизни взрослые не относились к нам с должной заботой и любовью или сами страдали неврозами (точка зрения теории объектных отношений), не только из-за беспорядочного образа мыслей (когнитивно-бихевио­ристская позиция), не только из-за «застрявших оскол­ков» травмирующих воспоминаний и не только из-за неурядиц в работе или в отношениях с важными для нас людьми, но и ... из-за конфронтации с собственным су­ществованием.

Краеугольный камень экзистенциальной терапии — утверждение, что страдания человека, кроме прочих причин, вызываются неизбежной конфронтацией с ус­ловиями человеческого существования — или с «данно­стями» существования. Каковы же эти «данности»?

Ответ легко доступен и находится внутри нас. Нена­долго отложите все дела и просто подумайте о своем су­ществовании. Постарайтесь не отвлекаться, отбросьте все теории и убеждения и поразмышляйте о своем поло­жении в мире. Через некоторое время вы обязательно дойдете до самых глубоких структур существования или, если воспользоваться удачным теологическим терми­ном Пауля Тиллиха, до вопросов, вызывающих «пре­дельную заботу». На мой взгляд, «предельная забота» вызывается вопросами, имеющими самое прямое отно­шение к психотерапевтической практике. Это вопросы смерти, одиночества, смысла жизни и свободы.

Данные вопросы занимают центральное место в моей книге «Экзистенциальная психотерапия», написанной в 1980 году, в которой я подробно останавливаюсь на их феноменологии и на способах их применения в психоте­рапии.

Хотя в ежедневной работе психотерапевта все во­просы «предельной заботы» тесно переплетены, страх смерти все же является наиболее значимым и приносит максимальные страдания. В процессе лечения, однако, обязательно возникнут и вопросы смысла жизни, оди­ночества и свободы. Экзистенциально ориентирован­ные, но стоящие на разных позициях психотерапевты могут выстроить иерархию различным образом. Так, Карл Юнг и Виктор Франкл подчеркивают, что большинство пациентов обращаются к терапии из-за потери смысла жизни.

Экзистенциальное мировоззрение, на которое я опи­раюсь в своей практике, рационально. Оно отсекает по­верхностные верования и исходит из того, что жизнь вообще и человеческая жизнь в частности возникает слу­чайно; что мы — конечные существа, хотя и стремимся сохранить свое бытие; что нас «забрасывают» в сущест­вование, не снабдив разработанным жизненным планом или предопределенной «судьбой»; что каждый из нас должен сам решать, каким образом прожить свою жизнь как можно более полно, счастливо, нравственно и ос­мысленно.

Так существует ли экзистенциальная психотерапия? Хотя я часто и запросто говорю о ней и написал толстую книгу с таким названием, я никогда не считал экзистен­циальную психотерапию самостоятельной идеологиче­ской школой. Скорее, это мои личные убеждения и наде­жды, которые заключаются в том, что хорошо обученный психотерапевт, владеющий знаниями и навыками из разных областей психиатрии, должен учиться рабо­тать и над экзистенциальными вопросами ( которые могут возникнуть у некоторых пациентов и на неко­ торых этапах терапии ).

Хотя цель этой главы — помочь психотерапевтам развить восприимчивость к важнейшим экзистенциаль­ным вопросам и «подстегнуть» готовность работать над ними, я считаю, что для достижения полноценного поло­жительного результата одной такой восприимчивости мало. Практически любой курс лечения требует приме­нения терапевтических приемов других школ.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!